|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 45. ПЕРЕСМОТР НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СУДОВ В АПЕЛЛЯЦИОННОМ ПОРЯДКЕ
Статья 830. Право обжалования, принесения апелляционного ходатайства прокурором на постановление суда 1. Постановление суда специализированного районного и приравненного к нему административного суда и суда по делам несовершеннолетних о наложении административного взыскания может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 настоящего Кодекса, в вышестоящий суд, а также пересмотрено по апелляционному ходатайству прокурора. 2. На постановление по делу о факте проявления неуважения к суду, вынесенное судом в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 829-10 настоящего Кодекса, могут быть подана жалоба, принесено апелляционное ходатайство прокурора в суд вышестоящей инстанции.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Дела об административных правонарушениях, ранее рассмотренные судами, по которым принесена жалоба или апелляционное ходатайство, а также постановления судов по итогам обжалования или опротестования в суде постановлений по делам об административных правонарушениях, предписаний о необходимости уплаты штрафа, постановлений вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту, в порядке главы 44-1 КоАП, могут быть пересмотрены в порядке апелляционного производства по правилам главы 45 КоАП. Несомненно, эти итоговые решения не вступили в силу, так как в противном случае необходимо руководствоваться ч. 2 ст. 832 КоАП: в таком случае с большой вероятностью жалоба (апелляционное ходатайство прокурора) также будет рассмотрена по существу. Одновременно суд рассмотрит причины пропуска сроков на предмет их значения для правильного разрешения дела. Часть 1. Обжалование, принесение апелляционного ходатайства прокурором на постановление суда о наложении административного взыскания представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов участников административного производства, средство выявления и устранения недостатков в деятельности судов. Право обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях носит факультативный характер. Его использование зависит от усмотрения лиц, которым данное право предоставлено. Право обжалования распространяется как на физических, так и на юридических лиц и обеспечивается обязательным объявлением постановления и вручением его копии, разъяснением порядка обжалования, сроками обжалования и др. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, правом обжалования, принесения апелляционного ходатайства прокурором на не вступившее в законную силу постановление суда обладают, кроме прокурора, лица, указанные в статьях 744, 74, 746, 747, 748 и 753 КоАП. Это, в частности: – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе несовершеннолетнее; – законные представители физического лица; – потерпевшие, в том числе их представители; – представители индивидуального предпринимателя, юридического лица; – защитники, в том числе адвокаты и др. Не является исключением также постановление по делу о факте проявления неуважения к суду, вынесенное «местным» судом в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 829-10 КоАП. Также следует знать, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Еще одним важным обстоятельством является то, что в некоторых Конституционных законах предусмотрены нормы, устанавливающие не только основания ответственности, но и правила специальной подсудности, которые, естественно, изменяют и общие правила обжалования. Их необходимо принимать в расчет в подобного рода правоотношениях. К примеру, в статье 50 Конституционного закона РК от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан» установлены основания наступления уголовной, административной и иной ответственности: 1) непредставления или неопубликования сведений согласно требованиям настоящего Конституционного закона; 2) невыполнения решения избирательной комиссии, принятого в пределах ее полномочий; 3) проведения предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидата, партийного списка, выдвинутого политической партией, в день выборов либо предшествующий ему день; 4) препятствования праву вести предвыборную агитацию; 5) распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях или совершения иных действий, порочащих их честь и достоинство; 6) нарушения права членов избирательных комиссий; 7) нарушения права граждан на ознакомление со списком избирателей; 8) предоставления неверных сведений об избирателях для составления списков избирателей; 9) выдачи гражданам избирательных бюллетеней с целью голосования за других лиц; 10) непредоставления отпуска для участия в выборах; 11) нарушения условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; 12) изготовления или распространения анонимных агитационных материалов; 13) умышленного уничтожения или повреждения агитационных материалов; 14) оказания финансовой (материальной) поддержки кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, помимо их избирательных фондов; 15) принятия пожертвований от иностранных государств, организаций, граждан, лиц без гражданства для избрания кандидата; 16) нарушения условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами; 17) препятствования законной деятельности доверенных лиц кандидатов, политических партий, представителей средств массовой информации и наблюдателей на выборах. Более того, Конституционный закон в ряде случаев устанавливает и исключительную подсудность. К примеру, ч. 8 ст. 59, ч. 3 ст. 66, ч. 2 ст. 82, частями 6 и 7 ст. 89 и др. установлена исключительная подсудность, когда Верховный Суд является судом первой инстанции[1862]. В данных случаях речь идет о гражданской ответственности, однако не исключено и иное. В реализацию этих предписаний, КоАП содержит нормы 101-126 КоАП, а в ст. 684 устанавливает, что судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126. Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, происходит с помощью прокурора, который выносит соответствующее постановление. Однако ст. 807 КоАП фактически позволяет обращаться физическим лицам с заявлением о восстановлении нарушенных прав по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126 КоАП и рассматривать их непосредственно в суде без составления протокола о правонарушении. Согласно части 2 на них могут быть поданы жалобы, принесены апелляционные ходатайства прокуроров в суд вышестоящей инстанции. Суд при рассмотрении дела в суде в случае нарушения общественного порядка в зале заседания суда или проявления неуважения к суду вправе непосредственно в зале судебного заседания своим постановлением подвергнуть виновное лицо мерам взыскания, предусмотренным административным законодательством. Действия суда (судьи) по наложению административного взыскания на виновное лицо непосредственно в зале заседания суда должны быть отражены в протоколе судебного разбирательства. Указанные действия суда апелляционной, кассационной инстанций фиксируются в протоколе судебного заседания лишь в тех случаях, когда в соответствии с законом такой протокол ведется. Решение же о наложении административного взыскания оформляется во всех случаях в виде отдельного мотивированного постановления. Административные взыскания за неуважение к суду и другие правонарушения, которые совершены вне судебного заседания, налагаются судом в общем порядке в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях. Данное правонарушение посягает на авторитет судебной ветви власти. Кроме того, нарушение установленных в суде правил препятствует или мешает судье должным образом вести судебный процесс в соответствии с нормами законодательства. Такое нарушение предусмотрено ст. 653 КоАП и может выражаться в неуважении к суду, выразившемся в неявке в суд без уважительных причин участников процесса и иных лиц по повестке, извещению, уведомлению или вызову в случаях, когда дальнейшее рассмотрение дела в их отсутствие представляется суду невозможным, неподчинении распоряжениям председательствующего в судебном заседании, нарушении установленных в суде правил, а также иные действия (бездействие), явно свидетельствующие о неуважении к суду и (или) судье. Обязанность обеспечения порядка при проведении судебного процесса лежит на судье, а также на судебном приставе, в отдельных случаях (по отдельным вопросам) на секретаре судебного заседания. Они знакомят участников судопроизводства и присутствующих с установленным порядком, дают распоряжения и требуют их исполнения. По указанному вопросу необходимо руководствоваться нормативным постановлением Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан». Оно разъясняет, что за проявление неуважения к суду, если оно не содержит признака другого специального административного правонарушения или преступления, виновные лица должны нести административную ответственность по ст. 653 КоАП, в соответствии с которой неуважением к суду признаются любые действия (бездействие) свидетельствующие о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам. Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи и (или) присяжного заседателя в связи с его служебной деятельностью, уже влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст.410 УК РК.
Статья 831. Порядок обжалования, пересмотра по апелляционному ходатайству прокурора на постановление суда 1. Жалоба, апелляционное ходатайство прокурора на постановление суда направляются в суд, вынесший постановление, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы, апелляционного ходатайства прокурора направить их со всеми материалами дела в вышестоящий суд. 2. В случаях обжалования, принесения апелляционного ходатайства прокурором на постановление по делу о факте проявления неуважения к суду в соответствии с частью второй статьи 830 настоящего Кодекса суд прилагает к постановлению выписку из протокола судебного заседания в части установления факта. 3. Исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI. 4. Жалоба, апелляционное ходатайство прокурора на постановление судьи о наложении взыскания в виде административного ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы, апелляционного ходатайства прокурора. 5. Исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1. Установление общего порядка подачи жалобы, апелляционного ходатайства прокурора через судью, которым вынесено постановление, направлено на обеспечение прав участников производства по делу об административном правонарушении. Факт подачи жалобы, апелляционного ходатайства прокурора обязывает судью в течение 3 суток со дня поступления жалобы, апелляционного ходатайства прокурора направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд. Указанный подход аналогичен с тем, что использован законодателем в ч. 1 ст. 826-2 КоАП в части регулирования порядка и сроков обжалования, опротестования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа вышестоящим органом (должностным лицом). Соответственно, с более детальным комментарием можно ознакомиться обратившись к ч. 1 ст. 826-2 КоАП. Часть 2. Как нами ранее указывалось, действия суда (судьи) по наложению административного взыскания на виновное лицо непосредственно в зале заседания суда должны быть отражены в протоколе судебного разбирательства. Указанные действия суда апелляционной, кассационной инстанций фиксируются в протоколе судебного заседания лишь в тех случаях, когда в соответствии с законом такой протокол ведется. В случаях обжалования, принесения апелляционного ходатайства прокурором на постановление по делу о факте проявления неуважения к суду, в соответствии с ч. 2 ст. 830 КоАП, суд прилагает к постановлению выписку из протокола судебного заседания в части установления факта. Процессуальное законодательство (наряду с КоАП также уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное) знает нормы, когда возможно вести краткий протокол или он подменяется аудио-, видеофиксацией. Применение судом аудио-, видеофиксации в зале судебного заседания регламентируется ст. 803 КоАП и она распространена во всех видах судопроизводства - гражданского и уголовного - и регулируется также статьями 257 ГПК, 328 УПК. Общее же регулирование особенностей привлечения к административной ответственности за проявление неуважения к суду регулируется нормами главы 44-1 КоАП. Серьезный правозащитный потенциал имеет часть 4, предписывающая суду направлять полученную жалобу, апелляционное ходатайство прокурора на постановление судьи о наложении взыскания в виде административного ареста в вышестоящий суд в день их подачи. Здесь необходимо помнить, что в соответствии со ст. 808 КоАП, протокол, а в случае, предусмотренном ч. 9 ст. 803 КоАП, копия протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, ответственность за совершение которого может повлечь применение административного ареста, административного выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан, направляется судье немедленно после его составления. То есть дела, по которым в качестве взыскания может быть применен арест, направляются для рассмотрения в суд в возможно короткие сроки. Это обусловлено желанием максимально ограничить возможный внесудебный период нахождения лица в условиях изоляции (ареста), что соответствует международным стандартам и практикам. Быстрая проверка законности и обоснованности применения ареста и надлежащее обеспечение конституционного права гражданина на свободу и личную неприкосновенность – прерогатива для суда и законодателя.
Статья 832. Срок обжалования, принесения апелляционного ходатайства прокурором на постановление суда 1. Жалоба, апелляционное ходатайство прокурора на постановление суда могут быть поданы в течение десяти суток со дня вручения постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 настоящего Кодекса, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня его получения. 2. Пропуск срока на подачу жалобы, принесение апелляционного ходатайства прокурором не является основанием к отказу в их принятии к рассмотрению. Сроки и их значение для правильного разрешения дела проверяются судом независимо от содержания жалобы, апелляционного ходатайства прокурора. 3. Жалоба, апелляционное ходатайство прокурора в сторону, ухудшающую положение лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, могут быть поданы в течение года со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи устанавливает 10-суточный срок со дня вручения постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа. Здесь необходимо руководствоваться правилами исчисления процессуальных сроков, установленных ст. 739 КоАП. Если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 КоАП, не участвовали в рассмотрении дела, - со дня получения постановления. Практикой подтверждена оптимальность этого срока для обеспечения реальной возможности заинтересованным лицам обжаловать незаконные, по их мнению, постановления. Такое исчисление срока создает дополнительную гарантию того, что у лица, правомочного обжаловать постановление суда, есть достаточное время для анализа текста постановления и подготовки жалобы, апелляционного ходатайства прокурором. Следует обратить внимание на отправную точку отсчета указанных сроков: момент вручения и получения постановления. Поэтому решающее значение в толковании указанной статьи имеет положение ст. 743 КоАП. Более детальный комментарий изложен к ст. 826-2 КоАП. Часть 2. Серьёзным правозащитным посылом является включение в Кодекс нормы относительно рассмотрения дела, несмотря на пропуск срока на подачу жалобы, принесение апелляционного ходатайства прокурором. В соответствии с комментируемой нормой, это не является основанием к отказу в их принятии к рассмотрению. При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру. Здесь суд руководствуется ст. 834 КоАП, согласно которой подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы. Кроме того, прокурор имеет право приостановить исполнение постановления о наложении административного взыскания на время проверки его законности, давать письменные указания уполномоченным должностным лицам и органам (кроме суда) о производстве дополнительной проверки. Это делается для того, чтобы по результатам проверки он мог внести апелляционное ходатайство соответствующему суду об отмене или изменении постановления и для минимизации от исполнения обжалуемого акта. Если опасения не подтвердятся, он отменяет приостановление исполнения постановления. В случае пропуска срока формально должно быть подано обращение о восстановлении этого срока, однако на практике это условие выполняется не всегда. Указанное не освобождает суд от рассмотрения как причин уважительности такого пропуска, так и значения пропуска для правильного разрешения дела. Эти обстоятельства устанавливаются и проверяются судом независимо от содержания жалобы, апелляционного ходатайства прокурора. Это правило справедливо и для пересмотра постановления по административному делу и предписания о необходимости уплаты штрафа в порядке главы 43-1 КоАП. В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств, введение ограничительных мер (карантин) и др. Часть 3 комментируемой статьи ограничивает сроки подачи жалобы, апелляционного ходатайства прокурором, призванных ухудшить положение лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, одним годом со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту. Ограничение срока одним годом существовало на протяжении многих лет. Если норму сравнивать с аналогичной нормой в УПК, то следует констатировать более репрессивный подход в административном законодательстве в сравнении с уголовно-процессуальным, поскольку в УПК этот срок в два раза меньше (6 месяцев), нежели в административном. Вторым важным аспектом является то, что срок подачи жалобы, апелляционного ходатайства прокурором в сторону улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, не ограничен.
Статья 833. Содержание жалобы, апелляционного ходатайства прокурора 1. Жалоба подается, апелляционное ходатайство прокурора приносится в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, и в них должны быть указаны: 1) наименование суда, которому подается жалоба, апелляционное ходатайство прокурора; 2) фамилия, имя и отчество (при его наличии) (точное наименование юридического лица), место постоянного жительства или место нахождения (почтовый адрес) заявителя жалобы, прокурора, принесшего апелляционное ходатайство; 3) наименование суда, на постановление которого подается жалоба, приносится апелляционное ходатайство; 4) содержание обжалуемого или пересматриваемого по апелляционному ходатайству прокурора постановление суда, а также причины, по которым лицо, подавшее жалобу, прокурор, принесший апелляционное ходатайство, считают постановление суда нарушающим их права или свободы; 5) четко сформулированные просьба, требование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего апелляционное ходатайство. 2. Жалоба, апелляционное ходатайство, подписываются лицами, указанными в статьях 744, 745, 746, 747 и 748 настоящего Кодекса, прокурором. Жалоба, подаваемая от имени юридического лица, подписывается его представителем или другим уполномоченным на то лицом. 3. Если жалоба подается, апелляционное ходатайство прокурора приносится в интересах другого лица, в них следует указать имя и фамилию, место постоянного жительства или место нахождения (почтовый адрес) лица, в интересах которого подается жалоба, приносится апелляционное ходатайство. К жалобе прилагается подтверждающий полномочия документ. 4. Жалоба подается, апелляционное ходатайство прокурора приносится в двух экземплярах с приложением копий обжалуемого, пересматриваемого постановления суда, а также иных документов в обоснование приведенных в жалобе, апелляционном ходатайстве доводов. 5. В случае, если поданная жалоба, принесенное апелляционное ходатайство прокурора не соответствуют требованиям, предусмотренным частями первой и второй настоящей статьи, они считаются поданными, но возвращаются с указанием срока для дооформления. Если в течение указанного срока жалоба, апелляционное ходатайство прокурора после пересоставления не представлены суду, они считаются неподанными.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1. Данная статья и, соответственно, требования к жалобе (ходатайству прокурора) являются основными не только для апелляционного производства, но и всего Кодекса, так как отсылки к ней по Кодексу повсеместны. Здесь необходимо помнить, что административное право в части пересмотра решений по итогам его первичного рассмотрения весьма демократично и позволяет делать это неоднократно, за исключением пересмотра административного дела специализированной коллегией Верховного Суда. При составлении жалобы, апелляционного ходатайства прокурором следует обращать внимание на аргументацию приводимых в ней доводов со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, апелляционное ходатайство, при пересмотре судом не были должным образом применены, или не применены, либо применены неправильно. Одновременно указанные лица должны подтверждать свои доводы имеющимися в деле доказательствами или посредством предоставления или ссылки на новые доказательства, которые не были предметом исследования ранее (по объективным или иным причинам). Об этом лица, подающие жалобу, апелляционное ходатайство, также должны указать в своем обращении. В соответствии с Законом РК от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и Законом РК от 30 июня 2017 года «О прокуратуре», а также нормами КоАП, жалоба подается, а апелляционное ходатайство прокурора приносится в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. Это существенно упрощает процесс и экономит время его участников. В настоящее время эта функция реализуется посредством возможностей Судебного кабинета на интернет-сайте Верховного суда – http://office.sud.kz/. В качестве обязательного содержания жалобы, ходатайства, законодатель определил ряд положений, указанных в комментируемой статье, некоторым из которых мы посчитали необходимым дать комментарий. В апелляционной жалобе, ходатайстве прокурора должно быть указано наименование суда, в который адресуется жалоба, ходатайство. Наименование суда имеет существенное значение, это не просто формализм, так как это определяет подсудность административного дела, в том числе конкретному суду, с учётом особенностей КоАП. Более детально смотрите комментарий к статьям 827 и 829-1 КоАП. Кроме того, в жалобе, ходатайстве указываются фамилия, имя и отчество (при его наличии), точное наименование юридического лица, место постоянного жительства или место нахождения (почтовый адрес) заявителя жалобы, прокурора, принесшего апелляционное ходатайство. Таким лицом может быть субъект, от имени которого подается жалоба, ходатайство. В жалобе, ходатайстве обязательно должно быть указано наименование суда, на постановление которого подается жалоба, приносится апелляционное ходатайство, а также обжалуемый судебный акт с датой его вынесения. Хотя процессуальным законом не предусмотрено требование об указании в апелляционной жалобе, ходатайстве наименования сторон и реквизитов дела, ссылка на них является желательной. Такие сведения необходимы для своевременной и правильной подготовки дела к направлению в вышестоящую инстанцию, а также для дальнейшего его рассмотрения. В качестве основного содержания жалобы, ходатайства законодатель указывает на включение в обращение, в чем заключается незаконность или необоснованность решения суда, в какой части следует проверить законность обжалуемого или пересматриваемого по апелляционному ходатайству прокурора постановления суда и внесения каких изменений требует лицо, подающее жалобу, ходатайство, а также другие причины, по которым лицо, подавшее жалобу, прокурор, принесший апелляционное ходатайство, считают постановление суда нарушающим их права или свободы. В завершении лицо, подающее жалобу, ходатайство, должно четко сформулировать просьбу, требование. В соответствии с частью 2 и 3, апелляционные жалоба, ходатайство должны содержать указание на дату подачи, а также подпись лица, подавшего их. Если жалоба подается, апелляционное ходатайство прокурора приносится в интересах другого лица, в них следует указать имя и фамилию, место постоянного жительства или место нахождения (почтовый адрес) лица, в интересах которого подается жалоба, приносится апелляционное ходатайство. К жалобе прилагается подтверждающий полномочия документ. Жалоба, подаваемая от имени юридического лица, подписывается его представителем или другим уполномоченным на то лицом, соответственно, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, если в деле такой отсутствует. Особенности процессуального статуса представителя и других участников административного производства определяются главой 38 КоАП. В этой части необходимо обратиться к комментариям к статьям указанной главы. В соответствии с частью 4, жалоба подается, апелляционное ходатайство прокурора приносится в двух экземплярах с приложением копий обжалуемого, пересматриваемого постановления суда, а также иных документов в обоснование приведенных в жалобе, апелляционном ходатайстве доводов. Данное требование закона актуально только для письменной (бумажной) формы подачи соответствующих обращений. Отдельного внимания заслуживает довольно продвинутый и современный подход законодателя, изложенный в части 5 комментируемой статьи. В частности, в случае если поданная жалоба, принесенное апелляционное ходатайство прокурора не соответствуют требованиям, предусмотренным частями 1 и 2 комментируемой статьи, они считаются поданными, но возвращаются с указанием срока для дооформления. Если в течение указанного срока жалоба, апелляционное ходатайство прокурора после пересоставления не представлены суду, они считаются не поданными. Это очень оригинальный, человекоориентированный и новый для административного законодательства стран СНГ подход. Лицам, подающим жалобу, в случае если она не соответствует требованиям комментируемой статьи, представляется возможность ее дооформить. В таком случае, такая жалоба все равно считается поданной, но возвращается с указанием срока для дооформления. И только если в течение указанного срока жалоба не пересоставлена или не представлена органу (должностному лицу), она считается не поданной.
Статья 834. Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением апелляционного ходатайства прокурора 1. Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы. 2. Прокурор имеет право приостановить исполнение постановления о наложении административного взыскания на время проверки его законности, давать письменные указания уполномоченным должностным лицам и органам (кроме суда) о производстве дополнительной проверки. По результатам проверки прокурор приносит апелляционное ходатайство соответствующему органу об отмене или изменении постановления или отменяет приостановление исполнения постановления. 3. Принесение прокурором апелляционного ходатайства приостанавливает исполнение постановления до его рассмотрения.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Части 1 и 3. Из комментируемой статьи следует, что суд апелляционной инстанции наделен полномочием приостановить исполнение решения. Приостановление означает прекращение до рассмотрения жалобы совершения каких-либо действий по исполнению конкретного административного взыскания. В качестве основания приостановления исполнения административного взыскания в рассматриваемой части указывается подача в установленный срок жалобы на постановление суда. Принесение прокурором апелляционного ходатайства также автоматически приостанавливает исполнение постановления до его рассмотрения. О приостановлении исполнения выносится определение. Следует обратить внимание на то, что законодатель в данной статье указывает на условие приостановления – «подача в установленный срок жалобы». Это не входит в противоречие с ч. 2 ст. 832 КоАП, а продиктовано тем обстоятельством, что такие решения после истечения срока на апелляционное обжалование должны приводиться к исполнению, так как суд не может знать, будет ли оно обжаловано. Соответственно, подача жалобы после указанного срока не подпадает под автоматическое регулирование указанной статьей. Однако не препятствует специальному ее применению. Часть 2 наделяет прокурора дополнительными процессуальными возможностями по проверке и последующей подготовке к принесению ходатайства в суд. Соответственно, эта часть дает право прокурору приостановить исполнение постановления о наложении административного взыскания на время проверки его законности, давать письменные указания уполномоченным должностным лицам и органам о производстве дополнительной проверки, за исключением судов. По результатам проверки прокурор приносит апелляционное ходатайство соответствующему органу (здесь речь должна идти о суде) об отмене или изменении постановления или отменяет приостановление исполнения постановления. Второе предложение указанной статьи перекочевало из редакции КоАП до изменений 2017 года, однако не было должным образом видоизменено и в такой редакции быть применено не может. Законодателю следует обратить на данное положение закона дополнительное внимание.
Статья 835. Сроки рассмотрения жалобы, апелляционного ходатайства прокурора на постановление суда 1. Жалоба, апелляционное ходатайство прокурора на постановление суда подлежат рассмотрению в течение десяти суток со дня их поступления. 2. Жалоба, апелляционное ходатайство прокурора на постановление об административном аресте в случае, если лицо, привлеченное к ответственности, отбывает административный арест, подлежат рассмотрению в течение одних суток с момента их подачи, принесения. 3. В случаях поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, апелляционного ходатайства прокурора может быть продлен судом, рассматривающим дело, но не более чем на десять суток. Суд обязан приостановить срок рассмотрения жалобы, апелляционного ходатайства прокурора при невозможности ее (его) рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве. Решение о продлении и (или) приостановлении срока выносится в виде мотивированного определения.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что жалоба, апелляционное ходатайство прокурора на постановление суда подлежат рассмотрению в течение десяти суток со дня их поступления. Оптимальный с точки зрения сочетания оперативности рассмотрения жалобы, апелляционного ходатайства и тщательности проверки законности и обоснованности постановления суда срок – залог соблюдения прав граждан и организаций. Главенствующей концепцией среди практикующих юристов и судей является утверждение, что этот срок не считается достаточным для большого количества дел, представляющих существенные затруднения в связи со сложностью регулируемых правоотношений. К примеру, налоговые дела или дела, связанные с деликтами в сфере недропользования, охраны окружающей сред и т.д. Часть 2 устанавливает особый порядок исчисления срока рассмотрения жалобы, апелляционного ходатайства прокурора: в течение суток с момента их подачи, принесения. Сокращенный срок обусловлен, во-первых, тем, что обжалуется постановление суда о назначении административного ареста. Во-вторых, тем, что лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест. В этом случае речь идет о конституционном праве гражданина на свободу и личную неприкосновенность, и задержка с исправлением возможной судебной ошибки недопустима. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи, в случае поступления ходатайств от участников производства либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, апелляционного ходатайства прокурора может быть продлен судом, рассматривающим дело, но не более чем на 10 суток. При этом по императивному требованию этой же нормы КоАП, суд обязан приостановить срок рассмотрения жалобы, апелляционного ходатайства прокурора при невозможности ее (его) рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве. Такая практика зачастую распространена по «сложным делам», когда одновременно обжалуются «уведомления» или иные правовые акты по правилам гражданского процесса (глава 29 ГПК) по делам, вытекающим из налоговых правоотношений, или делам, связанным с деликтами в сфере недропользования, охраны окружающей сред и т.д. Зачастую это используется как часть линии защиты, а в отдельных случаях и как злоупотребление правом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |