|
|
|
Автоматический обмен информацией
А. Багибаев, заместитель руководителя Управления налогообложения нерезидентов КГД МФ РК
По мере того как мир стремительно глобализуется и трансграничная предпринимательская деятельность превращается в норму, налоговым органам необходимо работать в тесном контакте, чтобы обеспечить полноту и правильную юрисдикцию уплаты налогов налогоплательщиками. Ключевым аспектом в готовности налоговых органов к таким вызовам XXI века является обеспечение необходимых правовых, административных и IT-инструментов. В этом контексте усиленное взаимодействие между налоговыми органами через автоматический обмен информацией является одним из основных направлений в приведении национальных налоговых служб в соответствие с вызовами глобальной мировой экономики. Для указанных целей Организацией экономического сотрудничества и развития ведется постоянная работа в этом направлении. Так, к примеру, одной из основных инициатив на сегодняшний день является вовлечение наибольшего количества стран в автоматический обмен информацией. Правовым основанием для этого служит Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Статьей 6 Конвенции предусмотрено право стран-участниц обмениваться информацией автоматически. Для реализации указанной нормы Организацией разработано и открыто для присоединения Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, которое предусматривает ежегодный единый стандарт обмена информацией. Необходимо отметить, что Конвенция ратифицирована Республикой Казахстан Законом от 26 декабря 2014 года № 267-V. В настоящее время Министерством финансов ведется работа по присоединению к Многостороннему соглашению компетентных органов. Многостороннее соглашение определяет, какая информация подлежит обмену и ее сроки. Оно является многосторонним соглашением с дальнейшим двусторонним обменом. Примечательно то, что более 30 из 98 юрисдикции, присоединившихся к Конвенции, являются юрисдикциями с льготным налогообложением, или так называемыми офшорными юрисдикциями. К тому же предполагается, что в силу растущего давления со стороны мирового сообщества указанное число будет только увеличиваться. Следует обратить внимание, что указанная инициатива ОЭСР основана на законе США о контроле иностранных счетов, известная как FATCA. Между тем соглашение между Республикой Казахстан и США об обмене информацией в рамках FАТСА находится на завершающей стадии подписания. Следовательно, так как единый стандарт обмена информацией ОЭСР основан на FАТСА, требования к формату и содержанию в обоих случаях являются аналогичными, за исключением незначительных различий. Отдельно стоит упомянуть реализуемые инициативы в рамках Евразийского экономического союза. В рамках ЕАЭС на завершающей стадии согласования находится Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Союза для осуществления налогового администрирования. В рамках Протокола налоговые органы государств-членов будут обмениваться информацией автоматически в электронном виде. Обмен информацией будет осуществляться раз в год. Содержание будет включать как информацию о полученных резидентами доходах из источников в государстве-члене, так и информацию о недвижимости, находящейся на его территории. Отдельным видом автоматического обмена является обмен в рамках трансфертного ценообразования. Действие 13-й инициативы BEPS (размытие налогооблагаемой базы и увод прибыли) касается документации трансфертного ценообразования и межстранового отчета. Оно предусматривает стандарт для транснациональных предприятий для ежегодного представления стандартного отчета в каждую налоговую юрисдикцию, в которой они осуществляют деятельность. Указанный вид обмена также основывается на Конвенции, двусторонних налоговых соглашениях и соглашениях об обмене налоговой информацией. Как видим, международное сообщество твердо и верно идет к тому, чтобы обмен информацией стал действенным механизмом в борьбе против сокрытия доходов и избежания налогообложения. Полная реализация вышеуказанных инициатив даст основания для более действенных мер по выявлению сокрытия доходов, и Республика Казахстан не остается в стороне от указанной сети обмена.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |