| Правительство Республики Казахстан утверждена Концепция промышленной безопасности в Республике Казахстан на 2024 - 2030 годы (далее - Концепция). Раздел 1. Паспорт Раздел 2. Анализ текущей ситуации Раздел 3. Обзор международного опыта Раздел 4. Видение развития промышленной безопасности в Казахстане Раздел 5. Основные принципы и подходы развития Направление 1. Развитие регуляторной политики в области промышленной безопасности. Направление 2. Цифровая трансформация промышленной безопасности. Направление 3. Ресурсообеспечение промышленной безопасности. Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты Приложение 1. Целевые индикаторы Концепции промышленной безопасности в Республике Казахстан на 2024 - 2030 годы Приложение 2. План действий по реализации Концепции промышленной безопасности в Республике Казахстан на 2024 - 2030 годы Высокие показатели травматизма и аварийности, неэффективность действующей системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах являются существенным барьером для обеспечения устойчивости развития экономики, конкурентоспособности отечественных предприятий. Это отражено в Послании Президента Республики Казахстан Токаева К.К. народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана», в котором отмечается крайне острая проблема высокого уровня производственного травматизма, указывается значительная изношенность инфраструктуры, приводящая к череде аварий, ухудшению экологии и ущербу здоровью вокруг крупных опасных производств. Президент страны говорит о необходимости принятия решительных мер для улучшения технологического и экологического состояния системы охраны здоровья на предприятиях. Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Казахстана, на долю которой приходится порядка 29,7 % валового внутреннего продукта страны, в региональном разрезе достигая 50 и более процентов. Особое значение в промышленности и ее влиянии на экономику страны имеют цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая индустрия, горнодобывающий сектор. Важность промышленной безопасности в этих отраслях обусловлена ее влиянием на формирование прочного промышленного каркаса страны. Фокус государственной политики сосредоточен на ускоренном развитии таких направлений, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений, каждый из которых характеризуется наличием опасных производственных факторов. Поэтому вопрос промышленной безопасности и обеспечения необходимого уровня защиты на опасных производственных объектах как обязательного фактора развития промышленности требует пристального внимания со стороны государственных органов. Недостатки регуляторных механизмов в области промышленной безопасности Промышленная безопасность согласно Закону Республики Казахстан «О гражданской защите» направлена на соблюдение требований промышленной безопасности, установленных в технических регламентах, правилах обеспечения промышленной безопасности, инструкциях и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан. Этим закладывается фундаментальное значение регуляторной политики, правовых и технических норм в области промышленной безопасности. Рамочные нормы регулирования распространяются на деятельность, осуществляемую на опасных производственных объектах, к которым относятся предприятия, производственные подразделения и другие объекты данных предприятий, обладающие признаками, установленными в законодательном порядке. Текущую ситуацию в области промышленной безопасности можно охарактеризовать посредством количественных параметров, анализируемых на национальном, отраслевом или региональном уровнях. Одним из базовых показателей является общее количество поднадзорных субъектов и опасных производственных объектов в их составе. Так, по итогам 2023 года в Казахстане в области промышленной безопасности зафиксировано 10974 поднадзорных субъектов. В связи с естественной потребностью страны в непрерывном развитии экономики, модернизации производств, промышленной индустриализации увеличение числа поднадзорных субъектов за последние 10 лет составило +70 %, средний темп прироста за последние три года составил +20 %, их общее количество составило в 2021 году 7157 единиц, в 2022 году 10345 единиц. На данный момент среди поднадзорных субъектов имеется 2592 предприятия, которые эксплуатируют грузоподъемные механизмы; 1224 предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей отрасли; 858 предприятий газового хозяйства; 844 предприятия горнорудной отрасли; 511 предприятия котельного хозяйства; 393 предприятия по хранению и переработке растительного сырья; 383 предприятия химической отрасли промышленности; 222 предприятия нефтегазодобывающей отрасли; 138 предприятий использования атомной энергии; 107 предприятий, ведущих взрывные работы; 105 предприятий металлургической отрасли; 56 предприятий в сфере транспортировки углеводородного сырья по магистральным трубопроводам; 32 предприятия угольной отрасли; 3509 юридических лиц, осуществляющих работы в области промышленной безопасности. Более 99 % поднадзорных субъектов относится к частному сектору, больше половины из которых относится к высокой степени риска, из них 22 % - крупные предприятия, 26 % - средний бизнес и 52 % - малые предприятия. Отметим, что для государственных поднадзорных субъектов к высокой степени риска относится 78 %, из них крупных предприятий 88 %, средние и малые предприятия по 6 %. Тем самым, имеются различия, обусловленные участием государства. Анализ расположения поднадзорных субъектов в области промышленной безопасности в территориальном разрезе показал, что в большей части они относятся к городу Астане (9 %), Акмолинской (9 %) и Алматинской (8 %) областям, менее всего находится поднадзорных субъектов в области Ұлытау (1 %), городе Шымкенте (2 %), Костанайской (3 %), Кызылординской (3 %) областях. Вместе с тем по расположению поднадзорных субъектов с высокой степенью риска лидируют такие регионы, как Алматинская (10 %), Акмолинская (8 %), Актюбинская (8 %), Павлодарская (7 %) области, наименьшее количество отмечается в области Ұлытау (2 %), городе Шымкенте (2 %), Туркестанской области (2 %), Восточно-Казахстанской области (2 %). Анализ расположения поднадзорных субъектов в области промышленной безопасности с учетом их размерности показал, что малые субъекты больше всего они сосредоточены в Алматинской (16 %), Акмолинской (10 %) и Павлодарской (7 %) областях. Вместе с тем по итогам 2023 года в составе поднадзорных субъектов имеется 217311 опасных производственных объектов. Здесь также отмечаются тенденции увеличения, так за последние 10 лет темп прироста составил +3 %, за последние три года +1 %, их общее количество составило в 2021 году - 212747 единиц, в 2022 году - 214218 единиц. Структурный анализ опасных производственных объектов по признакам идентификации показал наибольший удельный вес (60 %) производственных объектов, обладающих признаками, установленными статьей 70 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите»: объекты, связанные с производством, использованием, переработкой, образованием, хранением, транспортировкой (трубопроводная) и уничтожением хотя бы одного из следующих опасных веществ, имеющих характер источника ионизирующего излучения: воспламеняющегося, взрывчатого, горючего, окисляющего и токсичного вещества; объекты, связанные с производством расплавов черных, цветных, драгоценных металлов и сплавов на основе этих металлов; объекты, связанные с ведением горных, геологоразведочных, буровых, взрывных работ, работ по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, работ в подземных условиях, за исключением геологоразведки общераспространенных полезных ископаемых и горных работ по их добыче без проведения буровзрывных работ. Помимо указанных опасных производственных объектов в структуре поднадзорных субъектов 25 % составляют опасные технические устройства, работающие под давлением более 0,07 мегаПаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия и 14 % имеют грузоподъемные механизмы. Анализ расположения опасных производственных объектов в области промышленной безопасности в территориальном разрезе показал, что в большей части они относятся к Мангистауской (14 %), Актюбинской (11 %), Карагандинской (10 %), Кызылординской (10 %) и Атырауской (9 %) областям. Менее всего находится опасных производственных объектов в Абайской (0,05 %) области, области Жетісу (0,5 %), городе Алматы (1 %), Алматинской (1 %) области. Структурный анализ размещения опасных производственных объектов по признакам идентификации показывает, что те из них, которые обладают вышеуказанными признаками статьи 70 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите», в большей части расположены в Мангистауской (19 %), Актюбинской (15 %), Карагандинской (13 %), Кызылординской (12 %) областях. Опасные технические устройства, работающие под давлением более 0,07 мегаПаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия (за исключением тепловых сетей), более всего сосредоточены в городе Шымкенте (15 %) и Павлодарской (12 %) области. Грузоподъемные механизмы чаще всего используются в Восточно-Казахстанской области (15 %) и городе Астане (14 %). Касательно расположения остальных видов опасных производственных объектов в разрезе регионов Казахстана отметим, что эскалаторы (99 %), канатные дороги (100 %), фуникулеры (100 %), шахтные подъемные установки и подъемные машины (42 %), мобильные и стационарные установки для изготовления взрывчатых веществ и изделий (27 %) находятся в Карагандинской области, лифты (55 %) - в городе Астане, установки для бурения и ремонта скважин с глубиной бурения более двухсот метров (46 %) - в Мангистауской области, передвижные склады взрывчатых веществ и изделий (46 %) - в Алматинской области, смесительно-зарядные и доставочно-зарядные машины взрывчатых веществ и изделий (40 %) - в Восточно-Казахстанской области. Анализ основных показателей промышленной безопасности в разрезе регионов позволил установить наличие сильной связи между ними. К примеру, были получены высокие коэффициенты корреляции между количеством поднадзорных субъектов и количеством аварий (0,97), количеством поднадзорных субъектов с высокой степенью риска и количеством аварий (0,97), количеством опасных производственных объектов и количеством инцидентов (0,97), количеством аварий и количеством инцидентов (0,85), количеством нарушений и количеством аварий (0,96) (рисунок 1). Постановление вводится в действие со дня его подписания. |