|
|
|
Поправки по регулированию деятельности иностранных онлайн-платформ и мессенджеров: юридический взгляд
Лоскутов И.Ю., юрист
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка» (одобрен в 1 чтении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан 15 сентября 2021 года) противоречит, как минимум, трем действующим законам, это: Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-І «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.) Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.01.2021 г.) Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года № 567-II «О связи» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2021 г.). Противоречия видятся в следующем.
1. Согласно предложенным депутатами поправкам, предлагается ввести в законодательство два новых понятия: онлайн-платформа - интернет-ресурс и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для распространения информации в целях общения пользователем посредством созданной им персональной страницы путем размещения информации, приема и (или) передачи знаков и(или) сигналов и(или) голосовой информации и(или) письменного текста и(или) изображения и(или) звуков и(или) сообщений конкретно определенному или неопределенному кругу лиц, за исключением онлайн-платформ, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции; сервис обмена мгновенными сообщениями - технологическая система распространения информации посредством использования сетей телекоммуникаций путем мгновенного обмена сообщениями и их передачи конкретно определенному лицу и (или) неопределённому кругу лиц, за исключением использования информационно-коммуникационных технологий при предоставлении финансовых услуг и электронной коммерции. Для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники и (или) иные законные представители иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями проводят обязательную государственную регистрацию юридического лица или учетную регистрацию филиала (представительства) иностранных юридических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. 1.1. Деятельность на территории Республики Казахстан. Авторы поправок исходят из того, что посредством Интернета осуществляется некая деятельность на территории Республики Казахстан. При этом не приводится никаких критериев или признаков того, как определить - осуществляется эта деятельность или нет? Учитывая то, что Интернет имеет глобальное распространение, а любой интернет-ресурс или сервис (если его владелец не установил для него ограниченный доступ) доступен на территории Казахстана всем пользователям, это делает действие поправок неограниченным. Учитывая, что казахстанские контролирующие органы явно не смогут проконтролировать все интернет-ресурсы на свете, определение того, осуществляется ли деятельность на территории Казахстана или нет, будет зависеть от субъективного мнения чиновника, принимающего решение, что относится к коррупциогенному фактору «широта дискреционных полномочий». 1.2. Собственники иностранных онлайн-платформ. В соответствии с поправками, онлайн-платформа - интернет-ресурс. Согласно п. 46 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации»: интернет-ресурс - информация (в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде), размещенная на аппаратно-программном комплексе, имеющем уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующем в Интернете. То есть, собственник онлайн-платформы, согласно поправкам, это собственник информации. Информация не относится к вещным правам. Казахстанское законодательство не содержит понятия «собственник информации». Соответственно, непонятно, кого именно имеют в виду авторы поправок? Большинство онлайн-платформ, используемых в целях общения, не претендуют на то, чтобы быть собственниками всей информации, размещенной на них. Объявление их в Казахстане таковыми повлечет дополнительные юридические коллизии. Казахстанское законодательство также не содержит определения того, какие именно интернет-ресурсы относятся к иностранным, а какие к отечественным. Таким образом, мы вновь сталкиваемся с коррупциогенным фактором «широта дискреционных полномочий». 1.3. Обязательная государственная регистрация юридического лица или учетная регистрация филиала (представительства) иностранных юридических лиц Непонятно, что делать, если речь идет не о юридическом лице? В самом Казахстане нет обязательного требования для СМИ быть юридическим лицом. Согласно Закону Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-І «О средствах массовой информации», интернет-ресурсы отнесены к средствам массовой информации. Авторы поправок, очевидно, забыли, что в данном законе есть статья 24 «Деятельность представителей иностранных средств массовой информации в Республике Казахстан». В соответствии с ней: «Аккредитация представительств иностранных средств массовой информации и их журналистов проводится Министерством иностранных дел Республики Казахстан в установленном им порядке. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Республике Казахстан иностранных журналистов и других представителей иностранных средств массовой информации регулируются законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. На распространение продукции иностранных средств массовой информации, нарушающей Конституцию Республики Казахстан и нормы настоящего Закона, в судебном порядке налагается запрет, а для иностранных средств массовой информации, являющихся интернет-ресурсами, - приостановление доступа на указанные интернет-ресурсы на территории Республики Казахстан». Как быть с этими процедурами, авторы поправок не поясняют.
2. Согласно предложенным депутатами поправкам: Руководитель филиала (представительства) иностранной онлайн-платформы на территории Республики Казахстан после получения предписания о принятии мер по выполнению указанного в пунктах 1, 1-1 и 1-2 статьи 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи» представления или решения от уполномоченного органа в области информации обязан выполнить его в течение не более двадцати четырех часов путем принятия мер к удалению информации, нарушающей требования законов Республики Казахстан, либо ограничению ее распространения на территории Республики Казахстан. Уполномоченный орган в области информации определяет порядок ограничения доступа к запрещенной информации, приостановления и возобновления доступа к интернет-ресурсам, размещающим информацию, запрещенную или иным образом ограниченную к распространению законами Республики Казахстан или вступившими в законную силу судебными актами, а также доступ к которой был временно приостановлен предписанием уполномоченного органа в области информации. 2.1. Удаление информации, нарушающей требования законов Республики Казахстан, либо ограничению ее распространения на территории Республики Казахстан Согласно статье 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи», в случаях использования сетей и (или) средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, а также для распространения информации, нарушающей законодательство Республики Казахстан Уполномоченный орган в области информации, органы национальной безопасности Республики Казахстан, правоохранительные органы Республики Казахстан, операторы связи и государственная техническая служба должны приостанавливать работу сетей связи и (или) средств связи, а также доступ к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации. Авторы поправок, очевидно, исходят из того, что установленный казахстанским законодательством порядок не работает, раз возлагают обязанность по удалению либо ограничению распространения информации на иностранные онлайн-платформы? Но не приводится никаких обоснований на этот счет. Кроме того, за скобками остается вопрос о привлечении к ответственности онлайн-платформы, распространяющей такую запрещенную информацию.
3. Согласно предложенным депутатами поправкам: По истечении шести месяцев после введения в действие статьи 18-2 настоящего Закона, в случае, если иностранная онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями не проводят процедуру обязательной государственной регистрации юридического лица или учетную регистрацию филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, деятельность данных ресурсов ограничивается на территории Республики Казахстан. 3.1. Ограничение деятельности ресурсов на территории Республики Казахстан Как уже выше писалось, согласно Закону Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-І «О средствах массовой информации», интернет-ресурсы отнесены к средствам массовой информации. Данный закон предусматривает приостановление либо прекращение выпуска или распространения продукции средства массовой информации. Если депутаты планируют распространить казахстанское законодательство на иностранные онлайн-платформы, придется выполнять и данные процедуры. А они никакого ограничения деятельности не предусматривают, только приостановление или прекращение.
Авторы поправок в их обосновании указывают цель установить понятия для «социальных сетей» и «мессенджеров» («онлайн-платформа»), а также четкие правила их функционирования на территории Республики Казахстан. Данную попытку следует признать неудачной и без ответов на поставленные выше вопросы в соответствии с терминологией и порядком, установленным действующим казахстанским законодательством, принятие поправок следует отменить.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |