|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Бюджетного кодекса Республики Казахстан
1. Проект Бюджетного кодекса РК (май 2023 года) 2. Пояснительная записка к проекту Бюджетного кодекса РК (май 2023 года) 3. Письмо Ассоциация налогоплательщиков Казахстана от 23 мая 2023 года № 646-05/23 4. Письмо Ассоциация налогоплательщиков Казахстана от 23 мая 2023 года № 646-05/23 5. Письмо Ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане 10. Письмо Институт «Bastama» от 18 мая 2023 года № 751-0518-2023-МНЭ 11. Письмо Ассоциация финансистов Казахстана от 17 мая 2023 года № 01-01/02/1668 13. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Бюджетного кодекса РК 17. Программа информационного сопровождения к проекту Бюджетного кодекса РК 18. Заключение научной правовой экспертизы проекта «Бюджетный кодекс Республики Казахстан» 19. Письмо Министерство национальной экономики от 14 июня 2023 года № 03-18/к18-4-9/2134-И, 0 20. Письмо Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» 22. Письмо Министерство национальной экономики от 12 июня 2023 года № 03-18/к18-4-11/2169-И,0 23. Сравнительная таблица к проекту Бюджетного кодекса 26. Справочный лист к проекту Бюджетного кодекса Республики Казахстан 27. Постановление Правительства РК от 22 сентября 2023 года № 826 28. Проект Бюджетного кодекса РК (сентябрь 2023 года) 30. Рекомендации заседания Общественной палаты при Мажилисе Парламента Республики Казахстан по итогам обсуждения проекта Бюджетного кодекса Республики Казахстан (10 ноября 2023 года) 31. Новости, обсуждения по проекту
Бюджетный кодекс Республики Казахстан
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 22 сентября 2023 года № 826
Настоящий Кодекс регулирует бюджетные, межбюджетные отношения, устанавливает основные инструменты управления государственными финансами, положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом. Бюджетное законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на всех физических и юридических лиц. 2. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, не распространяются на Национальный Банк Республики Казахстан, его ведомства и организации, входящие в его структуру, а также юридические лица, акционером (участником, доверительным управляющим) которых является Национальный Банк Республики Казахстан, за исключением некоммерческой организации, обеспечивающей условия для деятельности органов и их организаций, а также участников международного финансового центра. 3. Положения настоящего Кодекса применяются с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, регулирующими вопросы государственных секретов, выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, а также членов органов местного самоуправления в Республике Казахстан, осуществления оперативно-розыскной, разведывательной, контрразведывательной деятельности, обеспечения внешнеполитической деятельности, обороноспособности и национальной безопасности страны, финансирования судебной системы Республики Казахстан, финансирования уполномоченного органа по возврату активов. 4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора. 5. Акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о распределении денег соответственно из республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год утрачивают силу после окончания соответствующего финансового года, за исключением положений данных актов о выделении денег на возвратной основе. Действия приложений к закону о республиканском бюджете (решению маслихата о местном бюджете) по второму и третьему годам планового периода утрачивают силу с введением в действие закона о республиканском бюджете (решения маслихата о местном бюджете) на следующий плановый период. 6. Закон о республиканском бюджете, решение маслихата о местном бюджете, акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов об их реализации, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений в них вводятся в действие с 1 января соответствующего финансового года.
Статья 2. Цель и задачи бюджетного законодательства Республики Казахстан 1. Целью бюджетного законодательства Республики Казахстан является обеспечение гармонизации стратегических целей государственного управления, задач и функций государства с объемами бюджетных средств, необходимыми для их достижения или реализации в соответствии с проводимой бюджетной политикой. 2. Задачей бюджетного законодательства Республики Казахстан является создание правовых основ для эффективного управления государственными финансами и бюджетом через принципы бюджетной системы.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе 1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия: 1) утвержденный бюджет - бюджет, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом; 2) бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций; 3) бюджетная система - совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений; 4) бюджетные средства - деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме; 5) неосвоение бюджетных средств - сложившееся по итогам отчетного периода превышение плана финансирования по платежам над оплаченными обязательствами по бюджетной программе за вычетом экономии бюджетных средств, нераспределенного остатка резерва на инициативы Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, возврата целевых трансфертов, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан, и возврата целевых трансфертов на развитие, выделенных в отчетном финансовом году, разрешенных доиспользовать в соответствии с настоящим Кодексом; 6) государственные финансы - совокупность отношений республиканского бюджета, местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, квазигосударственного сектора, внебюджетных фондов, возникающих при формировании, распределении, перераспределении денежных средств и при формировании долговых обязательств сектора государственного управления; 7) бюджетная политика - совокупность мер управления государственными финансами Республики Казахстан, направленных на обеспечение устойчивости государственных финансов; 8) устойчивость государственных финансов - состояние государственных финансов, обеспечивающее финансирование реализации задач и функций государства с учетом его обязательств в долгосрочном периоде; 9) бюджетный процесс - регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность государственных органов, государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора на этапах прогнозирования, планирования, рассмотрения, утверждения, исполнения, уточнения и корректировки бюджета, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, мониторинга и оценки результатов; 10) неэффективное исполнение бюджетных программ - недостижение конечных результатов, предусмотренных в паспортах бюджетных программ, в том числе при полном освоении бюджетных средств; 11) бюджетные отношения - отношения, возникающие в бюджетном процессе; 12) бюджетные операции - операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета; 13) сбалансированность - соответствие принимаемых обязательств объемам планируемых бюджетных средств на уровне не более установленного проектом бюджета; 14) отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году планового периода; 15) плановый период - три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом; 16) очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом; 17) финансовый год - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета; 18) краткосрочный период - период продолжительностью до одного года; 19) среднесрочный период - период, следующий за текущим финансовым годом, продолжительностью от года до пяти лет; 20) долгосрочный период - период, следующий за текущим финансовым годом, продолжительностью от пяти до тридцати лет; 21) финансирование - выделение бюджетных денег их получателям; 22) активы государства - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий; 23) уточненный бюджет - утвержденный бюджет с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения, в случаях, установленных статьей 97 настоящего Кодекса; 24) скорректированный бюджет - утвержденный (уточненный) бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных в ходе его исполнения на основании постановлений Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, решений акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, в случаях, установленных статьей 101 настоящего Кодекса; 25) показатели результатов - совокупность целевых индикаторов, прямых и конечных результатов, характеризующих деятельность государственного органа по реализации плана развития государственного органа, планов мероприятий или планов развития субъектов квазигосударственного сектора, планов развития области, города республиканского значения, столицы и (или) бюджетных программ; 26) целевой индикатор - показатель, количественно измеряющий достижение цели плана развития государственного органа, планов мероприятий или планов развития субъектов квазигосударственного сектора или плана развития области, города республиканского значения, столицы; 27) внебюджетный фонд - централизованный денежный фонд, создаваемый в форме юридического лица или контрольного счета наличности, основным предназначением которого является реализация социально-экономических задач развития республики или региона; 28) государственный инвестиционный проект - комплекс мероприятий, направленных на достижение стратегических целей государства путем осуществления бюджетных инвестиций, реализации проектов государственно-частного партнерства; 29) прямой результат - показатель паспорта бюджетной программы, количественно характеризующий объем выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг в пределах предусмотренных бюджетных средств, достижение которых полностью зависит от деятельности организации, осуществляющей данные функции, полномочия или оказывающей услуги, и достигаемый за счет реализации мероприятий; 30) конечный результат - показатель паспорта бюджетной программы, качественно измеряющий достижение цели и (или) целевого индикатора плана развития государственного органа, плана развития области, города республиканского значения, столицы и (или) бюджетной программы в пределах предусмотренных бюджетных средств. 2. Другие понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса. Понятия других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При несовпадении определений понятий бюджетного законодательства Республики Казахстан с определениями понятий других отраслей законодательства Республики Казахстан применительно к бюджетным отношениям используются понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан.
Статья 4. Принципы бюджетной системы Республики Казахстан Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах: 1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации, единых процедур и технических решений бюджетного процесса в Республике Казахстан; 2) принцип долгосрочной устойчивости государственных финансов - формирование налогово-бюджетной политики и реализация политики управления государственными финансами, включая определение бюджетных параметров и параметров Национального фонда Республики Казахстан, с соблюдением установленных бюджетных правил; 3) принцип реалистичности - соответствие параметров государственных финансов системе бюджетных правил, соответствие показателей бюджета параметрам государственных финансов, прогнозу социально-экономического развития; 4) принцип полноты - полнота отражения и учета в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех соответствующих поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам; 5) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе прогноза социально-экономического развития, итогов бюджетного мониторинга, оценки результатов, нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов, а также использование бюджетных средств, средств Национального фонда Республики Казахстан и активов государства в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений, отражение в бюджетной документации сведений за последние три отчетных финансовых года и предусмотренных в утвержденном (уточненном) бюджете на плановый период; 7) принцип эффективности - планирование и исполнение бюджета для достижения наилучших показателей результатов с использованием запланированного объема расходов либо достижения запланированных показателей результатов с использованием меньшего объема бюджетных средств, средств, выделенных субъектам квазигосударственного сектора, средств Национального фонда Республики Казахстан с учетом необходимости обеспечения качественного предоставления государственных услуг; 8) принцип результативности и ответственности - планирование и исполнение бюджета, использование средств Национального фонда Республики Казахстан, принятие административных и управленческих решений, ориентированных на достижение показателей результатов документов Системы государственного планирования, с соблюдением законодательства Республики Казахстан и обеспечение ответственности участников бюджетного процесса за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан; 9) принцип самостоятельности бюджета - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации; 10) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте; 11) принцип подотчетности и транспарентности - обеспечение прозрачности в процессе принятии решений в бюджетных отношениях, обсуждение документов в случаях, установленных настоящим Кодексом, в представительных органах, на общественных советах, на собрании местного сообщества, опубликование нормативных правовых актов в области государственных финансов и бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и других документов, определенных настоящим Кодексом, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость для общества и средств массовой информации.
Статья 5. Участники бюджетного процесса Участниками бюджетного процесса являются: 1. Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. 2. Представительные органы - Парламент Республики Казахстан и маслихаты. 3. Государственные органы. 4. Органы государственного аудита и финансового контроля. 5. Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области бюджетной политики, в том числе в области управления государственными финансами и прогнозирования доходов, экономической политики, политики привлечения инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных инвестиционных проектов, межбюджетных отношений, государственного и гарантированного государством заимствования и долга, управления государственными активами, привлечения и, в пределах компетенций, установленных настоящим Кодексом, использования грантов. 6. Центральный уполномоченный орган по региональной политике - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области формирования и реализации государственной политики в сфере регионального развития. 7. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области государственного планирования и стратегических, контрольных, реализационныах и регулятивных функций. 8. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области бюджетного планирования, в пределах компетенции методологическое руководство по бюджетному планированию, а также выработку предложений по совершенствованию системы бюджетного планирования. 9. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов, внебюджетных фондов. 10. Государственное казначейство - ведомство центрального исполнительного органа по исполнению бюджета, осуществляющее руководство в сфере казначейского исполнения бюджета, на которое возложены функции уполномоченного органа по казначейскому исполнению бюджета. 11. Органы государственного казначейства - территориальные подразделения государственного казначейства. 12. Местный уполномоченный орган по государственному планированию - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере стратегического, экономического и бюджетного планирования в соответствующей административно-территориальной единице. 13. Местный уполномоченный орган по исполнению бюджета - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению местного бюджета. 14. Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, одной их основных задач которого является оказание содействия, выработка и рассмотрение предложений и выработка рекомендаций Президенту Республики Казахстан по вопросам использования Национального фонда Республики Казахстан. Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, его состав и положение утверждаются Президентом Республики Казахстан. 15. Бюджетная комиссия - совещательный орган, создаваемый с целью обеспечения своевременной и качественной разработки проекта бюджета и выработки предложений по планированию и исполнению бюджета. Правительство Республики Казахстан образует Республиканскую бюджетную комиссию, утверждает положение о ней, компетенции и состав. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) образуют соответствующие местные бюджетные комиссии, утверждают положения о них, компетенции и состав. Первый руководитель администратора республиканских бюджетных программ образует ведомственную бюджетную комиссию, определяет ее рабочий орган и утверждает положения о ней, компетенции и состав. Бюджетные комиссии осуществляют свою деятельность на постоянной основе. В компетенцию республиканской бюджетной комиссии, бюджетных комиссий области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) входят: 1) выработка предложений по прогнозу социально-экономического развития, по планам развития государственных органов или планов развития области, города республиканского значения, столицы, лимитам расходов администраторов бюджетных программ и направлениям расходов администраторов бюджетных программ; 2) выработка предложений по определению показателей проектов бюджетов, по уточнению, корректировке бюджетов; 3) выработка предложений по проектам нормативных правовых актов, предусматривающим сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан; 4) рассмотрение результатов обзора расходов, бюджетного мониторинга, проведенной оценки результатов и выработка предложений по ним; 5) иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также положениями о бюджетных комиссиях. В компетенцию ведомственных бюджетных комиссий входят: 1) выработка предложений по проекту плана развития государственного органа или проекту изменений и дополнений в план развития государственного органа, бюджетным запросам; 2) рассмотрение результатов бюджетного мониторинга, проведенной оценки результатов и выработка предложений по ним; 3) иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также положениями о ведомственных бюджетных комиссиях. Рабочими органами Республиканской бюджетной комиссии и местных бюджетных комиссий являются центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и местные уполномоченные органы по государственному планированию. Порядок организации деятельности бюджетной комиссии разрабатывается и определяется рабочим органом соответствующей бюджетной комиссии. 16. Общественный совет - консультативно-совещательные, наблюдательные органы, образуемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах». 17. Администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ, определяемый согласно возложенным на него законодательством Республики Казахстан функциям, полномочиям и компетенциям. Администратор бюджетных программ самостоятельно использует бюджетные средства в случае, если он является одновременно администратором бюджетной программы и государственным учреждением. Структурные и территориальные подразделения государственных органов не могут быть администраторами бюджетных программ, за исключением органов внутренних дел и территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты области, города республиканского значения, столицы, которые являются администраторами областных бюджетных программ, бюджетных программ городов республиканского значения, столицы. 18. Субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе Фонд национального благосостояния, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 19. Получатели бюджетных средств - физические и государственные и негосударственные юридические лица, получающие бюджетные средства через администратора бюджетных программ или субъекта квазигосударственного сектора и использующие их в целях обеспечения реализации задач и функций государства; Получатели бюджетных средств обязаны расходовать бюджетные средства по целевому назначению и обеспечить исполнение принятых на себя обязательств по достижению результатов, определенных в бюджетной и иной документации, разрабатываемой согласно настоящему Кодексу, за исключением случаев, предусмотренным настоящим Кодексом. 20. Резиденты Республики Казахстан - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением в Республике Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и (или) за ее пределами. 21. Финансовое агентство - национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющая отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики и осуществляющие в этих целях заимствования на финансовом рынке Республики Казахстан и (или) международном финансовом рынке. 22. Интегратор в области бюджетного процесса - юридическое лицо, единственным акционером которого является государство, определяемое центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, на которое возлагаются функции по обеспечению цифровизации и автоматизации бюджетного процесса.
Статья 6. Цифровизация и автоматизация бюджетного процесса 1. Цифровизация и автоматизация бюджетного процесса - это создание, развитие и сопровождение информационных систем государственных органов в области бюджетного процесса. Цифровизация и автоматизация бюджетного процесса обеспечивается интегратором в области бюджетного процесса. 2. Цифровизация и автоматизация бюджетного процесса осуществляются с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан, в том числе о доступе к информации, о государственных секретах, об административных процедурах, об общественных советах, об информатизации.
Глава 2. УРОВНИ, ВИДЫ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
Статья 7. Уровни бюджета 1. В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: 1) республиканский бюджет, утверждаемый законом Республики Казахстан; 2) областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, утверждаемый решением областного маслихата, маслихата города республиканского значения, столицы; 3) районный (города областного значения) бюджет, утверждаемый решением районного (города областного значения) маслихата; 4) бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемый решением районного (города областного значения) маслихата после согласования с собранием местного сообщества. 2. Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. 3. Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Районным (города областного значения) бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов районного (города областного значения) уровня, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Бюджетом города районного значения, села, поселка, сельского округа является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Областные бюджеты, бюджеты городов республиканского значения, столицы, районные (городов областного значения) бюджеты, бюджеты городов районного значения, сел, поселков, сельских округов относятся к местным бюджетам. 4. В Республике Казахстан в случаях, установленных настоящим Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет. Чрезвычайный государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан.
Статья 8. Виды бюджета, используемые в качестве аналитической информации 1. В Республике Казахстан составляются следующие виды бюджетов, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению: государственный бюджет; консолидированный бюджет; бюджет области; бюджет района (города областного значения). 2. Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними. Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, поступления и расходы Национального фонда Республики Казахстан, поступления и расходы внебюджетных фондов, без учета взаимопогашаемых операций между ними. Бюджетом области является централизованный денежный фонд, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними. Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, объединяющий районный (города областного значения) бюджет, бюджеты городов районного значения, сел, поселков, сельских округов без учета взаимопогашаемых операций между ними. Взаимопогашаемыми операциями являются операции, осуществляемые при формировании консолидированного бюджета, государственного бюджета, бюджета области и района (города областного значения), а также отчетов об их исполнении, связанные с исключением трансфертов, бюджетных кредитов и других платежей, передаваемых из одного уровня бюджета на другой, в целях исключения двойного счета.
Статья 9. Структура бюджета 1. Структура бюджета состоит из следующих разделов: 1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; специальные поступления; поступления трансфертов; 2) затраты; 3) чистое бюджетное кредитование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов; 4) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства; 5) дефицит (профицит) бюджета; 6) ненефтяной дефицит (профицит) бюджета; 7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета: поступление займов; погашение займов; используемые остатки бюджетных средств. 2. Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы. Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, специальные поступления, поступления трансфертов. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением специальных поступлений и целевых трансфертов. Введение новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс. Налоговыми поступлениями являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением платы за негативное воздействие на окружающую среду, таможенные пошлины, таможенные сборы, установленные в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий действия принимаемого проекта Бюджетного кодекса РКПеречень законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Бюджетного кодекса РКПеречень подзаконных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Бюджетного кодекса РКПрограмма информационного сопровождения к проекту Бюджетного кодекса РКЗаключение научной правовой экспертизы проекта «Бюджетный кодекс Республики Казахстан»Письмо Министерство национальной экономики от 14 июня 2023 года № 03-18/к18-4-9/2134-И, 0Письмо Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»Сравнительная таблица изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательстваПисьмо Министерство национальной экономики от 12 июня 2023 года № 03-18/к18-4-11/2169-И,0Сравнительная таблица к проекту Бюджетного кодексаПисьмо РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» от 6 сентября 2023 года № 11-2/1154Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта Закона «Бюджетного кодекса Республики Казахстан»Справочный лист к проекту Бюджетного кодекса Республики КазахстанПроект Бюджетного кодекса РК (сентябрь 2023 года)Пояснительная записка Правительства РК от 22 сентября 2023 года № 12/П-41 к проекту Бюджетного кодекса РК |