|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Ответы на вопросы налогоплательщиков о порядке применения ККМ-онлайн (КГД МФ РК, 15 апреля 2019 года)
Очередное мероприятие по разъяснению налогового законодательства состоялось 15-16 апреля на площадке НПП с участием представителей Комитета государственных доходов Минфина РК, сообщает НПП РК «Атамекен». У предпринимателей была возможность задать вопросы касательно новых требований, предъявляемых налоговым законодательством к сведениям в чеке контрольно-кассовых машин. Также предпринимателями поднимался вопрос возможности уменьшения налоговой нагрузки по онлайн-ККМ, приобретенным в 2016-2018 годах. Однако, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» предусмотрено уменьшение налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента и упрощенной декларации, по приобретению онлайн-ККМ только в 2019 году. Это связано с тем, что ранее требование по применению онлайн-ККМ распространялось в значительной мере на предпринимателей, осуществляющих реализацию подакцизной продукции (бензин, дизельное топливо, алкоголь), а также по конкретному перечню видов деятельности. С 2019 и 2020 года под указанное требование подпадают предприниматели, осуществляющие деятельность на нестационарных торговых объектах, а также применяющие патент - то есть, основная часть бизнесменов страны. Поскольку значительная часть предпринимателей будет переведена на обязательное применение онлайн-ККМ именно в период 2019 года, им и была адресована данная возможность по уменьшению налоговой нагрузки. Следует отметить, что под денежными расчетами понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (подпункт 1) статьи 165 Налогового кодекса). В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса при применении ККМ осуществляется выдача чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу. Следовательно, чек ККМ должен отражать всю информацию о проведенных расчетах между продавцом и клиентом.
Со всеми вопросами и ответами можно ознакомиться далее.
Вопрос 1. КГД на круглом столе озвучили о возможности обобщения группы товаров (например, «молоко», «хлеб»). Каким НПА предусмотрены положения о возможности предпринимателю обобщить группы товаров? Чем руководствоваться при обобщении групп/категорий товаров? Ответ. Согласно новым требованиям к содержанию чека чек ККМ должен содержать «наименования товара, работы, услуги». Налогоплательщикам рекомендуем самостоятельно составить перечень наименования товаров, работ, услуг. Например, налогоплательщик реализует товар «хлеб». При этом, считаем необходимым определить наименование «хлеб», «хлеб ржаной», «батон нарезной», «баурсаки» и т.д. Дополнительно отмечаем, единая номенклатура товаров/работ/услуг не установлена.
Вопрос 2. Новые требования по чеку ККМ могут быть реализованы в ККМ с функцией передачи данных (онлайн-ККМ), в частности, в «Веб-кассе». В случае, если у предпринимателя - «железный» ККМ (не ККМ-АПК), то есть ли возможность реализации данных требований в имеющихся «железных» ККМ. Ответ. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией передачи и (или) передачи данных (ККМ) в независимости от вида ККМ (ККМ - аппаратно-программный комплекс или «классический» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ.
Вопрос 3. Учитывая неготовность ЦТО и производителей ККМ к новым требованиям к чеку ККМ, предусмотрен ли переходный период для исполнения новых требований? Предусмотрены ли административные санкции за неисполнение данных требований? Ответ. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией передачи и (или) передачи данных (ККМ) в независимости от вида ККМ (ККМ - аппаратно-программный комплекс или «классический» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ. Переходный период по обновлению содержания чека для исполнения новых требований не предусмотрен. В соответствии с Кодексом РК «Об административных правонарушениях» административная ответственность по неотражению новых требований к содержанию чека ККМ отсутствует. При этом отмечаем, что соблюдение требований, предъявляемых при применении ККМ, установленных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», является обязанностью налогоплательщика (подпункт 4) пункта 3 статьи 13 Налогового кодекса).
Вопрос 4. Наличие единой номенклатуры товаров? Каким образом вводить номенклатуру товаров/работ/услуг в ККМ? Ответ. На сегодняшний отсутствует единая номенклатура товаров/работ/услуг, что позволяет налогоплательщикам использовать собственную номенклатуру товаров либо вводить наименование товаров/работ/услуг в ККМ в произвольной форме. Например, налогоплательщик реализует товар «хлеб». При этом, считаем необходимым определить наименование «хлеб», «хлеб ржаной», «батон нарезной», «баурсаки» и т.д.
Вопрос 5. Компания реализует товар через торговых представителей, которые ходят по торговым точкам и в том числе собирают деньги за товар, на которые впоследствии выбивается чек ККМ бухгалтером в офисе. Торговому представителю нереально вбивать все данные в ККМ. Предусматривается ли интеграция онлайн-ККМ с системами учета типа 1-С. Ответ. Уполномоченный орган (УО) ведет государственный реестр ККМ путем включения (исключения) моделей ККМ в (из) государственный (государственного) реестр (реестра) и проверяет на соответствие техническим требованиям утвержденных приказом МФ РК от 16 февраля 2019 года № 208. Вопросы интеграции ККМ с другими системами учета не входят в компетенцию УО.
Вопрос 6. У каких ККМ предусматривается интеграция с 1-С? Ответ. Уполномоченный орган (УО) ведет государственный реестр ККМ путем включения (исключения) моделей ККМ в (из) государственный (государственного) реестр (реестра) и проверяет на соответствие техническим требованиям утвержденных приказом МФ РК от 16 февраля 2019 года № 208. Вопросы интеграции ККМ с другими системами учета не входят в компетенцию УО.
Вопрос 7. Как определить единицы измерения? Наличие единой шкалы/таблицы измерений для единообразия? Ответ. Единая шкала/таблица измерения отсутствует. При реализации товаров единицы измерения выбираются налогоплательщиками самостоятельно.
Вопрос 8. Влияет ли ввод той или иной единицы измерения на сведения, которые передаются на сервер ОФД? Ответ. Нет. Оператор фискальных данных передает всю информацию в неизменном виде.
Вопрос 9. Требование по наличию QR-кода, в котором «зашита» вся информация по чеку. Куда ведет ссылка, «зашитая» в QR-код? «Зашита» ли в нем информация по новым требованиям к чеку ККМ? Ответ. Отображение штрихового кода на чеке ККМ будет осуществляться путем автоматической передачи кода от ОФД на ККМ с ФПД. Штриховой код (QR-код), содержит в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины.
Вопрос 10. Как пробивать/оформить в чеке аванс (в случае приобретения покупателем одного крупного товара)? Аванс в данном случае предполагается как частичная оплата за один крупный товар, при этом в чеке ККМ не может один товар «пробиваться» по частям, т.к. он продается как целый. Например, покупатель приобретает станок, за который внес аванс. По итогу он доплачивает остаток, но товар один - станок, который не может продаваться в разбивке. Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ. Следует отметить, что под денежными расчетами понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (подпункт 1) статьи 165 Налогового кодекса). В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса при применении ККМ осуществляется выдача чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу. Исходя из чего, считаем, что все операции, не связанные с приобретением товара, выполнением работ, оказанием услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек, не являются денежным расчетом, следовательно, применение ККМ не требуется.
Вопрос 11. Компания занимается сдачей в аренду недвижимости. Согласно разным договорам предусмотрены разные оплаты у арендаторов (оплата, которая включает услуги уборки; оплата без доп.услуг; оплата, предусматривающая неустойку и др.). Какова единица измерения по таким услугам? Просто «услуга»? При этом «пробивать» чек на разные суммы по одной и той же единице измерения? Ответ. Согласно новым требованиям к содержанию чека чек ККМ должен содержать «наименования товара, работы, услуги». Налогоплательщикам требуется самостоятельно составить перечень наименования товаров, работ, услуг и обратиться в центры технического обслуживания ККМ. Например, налогоплательщик оказывает клининговые услуги. При этом требуется определить наименование «услуги», «уборка квартир» с указанием единицы измерения, количество оказанных услуг. Дополнительно отмечаем, единая номенклатура товаров/работ/ услуг не установлена.
Вопрос 12. Переходный период для возможности исполнения новых требований законодательства - на какой период? Разъяснение для регионов? Ответ. В настоящий момент административных мер по новым требованиям к дополнительным содержаниям чека в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» не предусмотрено. При этом отмечаем, что соблюдение требований, предъявляемых при применении ККМ, установленных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», является обязанностью налогоплательщика (подпункт 4) пункта 3 статьи 13 Налогового кодекса).
Вопрос 13. Компания занимается оптовой реализацией электроэнергии (по безналу) и практически только раз в год реализует за наличный расчет. У компании на уровне третьего ОКЭД предусмотрена деятельность, которая включена в перечень видов деятельности, при осуществлении которых необходимо применять онлайн-ККМ. Какова целесообразность установки онлайн-ККМ, поскольку фактически себестоимость онлайн-ККМ - это в районе 70.000 тенге + ежемесячное обслуживание, тогда как денежные расчеты, проходящие через этот онлайн-ККМ - в районе 2.000 тенге в год. Рассмотреть возможность неприменения для таких случаев онлайн-ККМ. Ответ. Согласно пункту 5 статьи 166 Налогового кодекса обязанность по применению контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) с функцией фиксации и (или) передачи данных при денежных расчетах распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, виды деятельности, установленные уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования. Таким образом, у налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, включенные в Приказ о видах деятельности, при денежных расчетах возникает обязательство по применению ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных.
Вопрос 14. Каким образом придомовым магазинам осуществлять реализацию товаров, принимая во внимание, что у таких придомовых магазинов нет сканеров/1-С для учета ассортимента товаров. В таких магазинах покупатель не будет ждать пока продавец выберет товар по ассортименту, выбьет и предоставит чек. Ответ. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией передачи и (или) передачи данных (ККМ) в независимости от вида ККМ (ККМ - аппаратно-программный комплекс или «классический» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ.
Вопрос 15. Каким образом придомовым магазинам осуществлять реализацию весовых товаров? Например, придомовой магазин, у которого нет 1-С/сканера, реализует конфеты №1 - 5 шт.=100 гр, конфеты №2 - 10 шт.=180 гр. Если товар нештучный, то каким образом оформить ассортимент и пробить чек? Ответ. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией передачи и (или) передачи данных (ККМ) в независимости от вида ККМ (ККМ - аппаратно-программный комплекс или «классический» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ. Например, налогоплательщик реализует товар «конфеты». При этом, считаем необходимым определить наименование «конфеты» и единицу ее измерения. Дополнительно отмечаем, единая номенклатура товаров, работ, услуг не установлена.
Вопрос 16. В магазине стоят несколько ККМ, при вводе новой позиции в ассортимент, предпринимателю придется снимать все ККМ и везти в ЦТО для ввода новой позиции в ККМ? Это же означает, что торговля остановится на несколько дней, что приведет к дополнительным финансовым затратам. Принимая во внимание, что со стороны КГД отмечено о возможности самостоятельно ввода ассортимента в ККМ, самостоятельно предприниматель вводить новые позиции в ККМ не будет, поскольку пользуется услугами ЦТО. Ответ. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией передачи и (или) передачи данных (ККМ) в независимости от вида ККМ (ККМ - аппаратно-программный комплекс или «классический» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ. При этом отмечаем, что к каждой модели ККМ прилагаются инструкции, ввиду чего каждый налогоплательщик самостоятельно может ввести новые требования к чеку ККМ.
Вопрос 17. Принимая во внимание, что в чеке надо отражать оборот по НДС, компания реализует лекарственные средства, которые проходят как необлагаемый оборот. Однако компания также может реализовать товар, который проходит и как облагаемый оборот по НДС. Каким образом должен быть оформлен чек? По каждой позиции должна быть строка «необлагаемый/облагаемый оборот» или как? Ответ. В государственный реестр ККМ включено 75 моделей ККМ и каждая имеет свои технические особенности и возможности. Модели ККМ имеют возможность печати суммы НДС в чеке ККМ как на весь чек, так и на определенную позицию.
Вопрос 18. Если купил товар, по которому в чеке ККМ отсутствует информация в соответствии с новыми требованиями, то может ли покупатель отнести на вычеты расходы, связанные с приобретением такого товара? Ответ. Вопрос отрабатывается, информация будет предоставлена позднее
Вопрос 19. Принимая во внимание, что со стороны КГД отмечено о возможности самостоятельного ввода ассортимента в ККМ, такой самостоятельный ввод ассортимента будет считаться нарушением Правил применения ККМ, поскольку предприниматель самостоятельно вносит изменения в ККМ. Ответ. На сегодняшний отсутствует единая номенклатура товаров/работ/услуг, что позволяет налогоплательщикам использовать собственную номенклатуру товаров либо вводить наименование товаров/работ/услуг в ККМ в произвольной форме.
Вопрос 20. В связи со сжатыми сроками введения в действие норм по реквизитам чека ККМ и длительными сроками изменения программного обеспечения, предлагается определить переходный период для приведения в соответствие с требованиями законодательства, на период 6 месяцев. Ответ. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией передачи и (или) передачи данных (ККМ) в независимости от вида ККМ (ККМ - аппаратно-программный комплекс или «классический» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ. Кроме этого, отмечаем административных мер по новым требованиям к дополнительным содержаниям чека в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» не предусмотрено.
Вопрос 21. При получении наличной предоплаты (аванса) за товар, предприниматель еще не может вбить товары (услуги) по наименованиям, т.к. неизвестно, что впоследствии будет приобретать клиент. Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ. Следует отметить, что под денежными расчетами понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (подпункт 1) статьи 165 Налогового кодекса). В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса при применении ККМ осуществляется выдача чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу. Исходя из чего, считаем, что все операции, не связанные с приобретением товара, выполнением работ, оказанием услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек, не являются денежным расчетом, следовательно, применение ККМ не требуется.
Вопрос 22. Все говорят, что в «Web-кассе» предусмотрена возможность исполнения новых требований. Однако это ведет либо к продвижению реализации «Web-касс», либо необходимости модификации иных ККМ, что влечет дополнительную финансовую нагрузку на предпринимателей. Ответ. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией передачи и (или) передачи данных (ККМ) в независимости от вида ККМ (ККМ - аппаратно-программный комплекс или «классический» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ.
Вопрос 23. Будет ли КГД создавать механизм, сходный с ИС ЭСФ, который был бы аналогом «Web-кассы», при этом бы включал механизмы интеграции API и импорта-экспорта табличной части чеков ККМ посредством XML формата (как это реализовано в ИСЭ ЭСФ для ЭСФ и Актов выполненных работ). В реализации данной системы был бы заинтересован КГД МФ РК, а для бизнеса это сняло бы необходимость дополнительных затрат. Ответ. Данный вопрос требует дальнейшего обсуждения.
Вопрос 24. Почему требования законодательства введены ретроспективно? Ответ. Вопрос отрабатывается, информация будет предоставлена позднее.
Вопрос 25. Выданные чеки за период от 01.01.2019 по настоящее время уже выданы без наименования товара, количества и цены за единицу. Получается, они все выданы с нарушением налогового законодательства? Ответ. Вопрос отрабатывается, информация будет предоставлена позднее.
Вопрос 26. До 01.07.2019 разрешено использовать ККМ без функции передачи данных (вид деятельности вводится с 01.07.2019). Таким образом, чтобы не нарушать законодательство, компании необходимо срочно приобрести онлайн-ККМ, приобрести новое ПО для введения в ККМ информации по наименованиям товаров. Поставщики ККМ и разработчики ПО не готовы к предоставлению таких услуг в столь сжатый срок. Есть ли сроки приведения в соответствие? Ответ. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией передачи и (или) передачи данных (ККМ) в независимости от вида ККМ (ККМ - аппаратно-программный комплекс или «классический» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ.
Вопрос 27. При реализации товаров оптом: клиент приобретает товар на складе компании на 500.000 тенге, оплачивает наличными, после чего ему выписывается накладная на 100 и более наименований товаров. В чеке ККМ также должно быть 100 и более наименований товаров? Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ. Следует отметить, что под денежными расчетами понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (подпункт 1) статьи 165 Налогового кодекса). В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса при применении ККМ осуществляется выдача чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу. Следовательно, чек ККМ должен отражать всю информацию о проведенных расчетах между продавцом и клиентом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |