|
|
|
Источник: Агенство РК по регулированию и развитию фин. рынка (www.finreg.kz)
04.10.2022 Как рассчитывается компенсация по тенговым депозитам
В целях поддержки казахстанских вкладчиков и обеспечения стабильности финансовой системы в Казахстане разработаны Правила выплаты компенсации (премии) по депозитам физических лиц, размещенным в национальной валюте (тенге) (далее – Правила), сообщает Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Правила утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2022 года № 614 и вступили в действие с 12 сентября 2022 года. Компенсация будет выплачена только тем вкладчикам, которые подтвердили свое согласие на получение 10% премии от государства и направили заявку до 1 января 2023 года. Премия будет выплачиваться по тенговым вкладам, которые были открыты и по которым имелся остаток на конец операционного дня 23 февраля 2022 года. Максимальная сумма, которая может быть компенсирована по ставке 10%, составляет 20 млн тенге. Это общая сумма по всем вкладам, открытым в одном банке-участнике системы обязательного гарантирования депозитов (далее – банк).
Компенсацию можно получить по следующим тенговым вкладам: - сберегательные вклады; - срочные вклады (включая жилищные строительные сбережения и образовательные накопительные вклады). При наличии у вкладчика более одного компенсируемого депозита в одном банке выплата компенсации осуществляется также на общую сумму в пределах 20 млн тенге.
Премия рассчитывается: - при отсутствии частичного изъятия денег с компенсируемого депозита до 23 февраля 2023 года включительно; - при пополнении, частичном изъятии денег с компенсируемого депозита в период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно – на сумму минимального остатка компенсируемого депозита, зафиксированного на конец операционного дня за период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно; - при открытии нового (-ых) компенсируемого (-ых) депозит (-ов) учитывается минимальный остаток, зафиксированный в течение операционного дня за период с даты истечения срока компенсируемого депозита до даты заключения нового компенсируемого депозита; - при объединении вкладов в жилищные строительные сбережения в период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно – на сумму минимального остатка объединенных вкладов, зафиксированного на конец операционного дня за период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно; - при делении вкладов в жилищные строительные сбережения в период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно – на сумму минимального остатка разделенных вкладов, зафиксированного на конец операционного дня за период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно. Если срок компенсируемого депозита истек и не был продлен в период с 24 февраля 2022 года по 1 октября 2022 года включительно, допускается с согласия вкладчика перевод денег с такого компенсируемого депозита на новый (-ые) компенсируемый (-ые) депозит (-ы) в этом же банке. Но при соблюдении следующего условия: такой перевод осуществлен со сберегательного счета, в том числе счета «Вклады до востребования физических лиц», либо текущего счета вкладчика, в случае возврата банком денег в связи с истечением срока действия компенсируемого депозита, действовавшего на конец операционного дня 23 февраля 2022 года. Премия вкладчикам будут зачислена на их вклады после 23 февраля 2023 года. Специально открывать отдельные счета для выплаты компенсации не нужно.
Как подать заявление на получение компенсации (премии)? Компенсация (премия) выплачивается только вкладчикам, которые предоставили свое согласие посредством подачи заявления в банк в срок не позднее 1 января 2023 года. Порядок и способ подачи заявления о согласии вкладчика определяются банком в соответствии с Правилами. В заявлении вкладчику необходимо указать следующие данные: свои фамилия, имя, отчество (при наличии), индивидуальный идентификационный номер, и дать согласие на получение премии и представление информации, составляющей банковскую и иную охраняемую законом тайну, а также согласие на сбор и обработку персональных данных в соответствии с Законом РК «О персональных данных и их защите».
Куда обратиться вкладчикам по вопросам получения компенсации (премии)? Получить консультации, связанные с условиями получения компенсации (премии), вкладчики могут, обратившись в контакт-центр Национального Банка Казахстана по номеру: «1477». По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг вкладчики могут обратиться в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка: - письменно – по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21; - посредством портала электронного правительства Egov.kz; - через Управления региональных представителей – по территориальной принадлежности. Для получения консультаций по написанию обращения в финансовый регулятор вкладчики могут позвонить в call-центр Агентства по номеру: «1459», либо задать вопросы через мобильное приложение «Fingramota Online», которое можно скачать по ссылкам: в App Store: https://apps.apple.com/kz/app/fingramota-online/id1134502211, в Play Market: https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.nationalbank.appeals. Также доступна веб-версия мобильного приложения: http://online.fingramota.kz/ru.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |