|
|
|
Некоторые аспекты применения налоговых льгот в период чрезвычайного положения в Казахстане
Галымбек Керейбаев Старший юрист Юридическая фирма INTEGRITES Kazakhstan
Как известно, от 20 апреля 2020 года № 224 было издано Постановление Правительства Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения». В данной связи, хотелось бы точечно отразить некоторые аспекты его применения. В соответствии с данным постановлением Правительства РК от 20.04.2020 № 224 субъектам малого, среднего и крупного предпринимательства установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений и отчислений на обязательное медицинское страхование. Согласно Приложению 1 к данному постановлению к определенным видам деятельности (например: 51.10 деятельность воздушного пассажирского транспорта в соответствии с НК РК 03-2019 «Общий классификатор видов экономической деятельности» (далее - «ОКЭД») применяется коэффициент «0». Однако в соответствии с данным постановлением поправочный коэффициент «0» может применяться только к так называемым субъектам (микро, малого, среднего и крупного) предпринимательства. Согласно статье 23 Предпринимательского кодекса РК (далее - ПК) субъектами предпринимательства являются (помимо прочего) негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства). При этом п. 3 ст. 23 ПК устанавливает, что юридическое лицо, являющееся субъектом предпринимательства, может быть создано в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Республики Казахстан. Такая формулировка исключает возможность применения поправочного коэффициента «0» для иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Казахстане через свои филиалы. Такой подход является, на мой взгляд, нарушением основополагающего принципа ВТО, а именно - принципа недискриминации, установленного статьей Х Генерального соглашения по торговле услугами (GATS) (Марракеш, 15 апреля 1994 года). Более того, в соответствии со статьей 17 GATS в секторах, содержащихся в национальном Перечне, и на условиях и требованиях, оговоренных в нем, каждый Член ВТО должен предоставить услугам и поставщикам услуг любого другого Члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет таким же своим услугам или поставщикам услуг. Кроме того, пунктом 2 статьи 2 Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Турция о взаимном содействии и защите инвестиций (Алма-Ата, 1 мая 1992 года) предусмотрено, что каждая Сторона будет предоставлять этим инвестициям, коль скоро они будут установлены, режим или подход не менее благоприятный, чем режим, который обеспечивается в аналогичных ситуациях инвестициям своих инвесторов или инвестициям инвесторов любой третьей стороны, в зависимости от того, какой режим является более благоприятным. Более того, ситуация в первую очередь затрагивает граждан Казахстана (в отношении индивидуального подоходного налога и обязательных пенсионных взносов), работающих в в области воздушного пассажирского транспорта. Получается, что если граждане Казахстана работают в филиале иностранной компании, то их доходы облагаются в полном объеме (ИПН, пенсионные взносы, ОСМС), в то время, как граждане, работающие в отечественных компаниях, предоставляющих аналогичные услуги ( как «Эйр Астана» и т. д.) в целом освобождены от ИПН, пенсионных взносов и т.д. Такая ситуация, является на мой взгляд, ущемляющей права самих граждан Казахстана и носит дискриминационный характер. Следующим аспектом является деятельность в области права (ОКЭД 69.10). Согласно ОКЭД этот класс включает: - консультирование и разъяснение по юридическим вопросам, подготовку юридических документов: свидетельств о регистрации компании, уставов или аналогичных документов, связанных с созданием юридического лица; патентов и авторских прав; подготовку юридических актов, завещаний, доверенностей и т.д. - прочую деятельность государственных и частных нотариусов, судебных исполнителей, третейских судей, инспекторов и судей. Вместе с тем, в постановлении от 20.04.2020 № 224 сфера применения данного класса сужена до следующих категорий лиц: юридические консультанты, лица, занимающиеся частной практикой: нотариусы, адвокаты, частные судебные исполнители, медиаторы, в том числе в случае отсутствия работников по возникшим обязательствам за себя. В соответствии со статьей 75 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическим консультантом является физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедшее аттестацию, являющееся членом палаты юридических консультантов и оказывающее юридическую помощь. Юридический консультант может оказывать юридическую помощь самостоятельно, занимаясь частной практикой в виде индивидуального предпринимательства либо без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также на основании трудового договора с юридическим лицом. Получается, что сотрудники юридических компаний, не соответствующие данным критериям (например: не являющиеся юридическими консультантами ввиду малозначительности трудового стажа, либо отсутствия членства в соответствующей Палате юридических консультантов не вправе претендовать на освобождение от ИПН, обязательных пенсионных взносов и ОСМС согласно постановлении ПРК от 20.04.2020 № 224. Аналогичная ситуация возникает в отношении сотрудников компаний, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультирование по налогообложению (69.20). Как указано выше, деятельность воздушного пассажирского транспорта подпадает под перечень видов деятельности для применения коэффициента «0». В этой связи абсолютно неясно, почему такие виды деятельности, как, например Деятельность пассажирского железнодорожного транспорта в междугородном сообщении (ОКЭД 49.10), Деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта (в котором преимущественно задействован малый и средний бизнес- ОКЭД49.3) не включены в указанный Перечень. Эти и многие другие вопросы, остаются, к сожалению, в указанном постановлении неурегулированными.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |