|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона
1. Проект Закона (октябрь 2020 года) 2. Сравнительная таблица поправок к законопроекту (октябрь 2020 года) 3. Представление проекта от 8 октября 2020 года № 5-5-1453 4. Пояснительная записка к проекту Закона 5. Прогноз возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий принятия Закона 6. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению и дополнению в связи с принятием проекта 7. Заключение научной правовой экспертизы 10. Постановление Мажилиса Парламента РК от 24 ноября 2020 года № 1369-VI 11. Проект Закона (декабрь 2020 года) 12. Новости, обсуждения по проекту 13. Закон РК от 19 декабря 2020 года № 384-VI
ЗАКОН
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 13-І, 13-II, ст.83; № 21, ст.122; 2015 г., № 16, ст.79; № 21-III, ст.137; № 22-І, ст.140; № 22-III, ст.149; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 7-II, ст.55; № 8-II, ст.67; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.126; 2017 г., № 8, ст.16; № 9, ст.21; № 14, ст.50; № 16, ст.56; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 24, ст.115; 2018 г., № 1, ст.2; № 14, ст.44; № 15, ст.46; № 16, ст.56; № 23, ст.88, 91; № 24, ст.94; 2019 г., № 2, ст.6; № 7, ст.36; № 8, ст.45; № 15-16, ст.67; № 19-20, ст.86): 1) часть 1 статьи 67 изложить в следующей редакции: «1. Лицо, выполнившее все условия процессуального соглашения о сотрудничестве, может быть освобождено от уголовной ответственности.»; 2. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 15-І, 15-II, ст.88; № 19-І, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; 2015 г., № 20-VII, ст.115; № 21-III, ст.137; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 7-II, ст.55; № 8-II, ст.67; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.126, 129; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 8, ст.16; № 14, ст.50, 53; № 16, ст.56; № 21, ст.98, 102; № 24, ст.115; 2018 г., № 1, ст.2; № 10, ст.32; № 16, ст.53, 56; № 23, ст.91; № 24, ст.93; 2019 г., № 2, ст.6; № 7, ст.36; № 19-20, ст.86): 1) часть 2 статьи 42-1 изложить в следующей редакции: «2. Лицо, ведущее уголовный процесс, с учетом мнения участников уголовного процесса и технических возможностей, может вести уголовное судопроизводство в электронном формате, о чем выносится мотивированное постановление. Мнение участника процесса вносится лицу, осуществляющему досудебное расследование, судье в виде ходатайства, которое рассматривается в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом. В случае невозможности дальнейшего ведения уголовного судопроизводства в электронном формате лицо, ведущее уголовный процесс, переходит на бумажный формат, о чем выносится мотивированное постановление. Постановление о ведении уголовного процесса в электронном формате может быть обжаловано участниками уголовного процесса в порядке статьи 105 настоящего Кодекса.»; 2) пункт 3) части 6 статьи 65 изложить в следующей редакции: «3) на любой стадии судебного разбирательства заявить ходатайство или выразить согласие о заключении процессуального соглашения и заключить процессуальное соглашение;»; 3) статью 87 дополнить частями 7-1 и 7-2 в следующей редакции: «7-1. Судья не может принимать участие в суде первой инстанции при рассмотрении вновь поступившего уголовного дела, если он ранее принимал участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции в отношении других соучастников уголовного правонарушения. 7-2. Судья апелляционной и кассационной инстанции не может принимать участие, соответственно в суде апелляционной и кассационной инстанции, если он принимал участие в предыдущем рассмотрении уголовного дела в отношении других соучастников уголовного правонарушения.»; 4) в статье 107: часть 1 дополнить пунктом 11) в следующего содержания: «11) о назначении либо отказе в назначении экспертизы, либо производстве органом уголовного преследования иных следственных действий.»; часть 6 изложить в следующей редакции: «6. Судебное заседание проходит в закрытом режиме, за исключением рассмотрения вопросов, указанных в пунктах 1), 2) и 11) части первой настоящей статьи, которые должны рассматриваться в открытом судебном заседании, если следственный судья их рассматривал в открытом судебном заседании. В судебном заседании участвуют прокурор и защитник подозреваемого. В заседании также могут участвовать подозреваемый, его законный представитель, потерпевший, его законный представитель, представитель и другие лица, чьи права и интересы затрагиваются обжалуемым решением, неявка которых при своевременном извещении о времени рассмотрения жалобы, ходатайства прокурора не препятствует их судебному рассмотрению. В случае, предусмотренном пунктом 10) части первой настоящей статьи, перечень лиц, участвующих в закрытом судебном заседании, определяется судьей, рассматривающим жалобу, ходатайство. Рассмотрение вопросов, предусмотренных частью 1-1 настоящей статьи, производится в соответствии со статьей 234 настоящего Кодекса.»; 5) в части 2 статьи 341 «время до семи суток» заменить словами «разумный срок»; 6) часть 4 статьи 366 изложить в следующей редакции: «4. Вызов и допрос в суде свидетеля и потерпевшего не проводятся в случаях, если их показания депонированы следственным судьей в порядке, предусмотренном статьей 217 настоящего Кодекса. В случае отпадения ко времени рассмотрения дела в суде оснований, которые послужили поводом к депонированию показаний, при возможности явки лица в суд, а также при добровольном волеизъявлении потерпевшего и (или) свидетеля, суд по ходатайству участников процесса вправе вызвать и допросить таких лиц, в том числе с использованием средств видеоконференцсвязи. Свидетели не вызываются и не допрашиваются при проведении сокращенного судебного разбирательства.»; 7) часть 3 статьи 623 изложить в следующей редакции: «3. При несогласии судьи с новым процессуальным соглашением о признании вины он выносит постановление об отказе в рассмотрении дела в согласительном производстве и направляет дело прокурору для осуществления по нему производства в общем порядке. Вынесенное при этом постановление судьи может быть обжаловано, пересмотрено по ходатайству прокурора в апелляционном порядке.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан Сравнительная таблица
Депутаты Парламента Республики Казахстан В. Олейник
А. Лукин
С. Бычкова
М. Магеррамов от 8 октября 2020 года № 5-5-1453
Председателю Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нигматулину Н.З.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе»
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, пунктами 1 и 2 статьи 15 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» вносим в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе»
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе» (далее - законопроект) разработан в рамках реализации предложений по обеспечению равенства сторон обвинения и защиты в судебном процессе, в рамках исполнения пункта 6 Плана действий по реализации предвыборной программы Президента «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге» (утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № 27), а также в целях реализации положений пункта 20 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 152 в части повышения гарантий защиты прав граждан, обеспечение состязательности и равенства сторон в уголовном процессе. Предлагаемая поправка в Уголовный кодекс направлена на возможность освобождения лиц от уголовной ответственности в связи с выполнением всех условий процессуального соглашения о сотрудничестве. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс направлены на возможность ведения уголовного процесса в электронном формате с учетом мнений участников процесса; проведения открытого судебного заседания при пересмотре постановлений следственного судьи о санкционировании, отказе в санкционировании содержания под стражей и другие. Реализация указанных поправок позволит повысить состязательность уголовного процесса и эффективность обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников уголовного процесса. Принятие проекта Закона не повлечет негативных правовых, экологических, социально-экономических последствий и не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
ПРОГНОЗ возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе»
Вносимый на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе» разработан в рамках реализации предложений по обеспечению равенства сторон обвинения и защиты в судебном процессе, реализации пункта 6 Плана действий по реализации предвыборной программы Президента «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге» (утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № 27), а также во исполнение положений пункта 20 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 152 в части повышения гарантий защиты прав граждан, обеспечение состязательности и равенства сторон в уголовном процессе. Предлагаемая поправка в Уголовный кодекс направлена на возможность освобождения лица от уголовной ответственности в связи с выполнением всех условий процессуального соглашения о сотрудничестве. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс направлены на возможность ведения уголовного процесса в электронном формате с учетом мнений участников процесса; проведения открытого судебного заседания при пересмотре постановлений следственного судьи о санкционировании, отказе в санкционировании содержания под стражей и другие. Реализация указанных поправок позволит повысить состязательность уголовного процесса и эффективность обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников уголовного процесса. Принятие проекта Закона не повлечет негативных правовых, экологических, социально-экономических последствий и не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению и дополнению в связи с принятием проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе»
1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года.
Письмо РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» от 2 апреля 2020 года № 08/000079
ЗАКЛЮЧЕНИЕ научной правовой экспертизы
I. Общие положения
II. Описание проблемных вопросов, на решение которых направлен проект Закона, в том числе: оценки качества, обоснованности, своевременности, правомерности принятия законопроекта. Оценка качества, своевременности и обоснованности принятия проекта Закона. Проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе» (далее - проект Закона) предусматриваются изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее - УК), Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - УПК). К каждой из изложенных в проекте Закона статей представлено обоснование, которое содержит аргументированное объяснение предлагаемых изменений и дополнений со ссылками на нормы действующего законодательства. Из Пояснительной записки усматриваеся, что проект Закона разработан во исполнение пункта 6 Плана действий по реализации предвыборной программы Президента «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге» (утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № 27), пункта 20 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 152. В проекте Закона представляются изменения и дополнения, направленные на: возможность освобождения лиц от уголовной ответственности в связи с выполнением всех условий процессуального соглашения о сотрудничестве, ведения уголовного процесса в электронном формате с учетом мнений участников процесса; закрепление права адвоката, участвующего при производстве процессуального действия, давать подзащитному краткие консультации в присутствии лица, осуществляющего досудебное расследование; расширение перечня документов и копий процессуальных решений, получаемых адвокатом для ознакомления в ходе досудебного расследования; регламентацию вопросов обязательности проведения судебного заседания при рассмотрении жалоб на действия (бездействия) и решения прокурора, органов уголовного преследования; проведение открытого судебного заседания при пересмотре постановлений следственного судьи о санкционировании, отказе в санкционировании содержания под стражей, о назначении либо отказе в назначении экспертизы и другие. Своевременность и научная обоснованность вносимых проектом Закона изменений и дополнений предопределяется следующими обстоятельствами. Действующий УПК призван унифицировать процессуальные формы, усилить гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина и, в целом, оптимизировать уголовное судопроизводство, с тем чтобы обеспечить эффективное правоприменение. С распространением принципа состязательности и равноправия сторон (статья 23 УПК) на все стадии уголовного процесса Республики Казахстан, роль адвоката-защитника, как стороны, оказывающей за определенную плату или за счет бюджета (статья 17, статья 19, часть третья статьи 26, часть первая статьи 48 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи») юридическую помощь заинтересованным участникам процесса (подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, свидетелям, имеющим право на защиту, потерпевшим), значительно возрастает. В пользу такого вывода свидетельствуют изменения и дополнения в сфере уголовно-процессуальной деятельности, внесенные Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности» от 21 декабря 2017 г. и Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 5 июня 2018 г., существенно расширившие полномочия адвоката-защитника по оказанию юридической помощи подзащитному в досудебном расследовании. В первую очередь, это - расширение перечня процессуальных действий, при отказе в выполнении которых следователем (дознавателем) без уважительных на то причин, адвокат вправе обратиться непосредственно к следственному судье, который, в случае признания обоснованности требований, вправе принудить органы расследования к их исполнению (пункт 3 части третьей статьи 70 УПК). Во-вторых, это - новый порядок ознакомления с материалами уголовного дела и право адвоката на особое доказательство, которое он может не предъявлять стороне обвинения (часть четвертая статьи 296 УПК). Тем самым адвокат в уголовном процессе получил новые рычаги воздействия на следственный аппарат, которые, по мнению законодателя, обеспечат оптимизацию досудебного расследования. Вместе с тем, типологически казахстанский уголовный процесс все же остался ближе к «смешанной» форме со значительной ролью досудебной подготовки материалов уголовного дела. Данное обстоятельство исключает возможность реализации модели полностью состязательного уголовного судопроизводства по англо-саксонскому типу, с элементами скоротечного полицейского дознания с активным судебным контролем, где осуществляется перенос всей основной доказательственной нагрузки в рамки судебного разбирательства. В условиях ориентации уголовного судопроизводства РК на оптимизацию досудебного расследования, вопросы обеспечения состязательности уголовного процесса и обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников уголовного процесса на этой стадии уголовного процесса заслуживает особого пристального внимания1. _____________________ 1 Тугел А.К., Ахпанов А.Н., Пен С.Г., Тукиев А.С. Совершенствование уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан по вопросам обеспечения права на защиту и адвокатской деятельности на современном этапе//Евразийская адвокатура. - 2013. - № 1 (2). - С. 45.
В связи с этим, актуальность и обоснованность совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере повышения состязательности уголовного процесса и эффективности обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников уголовного процесса, несомненно, представляют повышенную значимость.
III. Описание всех известных и эффективных способов, механизмов, подходов к разрешению проблемных вопросов, на решение которых направлено принятие правового акта, в том числе применявшихся на разных исторических этапах, в зарубежной практике, а также описание смежных сфер правоотношений и влияния на них в виде последствий от принятия проекта Закона. В интересах разрешения проблемных вопросов, связанных с ориентацией на дальнейшее совершенствование действующего законодательства, регламентирующего процессуальные механизмы повышения состязательности по уголовным делам и эффективности обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, разработчиками проекта Закона вполне уместно и резонно использованы распространенные и доказавшие свою состоятельность и целесообразность приемы и методы правотворчества, находящиеся в рамках разработанной законотворчества доктрины
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Проект Закона (октябрь 2020 года)Сравнительная таблица поправок к законопроекту (октябрь 2020 года)Представление проекта от 8 октября 2020 года № 5-5-1453Пояснительная записка к проекту ЗаконаПрогноз возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий принятия ЗаконаПеречень законодательных актов, подлежащих изменению и дополнению в связи с принятием проектаЗаключение научной правовой экспертизыЗаключение научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проектаСправочный лист к проекту |