|
|
|
Встречная налоговая проверка
Юридическая фирма «Тлеулин и партнеры»
Налоговый кодекс Казахстана содержит исчерпывающий перечень всех проверочных мероприятий, проводимых налоговым органом в отношении налогоплательщика. Одним из них является встречная налоговая проверка, проводимая в отношении лица, которое в течение последних 5 лет (срок исковой давности в Налоговом кодексе) осуществляло взаиморасчеты или иные операции с налогоплательщиком, деятельность которого является предметом тематической или комплексной налоговой проверки. В самом общем виде можно утверждать, что встречная налоговая проверка проводится в двух случаях: · Для подтверждения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату; · Для получения дополнительной информации об операциях между налогоплательщиками при проведении комплексной или тематической налоговой проверки. Главная особенность встречной налоговой проверки в том, что она всегда без исключения является вспомогательной по отношению к основной - комплексной или тематической налоговой проверке. Налоговый кодекс Казахстана называет лишь два основания проведения встречной налоговой проверки вне назначения основной (комплексной или тематической) проверки: · Если встречная налоговая проверка инициирована запросом иностранного государственного органа или международной организации; · Если по результатам камерального контроля по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик, с которым подлежащее встречной проверке лицо осуществляло операции, не устранил нарушения или представил пояснения, не подтверждающие отсутствие нарушений. Чтобы детально разобраться в сроках проведения встречной налоговой проверки, следует обратиться к Инструкции по проведению встречных проверок, а также подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату плательщиками налога на добавленную стоимость, поставщики которых подлежат мониторингу налогоплательщиков, утвержденной Приказом Налогового комитета от 15.04.2005 года № 160. Данный нормативно-правовой акт является действующим, а значит должен применяться при регулировании отношений, возникающих в рамках проведения встречной налоговой проверки. Инструкцией установлено, что срок проведения встречной налоговой проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Продления или приостановления сроков течения встречной налоговой проверки не предусмотрено. Касательно оснований для направления запросов на проведение встречных проверок, необходимо обратиться к Методическим рекомендациям назначения встречных проверок, проводимых в рамках комплексных или тематических проверок, за исключением проверок по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, утвержденных приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, 10 декабря 2010 года № 528. Данный подзаконный нормативно-правовой акт перечисляет обстоятельства, при наличии которых необходимо направлять подобные запросы, однако в числе оснований называет «наличие сомнений по осуществленным сделкам», а также содержит формулировку «иные аналогичные случаи», которыми фактически решение о необходимости направления запроса на проведение встречной проверки оставляет на усмотрение должностного лица налогового органа. То есть запросы на проведение встречных налоговых проверок могут быть направлены в отношении всех без исключения контрагентов проверяемого налогоплательщика. Налоговым законодательством не раскрывается детальный алгоритм необходимых действий должностных лиц налоговых органов в рамках встречных проверок в отношении отсутствующего по юридическому адресу налогоплательщика и в случае невозможности определения реального места нахождения налогоплательщика. Указывается лишь, что в данном случае запрос на проведение встречной налоговой проверки подлежит прекращению, проверка не производится. Отметим, что согласно действующему налоговому законодательству уведомление по результатам проведения встречной налоговой проверки не выставляется. То есть фактически при обнаружении расхождений и несоответствий в ходе проведения такой проверки, проверяемый по встречной проверке субъект освобождается от риска административной ответственности. Разумеется, в случае наличия обоснованных сомнений в правильности исчисления и уплаты налогов проверяемого в рамках встречной налоговой проверки налогоплательщика, налоговый орган вправе в дальнейшем инициировать комплексную или тематическую проверку в отношении данного лица. Таким образом, единственной целью проведения встречной налоговой проверки является подтверждение правильности исчисления налогов налогоплательщиком, в отношении которого ведется основная (комплексная или тематическая) налоговая проверка. К сожалению, необходимо обратить внимание, что действующее налоговое законодательство очень ограниченно регулирует порядок проведения встречной налоговой проверки: отсутствует актуальная нормативная база регулирования встречных налоговых проверок, имеющиеся подзаконные нормативно-правовые акты устарели либо просто дублируют общие положения Налогового кодекса РК.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |