|
|
|
Совершенствование конституционного законодательства в свете Послания Президента Республики Казахстан «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации»
Жанузакова Лейла Тельмановна Заместитель директора НИИ права университета «Туран», Казахстан, ГНС Института законодательства и правовой информации РК, доктор юридических наук, профессор, Алматы, e-mail: zhanleila@mail.ru
Караев Алипаша Агаханович ГНС Института законодательства и правовой информации РК, ВНС Института публичного права, кандидат юридических наук. профессор Каспийского университета, e-mail: ali_agahan@mail.ru
Президент Республики Казахстан, выступая 16 марта 2022 года перед депутатами Парламента со своим ежегодным посланием, обозначил новые векторы модернизации политической системы. Предложения главы государства вытекают из объективных потребностей, связанных с реализацией идей правового государства, конституционализма и совершенствованием правовых механизмов защиты прав человека. В обществе сложилось понимание, что строительство нового Казахстана невозможно без глубокой трансформации политической системы, которая должна гарантировать сменяемость власти, непрерывность конституционного процесса, а также интересы политических партий и гражданского общества. В связи с этим, формирование более эффективной модели взаимоотношений главы государства с ветвями власти, функционирование независимой судебной ветви власти, нового органа конституционного контроля и местного самоуправления являются определяющими факторами становления конституционализма и формирования демократического и правового государства на принципах верховенства Права. Реализация предложений Президента потребует не только совершенствования действующих законов, но и принятия ряда новых законов. Президент в своем выступлении четко обозначил следующие зоны правового регулирования, нуждающиеся в точечной конституционной модернизации. Прежде всего, с учетом политических реалий было предложено ввести ограничения на совместимость президентских полномочий с членством в политической партии, равно как и для ряда руководителей других центральных и местных государственных органов. Как известно, в отношении главы государства, данное ограничение применялось вплоть до 2007 года, однако в ходе конституционной реформы ограничение было снято. В связи с этим, восстановление прежней модели взаимоотношений Президента с политическими партиями становится важным заслоном против сращивания партийных структур с государственным аппаратом. Однако полагаем, что этого недостаточно. В связи с этим, целесообразно подумать и о внепартийном статусе Руководителя Администрации Президента и руководителей ее структурных подразделений. При такой модели, деятельность главы государства переориентируется от поддержки одной партии на поддержку всей политической системы общества, простимулирует общественно-политический процессы, будет способствовать развитию многопартийности и политической культуры граждан. Следует также поддержать предложение о введении запрета «для родственников» Президента, занимать государственные должности, в том числе и в квазигосударственном секторе. При этом такие ограничения должны коснуться не только главы государства, но распространиться на председателей Верховного Суда и нижестоящих судов, Конституционного Суда (после учреждения), Сената и Мажилиса, Генерального Прокурора, Премьер-министра и членов Правительства, руководителей агентств и других центральных государственных органов, акимов всех уровней. Полагаем, что данные ограничения, вполне допустимы, реализация которых позволит снизить уровень коррупции, а также риски возникновения конфликта интересов при принятии важных для страны или региона социально-экономических решений. В Послании также обозначен переход от суперпрезидентской республики с чрезмерной концентрацией властных полномочий к президентской республике. В этой связи следует четко определиться, какая ее модель (французская или американская) будет целесообразней для Казахстана. Французская модель, взятая за основу в Конституции Казахстана 1995 г., в которой Президент находится над ветвями власти и выполняет функцию арбитра между ними, полностью не была реализована в казахстанских условиях, поскольку не сформировала сильную законодательную власть в лице Парламента. С учетом того, что политическое поле Казахстана, с появлением новых партий, в ближайшее время будет изменяться, предпочтительнее представляется классическая президентская республика, как например, в США, Турции и др. Президент в этой системе сам возглавляет исполнительную власть и несет всю полноту ответственности за ее деятельность. Правительство формируется им не по партийному, а по профессиональному принципу. Кроме того, полагаем возможным в этом направлении актуализировать вопрос об отказе Президента от некоторых организационно-кадровых полномочий с передачей их Правительству (дача согласия на утверждение государственных программ и Единой системы финансирования для работников бюджетных организаций), другим органам либо гражданам (право роспуска маслихатов и др.). Президент Республики Казахстан К.Ж. Токаев в своем Послании отметил необходимость переформатирования представительной власти. Предложено сократить президентскую квоту для назначения депутатов Сената с 15 до 10, из них 5 - по рекомендации Ассамблеи народа Казахстана, изменить полномочия верхней Палаты, Мажилис формировать по смешанной избирательной системе, преобразовать Счетный комитет по контролю за республиканским бюджетом в Высшую Аудиторскую Палату, подотчетную Мажилису. Поддерживая в целом основной тренд переустройства органа законодательной власти, считаем возможным высказать и некоторые другие подходы, реализация которых усилит высший представительный орган и формуле «влиятельный Парламент» придаст реальную жизнь. При сохранении двухпалатной структуры Парламента, как элемента системы сдержек и противовесов, целесообразно перейти к выборности Сената на основе прямого избирательного права, привязав их количественный состав, а также представительство от каждого региона к численности избирателей, но не менее двух сенаторов от региона. Это будет соответствовать принципу равного избирательного права. Кроме того, такой подход созвучен мнению Президента о том, что «Сенат должен стать палатой, реально представляющей интересы регионов страны». Естественно, количество сенаторов возрастет с учетом данного фактора и образования новых областей. Важнейшей задачей в реорганизации Парламента видится повышение его конституционного статуса за счет передачи ему ряда дополнительных полномочий от Президента, особенно в части усиления его контрольных полномочий. Приданию Парламенту обновлённого статуса будет способствовать принятие Закона «О парламентском контроле и парламентском расследовании», что также заложит правовые основы становления парламентаризма в Казахстане. Составной частью становления парламентаризма в Казахстане должно стать усиление форм финансового контроля. Преобразование Счетного комитета в Высшую Аудиторскую Палату может стать важным шагом в институциональном развитии контрольно-надзорных механизмов парламентского контроля. Но явно недостаточно только того, чтобы ее председатель два раза в год отчитывался перед Мажилисом. Необходимо, чтобы и формирование состава данного органа осуществлялось полностью самим Парламентом. Лишь в этом случае станет возможным обеспечение надлежащего парламентского контроля за исполнением республиканского бюджета, а также улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных и правоохранительных органов в пресечении и профилактике бюджетно-финансовых правонарушений. Среди озвученных инициатив наиболее ожидаемой стало предложение об изменении модели конституционного контроля. Действующий Конституционный Совет, из-за ограниченности полномочий и субъектов обращения, не позволял в полной мере обеспечить верховенство Конституции и защитить права казахстанских граждан. В связи с этим учреждение Конституционного Суда более практично и отвечает современным политическим реалиям. Деятельность Конституционного Суда способна проникать во все сферы общественной жизни. Помимо толкования, он вправе устанавливать конституционность правоприменительной практики, что, несомненно, повышает его правозащитный потенциал. Практика показывает, что именно в этой сфере и происходят наиболее частые нарушения Конституции. Важную роль в формировании нового Казахстана должна сыграть судебная ветвь власти. Вместе с тем, с учётом новых политико-правовых реалий, стратегических целей и задач государства судебная система нуждается в совершенствовании. Особое внимание необходимо уделить процедуре отбора кандидатов. Целесообразно также усилить ответственность судей за вынесение незаконных решений, причем не только дисциплинарную и уголовную, но и материальную. Таким образом, полагаем, что реализация президентских инициатив позволит сформировать более эффективную модель взаимоотношений главы государства с институтами власти, простимулирует формирование многопартийности, а также усилит правовые гарантии защиты прав и свобод личности в Республике Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |