|
|
|
Анализ налоговых преференций в Международном финансовом центре «Астана»
Нурлыбек Султан Нусипжанов Юрист Алматинского офиса Международной юридической фирмы «ILF A&A» PhD докторант
Динмухамед Альменбетов Младший юрист Астанинского офиса Международной юридической фирмы «ILF A&A» Магистрант
Введение
Международный финансовый центр Астана (МФЦА) — это специальная экономическая зона в городе Астана, Казахстан, предназначенная для развития финансовых услуг и привлечения иностранных инвестиций. Он предоставляет широкий спектр возможностей для оказания финансовых услуг, включая банковское дело, страхование, инвестиции, фондовый рынок и другие финансовые операции. МФЦА стремится создать благоприятную бизнес-среду с помощью налоговых преференций, привлечения международных финансовых институтов и развития инновационных технологий для поддержки финансовых операций и инвестиций. В данной аналитической статье рассматривается роль налоговых преференций в деятельности Международного финансового центра Астана. Анализируются основные механизмы и инструменты налоговых льгот. Также исследуются преимущества и ограничения налоговых преференций и их влияние на финансовые потоки и инвестиционный климат Международного финансового центра Астана.
I. Правовая база
Несмотря на особый правовой режим и собственное право МФЦА, включая иерархию актов, налоговые правоотношения в МФЦА регулируются Налоговым кодексом РК, за исключением изъятий установленных статьей 6 Конституционного закона РК «О Международном финансовом центре «Астана» (далее- КЗРК «О МФЦА»). Для удобства восприятия понятия «льготы» и «преференции» в данной статье считаются тождественными.
II. Субъекты налоговых преференций
Под субъектами в рассматриваемом случае понимаются лица, на которые распространяются налоговые преференции в том или ином объеме. Для удобства классификации, мы пришли к мнению, что необходимо разделить субъекты, на две категории: специальные и общий. Специальные субъекты – соответствующие всем требованиям установленными в статье 6 КЗРК «О МФЦА». В первую очередь необходимо понимать, что налоговые преференции не распространяются на всех участников (компании) МФЦА, сам факт, инкорпорации в МФЦА, не дает доступа ко всем льготам. Доступ к льготам имеет прямую связь с видами деятельности (т.н. ОКЭД / business activity). Общие субъекты – лица, на которые распространяются лишь ограниченное количество налоговых преференций, при этом данные льготы предоставляются по факту инкорпорации, вне зависимости от вида деятельности для всех физических и юридических лиц.
III. Условия применения налоговых преференций
Доступ к преференциям напрямую зависит от вида деятельности — это ключевой фактор. Все лицензируемые виды деятельности входят в 3 группы лицензии, такие как Регулируемая деятельность (Regulated Activities), Рыночная (Market Activities) и Вспомогательные услуги (Ancillary Services). Полный список, описание и классификация деятельности по группам предусмотрена в AIFC General Rules (GEN). Об этом подробно указано в разделе V. Льготные виды деятельности как правило лицензируемые, при этом получение лицензии в МФЦА тяжелый и долгий процесс, да еще к тому же достаточно дорогостоящий. Это тема отдельной статьи.
IV. Срок действия налоговых преференций
Льготы действуют до 01 января 2066 года, за исключением бессрочных льгот
V. Виды налоговых льгот
1. Освобождение от КПН и НДС, по доходам полученным от оказания следующих услуг (Формат 4+34): 1) банковские услуги исламского банка; 2) услуги перестрахования и страховые брокерские услуги; 3) услуги по инвестиционному управлению активами инвестиционных фондов, их учету и хранению, а также обеспечению выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг инвестиционных фондов; 4) брокерские и (или) дилерские, андеррайтинговые услуги; 5) другие финансовые услуги, определяемые совместным актом Центра и Минфина РК: Под другими финансовыми услугами подразумеваются 34 пункта подробно отраженные в совместном приказе МФЦА и Министерства Финансов РК: https://aifc.kz/files/legals/325/file3/onappr-2.pdf Это позволяет на локальном уровне оперативно устанавливать, дополнять, изменять и исключать определённые виды деятельности, подпадающие под налоговые преференции.
Примечания к пункту: - МФЦА является в первую очередь финансовым центром, поэтому льготы распространяются, если деятельность связана с финансовыми услугами, ценными бумагами, банковской, инвестиционной и страховой деятельностью. - Что примечательно освобождение от НДС появилось только в конце 2019 года, раньше было только КПН. - Освобождение будет действовать только если эти услуги оказаны на территории МФЦА. - Специальный субъект
2. Освобождение от КПН по доходам от юридических, аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых услуг.
Примечания к пункту: - Льготы будет действовать только если настоящие услуги оказываются органам МФЦА или же компаниям, которые занимаются деятельностью, указанной выше (п. 1). То есть, если юридические услуги или аудит осуществляется в отношении компаний не из МФЦА или компании из МФЦА, но не занимающаяся деятельностью, указанной в пункте 1, то КПН все равно подлежит начислению. - специальный субъект
3. Освобождение от ИПН по доходам по трудовому договору (работникам)
Примечания к пункту: - Если работник-иностранец - И только если работодатель оказывает услуги, указанные в п. 1,2 данного Раздела.
4. Вне зависимости от вида деятельности для всех физических и юридических лиц освобождение от ИПН и КПН:
1) от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках фондовой биржи; 2) от прироста стоимости при реализации акций участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра, или долей участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра; 3) в виде дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов или вознаграждений в официальных списках фондовой биржи; 4) в виде дивидендов по акциям участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра, или по долям участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра. Необходимо принимать во внимание, что на данный момент Центром и Министерством финансов рассматривается вопрос по исключению п. 2. То есть, налог на прирост стоимости при реализации ценных бумаг юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с правом Центра, в случае принятия таких поправок будет взыматься. Необходимо отметить, что существует необходимость вести раздельный налоговый учет по освобожденным от налогообложения доходам и общим доходам. Под освобожденным от налогообложения доходам понимается доходы, полученные от оказания услуг, перечисленные в п. 1 раздела V настоящей статьи Участникам и Органам Центра, то есть другим Компаниям, которые инкорпорированы в соответствии с правом Центра. В случае, если Компания, подпадающая под налоговые преференции МФЦА, будет оказывать перечисленные услуги кому-либо кроме Участников Центра, в том числе физическим лицам, ТОО или Компаниям из США, то доход, полученный от таких услуг, будет облагаться в общеустановленном порядке.
Примечания к пункту: - Общий субъект
5. Освобождение от налога на имущество и земельного налога.
Примечания к пункту: - Только компаниям, занимающимся деятельностью из п. 1, 2 - Если имущество находится на территории МФЦА - Эта льгота пока бессрочна - специальный субъект
VI. Выводы
В последнем разделе настоящей статьи есть необходимость отметить, что все налоги уплачиваются в тенге, даже если весь оборот в долларах, то уплата будет осуществляться по курсу тенге-доллар на дату уплаты. Хотя остальные сборы и пошлины уплачиваются в долларах США. Льготы в МФЦА достаточно обширные, но не такие простые в понимании, как кажется на первый взгляд. При детальном разборе налоговых преференций, каждый из них имеет свои особенности. Но несмотря на свои особенности и сложности, предоставляет обширные возможности для развития бизнеса путем уменьшения налоговой нагрузки, а также способствует удобному структурированию бизнеса. В целом, налоговые преференции Международного финансового центра Астана играют важную роль в создании благоприятной бизнес-среды для местного и иностранного бизнеса, привлечении инвестиций и стимулировании экономики страны.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |