|
|
|
Новый субъект уголовного процесса
Введение института следственного судьи обеспечивает эффективную реализацию судебного контроля на этапе досудебного производства и создание комплекса процессуальных гарантий прав и свобод личности в уголовном процессе. Об этом речь шла в ходе международного семинара «Полномочия следственных судей и применение новых институтов УПК РК», организованного Верховным Судом РК. Как известно, новый Уголовно-процессуальный кодекс содержит ряд принципиально новых норм, которые призваны обеспечить максимальное соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Одной из основных новелл Кодекса является введение института следственного судьи. О новом субъекте уголовно-процессуальной деятельности рассказала судья Верховного Суда РК Лаура Агыбаева. Впервые в Казахстане санкционирование ареста было передано судам с принятием Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам применения мер пресечения в виде ареста, домашнего ареста» от 5 июля 2008 года. По словам Л. Агыбаевой, передача полномочий по выдаче санкций на арест от прокуратуры судам соответствует международным стандартам в области прав человека. В частности, судебный порядок санкционирования ареста предусмотрен нормами международного Пакта «О гражданских и политических правах» 1966 года, ратифицированных Казахстаном. При этом она подчеркнула, что приоритетным направлением развития уголовно-процессуального права, определенный в Концепции правовой политики РК на период с 2010-2020 годы, является дальнейшая последовательная реализация основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на защиту прав и свобод человека. Следственные судьи в Казахстане должны обеспечить юридическое равенство возможностей сторон, в том числе и по осуществлению защиты конституционных прав личности, что невозможно при формировании доказательств только стороной обвинения. Говоря о задачах следственных судей, судья пояснила, что они состоят в осуществлении судебного контроля за расследованием, без принятия на себя функций уголовного преследования. Таким образом, уже на стадии судебного разбирательства закреплено право участников на реализацию принципа состязательности. - Введение в Казахстане института следственного судьи является одним из направлений политики государства по совершенствованию судебной системы путем поэтапного расширения пределов судебного контроля в досудебном производстве. Глава государства на VI Съезде судей отметил, что в части развития судебной специализации мы находимся только в начале пути. Введение института следственных судей повысит роль судов в контроле за досудебным производством, - сказала Лаура Агыбаева. В своем выступлении судья Верховного Суда РК привела статистические данные деятельности следственных судей за период действия норм нового УПК РК. По информации высшего судебного органа, за четыре месяца 2015 года в суды поступило 3842 ходатайства о санкционировании содержания под стражей. Эти показатели за аналогичный период 2014 года составляли 12 149 ходатайств. Л. Агыбаева констатировала снижение применения данной меры пресечения в четыре раза. Судами отказано в санкционировании ареста и применен залог по 47 ходатайствам. Рассмотрено 56 ходатайств о санкционировании домашнего ареста. В суды республики поступило 33 ходатайства о санкционировании временного отстранения от должности, 565 - о санкционировании наложения ареста на имущество, о продлении сроков содержания под стражей - 1018, о принудительном помещении не содержащихся под стражей лиц в медицинскую организацию рассмотрено 11. В ходе заседания большое внимание было уделено вопросам правоприменительной практики деятельности следственного судьи. В данном случае Лаура Агыбаева уточнила, что законодателем особое значение придается применению залога как альтернативе содержанию под стражей. - Уголовно-процессуальное законодательство Казахстана направлено на сдержанное и взвешенное отношение к содержанию под стражей, - подчеркнула она. Подробной информацией о процессуально-правовых особенностях деятельности следственного судьи рассказала судья Верховного Суда РК в отставке Раиса Юрченко. Говоря об основных аспектах установления судебного контроля за соблюдением прав и свобод лиц на досудебных стадиях уголовного процесса, Раиса Юрченко прежде всего напомнила о том, рассмотрение каких вопросов входит в полномочия следственного судьи. В частности, был озвучен широкий круг полномочий данного субъекта уголовного процесса, среди которых - санкционирование применения (отмена, изменение) мер пресечения, продление сроков содержания под стражей, домашнего ареста, принудительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию, помещение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в специальное детское учреждение, временное ограничение пользования специальными правами, депонирование показаний потерпевшего и свидетеля, взыскание процессуальных издержек по уголовному делу и др. Наряду с этим следственный судья имеет право истребовать оперативно-розыскные материалы органов дознания, относящиеся к рассматриваемому делу, и знакомиться с ними, за исключением не подлежащих разглашению сведений об организации оперативно-розыскной деятельности, конкретных оперативно-розыскных мероприятиях, источниках и способах. При выявлении обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные в ходе досудебного расследования, следственный судья выносит частное постановление, в котором изложены обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. При установлении фактов совершения деяний, образующих составы других уголовных правонарушений либо деяний, влекущих административную или дисциплинарную ответственность, суд выносит в адрес соответствующего прокурора частное постановление для принятия мер, предусмотренных законом. Раиса Юрченко также подчеркнула, что следственный судья вправе вынести частное постановление и в других случаях, если признает это необходимым. Касательно общих обязанностей судьи по защите прав человека было отмечено, что каждый следственный судья суда, в пределах территориальной юрисдикции которого находится лицо, содержащееся под стражей, имеет право вынести постановление, которым обязывает любой орган государственной власти или служебное лицо обеспечить соблюдение прав такого лица. Если следственный судья получает из любых источников сведения, которые создают обоснованное подозрение, что в пределах территориальной юрисдикции суда находится лицо, лишенное свободы при отсутствии вступившего в законную силу судебного решения, или не освобожденное из-под стражи после внесения залога в установленном УПК порядке, он обязан вынести постановление, которым обязывает любой орган государственной власти или служебное лицо, под стражей которых содержится лицо, немедленно доставить это лицо к следственному судье для выяснения оснований лишения свободы. Следственный судья при рассмотрении вопроса об основаниях нахождения лица под стражей обязан освободить его, если орган государственной власти или служебное лицо, под стражей которых содержится это лицо, не предоставят вступившее в законную силу судебное решение, или не докажут наличие других правовых оснований для лишения лица свободы. Если наряду с доставкой такого лица к следственному судье прокурор, следователь обратятся с ходатайством о применении меры пресечения, следственный судья обязан обеспечить проведение рассмотрения этого ходатайства в кратчайший срок. Независимо от наличия ходатайства следователя, прокурора, следственный судья обязан освободить лицо, если орган государственной власти или служебное лицо, под стражей которых находилось это лицо, не докажет существование предусмотренных законом оснований для задержания лица без постановления следственного судьи, суда, соблюдение предельного срока содержания под стражей либо отсутствие промедления в доставке лица в суд. Следственный судья рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, единолично без проведения судебного заседания. Если необходимо исследовать обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения, следственный судья постановляет о проведении судебного заседания с участием соответствующих лиц и прокурора. При рассмотрении вопросов, касающихся ограничения прав и свобод лиц, проведение судебного заседания обязательно. При этом, по словам Р. Юрченко, следственный судья не должен предрешать вопросы, которые в соответствии с УПК могут быть предметом судебного рассмотрения при разрешении дела по существу, а также давать указания о направлении расследования и проведении следственных действий и принимать решения вместо лиц, осуществляющих досудебное производство, и надзирающего прокурора, а также суда, рассматривающего дело по существу. При заявлении подозреваемого о применении к нему пыток и других незаконных действий или наличии на нем следов применения насилия следственный судья должен поручить надзирающему прокурору немедленно проверить указанные факты. Опытом Германии о санкционировании следственных действий судьями поделилась судья, вице-президент участкового суда г. Бремен Эллен Бест. Она подчеркнула, что в основе практики Германии лежит инквизиторский принцип, то есть прокуратура не только проводит предварительное расследование и вменяет вину, но и проводит расследование, направленное на смягчение вины подозреваемого. Постановление об аресте в соответствии с положениями Конвенции о правах человека и другими международными правилами содержания под стражей может быть санкционировано только судьей. Содержание под стражей в ходе досудебного расследования в Германии может применяться только в особенных случаях, когда это имеет решающее значение для общественной безопасности. Эллен Бест пояснила, что в соответствии с юрисдикцией Федерального суда, необходимость проведения расследования возникает только если речь идет об очень тяжелом преступлении.
Линара Сактаганова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |