|
|
|
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 марта 2024 года № 166
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2019 года № УП-5863 «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года» и постановления Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2023 года № ПП-171 «О мерах по эффективной организации деятельности Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата», а также снижения в стране негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду, в том числе объема вредных выбросов в атмосферный воздух, Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Согласиться со следующими предложениями Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (далее - Министерство экологии), Министерства внутренних дел и Министерства транспорта Республики Узбекистан: а) поэтапное внедрение с 1 июня 2024 года системы «Экологичный транспорт» по контролю за соответствием автомототранспортных средств всех категорий (далее - транспортные средства) предельным нормативам вредного воздействия на атмосферный воздух выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы), предусматривающей следующее: разделение территорий на экологические зоны «чистая», «средняя» и «вредная» исходя из реального экологического состояния, связанного с состоянием атмосферного воздуха, которые определяются цветами «зеленый», «желтый» и «красный» на основании передового зарубежного опыта и инновационных технологий; определение в процессе диагностической проверки уровня соответствия транспортных средств нормативам на основании системы автоматической оценки и по результатам разделение транспортных средств на экологические категории «чистый», «средний» и «вредный», которые определяются цветами «зеленый», «желтый» и «красный», посредством выдачи защищенных от фальсификации экологических стикеров с электронной отметкой; внедрение экологических компенсационных выплат в отношении транспортных средств, экологическая категория которых не соответствует экологической зоне территории, либо ограничение или запрещение их использования на территории соответствующих экологических зон; б) внедрение системы «Экологический транспорт» в следующих этапах: первый этап (2024-2026 годы) - в городе Ташкент; второй этап (2026-2028 годы) - в городе Нукусе и областных центрах, а также, при необходимости, в отдельных экологических зонах (туристические центры, природные заповедники, места оздоровления и отдыха и др.); третий этап (2028-2030 годы) - на всех других территориях; в) определение мер ответственности за несоблюдение порядка использования на территории экологических зон транспортных средств, экологическая категория которых не соответствует экологической зоне территории, а также целевое направление штрафных средств на улучшение экологического состояния страны и охрану окружающей среды. 2. Установить порядок, в соответствии с которым: а) с 1 июня 2024 года определение уровня соответствия нормативам транспортных средств на всех территориях республики и выдача экологических стикеров по результатам осуществляется поэтапно в процессе регистрации и перерегистрации транспортных средств в подразделениях Государственной службы безопасности дорожного движения, без взимания отдельной платы за данные услуги; б) транспортные средства, не имеющие экологических стикеров, кроме случаев, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, подлежат процедуре определения уровня их соответствия нормативам и выдачи по результатам экологических стикеров в подразделениях Государственной службы безопасности дорожного движения без взимания отдельной платы за данные услуги в следующие сроки: до 1 января 2027 года - в городе Ташкенте; до 1 января 2029 года - в городе Нукусе и областных центрах, а также в отдельных экологических зонах, выделенных в экологические зоны; до 1 января 2031 года - на всех других территориях; в) транспортные средства, имеющие экологические стикеры, могут пройти процедуру по повторному определению уровня их соответствия нормативам и выдаче по результатам новых экологических стикеров на добровольной основе один раз в год в подразделениях Государственной службы безопасности дорожного движения без взимания отдельной платы за данные услуги; г) электромобилям и электромотоциклам, а также транспортным средствам иного вида, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, экологические стикеры экологической категории «зеленый» выдаются в режиме реального времени без прохождения диагностической проверки и направляются посредством почты на основании обращений, направленных их владельцами через онлайн информационные системы, без взимания отдельной платы за данные услуги; д) транспортные средства чрезвычайных и оперативных служб, а также общественный транспорт (кроме такси и маршрутных такси) используются на территории всех экологических зон без каких-либо ограничений и запретов; е) допускается временное использование отдельных видов транспортных средств, экологическая категория которых не соответствует экологической зоне территории, на территории соответствующих экологических зон с осуществлением экологических компенсационных выплат в порядке, установленном Кабинетом Министров. определение и изменение границ экологических зон на территориях осуществляется соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами города Ташкента и областей на основании предложения Министерства экологии; проведение диагностической проверки и определение соответствия транспортных средств нормативам осуществляется Государственным унитарным предприятием «Центр инновационных проектов и сервисного обслуживания населения» Министерства внутренних дел; проведение проверки соответствия диагностических средств измерения осуществляется Центром государственной экологической сертификации и стандартизации при Министерстве экологии. 4. В рамках эффективного внедрения системы «Экологический транспорт» возложить следующие задачи: а) на Министерство экологии Республики Узбекистан: закупка, установка, запуск и техническое обслуживание станций автоматического мониторинга качества атмосферного воздуха в соответствии с Национальным стандартом Узбекистана «Станции автоматического мониторинга качества атмосферного воздуха. Общие технические условия» на основании технических требований, утвержденных Министерством экологии. При этом при закупке станций автоматического мониторинга качества атмосферного воздуха приоритет отдается продукции отечественного производства; формирование и ведение динамической электронной экологической карты по атмосферному воздуху страны, содержащей обобщенные данные обо всех экологических зонах, путем привлечения передовых иностранных специалистов и экспертов, а также внедрения инновационных технологий; закупка, установка, запуск и техническое обслуживание автоматизированных технических средств фото- и видеофиксации, предназначенных для выявления правонарушений в сфере использования транспортных средств на территории экологических зон, а также их программного обеспечения; создание в своей организационной структуре центра по мониторингу контроля за атмосферным воздухом и административно-практического отдела по оформлению правонарушений в сфере использования транспортных средств на территории экологических зон, а также обеспечению их всеми необходимыми материально-техническими и программными средствами; б) на Министерство внутренних дел Республики Узбекистан: строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений регистрационных подразделений Государственной службы дорожного движения в соответствии с современными требованиями, создание при них центров диагностики, а также оснащение их необходимыми материально-техническими и программными средствами; создание в структуре Государственного унитарного предприятия «Центр инновационных проектов и сервисного обслуживания населения» штатных единиц экологических операторов, осуществляющих сервисное обслуживание по проведению экологической диагностической проверки транспортных средств, а также их переподготовка и повышение квалификации; закупка, установка, запуск и техническое обслуживание средств диагностической проверки, основанных на системе автоматической оценки уровня соответствия транспортных средств нормативам; закупка бланков экологических стикеров и специального печатного оборудования по их обработке, а также организация системы доставки стикеров владельцу транспортного средства по почте. 5. Министерству экологии, Министерству внутренних дел и Министерству транспорта: а) до 1 июня 2024 года обеспечить взаимную интеграцию существующих и внедряемых в рамках исполнения настоящего постановления электронных информационных систем; б) принять меры по привлечению средств частного сектора и инвестиций для эффективной реализации мер, предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления; в) в двухмесячный срок внести проект решения Правительства, предусматривающего: порядок разделения территорий на экологические зоны исходя из реального экологического состояния, связанного с атмосферным воздухом, а также формирования и ведения динамической электронной экологической карты по атмосферному воздуху; порядок установки на территории экологических зон и в местах въезда уведомляющих знаков, удобных для населения, а также размещения информации на электронных платформах; механизмы определения уровня соответствия транспортных средств нормативам, разделения их по результатам на экологические категории, определения образцов и защитных элементов экологических стикеров, выдачи экологических стикеров, а также ограничения или запрета использования транспортных средств на территории соответствующих экологических зон; перечень видов транспортных средств, которые могут временно использоваться на территории экологических зон на основе экологических компенсационных выплат, а также размеры экологических компенсационных выплат и порядок их взимания; порядок определения правонарушений в сфере использования транспортных средств на территории экологических зон, оформления административных протоколов, целевого направления взысканных штрафных средств; г) до 1 декабря 2024 года внести проект закона по установлению мер ответственности за несоблюдение порядка использования на территории экологических зон транспортных средств, экологическая категория которых не соответствует экологической зоне территории; д) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления. 6. Министерству экономики и финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о внедрении системы по предоставлению населению субсидий для замены транспортных средств категории «вредный» на транспортные средства категории «чистый», а также о финансировании мероприятий на основе современного подхода, направленных на защиту атмосферного воздуха и предупреждение его загрязнения. 7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в месячный срок внести обоснованные предложения по совершенствованию регистрационных подразделений Государственной службы дорожного движения, в том числе выделению пустующих земельных участков для увеличения их мощностей. 8. Министерству экологии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок привести принятые ими ведомственные акты в соответствие с настоящим постановлением. 9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж., министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А.А., министра внутренних дел Бобожонова П.Р. и министра транспорта Махкамова И.Р.
г. Ташкент, 29 марта 2024 г., № 166
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |