|
|
|
Источник: *Президента Республики Казахстан (www.akorda.kz)
02.07.2024 Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О государственных закупках»
Закон принят в реализацию Послания Президента народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». В целом Закон направлен на оптимизацию процедур закупочного процесса, повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг усиление ответственности участников госзакупок и развитие конкуренции. Первый блок новелл Закона направлен на упрощение и сокращение процедур закупок. Первое. Обновлен механизм рассмотрения жалоб, пересмотрена роль Министерства финансов, как контролирующего органа. В целях оперативного проведения закупок, предоставления больших полномочий заказчикам, а также исключения затягивания процедур закупок теперь жалобы будут рассматриваться непосредственно самим организатором закупок. Обжалование итогов закупок будет осуществляться посредством веб-портала и только по закупкам, где победитель определен конкурсной комиссией. Второе. В целях сокращения сроков проведения процедур закупок прямо установленные в Законе сроки перенесены на уровень Правил осуществления госзакупок. Третье. Пересмотрены основания признания госзакупок несостоявшимися для упрощения процедур и исключения коррупционных рисков. Ранее закупки могли признаваться несостоявшимися, когда в них участвовал только 1 поставщик. Теперь же допускается заключать договор с таким поставщиком, в случае признания его соответствующим квалификационным требованиям. Четвертое. В целях ускоренного приобретения заказчиками товаров, работ и услуг и предоставления им большей самостоятельности предусмотрено право по закупу из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг до 500 МРП. Для сельских акиматов порог приобретения таких товаров, работ и услуг увеличен с 3000 до 4000 МРП. Также установлена возможность приобретения из одного источника товаров, работ и услуг, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций (сейчас только для ликвидации последствий ЧС). Пятое. Упрощен порядок закупок научными организациями. Так, закупки научно-исследовательских институтов и организаций высшего и (или) послевузовского образования для выполнения научных исследований и научных работ будут осуществляться по Правилам, утверждаемым Министерством науки и высшего образования. Второй блок новелл Закона направлен на повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг. Первое. Для повышения квалификации участников закупок и развития неценовых критериев выбора поставщика внедрен реестр потенциальных поставщиков, который позволит осуществлять закупки среди поставщиков, имеющих положительную репутацию, и перейти к выбору поставщиков с комбинированием ценовых и качественных критериев по всем видам закупок. Информация о поставщике будет формироваться путем широкого использования данных информсистем госорганов (опыт работы, финустойчивость, отсутствие налоговых задолженностей, размещение финотчетности в открытом доступе и др.). Второе. Законом установлена возможность заключения договора о строительстве под «ключ», предметом которого являются комплексные работы по строительству объекта с установлением ответственности одного поставщика на всех этапах реализации проекта от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию, а также сопутствующие указанным работам поставка товаров и оказание услуг. Третье. Внедрены так называемые «устойчивые госзакупки», основанные на приобретении товаров, работ и услуг с учетом социальных, экономических и экологических аспектов. Третий блок новелл Закона направлен на усиление ответственности поставщиков. Первое. Внедрена возможность общественного мониторинга госзакупок. Второе. Установлен запрет для участия в госзакупках потенциального поставщика, руководитель или учредитель, которого ранее совершили коррупционные правонарушения. К госзакупкам также не будут допущены потенциальные поставщики, имеющие просроченную задолженность по заработной плате. Третье. Сокращены с 50 до 30 процентов предельные объемы работ и услуг, передаваемые поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг. Четвертый блок новелл Закона направлен на развитие конкуренции. Первое. Законодательно установлена возможность перевода на единую платформу закупок всех государственных и квазигосударственных организаций - веб-портал госзакупок. На первом этапе будут сохранены текущие закупочные площадки и проведена интеграция для сбора и отображения детальной информации по закупкам. Второе. Исключен способ закупа через товарные биржи. Третье. Закупки из одного источника путем прямого заключения договора с конкретным поставщиком, определенным Правительством, теперь будут осуществляться в исключительных случаях, когда это необходимо для реализации критически важных объектов и проектов общестранового значения. Четвертое. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей Министерством финансов будет утвержден отдельный перечень ТРУ, которые будут закупаться исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также глава государства подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закупок и исключения излишней законодательной регламентации». Кроме того, он утвердил Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |