| ||||||||||||||||||||
|
|
|
20.12.2022 Об инвестиционных платформах в Республике Казахстан Зейнәбіл А.Ә. Специалист отдела финансового, налогового законодательства и законодательства о таможенном регулировании РГП на ПХВ «Институт парламентаризма» УМТО
На сегодняшний день, в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «инвестиционная платформа». Однако, вопросы государственной поддержки инвестиций, инвестиционного омбудсмена, определение понятия «инвестиций» регламентируется Предпринимательским кодексом. Фрагментарно – в Законе «Об информатизации», где закреплены технические дефиниции к таким терминам как: «онлайн-платформы», «единая платформа интернет-ресурсов государственных органов», а также по аналогии можно найти подходы к определению понятий «оператор», «шлюз», «архитектура информационной системы» и т.д. Но главное регулирование в данной сфере отводится Закону «О рынке ценных бумаг», в котором предусматривается возможность проведения внебиржевой торговли. Другими словами, деятельность инвестиционных платформ рассматривается действующим законодательством в качестве исключения из общих правил биржевой торговли, и не имеет правового регулирования. Между тем, распространенной мировой практикой является установление определенного уровня государственного контроля за деятельностью инвестиционных платформ. К примеру, в Российской Федерации инвестиционная платформа регулируется Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Наиболее детальная законодательная база технологии разработана в Америке. Одним из таких законов является Jumpstart Business Startups[1], который упростил процедуру привлечения инвестиций компаниям на начальном этапе развития, положение которого детализируются в Правилах краудфандинга, принятых Комиссией по ценным бумагам и рынкам. Внедрение инвестиционных платформ требует правового регулирования не только с точки зрения своевременной адаптации законодательства, но и для защиты общественных отношений, возникающих при взаимодействии с цифровыми технологиями. На данном этапе развития казахстанского финансового рынка основными причинами низкой заинтересованности инвесторов в инвестициях являются низкий уровень доверия и информационной прозрачности рынка инвестирования, высокие риски правоприменения. Кроме того, регулирование инвестиционных платформ, в свою очередь, будет способствовать: - притоку дополнительного капитала на рынок прямых инвестиций, увеличению количества его участников и объему прямых инвестиций, а также повышению их доступности; - повышению инвестиционной привлекательности казахстанских компаний для инвесторов; - развитию финансового рынка и повышению количества IPO. Анализ показал, что наличие правовой базы позволит организовать регулирование и осуществлять надзор за деятельностью инвестиционных платформ, что в свою очередь приведет к росту количества потенциальных инвесторов. В этой связи Институтом парламентаризма предлагается принять закон «Об инвестиционных платформах в Республике Казахстан», где законодательно будет закреплено понятие «инвестиционная платформа», которое представляет собой информационную систему в сети Интернет, предназначенную для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы. Принятие такого закона, позволит повысить привлекательность для более широкого круга инвесторов, в том числе зарубежных, улучшит благосостояние граждан Казахстана. В связи с этим, целесообразно последовать примеру государств, принявших отдельные законы, направленные на непосредственное регулирование инвестиционных платформ.
[1] Jumpstart Our Business Startups Act, 2012. H. R. 3606—2 // URL: https://www.govinfo.gov/ content/pkg/BILLS-112hr3606enr/pdf/BILLS-112hr3606enr.pdf
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |