|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 25. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность
Республика Казахстан признает себя демократическим, правовым государством, высшими ценностями которого являются права и свободы человека и гражданина, закрепив за собой обязанность признавать, соблюдать и защищать их. Административные правонарушения были и остаются наиболее массовыми видами противоправных деяний. Практика показывает, что совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и нравственность, вызывает общественный резонанс, обусловливая тем самым необходимость оперативной и адекватной реакции со стороны государства в лице сотрудников ОВД. То есть, необходимость регулирования сферы общественного порядка очевидна, данная область требует повышенной стабильности и защиты со стороны государства. Согласно современному административному законодательству, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность, представляют собой особую, специфическую группу административных правонарушений, нашедших отражение в главе 25 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность» Особенной части КоАП. Данная глава содержит в себе 20 составов административных правонарушений. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность – это общественно вредные, противоправные, виновные деяния, нарушающие охраняемые мерами административной ответственности общественный порядок и нравственность, обстановку общественного и личного спокойствия граждан, их честь и достоинство. В приведенном определении главное значение имеет то обстоятельство, что правонарушение в рассматриваемой сфере образует такие действия людей, которые посягают на установленный порядок общественных отношений в общественных местах, иначе говоря, это правонарушение дезорганизующее общественную жизнь. Государственное регулирование правоотношений в сфере общественного порядка и нравственности путем привлечения виновных лиц к административной ответственности является не только охраной от административных правонарушений, но и профилактикой уголовно-наказуемых.
Статья 434. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, - влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут административный арест на срок до пятнадцати суток. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, - влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ В рамках принимаемых мер по гуманизации административного законодательства Законом РК от 28 декабря 2017 года № 127 санкция части 1 настоящей статьи в виде административного штрафа была сокращена на 50% [1141]. Исследуя мнения ученых и проекты законов, обоснован вывод, что современная редакция статьи не является окончательным вариантом. Общим объектом рассматриваемого правонарушения, является общественный порядок и нравственность. Под общественным порядком понимается система отношений, которые складываются в общественных местах между людьми. Как правило, эти отношения регулируются нормами не только права, но и обычаями и нормами нравственности. Так как статья содержит в себе квалифицирующие признаки в виде загрязнения мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов, то факультативным объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и порядка управления в этой сфере. В Казахстанском законодательстве не содержится нормативных определений общественного порядка и, тем более нравственности. Категория «общественный порядок» тесно связана с понятием «общественная безопасность». Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы[1142]. Во многом это оценочные понятия, что создает дополнительные трудности в правоприменительной практике, поскольку появляются возможности для чрезвычайно широкого толкования в определении, какие действительно деяния и проступки представляют угрозу общественному порядку и нравственности. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций и ритуалов. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, корпоративными привычками, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции. Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха. На кодифицированном и законодательном уровне нет четкого определения общественному месту. На основании п. 27 приказа Генерального Прокурора РК от 19 сентября 2014 года № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований» общественное место – специально оборудованные места общего пользования в черте или вне городов и населенных пунктов, предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан. К общественным местам относятся: 1) организации образования и отдыха; 2) организации здравоохранения; 3) пункты общественного питания; 4) кинотеатры, театры, цирки, концертные, смотровые и выставочные залы, спортивные арены и другие крытые сооружения, предназначенные для массового отдыха, в том числе ночные клубы и дискотеки; 5) музеи, библиотеки и лектории; 6) поезда местного и дальнего сообщения, суда воздушного, морского и речного транспорта, салоны городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта; 7) здания аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов, перроны железнодорожных вокзалов и метрополитены; 8) помещения государственных органов и организаций, не использующих пропускной режим; 9) помещения, являющиеся рабочими местами, на объектах с пропускным режимом, используемых коллективами трудящихся для работы в случаях совершения хулиганства; 10) подъезды домов. Общественные места подразделяются на: 1) постоянные (места, доступ в которое открыт в любое время: улицы, переулки, скверы, бульвары, набережные, площади, вокзалы, дворы (за исключением дворов частных домов)); 2) периодические (помещения, предназначенные для обслуживания и отдыха населения в определенные часы: рынки, образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения, зоны отдыха, культурные, развлекательные, спортивные учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли, вагоны пассажирских поездов (кроме тамбуров), а также вагон-ресторан, пассажирское купе в ночное время суток и туалет). Из общего количества правонарушений, отнесенных к числу совершенных в общественных местах, выделяются уличные, то есть, совершенные в обустроенных в социальном плане местах: улицах, площадях, бульварах, набережных, мостах, переулках, не огороженных дворах (за исключением частных), в жилых массивах, лесопарковых зонах, в черте городов (населенных пунктов), скверах, пляжах, зонах отдыха, рынках, стадионах в период их функционирования. Не подлежат учету, как совершенные в общественных местах и на улицах, правонарушения, совершенные: 1) на объектах общественного назначения, в момент совершения правонарушения не выполняющих свои функции; 2) на объектах с пропускным режимом, используемых коллективами трудящихся для работы и охраняемых автостоянках; 3) правонарушения, совершенные в подсобных помещениях, гардеробах организаций, учреждений, торговых и увеселительных заведений, в том числе, раздевалках спортзалов учебных и иных заведений; 4) правонарушения, совершенные в такси; 5) правонарушения, совершенные на территории заброшенных зданий, вне зависимости от наличия ограждения, в подземных коммуникациях, на необустроенном участке местности - пустыре, побережье реки, за исключением набережных улиц и пляжа, участке автодороги без каких-либо объектов инфраструктуры; 6) кражи из квартир и другие правонарушения, совершенные в жилых помещениях общежитий, гостиниц, домов отдыха, вагонов пассажирских поездов, находящихся на перегонах в случае отсутствия пассажиров, разъездах, в тупиках и парках отстоев; 7) правонарушения, совершенные в местах общего пользования в коммунальных квартирах, чердаках, подвалах, лифтах, за исключением хулиганств; 8) длящиеся правонарушения; 9) дорожно-транспортные правонарушения. Здесь следует учитывать, что понятия общественного места, изложенные в вышеупомянутом приказе Генерального Прокурора РК, распространяются на порядок статистического учета правонарушений, а не на процесс квалификации правонарушений. Мелкое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 434 КоАП является ярким примером тех сложностей, с которыми можно столкнуться в правоприменительной практике при необходимости квалификации тех или иных деяний в качестве противоправных. Например, квалифицирующий признак, связанный с приставанием, кроме статьи 434 КоАП, еще содержится в ст. 73 «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» и ст. 449 «Приставание в общественных местах». Объективная сторона части 1 комментируемой статьи характеризуется следующими квалифицирующими признаками: 1) нецензурная брань в общественных местах; 2) оскорбительное приставание к физическим лицам; 3) осквернение жилых помещений; 4) загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах; 5) другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц. Нужно отметить, что перечень действий, характеризующих мелкое хулиганство, не является исчерпывающим, так как диспозиция данной статьи содержит фразу «другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц». Объективная сторона правонарушения характеризуется полностью оценочными понятиями, которые могут вызвать некоторые затруднения при толковании в процессе правоприменения, поскольку отсутствует единообразный подход. При квалификации правонарушения, следует учитывать, что вышеперечисленные противоправные действия могут существовать самостоятельно и сочетаться друг с другом. Приведем краткие характеристики вышеперечисленных признаков правонарушения. 1.Законодательство Республики Казахстан не дает четкого понятия нецензурной брани, и как ее отличить от простой брани. Брань следует признавать нецензурной, если ее таковой воспринимают окружающие граждане. Для правильной квалификации того или иного слова в качестве нецензурного достаточно применить принцип его общеизвестности в произносимом значении и наличии общественного порицания за подобное публичное высказывание. В качестве примера из судебной практики возьмем постановление Баянаульского районного суда Павлодарской области. Из Постановления следует, что 10 июля 2018 года в 19:30 часов гражданин Ф. находясь в общественном месте, в магазине «Рауан» в с.Узынбулак, выражался в адрес гражданки К. нецензурной бранью, тем самым проявил явное неуважение к окружающим и нарушил общественный порядок. Судья, в мотивировочной части раскрывая состав мелкого хулиганства пояснил следующее. Согласно определению слова «нецензурный», данному в толковом словаре Ожегова, оно означает неприличный, непристойный. Нецензурной бранью признается - ненормативная лексика, нецензурные выражения, непечатная брань, похабные, мерзкие, вульгарные выражения. В данном случае правонарушитель Ф. «посылая» потерпевшую К. оскорбил ее и допустил ненормативную лексику в общественном месте, при других людях, то есть проявил явное неуважение к обществу и нарушил общественный порядок. Постановлением суда гражданин Ф. подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 5 МРП[1143]. Другой пример из правоприменительной практики. Судом рассматривалось дело об административном правонарушении, когда гражданка К. оскорбила нецензурной бранью гражданина Ш., но оскорбление прозвучало на немецком языке. По делу проходило сразу четыре свидетеля, которые по эмоции потерпевшего воспринимали слова как нецензурная брань, но немецким языком они не владели, и на суде не смогли повторить и пояснить содержание нецензурных слов. Потерпевший утверждал, что эти слова являются нецензурной бранью, а правонарушитель воспроизводил данные слова по другому, которые судья не признал нецензурной бранью и дело было прекращено за отсутствием состава правонарушения. То есть, в данном случае нет объективной стороны административного правонарушения[1144]. Многие исследователи-филологи данной сферы, также не могут прийти к общему понятию нецензурной брани. Исследуя различные источники в данной сфере, нецензурную брань можно квалифицировать по разным направлениям. Например, наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа: 1) глупый, непонятливый человек; 2) подлый, низкий человек; 3) ничтожный человек, ничтожество; 3) проститутка, продажная женщина. А также: 1) наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова»; 2) наименования процесса совершения полового акта; 3) наименования физиологических функций (отправлений) [1145] и др. 2. Для понимания оскорбительного приставания, необходимо определить, когда его считать оскорбительным. Поскольку другой ее формой, как было отмечено выше, может быть назойливое приставание, которое будет квалифицироваться по статье 449 КоАП «Приставание в общественных местах». Навязчивое и назойливое приставание в отличие от оскорбительного приставания к лицу выражается не в стремлении унизить его, а в приставании с какими-либо просьбами (попрошайничество, гадание и т.д.). Оскорбительное приставание предполагает более активные действия и имеет целью унижение потерпевшего[1146]. Не всякое приставание образует рассматриваемый вид мелкого хулиганства, важную роль играет мотив их совершения. При квалификации оскорбительного приставания в общественных местах правонарушителю должны быть свойственны активные волевые вредоносные поступки, безнравственность поведения, циничное отношение к окружающим гражданам. Аморальность хулигана проявляется в стремлении своими действиями оскорбить, унизить физическое лицо либо добиться того же вредоносного эффекта путем употребления ненормативной лексики или жаргонов. Оскорбительное приставание могут характеризоваться повторяемыми, навязчивыми действиями правонарушителя, наносящего моральный, эмоциональный или психологический вред, несмотря на противодействие потерпевшего. Хулигану свойственны противоправные проявления, направленные на унижение жертвы, несовместимые с моральными устоями потерпевшего, которого подобные действия оскорбляют и унижают. Поэтому в протоколах об административном правонарушении очень важно отразить не просто факт приставания, но и определить наличие оскорбления, отразить все обстоятельства дела. 3. Осквернение жилых помещений следует отличать от вандализма, предусмотренного статьей 294 УК. При вандализме нарушение общественного порядка не во всех случаях является демонстративно дерзким и выражающим явное неуважение к обществу, так как до обнаружения его последствий нарушение общественного порядка остается неизвестным. Если вандализм предполагает осквернение зданий, иных сооружений, памятников истории и культуры, природных объектов, охраняемых государством, а также умышленная порча имущества на транспорте или в иных общественных местах, то мелкое хулиганство подразумевает осквернение жилых помещений, к которым можно отнести многоквартирные дома, подъезды, жилые дома. 4. Загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах Впервые в национальном законодательстве за загрязнение парков, скверов и выброс коммунальных отходов в неустановленных местах была предусмотрена административная ответственность Законом РК от 22 июля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищных отношений». Вступившее в силу с 1 января 2015 года новое кодифицированное законодательство, кроме иной нумерации статей не изменило подходы к определению мелкого хулиганства в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях и конкурирующей нормы «Хулиганство» в Уголовном кодексе Республики Казахстан. Но чтобы правильно применять эту норму следует внимательно ее проанализировать, то есть дать ответы на два вопроса: 1. Что является коммунальными отходами? 2. Что следует понимать под «неустановленными местами», где гражданам запрещено оставлять мусор? Коммунальные отходы часто именуют твёрдыми бытовыми отходами (бытовой мусор) — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства. Твёрдые бытовые отходы делятся также на отбросы биологические и собственно бытовой мусор (небиологические твердые отходы искусственного или естественного происхождения) [1147], а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором. Согласно приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 25 ноября 2014 года № 145 «Об утверждении Типовых правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов» к коммунальным отходам относятся твердые бытовые отходы и отходы потребления, образующиеся в населенных пунктах, в том числе в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства, близкие к ним по составу и характеру образования. Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 235 «Об утверждении Типовых правил содержания и защиты зеленых насаждений, правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов» регулируется сбор коммунальных отходов специально установленных местах. К специально установленным местам могут быть отнесены урны, специальные контейнеры, а также контейнеры для сбора ртуть содержащих ламп и приборов и т.д. Помимо этого в Классификаторе отходов предусматривают 20 видов отходов, по смыслу которого коммунальные отходы именуют как «отходы домашнего хозяйства», где подробно в 60 пунктах содержится более сотни конкретных наименований вещей и предметов, относящихся к коммунальным бытовым отходам[1148]. Маслихаты всех уровней, на основании приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 25 ноября 2014 года № 145 «Об утверждении Типовых правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов» издают Правила благоустройства административных территорий, где определяют места временного хранения мусора. В них дают определения местам временного хранения коммунальных отходов – это установленные места, где отходы накапливаются и хранятся установленное непродолжительное время до их вывоза. Например, маслихат города Алматы предусмотрел, что «…на территории домовладений выделяются специальные площадки для размещения контейнеров, оснащенных устройствами для их захвата и разгрузки, с удобными подъездами для специализированного транспорта. Владельцы индивидуальных жилых домов вправе иметь малогабаритные контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. Не допускается складирование и размещение твердых бытовых отходов на проезжей части улиц, а также на прилегающих территориях индивидуальных жилых домов…» [1149]. То есть неустановленными местами для выброса и хранения коммунального мусора следует считать любые места, где местные исполнительные органы не предусмотрели временное хранение мусора. И не обязательно, чтобы из-за выброса мусора было налицо нарушения общественного порядка и спокойствие физических лиц. В качестве примера из судебной практики возьмем постановление специализированного административного суда г. Актобе по делу об административном правонарушении по части 1 комментируемой стати КоАП. Из постановления следует, что гражданин Ш. 9 января 2018 года, около13 часов 20 минут местного времени, находясь в городе Актобе по проспекту А. Молдагуловой напротив магазина «Батыс-2», то есть в общественном месте, курил сигарету и окурок от сигарет выбросил на землю, тем самым совершил загрязнение мест общего пользования, проявляя неуважение к окружающим нарушил общественный порядок, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1ст. 434 КоАП и был привлечен к административной ответственности. Таким образом, если выброс коммунальных отходов состоялся в неустановленном месте для выброса и хранения коммунального мусора, в том числе безлюдном месте (берег реки, лес, парк, обочина дороги и т.п.), то оно должно квалифицироваться по части 1 комментируемой статьи КоАП. Но здесь вызывает сомнение правильность определения объекта правонарушения по анализируемому квалифицирующему признаку. Во многих зарубежных государствах загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов кодифицируются как административные правонарушения, посягающие не на общественный порядок, а как правонарушение в области охраны окружающей среды. 5. Под другими подобными действиями, выражающими неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, следует понимать такие действия, которые сопровождаются демонстративным пренебрежением к общепринятым нормам нравственности и морали в обществе. Круг таких действий может быть очень широк, а криминализация зависит от фактических обстоятельств, поведения, места, способов и времени совершения, участников. К примерам таких действий можно отнести: публичную демонстрацию одежды с элементами нецензурной брани, громкое распевание песен на кладбище, громкую музыку на открытой территории кафе и ресторанов, удовлетворение физиологических нужд в неотведенных для этого местах, передвижение транспортных средств с высокими шумовыми эффектами, выброс бутылок, окурков и т.д. Пример из практики. В специализированном административном суде г. Астаны было рассмотрено административное дело в отношении гражданина К. Согласно материалам дела, гражданин К. 20 августа 2018 года находясь в общественном месте, на проезжей части дороги и на пешеходной зоне вместе с гражданином С. плавали на надувной лодке на участке подтопления, тем самым по мнению суда, его действия вызвали негативный общественный резонанс, он без какой-либо необходимости вне места прямого использования, в целях развлечения и фотографирования, использовал надувную лодку. В действиях «нарушителей порядка» полицией были усмотрены признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 434 КоАП, в результате чего был составлен протокол. В судебном заседании молодые люди не оспаривали обстоятельства, изложенные в протоколе и пояснили, что они проезжали мимо потопа на автомашине, и в позитивных и юмористических целях, хотели сделать фото с удочкой на лодке, вышли с автомашины, надули лодку и поплыли. Не знали что, данное действие может вызвать общественный резонанс и неуважение к отдельным лицам, просили прощения и строго не наказывать, то есть не применять арест. Выразили готовность оплатить штраф. Постановлением суда гражданин К. подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 5 МРП. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях гражданина К. имеет место нарушение требований ч. 1 комментируемой статьи КоАП. Вместе с тем апелляционная инстанция отменила постановление и прекратила производство по делу за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 434 КоАП. Мотивировала свое решение тем, что ст. 434 КоАП - мелкое хулиганство относится к главе, предусматривающей ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность и ответственность наступает за мелкое хулиганство, то есть нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц. В рассматриваемом случае ни один из перечисленных квалифицирующих признаков в протоколе и в постановлении судьи не указаны, в чем выразилось мелкое хулиганство, из постановления не усматривается. Таким образом, вина гражданина К. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 434 КоАП материалами дела не подтверждена и не нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания. Кроме того, не установлены и не опрошены свидетели, в присутствии которых действия гражданина К. повлекли нарушение общественного порядка и спокойствие физических лиц, не определена объективная сторона правонарушения, где обязательным признаком является выражение неуважения к окружающим с нарушением общественного порядка и спокойствия физических лиц, отсутствует и субъективная сторона правонарушения, то есть его психическое отношение к совершаемому деянию, а именно с его стороны не было намерения совершать мелкое хулиганство, о чем он и сообщил в судебном заседании. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция согласилась с доводами жалобы и апелляционного ходатайства, выводы суда первой инстанции о виновности гражданина К. в нарушении требований ч. 1 ст. 434 КоАП не основаны на законе и в его действиях отсутствует состав правонарушения по вмененной статье [1150]. В нормативном постановлении Верховного Суда РК от 12 января 2009 года № 3 «О судебной практике по делам о хулиганстве» отмечено, что под явным неуважением к обществу следует понимать демонстративное нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованное желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. В случаях, когда нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, мест общего пользования и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, сопровождались применением насилия либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, такие действия выходят за рамки административного правонарушения и образуют состав уголовно наказуемого хулиганства. Объективная сторона части 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующий признак совершения правонарушения, предусмотренного частью первой статьи повторно в течение года после наложения административного взыскания. Следует учитывать, что в диспозиции части первой исследуемой статьи дан исчерпывающий перечень нарушений, влекущих ответственность за мелкое хулиганство, что исключает расширенное толкование нормы. Так как санкция части 2 рассматриваемой статьи предусматривает только одно безальтернативное административное взыскание в виде административного взыскания, то обосновано существование части 3 настоящей статьи. Объективная сторона части 3 анализируемой статьи предусматривает порядок административной ответственности лиц, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 КоАП не применяется. Субъектом по части 1 и 2 правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 28 КоАП). Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 3 комментируемой статьи, являются физические лица, к которым не может быть применена санкция в виде административного ареста. Такими лицами являются: 1) беременные женщины; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет; 3) лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста; 4) инвалиды 1 и 2 группы; 5) женщины в возрасте свыше пятидесяти восьми лет; 6) мужчины в возрасте свыше шестидесяти трех лет. 7)мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста (ст. 50) 8) лица, указанные в статье 32 КоАП, а также иные лица, наделенные иммунитетом к административной ответственности. Субъективная сторона исследуемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Для квалификации по статье 434 КоАП необходимо, чтобы виновный сознавал, что в результате его общественно опасных действий нарушается нормальная жизнедеятельность иных людей в общественных местах, предвидел возможность или неизбежность таких общественно опасных последствий и желал, либо сознательно допускал их (прямой умысел), либо относился к ним безразлично (косвенный умысел). При рассмотрении дела об административном правонарушении, по ходатайству участников производства по делу об административном правонарушении и (или) органов внутренних дел судом могут быть установлены особые требования к поведению лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное статьей 434 КоАП Следует отметить, что правонарушитель не может уйти от ответственности из-за примирения с потерпевшей стороной, но его возможно освободить от административной ответственности путем установления особых требований к поведению правонарушителя. В соответствии с ч. 2 статьи 52 КоАП ст. 54 КоАП может применяться наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 64-1 КоАП (малозначительность правонарушения). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных всеми частями статьи 434 КоАП, рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов (ст. 684 ч. 1). На основании статьи 804 ч. 1 КоАП возбуждать производство об административных правонарушениях по статье могут: 1) органы внутренних дел (п.1); 2) органы военной полиции Вооруженных Сил РК о правонарушениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными, призванными на сборы, других войск и воинских формирований Республики Казахстан (п.4).
Статья 434-1. Нарушение правил поведения на спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятиях физическими лицами 1. Нарушение правил поведения на спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятиях физическими лицами в виде: 1) проноса в места проведения спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий алкогольной продукции, продукции в металлической, стеклянной таре, пиротехнических изделий и иных предметов, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб физическим и юридическим лицам; 2) использования плакатов, эмблем, транспарантов и иных визуальных предметов, направленных на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а равно ущемляющих права физических лиц во время проведения спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере сорока месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Настоящая статья впервые появилась в кодифицированном административном законодательстве в соответствии с Законом РК от 22 января 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности при проведении спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий». В статье 1 Закона РК от 15 декабря 2006 года «О культуре» даны определения, используемые в комментируемой статье: 1) зрелищные культурно-массовые мероприятия – мероприятия, направленные на музыкально-эстетическое воспитание населения, удовлетворение его духовных и эстетических запросов, проводимые в местах для проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий, предполагающие одновременное нахождение на этих мероприятиях двухсот и более зрителей (п.13-3); 2) места для проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий – объекты и сооружения, приспособленные для проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий, а также иные не предназначенные специально для этих целей места (стадионы, дворцы спорта, ипподромы, зоны отдыха, парки, скверы, площади, улицы), (п.13-4). Закон РК от 3 июля 2014 года «О физической культуре и спорте» утверждены понятия: 1) спортивно-массовые мероприятия – мероприятия, направленные на развитие физических и интеллектуальных способностей человека, пропаганду здорового образа жизни, проводимые в спортивных сооружениях и объектах, а также открытых местностях, предназначенных для проведения спортивно-массовых мероприятий, предполагающие одновременное нахождение на этих мероприятиях двухсот и более зрителей (п.40-1); 2) спортивное мероприятие – спортивное соревнование, учебно-тренировочный сбор с участием спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта (п.44); 3) спортивное соревнование – состязание среди спортсменов или команд по виду (видам) спорта в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту) (п.42); 4) международные спортивные соревнования – состязания по виду спорта среди спортсменов (команд), в которых принимают участие иностранные спортсмены (команды), (п.57). Общим объектом рассматриваемого правонарушения, является общественный порядок и нравственность. Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере развития, распространения и использования культуры, а также в сфере физической культуры и спорта. Объективная сторона части 1 комментируемой статьи выражается противоправными действиями в виде нарушения правил поведения в местах проведения спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий и характеризуются следующими квалифицирующими признаками в виде: 1) проноса алкогольной продукции, продукции в металлической, стеклянной таре;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |