|
|
|
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава 7. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Статья 55. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение 1. Административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье Особенной части настоящего раздела за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями настоящего Кодекса. 2. Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя. 3. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. 4. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. 5. Наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание, устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба. 6. За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное административные взыскания.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Закрепление правил назначения административного взыскания является гарантией административной ответственности. Согласно пределам, установленным санкцией соответствующей правовой нормы, за одно административное правонарушение возможно применение основного или основного и дополнительного взыскания. В комментируемой статье содержатся не процессуальные нормы, касающиеся порядка назначения административных взысканий, а нормы материально-правового характера, определяющие концептуальные положения для назначения мер административной ответственности, которые исходят из принципов законности, справедливости и индивидуализации наказаний. Реализация принципа законности при назначении административного наказания заключается, прежде всего, в следующем: выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности КоАП; наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части Кодекса; административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части Кодекса, формулирующими конкретные составы административных правонарушений[170]. Назначенное административное взыскание не может ни превышать максимальный размер наказания, предусмотренного за конкретное правонарушение, ни быть выше предела, установленного Общей частью КоАП (ч. 2 ст. 44, ч. 2 ст. 58) для данного вида взыскания. В законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют общие нормативные предписания о возможности сложения наказаний, о назначении наказания ниже низшего предела, как это предусмотрено в Уголовном кодексе РК. Имеет приоритет ч. 1 ст. 58 КоАп. Лишь в отдельном случае, при рассмотрении одним и тем же судьей, органом (должностным лицом) нескольких административных дел в отношении одного и того же лица, такое сложение фактически имеет место быть в случае наложения на это лицо взысканий одного и того же вида. И даже в этом случае, формально ч. 1 и 3 ст. 58 не утрачивают своего действия. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи, административное взыскание должно отвечать следующим требованиям: - быть справедливым; - соответствовать характеру правонарушения; - соответствовать обстоятельствам совершения; - соответствовать личности правонарушителя. Административное наказание должно быть справедливым, т. е. соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению, личности виновного. Судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, дается возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно определенные. Также необходимо учитывать обстоятельства, при которых совершенно административное правонарушение: смягчающие либо отягчающие, что также будет влиять на вид избираемого взыскания. Для правильного выбора вида и размера административного взыскания большое значение имеют данные о лице, привлекаемом к ответственности: не совершил ли он правонарушение повторно, встал ли на путь исправления после совершения правонарушения и т.д. Совершение противоправного деяния два или более раз может свидетельствовать об устойчивом характере антиобщественных взглядов и привычек лица, что должно повлечь применение более сурового административного наказания. Смысл индивидуализации административного наказания состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного и личности самого нарушителя избрать в пределах нормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний. Часть 3. При наложении административного взыскания на физическое лицо необходимо учитывать: - характер совершенного административного правонарушения; - личность виновного; - обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; - имущественное положение; - поведение лица до и после совершения правонарушения. Первые 3 пункта рассмотрены выше, остановимся на последних пунктах. Применение таких взысканий, как административный штраф, лишение специального права (например, лишение права управления транспортным средством водителя профессионала) может отрицательно сказаться на материальном положении нарушителя и членов его семьи. Поэтому при назначении таких мер, определении их размеров и сроков должно приниматься во внимание имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности. В ряде случаев выбор вида взыскания может быть обусловлен не только социальными особенностями личности и его имущественным положением, но и полом, возрастом и состоянием здоровья нарушителя. Так, например, административный арест вообще не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до четырнадцати лет, лицам, не достигшим восемнадцати лет, инвалидам І и II групп. На выбор административного взыскания может также повлиять поведение лица до и после совершения правонарушения. Что предшествовало совершению административного правонарушения, какие были приняты лицом меры для недопущения совершения правонарушения, для минимизации последствий от правонарушения и т.д. Необходимо учитывать и поведение лица после совершения правонарушения: оказало ли первую помощь пострадавшим от административного правонарушения, сообщило ли в уполномоченный орган о правонарушении или скрылось с места совершения нарушения, признает ли свою вину, восстановило ли материальный ущерб нанесенный правонарушением и т.д. Часть 4. При назначении административного взыскания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Все эти критерии рассмотрены в комментируемой статье. При этом не могут быть приняты во внимание такие обстоятельства, как личность виновного и его поведение, так как ответственность юридического лица исключает некоторые признаки субъективной стороны административного правонарушения. Данные обстоятельства свойственны только физическим лицам. Часть 5. Административные правонарушения, связанные с неисполнением возложенных на лицо обязанностей, допущением нарушений и причинением ущерба потерпевшим, влекут административные взыскания. Однако исполнение данных взысканий не освобождает лицо от исполнения обязанностей, принятых на себя. Например: Ст. 177. «Нарушение законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве временным управляющим» 1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности представить в суд заключение о финансовом положении должника – влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей. Уплата данного штрафа не освобождает виновное лицо представить в суд достоверное заключение о финансовом положении должника. Часть 6. Статья 42 КоАП устанавливает в качестве основных мер административного взыскания: предупреждение, административный штраф, административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий. А в качестве дополнительного административного взыскания такие меры, как конфискация, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения. Такие меры взыскания как лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Указанные виды взысканий должны применяться таким образом, чтобы позволить суду, органу (должностному лицу) на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать представленные законом инструменты (взыскания) как раздельно, так и в их совокупности. Правильное сочетание основного и дополнительного взыскания способствует последовательному осуществлению принципа его индивидуализации, более успешному достижению своих целей. Вместе с тем действие ч. 6 данной статьи не распространяется на случаи назначения наряду с основным дополнительного административного взыскания. Не будет являться двойной ответственностью и остающаяся за лицом, претерпевающим наказание, обязанность выполнить те требования, за неисполнение которых административное взыскание было назначено. В то же время Кодекс продолжает сохранять, как и ранее действовавшая редакция, определенное противоречие относительно неудачной формулировки части 6 комментируемой статьи. В частности, речь идет об ограничении использования лишь одного дополнительного вида взыскания к основному. Это вытекает из редакции нормы, использующей единственное число в выражении «может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное административные взыскания». Вместе с тем в Особенной части встречаются отдельные санкции, в которых законодатель предусмотрел один основной и несколько дополнительных взысканий. К примеру, ст. 283 КоАП. В этой связи, редакция ч. 6 ст. 55 несомненно, требует дальнейшего совершенствования.
Статья 56. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение 1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) раскаяние виновного; 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение административного правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет; 6) совершение административного правонарушения в результате физического или психического принуждения; 7) совершение административного правонарушения при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержании лица, совершившего противоправное посягательство, исполнении приказа или распоряжения; 8) совершение административного правонарушения впервые по неосторожности. 2. Суд (судья), орган (должностное лицо), рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в части первой настоящей статьи.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1. Кодекс, наряду с другими обстоятельствами, требует от судьи, органа (должностного лица), рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное взыскание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность восемь видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного взыскания. 1) Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения. Добровольное заявление лица о совершенном им административном правонарушении также может расцениваться как раскаяние лица, что свидетельствует о начале его исправления, о правильной расстановке системы ценностей и правомерном поведении. 2) Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного взыскания. 3) Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность. Аффект, как особое психическое состояние лица, имеет свои правовые особенности, которые нашли свое освещение в нормативном постановлении Верховного Суда РК № 1 от 11 мая 2007 года. Так, аффективное состояние представляет собой кратковременную, интенсивную эмоцию, которая занимает господствующее положение в сознании виновного при сохранении им способности к самообладанию и возможности действовать в связи с поводом, вызвавшим аффект[171]. Наличие и степень душевного волнения устанавливаются по результатам назначения судебной экспертизы в соответствии со ст. 772 Кодекса. 4) Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д. Несовершеннолетними признаются лица от 14 до 18 лет, т.к. несовершеннолетние до 14 лет вообще не подлежат административной ответственности. Необходимо учитывать, что факт несовершеннолетия устанавливается на момент совершения правонарушения. Если к моменту рассмотрения административного дела лицу уже исполнилось 18 лет, но правонарушение совершено до наступления 18 лет, то он все равно выступает как специальный субъект, при установлении ответственности которого учитываются смягчающие обстоятельства. При этом учитываются также условия, указанные в ст. 67 КоАП. 5) Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними, в соответствии со ст. 23 ГК, признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет[172]. Данное смягчающее обстоятельство продиктовано Конституцией РК, а именно ст. 27, в которой детство гарантируется особой защитой государства, а забота о детях является обязанностью родителей. При этом не имеет значение, является ли ребенок биологически собственным или усыновленным. 6) Совершение административного правонарушения в результате физического или психического принуждения признается законодателем смягчающим ответственность обстоятельством, в том случае если на лицо было оказано реальное физическое или психическое принуждение, однако оно могло руководствовать своими действиями, но имели место угрозы оружием, физической расправой, угрозы близким и т.д. Данное положение очень тесно граничит со ст. 38 КоАП: однако ст. 38 освобождает лицо от административной ответственности, в связи с тем, что лицо не может руководить своими действиями. Необходимо заметить, что законодатель разделят принуждение на физическое и психическое. Физическое воздействие на лицо, его близких и имущество с целью принуждения его действий и воли образует физическое принуждение. К примеру, причинение боли, повреждение имущества, уничтожение документов и вещей, представляющих ценность для лица, может оцениваться как физическое принуждение. Формы же психического насилия могут быть самыми разнообразными: от угроз физического воздействия, до создания условия зависимости в виде властных полномочий, материальных условий, и иных условий, таких как учитель, врач и др. 7) Совершение административного правонарушения при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержании лица, совершившего противоправное посягательство, исполнении приказа или распоряжения, также признается обстоятельствами, смягчающими ответственность. Ст. 35 КоАП гласит - Не является административным правонарушением совершение предусмотренного КоАП деяния в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняющегося или иных лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. А в случае превышения пределов необходимой обороны, т.е. явное несоответствие защиты характеру и степени опасности посягательства, но лицо не могло реально оценить ситуацию, то это будет выступать смягчающим обстоятельством. Аналогично будут квалифицироваться деяния, связанные с задержанием лица, совершим противоправное посягательство (ст. 36 КоАП) и при исполнении приказа или распоряжения (ст. 39 КоАП). 8) Совершение административного правонарушения впервые по неосторожности признается обстоятельством, смягчающим ответственность. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть[173] (ст. 27 КоАП). Необходимо отметить, что для учета смягчающего обстоятельства обязательно наличие обоих условий: - первичность совершения правонарушения; - неосторожность совершения правонарушения. Часть 2. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень обстоятельств является не исчерпывающим, при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами (судьями), уполномоченными органами (должностными лицами) и иные обстоятельства могут признаваться смягчающими. К ним можно отнести такие обстоятельства: добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении: возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, в случае наличия обстоятельств, смягчающих ответственность, эти обстоятельства подлежат обязательному установлению и доказыванию.
Статья 57. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административные правонарушения Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на разъяснения закона прокурором и (или) требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 61 настоящего Кодекса; 3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; 4) привлечение к совершению административного правонарушения лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройством, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает административная ответственность; 5) совершение административного правонарушения по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое правонарушение или облегчить его совершение; 6) совершение административного правонарушения в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга; 7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; 8) совершение административного правонарушения группой лиц; 9) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 10) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Суд (судья), орган (должностное лицо), налагающие административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Многие жизненные обстоятельства могут влиять на тяжесть совершенного административного правонарушения. Но только обстоятельства, указанные в данной статье, являются основанием для усиления административной ответственности в рамках санкции соответствующей статьи Кодекса об административных правонарушениях. Перечень указанных в комментируемой статье обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим, т. е. судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, не вправе признать отягчающими обстоятельства, не перечисленные в данной статье. Однако перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение правонарушения. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся: 1) Продолжение противоправного поведения, несмотря на разъяснения закона прокурором и (или) требование уполномоченных на то лиц прекратить его – разъяснение закона прокурором осуществляется с целью обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, в письменной и (или) в устной форме физическим лицам и представителям юридических лиц о недопустимости нарушений законности и об установленной законом ответственности (ст. 32 Закона РК «О прокуратуре»). Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, свидетельствует, во-первых, о злостном характере правонарушения, о нежелании лица отказаться от продолжения противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершаемого правонарушения. К уполномоченным лицам относятся представители государственной власти, должностные лица контрольно-надзорных органов и другие лица, которые по своему правовому статусу, должностному положению уполномочены требовать от других субъектов соблюдения установленных правил, норм, нормативов, стандартов. 2) Повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 61 настоящего Кодекса - Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, признается отягчающим обстоятельством. Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное взыскание, назначенное за первое правонарушение. Отягчающим обстоятельством повторное административное правонарушение может быть, на наш взгляд, признано, во-первых, если лицо, ранее подвергавшееся административному взысканию, вновь совершает административные правонарушения; во-вторых, если не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного взыскания; в-третьих, если правонарушение совершено лицом, к которому за первое однородное правонарушение было применено административное взыскание; в-четвертых, если повторное совершение правонарушения не предусмотрено в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения. 3) Вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение – Несовершеннолетних можно отнести к одному из незащищенных слоев населения, впитывающих очень быстро все негативные преобразования внешней среды (экономической, социальной, духовной и др.). Ввиду этого законодателем закреплена защита их прав на кодифицированном уровне. И такая защита должна быть ориентирована не только на защиту от посягательств на права несовершеннолетних, но и от прямых действий совершеннолетних лиц – членов общества, которые, в свою очередь, на вовлечение детей в совершение правонарушений. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения отягчает ответственность независимо от того, в какой форме оно осуществлялось (подстрекательство, обман, уговоры, использование служебного положения и др.). 4) Привлечение к совершению административного правонарушения лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройством, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает административная ответственность - Лица, страдающие тяжелыми психическими расстройствами либо лица, не достигшие возраста, с которого наступает административная ответственность, в силу своего физического и физиологического состояния быстро поддаются на уговоры, у них легко вызвать отрицательную реакцию на информацию, касающуюся их состояния здоровья, отношений в семье, отношением к правонарушению, и, как результат, такие лица совершают противоправные действия. Виновный создает такие условия, при которых его действия воспринимаются указанными лицами не как противоправные, а как выполнение дружеской услуги и т.д., хотя он и осознает опасность этих действий и желает наступления последствий. Поэтому привлечение указанных лиц к совершению правонарушения должно всегда признаваться обстоятельством, отягчающим наказание. 5) Совершение административного правонарушения по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое правонарушение или облегчить его совершение - рассматривается законодателем как обстоятельство, отягчающее ответственность за административное правонарушение. Введение этой нормы в состав КоАП понятно, так как в соответствии со статьями 14 и 15 Конституции РК, никто не вправе подвергать других дискриминации или насильно по указанным мотивам. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. А это значит, что свободное развитие человека является высшей конституционной ценностью и находится под защитой Конституции, законов государства. 6) Совершение административного правонарушения в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга – данное положение будет считаться отягчающим административную ответственность, если противоправные действия напрямую связаны с профессиональной деятельностью потерпевшего, и направлены на запугивание, устрашение и т.д. При этом под выполнением служебной деятельности следует понимать деятельность лица, входящую в круг его служебных обязанностей, а под выполнением общественного долга - осуществление любыми гражданами как специально возложенных на них общественных обязанностей, так и совершение любых других действий в интересах общества или отдельных лиц. Под выполнением профессионального долга следует понимать совершение лицом действий, связанных с определенной профессией (например, изображение художником эскизов, портретов, карикатур)[174]. К категории близких, кроме близких родственников (п. п. 13) п. 1 ст. 1 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье»,) могут относиться и другие лица, которыми дорожит человек, осуществляющий служебную деятельность либо выполняющий профессиональный или общественный долг. При этом в каждом случае необходимо устанавливать заведомую осведомленность виновного об их близких взаимоотношениях. 7) Совершение административного правонарушения в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного – также признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, так как указанные лица в силу своего возраста, положения или физических способностей, не могут противостоять виновному, и он осознавая, что физически превосходит их, может воспользоваться таким положением. 8) Совершение административного правонарушения группой лиц - Правонарушения, совершенные группой лиц, всегда являются обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Во-первых, налицо объединение усилий для достижения противоправной цели. Во-вторых, подобные действия могут способствовать распределению ролей для достижения противоправной цели. В-третьих, противоправные действия, совершенные объединенными усилиями, создают условия для вовлечения в эти действия несовершеннолетних лиц. В-четвертых, противоправные действия, совершенные группой лиц, как правило, вызывают более тяжкие последствия. 9) Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах - Лицо, использующее такие обстоятельства для совершения административного правонарушения, должно нести повышенную ответственность (в пределах установленных санкций). Обстановка паники, хаоса, могут использоваться отдельными лицами в своих противоправных целях. Именно поэтому законодатель предусматривает самостоятельные юридические составы, и в статьях Особенной части эти обстоятельства являются квалифицирующими признаками. Закон РК «О гражданской защите» 2014 года содержит разъяснения некоторых понятий. Так, под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, пожара, вредного воздействия опасных производственных факторов, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации природного характера – это чрезвычайные ситуации, сложившиеся в результате опасных природных явлений (геофизического, геологического, метеорологического, агрометеорологического, гидрогеологического опасного явления), природных пожаров, эпидемий, поражения сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями. Чрезвычайные ситуации техногенного характера – это чрезвычайные ситуации, вызванные вредным воздействием опасных производственных факторов, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях. Зона чрезвычайной ситуации представляет собой территорию, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. 10) Совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Суд (судья), орган (должностное лицо), налагающие административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим - Совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического токсикоманического опьянения может быть признано судьей, органом (должностным лицом) как обстоятельство, отягчающее ответственность за административные правонарушения. Чем объясняется данное положение? Во-первых, данное право принадлежит указанным лицам, правомочным налагать административные взыскания в зависимости от характера административного правонарушения. Во-вторых, для некоторых административных правонарушений данное обстоятельство признается квалифицирующим признаком. В-третьих, состояние опьянения может быть и не связано с противоправным деянием, а, следовательно, и обстоятельство не может быть признано отягчающим ответственность за административные правонарушения.
Статья 58. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений 1. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. 2. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же судьей, уполномоченным органом (должностным лицом), то в случае наложения на это лицо взысканий одного и того же вида окончательный размер взыскания не может превышать трехкратный максимальный предел, установленный настоящим Кодексом для данного вида взыскания, для административного ареста не может превышать срок, установленный частью первой статьи 50 настоящего Кодекса, а для лишения специального права – сроки, установленные частями второй и третьей статьи 46 настоящего Кодекса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |