|
|
|
Осторожно, несчастный случай!
Емельянова Л.А., старший юрист Юридической фирмы «AEQUITAS»
Законы пишутся для обыкновенных людей… (© Т. Джефферсон).
Просматривая колонки новостей в официальной печати, не стоит пропускать известия о законах, не имеющих к вам, на первый взгляд, никакого отношения. Например, апрельский закон по вопросам страхования и исламского финансирования[1] относится не только к финансовым институтам. Упомянутый Закон - не исключение. Одной из тем, затронутых им, является жизнь и здоровье обыкновенных людей.
Высшими ценностями в государстве являются: человек, его жизнь, права и свободы (п. 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан).
Каким образом Закон реализовал данный конституционный принцип? Рассмотрим применительно к (1) работающим гражданам; (2) их работодателям и (3) страховым компаниям, страхующим работников от несчастных случаев, а также подумаем, что можно предпринять в связи с произошедшими изменениями.
Обыкновенные работники …
С 2005 года в Казахстане действует система обязательного страхования работников[2]. Изначально страховалась гражданско-правовая ответственность работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. Затем в 2009 году данный вид страхования трансформировался в обязательное страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. Неизменной осталась цель данной системы - обеспечение защиты имущественных интересов работников, жизни и здоровью которых причинён вред при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей, посредством осуществления страховых выплат. С 10 мая 2015 года защита имущественных интересов работников претерпела изменения, основные из которых сводятся к следующему. · Если несчастный случай на работе повлёк утрату трудоспособности работника от 5 до 29 % включительно, то работник более не может рассчитывать на страховые выплаты в возмещение утраченного заработка - все претензии необходимо адресовать работодателю, с которым и будет судиться работник, если работодатель не произведёт должное возмещение. · Расходы работника, связанные с вышеуказанным случаем утраты трудоспособности (от 5 до 29 %) возмещаются в размере не более 250 МРП[3] на момент выплаты. Ранее расходы возмещались страховой компанией в пределах 500 МРП. При этом в связи с несогласованными нормами Закона нет полной ясности в том, будут ли данные расходы возмещаться страховой компанией или же, как и утраченный заработок - работодателем. На практике страховые компании отказывают работникам в возмещении указанных расходов, поскольку полагают, что теперь это входит в обязанности работодателя. · При утрате профессиональной трудоспособности от 30 до 100% включительно выплаты по-прежнему производит страховая компания. Но для осуществления выплат в расчёт принимается среднемесячная заработная плата (доход) в размере не более 10-кратного размера МЗП[4] на дату заключения договора страхования. На 2015 год 10 МЗП составляют 213 640 тенге. · В два раза снижены пределы страховых выплат по возмещению дополнительных расходов в связи с повреждением здоровья. · Страховщик не возмещает расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи («ГОБМП»). Аналогично и работодатель более не обязан возмещать такие расходы. Поскольку при обращении в систему ГОБМП работник вообще не несёт расходов по оплате услуг ГОБМП[5], остаётся полагать, что с появлением данной нормы страховщики и работодатели не должны будут возмещать соответствующие расходы работника, если они могли бы быть получены за счёт ГОБМП, но работник обратился в платную медицинскую организацию, предоставляющую аналогичные услуги, или приобрёл лекарственные средства за свой счёт. То есть, Закон, по сути, говорит - если вы не доверяете государственной системе ГОБМП (например, участковому врачу, к которому нередко приходится выстаивать многочасовые очереди, или качеству лекарств, выписанных за счёт ГОБМП), пожалуйста, обращайтесь в платные медицинские организации или покупайте более дорогостоящие лекарства с тем же действующим веществом, но за свой счёт. Эти расходы вам никто возмещать не обязан. · Выплаты возмещения вреда в части утраченного заработка будут производиться на срок утраты трудоспособности, но не более срока достижения потерпевшим работником пенсионного возраста. При этом не ясна ситуация с работающими пенсионерами, с которыми произошёл несчастный случай на работе. Не исключено, что и им (по аналогии) на практике будет отказано в возмещении утраченного заработка, хотя данный вопрос остаётся спорным. · Выплата утраченного заработка в связи с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности на срок менее 1 года будет теперь производиться помесячно на основании договора аннуитета. Ранее данные выплаты осуществлялись страховщиком единовременно в полном объёме. Таким образом, положение работников в связи с принятием рассматриваемого Закона ухудшилось. Что же делать работникам при таких неожиданных изменениях в «защите их имущественных интересов»? (Об этом далее).
Обыкновенные работодатели…
Работодатели также не остались в стороне от влияния Закона. Однако для них не всё так однообразно, как для работников. Так, установлен предел возмещения расходов и утраченного заработка работников. По некоторым классам профессионального страхования страховые тарифы снижены (для производства промышленных газов, печей и печных горелок). Для определения минимального размера страховой суммы (от которой считается страховая премия) теперь принимается в расчёт ежемесячный доход работника не более 10-кратного МЗП (а не полный доход, как ранее), умноженный на 12. С другой стороны, упразднены «категории персонала», среди которых выделялся административно-управленческий персонал с очень низкими страховыми тарифами. По некоторым классам профессионального риска страховые тарифы увеличены (например, для оптовой и розничной торговли, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, для врачебной деятельности, деятельности по охране здоровья, в области архитектуры, инженерных изысканий и др.). Теперь наступление страхового случая в период действия договора страхования (а не в период действия предыдущего договора) может повлечь увеличение страховой премии на поправочный коэффициент, критерии определения которого существенно изменены. Для небольших работодателей в любом случае страховая премия не может быть менее одного МЗП (ранее минимальный порог не устанавливался). И главное… ныне работодатель самостоятельно несёт бремя возмещения вреда здоровью работника, если в результате несчастного случая на работе работник утратил профессиональную трудоспособность от 5 до 29 % включительно. Указанный вред более не покрывается обязательным страхованием работников. Между тем, лёгкая тяжесть вреда здоровью составляет довольно значительный объём несчастных случаев, - например, в 2014 году в 29,6 % несчастных случаев пострадавшие получили лёгкие травмы[6]. Что же делать работодателям? (Об этом - в конце статьи).
Страховые компании…
Страховые тарифы стали едиными для всех страховых компаний, «вилка» страхового тарифа (минимальный и максимальный тариф) отменена. Полагаем, что при таком подходе конкуренция среди страховщиков будет развиваться в области качества услуги, а не её стоимости. Вместе с тем, страховые компании теперь избавились от возмещения утраченного заработка по несчастным случаям с утратой профессиональной трудоспособности от 5 до 29 % включительно; сократили свои затраты на возмещение расходов и утраченного заработка работников; получили право на гарантированный минимум страховой премии и вправе требовать увеличения страховой премии на поправочный коэффициент, если по вине страхователя произошёл несчастный случай в период действия договора страхования.
Резюме
Не будем сейчас говорить о предыстории Закона - с начала действия системы обязательного страхования работников периодически поднимается вопрос о её несовершенстве и необходимости пересмотра положений законодательства. Многие поправки, принятые в апреле этого года, предлагались ещё в 2013 году с целью обеспечения стабильности и финансовой устойчивости страховых организаций, а также повышения ответственности работодателей за улучшение условий труда.[7] В итоге апрельский Закон по вопросам страхования и исламского финансирования перенёс часть финансового бремени с системы страхования на прямые затраты работодателей и ухудшил правовые гарантии для работников, пострадавших от несчастных случаев, улучшив, очевидно, правовое положение страховых компаний. В печати встречались комментарии, что дополнительные затраты работодателей будут компенсированы снижением размера страховых премий. Однако следует быть осторожными с подсчётами, финансовые последствия Закона для работодателей могут оказаться не столь однозначными.
Что делать?…
Спорить с неизбежностью бесполезно. Единственный аргумент против холодного ветра — тёплое пальто (© Д. Лоуэлл).
Мы начали с того, что человек и его жизнь являются высшими ценностями. И за любым законом и сухими цифрами статистики стоит конкретный пострадавший человек. Так, в 2014 году всего по республике численность пострадавших при несчастных случаях на производстве составила 2 068 человек (не включая пострадавших от профессиональных заболеваний), из них погибших - 262 человека. При этом потери рабочего времени от несчастных случаев составили 97 031 рабочих человеко-дней нетрудоспособности, а материальные последствия несчастных случаев (выплаченные суммы) - 1,960 млрд. тенге. Несчастные случаи происходили вследствие падения пострадавших (422 случая); воздействия движущихся предметов и деталей (371 случая); обрушения, обвалов и падения предметов, материалов и земли (279 случаев); падения пострадавших с высоты (255 случая); ДТП на транспорте организации (224 случая) и по другим причинам. Наибольшее число несчастных случаев вызвано грубой неосторожностью потерпевших (783 случая), нарушением правил безопасности и охраны труда (311 случай), неудовлетворительной организацией производства работ (275 случаев) и нарушением правил автодорожного движения (163 случая). Как видим, в несчастных случаях нередко виноваты и сами работники, и их работодатели. Кроме того, работодатели вследствие несчастных случаев несут потери намного большие, чем просто выплаченные суммы - теряются человеко-часы, в течение которых пострадавшие работники могли бы трудиться и приносить доход предприятию. Если же разгорается судебный спор, то пламя конфликта не щадит его стороны. Напрашивается вывод, что наилучший способ уменьшить негативные финансовые последствия принятого Закона для работников и работодателей - это не допустить несчастный случай. Для этого со стороны работодателя необходимо улучшить систему безопасности и охраны труда («БОТ»), включая материальное оснащение, внедрить или усилить необходимые виды подготовки и обучения работников по БОТ и, кроме того, разъяснить работникам неблагоприятные последствия несоблюдения положенных требований, то есть увеличить личную заинтересованность работников в соблюдении требований БОТ. По опыту проведения правового аудита в большинстве известных нам случаев работодатели не исполняли или не полностью исполняли требования законодательства о надлежащей подготовке работников по БОТ. Между тем, на работодателей возлагается ответственность по организации и проведению инструктажей, стажировок и обучения по БОТ (включая предварительное обучение при приёме на работу, обучение отдельных групп персонала по профессиям, а также обучение специалистов по БОТ в специализированных организациях). Все работники, принятые на работу, в обязательном порядке должны проходить организуемое работодателем предварительное обучение с последующим обязательным проведением проверки знаний по вопросам БОТ. Работники, не прошедшие предварительное обучение, инструктирование и проверку знаний по вопросам БОТ, к работе не должны допускаться. Внутренние инструктажи по БОТ обязательны для работников любых компаний, как производственных, так и непроизводственных. По характеру и времени проведения инструктажи по БОТ подразделяют на вводный (при приёме на работу), первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Кроме того, существуют дополнительные требования по проведению обязательного обучения и инструктирования по БОТ и другим смежным вопросам в рамках специализированного законодательства (в сфере противопожарной безопасности, гражданской защиты и др.). Со своей стороны работники должны быть более внимательными к соблюдению требований по БОТ и предпринимать меры по недопущению несчастных случаев. В числе мер по защите жизни и здоровья работников им предоставлено право участвовать лично или через своего представителя в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий безопасности и охраны труда в организации, а также право на обращение в уполномоченный государственный орган по труду и (или) в местный орган по инспекции труда о проведении обследования условий и охраны труда на его рабочем месте. Кроме того, работники обязаны немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о ситуации, которая создаёт угрозу жизни и здоровью людей, и вправе отказаться от выполнения работы при возникновении такой ситуации с письменным извещением об этом данного руководителя или работодателя. И этим правом, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Казахстан, работники должны начать обоснованно и аргументированно пользоваться для того, чтобы предотвратить несчастный случай и его последствия не только для себя, но и для своего работодателя. Тем самым, общими усилиями будет достигаться главная цель - сохранение жизни и здоровья человека. * * *
[1] Закон Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года № 311-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования», опубликован 29 апреля 2015 года, введён в действие с 10 мая 2015 года (далее - «Закон»). [2] Закон от 7 февраля 2005 года «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей» в действующей редакции. [3] МРП - месячный расчётный показатель, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. [4] МЗП - минимальная заработная плата, установленная на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. [5] К слову отметим, что иностранцы, временно и постоянно проживающие в Казахстане, не имеют права на получение бесплатной помощи в рамках ГОБМП, за исключением некоторых острых заболеваний, представляющих опасность для окружающих. [6] Здесь и далее статистические данные в статье приведены по материалам бюллетеня «О травматизме, связанном с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваниях в Республике Казахстан» за 2014 год Комитета по статистике Министерства Национальной Экономики Республики Казахстан. Источник: интернет-ресурс http://stat.gov.kz/, страницы: Официальная статистическая информация > Оперативные данные (экспресс информация, бюллетени) > Здравоохранение (ссылка действительна на 12.06.2015). [7] Социальная справедливость, или за чей счёт банкет? // Журнал «Рынок страхования», ноябрь-декабрь 2013 года. Электронная версия на интернет-ресурсе http://allinsurance.kz/index.php/sotsialnaya-spravedlivost-ili-za-chey-schyot-banket.html (ссылка действительная на 11.06.2015).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |