|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 50. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, С КОМПЕТЕНТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 880. Общие условия оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях 1. В порядке оказания правовой помощи судам, органам (должностным лицам) иностранных государств, с которыми Республикой Казахстан заключен международный договор о правовой помощи, либо на основе взаимности могут быть проведены действия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также и иные действия, предусмотренные другими законами и международными договорами Республики Казахстан. 2. В случае, если положения международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, противоречат настоящему Кодексу, применяются положения международного договора. 3. Расходы, связанные с оказанием правовой помощи, несет запрашиваемое учреждение на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. До принятия КоАП 2014 года вопрос о порядке взаимодействия органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств не находил своего разрешения на законодательном уровне. Прежний КоАП не содержал положений об оказаний правовой помощи по делам об административных правонарушениях. Дополнение отечественного законодательства новеллой подобного рода было вызвано необходимостью его приведения в соответствие с международными договоренностями. В частности, о необходимости подобной меры упоминается в Решении Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года № 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам». Так, Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств решил: «1. Принять: Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза); Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях). 2. Правительствам государств-членов таможенного союза обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с международными договорами, указанными в пункте 1 настоящего Решения»[1897]. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях выражается в проведении по обращению судов, органов (должностных лиц) иностранных государств действия, предусмотренного КоАП, а также иного действия, предусмотренного другими законами и международными договорами Республики Казахстан. Правовая помощь может быть оказана судам, органам (должностным лицам) иностранных государств при следующих условиях: - с Республикой Казахстан заключен международный договор о правовой помощи; - либо на основе взаимности. Относительно первого из условий нужно отметить, что согласно ст. 4 Конституции Республики Казахстан международные договорные и иные обязательства Республики являются частью действующего права в Республике Казахстан. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики. Международные договоры Республики Казахстан заключаются, выполняются, изменяются и прекращаются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого международного договора, Венской конвенцией о праве международных договоров, Законом РК «О международных договорах Республики Казахстан» и иными законодательными актами Республики Казахстан. Международный договор Республики Казахстан, в соответствии со ст. 1 Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан», это международное соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством (иностранными государствами) или с международной организацией (международными организациями) в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Заключение международного договора - выражение согласия Республики Казахстан на обязательность для нее международного договора. Международные договоры Республики Казахстан заключаются с иностранными государствами и (или) международными организациями от имени: 1) Республики Казахстан; 2) Правительства Республики Казахстан; 3) государственных органов Республики Казахстан, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также центральных исполнительных органов Республики Казахстан в пределах своей компетенции, определенной законодательством Республики Казахстан. Каждый действующий международный договор Республики Казахстан подлежит обязательному и добросовестному выполнению Республикой Казахстан. Президент Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан принимают меры по обеспечению выполнения международных договоров Республики Казахстан. Центральные государственные органы Республики Казахстан в пределах своей компетенции обеспечивают выполнение обязательств и осуществление прав Республики Казахстан, вытекающих из международных договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками международных договоров их обязательств. Общее наблюдение и контроль за выполнением международных договоров Республики Казахстан осуществляет Министерство иностранных дел РК. Мониторинг за обеспечением выполнения международных договоров Республики Казахстан осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Согласно п. 4 нормативного постановления Верховного Суда РК от 10 июля 2008 года, международный договор Республики Казахстан вступает в силу в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные их участниками. При отсутствии договоренности международный договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвующих в переговорах государств на обязательность для них договора (ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). Международный договор подлежит применению, если Республика Казахстан выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством подписания договора, обмена документами, ратификации договора, его принятия, утверждения, присоединения к договору либо любым другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны. При оказании правовой помощи компетентные органы государств-участников международного договора сносятся друг с другом через центральные и его территориальные органы, определенные как уполномоченные органы по осуществлению непосредственных сношений. При отсутствии международного договора взаимодействие с компетентными органами по оказанию правовой помощи осуществляется на основании принципа взаимности, предусмотренного в международном праве. Принцип взаимности относится к фундаментальному принципу международного права. Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве[1898]. Исходя из данного принципа, обращения о правовой помощи по делам об административных правонарушениях суда, органа (должностного лица) иностранного государства могут быть исполнены при отсутствии международного договора о правовой помощи между Республикой Казахстан и иностранным государством. При этом суд, орган (должностное лицо) Республики Казахстан вправе рассчитывать на выполнение аналогичных действий со стороны учреждений данного иностранного государства, в случае обращения к ним за правовой помощью. Часть 2. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Казахстан, общепризнанных принципах и нормах международного права. Согласно ст. 1 КоАП, международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан являются составной частью законодательства об административных правонарушениях. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед КоАП и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. В соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года № 12 при рассмотрении дела суд не вправе применять нормы законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях, если иные правила установлены международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Республики Казахстан было принято посредством ратификации или присоединения. В этих случаях применяются правила международного договора[1899]. Ратификация, утверждение, принятие и присоединение - в зависимости от случая, имеющий такое наименование международный акт, совершаемый на основании соответствующего нормативного правового акта, посредством которого Республика Казахстан выражает в международном плане свое согласие на обязательность для нее международного договора (п. 11 ст. 1 Закона «О международных договорах Республики Казахстан»). Ратификации подлежат международные договоры: 1) предметом которых являются права и свободы человека и гражданина; 2) выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан; 3) о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая международные договоры о прохождении Государственной границы Республики Казахстан, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан; 4) об основах межгосударственных отношений по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные международные договоры и международные договоры о коллективной безопасности; 5) об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан; 6) о государственных займах; 7) об оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи, кроме гуманитарной помощи и официальной помощи развитию; 8) при подписании которых участвовавшие в переговорах стороны условились об их последующей ратификации; 9) если международные договоры предусматривают, что такое согласие выражается ратификацией. Относительно нератифицированных международных договоров в Постановлении Конституционного Совета РК от 11 октября 2000 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан» разъясняется, что они не обладают приоритетом перед законами Республики. Все международные договоры, заключенные Казахстаном после принятия Конституции 1995 года, не подлежащие ратификации, должны исполняться в той мере, пока они не входят в противоречие с законами Республики. В случае коллизии между ними стороны договоров имеют возможность в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан», а также нормами международного права разрешать их путем согласительных процедур[1900]. Часть 3. Запрашиваемое учреждение - учреждение, которому направлен запрос (поручение). Запрашиваемое учреждение на территории своего государства самостоятельно несет расходы, возникшие при оказании правовой помощи, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан. К примеру, в ратифицированном Республикой Казахстан Соглашении о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях указано, что сторона Соглашения самостоятельно несет расходы, возникающие в связи с реализацией Соглашения на ее территории. В отдельных случаях центральные таможенные органы могут договориться о разделении расходов[1901].
Статья 881. Направление запросов о предоставлении информации и документов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий 1. Запросы о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий могут направляться между судами, органами (должностными лицами) в случаях, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. 2. В случаях, когда невозможно определить, в какой суд, орган нужно направить запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий, они направляются в центральный орган запрашиваемой Стороны. 3. Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий оформляются в письменной форме на бланке органа и должны содержать: 1) наименование запрашиваемого органа соответствующей Стороны; 2) наименование запрашивающего органа соответствующей Стороны; 3) подробное описание правонарушения и иных относящихся к нему фактов, данные о стоимости товаров, о размере ущерба, юридическую квалификацию деяния в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны с приложением текста применяемого закона; 4) имена, отчества (при их наличии) и фамилии лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей, их место жительства или место пребывания, гражданство, род занятия, место и дату рождения, для юридических лиц - их полное наименование и место нахождения (если о перечисленных сведениях имеется информация); 5) в поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа; 6) перечень сведений и действий, подлежащих представлению либо исполнению (для производства опроса необходимо указать, какие обстоятельства должны быть выяснены и уточнены, а также последовательность и формулировку вопросов, которые должны быть поставлены опрашиваемому). 4. Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий могут также содержать: 1) указание срока исполнения требуемых мероприятий; 2) ходатайство о проведении указанных в запросе мероприятий в определенном порядке; 3) ходатайство о предоставлении возможности представителям органов запрашивающей Стороны присутствовать при выполнении указанных в запросе мероприятий, а также, если это не противоречит законодательству Сторон, участвовать в их выполнении; 4) иные ходатайства, связанные с выполнением запроса, поручения. 5. Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий подписываются руководителем запрашивающего органа или его заместителем. К запросу, поручению должны быть приложены имеющиеся копии документов, на которые имеются ссылки в тексте запроса, поручения, копии иных документов, необходимых для их надлежащего исполнения. 6. Органы Сторон могут отправлять процессуальные документы по почте непосредственно участникам производства по делам об административных правонарушениях, находящимся на территории другой Стороны. 7. Допускается направление повторного запроса о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий по делам об административных правонарушениях при необходимости получения дополнительных сведений, уточнения информации, полученной в рамках исполнения предыдущего запроса или поручения.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях оказывается судами, органами (должностными лицами) посредством исполнения направляемых друг другу запросов о предоставлении информации и документов, поручений о проведении отдельных процессуальных действий. Запрос представляет собой обращение, которое содержит просьбу о предоставлении информации и документов. Поручение - документ, в силу которого одна сторона обязуется совершить от имени другой стороны определенные юридические действия. Правовая помощь осуществляется на основе международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. Стоит отметить, что в соответствии с п. 2 Постановления Конституционного Совета РК «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» от 18 мая 2006 года, акты Республики Казахстан о ратификации международных договоров и акты Республики Казахстан о присоединении к международным договорам равнозначны по своей юридической силе и правовым последствиям. В этой связи международные договоры, обязательность которых для Казахстана установлена нормативными правовыми актами о присоединении к международным договорам, принятыми Парламентом Республики, приравниваются к ратифицированным Республикой Казахстан международным договорам. В соответствии со ст. 4 Конституции Республики Казахстан и исходя из смысла ст. 24 Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан», применяются официально опубликованные и вступившие в силу международные договоры Республики Казахстан. Официально неопубликованные международные договоры, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, применению не подлежат. Ратифицированные международные договоры, имеющие непосредственное действие и не требующие издания законов для их применения, используются в качестве норм материального (за исключением сфер уголовно-правовых и административно-правовых отношений) или процессуального права при разрешении дел, в частности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если международными договорами Республики Казахстан установлены иные правила судопроизводства, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях[1902]. Основанием для обращения с запросом, поручением является необходимость проведения, в интересах достижения задач производства по делу об административном правонарушении, соответствующего процессуального действия на территории государства - стороны международного договора. Комментируемая статья не определяет конкретный круг процессуальных действий, которые могут быть выполнены в рамках оказания правовой помощи. Перечень данных действий может быть предусмотрен в самом международном договоре. Так, в соответствии со ст. 10 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее - Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов), ратифицированного Республикой Казахстана, таможенные органы при исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных и иных действий производят: - опрос лиц, в отношении которых ведется административный процесс (осуществляется административное производство), и свидетелей; - изъятие либо арест товаров и документов, являющихся вещественными доказательствами или предметами административного правонарушения; - истребование документов, необходимых для производства по делу; - осмотр; - получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц; - вручение документов или их копий участникам административного процесса (производства); - экспертизу и иные действия[1903]. Часть 2. Суд, орган, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, обязан направить запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий по подведомственности. Если не представляется возможным определить, в какой суд, орган необходимо отправить запрос или поручение, данные документы направляются в центральный орган запрашиваемой Стороны. Запрашиваемая сторона - государство, в компетентный орган которого направляется запрос (поручение). Центральный орган - орган, уполномоченный от имени государства рассмотреть запрос (поручение) компетентного органа иностранного государства и принять меры с целью организации его исполнения. К примеру, в случаях, когда невозможно определить, в какой таможенный орган нужно направить запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий, они направляются в центральный таможенный орган запрашиваемой Стороны[1904]. Центральный орган в своих ведомственных документах также определяет порядок исполнения запросов, поручений судами, органами (должностными лицами), а также последующего их направления в иностранные государства. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 3 ноября 2010 года № 1093, центральным органом по оказанию судами Республики Казахстан правовой помощи и обращению судов за правовой помощью к судам иностранных государств является Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК (аппарат Верховного Суда РК) и его территориальные подразделения (администраторы судов) в областях, столице и городах республиканского значения[1905]. Утвержденная Приказом Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК (аппарата Верховного Суда РК) от 11 мая 2016 года № 6001-16-7-6/196 «Инструкция об оказании судами Республики Казахстан правовой помощи и обращении за правовой помощью к судам иностранных государств» детализирует оказание судами Республики Казахстан правовой помощи и обращение за правовой помощью к судам иностранных государств в сфере международного правового сотрудничества. В части 3 комментируемой статьи отражен перечень обязательных к соблюдению требований, относящихся к форме и содержанию запроса о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий. В международном договоре могут содержаться иные или дополнительные требования. К примеру, в Соглашении о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов указано, что запрос, поручение помимо перечисленного в ч. 3 ст. 881 КоАП, также должен содержать номер дела об административном правонарушении (при наличии), по которому запрашивается правовая помощь. Если международным договором установлены иные требования к оформлению запроса, поручения, то применяются правила международного договора. Часть 4. Суд, орган при направлении запроса о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий может указать срок исполнения требуемых мероприятий, а также обратиться с ходатайствами: о проведении указанных в запросе мероприятий в определенном порядке; о предоставлении возможности представителям органов запрашивающей Стороны присутствовать при выполнении указанных в запросе мероприятий, а также, если это не противоречит законодательству Сторон, участвовать в их выполнении; иными ходатайствами, связанными с выполнением запроса, поручения. Часть 5. К запросу, поручению в обязательном порядке прилагаются копии документов, на которые имеются ссылки в тексте запроса, поручения, копии иных документов, необходимых для их надлежащего исполнения. Правом подписания запроса о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий обладает руководитель запрашивающего органа или его заместитель. Запрашивающий орган - орган, который обращается с запросом (поручением). Часть 6. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности определены в главе 38 КоАП. Обеспечение реализации их прав и обязанностей является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях. Данная задача возложена на суд, орган (должностное лицо), осуществляющий производство по делу. Своевременное получение участниками производства процессуальных документов, предоставление которых предусмотрено законодательством об административных правонарушениях, является одной из мер обеспечения данной задачи. В связи с этим органы Сторон наделяются правом отправлять процессуальные документы по почте непосредственно участникам производства по делам об административных правонарушениях, находящимся на территории другой Стороны. К процессуальным документам относятся акты, в которых оформлено процессуальное решение, а также закреплены результаты проведенного процессуального действия. Часть 7. В случае возникновения необходимости получения дополнительных сведений, уточнения информации, полученной в рамках исполнения предыдущего запроса или поручения суд, орган запрашивающей Стороны имеет право направить повторный запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий. Запрашивающая сторона - государство, компетентный орган которого обращается с запросом (поручением).
Статья 882. Порядок исполнения запросов о предоставлении информации и документов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий 1. Суд, орган (должностное лицо) исполняют переданные им в установленном порядке поручения соответствующих учреждений и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий по общим правилам настоящего Кодекса. 2. При исполнении поручения могут быть применены процессуальные нормы иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстан с этим государством. 3. В случаях, предусмотренных международным договором, при исполнении поручения может присутствовать представитель компетентного учреждения другого государства. 4. Если запрос (поручение) не может быть исполнено, полученные документы возвращаются иностранному учреждению, от которого исходило поручение, с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению. Поручение возвращается, если его исполнение может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству Республики Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. Суд, орган (должностное лицо) Республики Казахстан на основании международных договоров, а также принципа взаимности исполняют переданные им в установленном порядке запросы о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий соответствующих учреждений и должностных лиц иностранных государств. В комментируемой статье КоАП регламентируется порядок их исполнения. Процессуальные действия, производство которых запрашивается в переданном поручении, осуществляются судами, органами Республики Казахстан по общим правилам КоАП. Если законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях требует для производства отдельных процессуальных действий вынесения специальных постановлений уполномоченных должностных лиц, то их вынесение производится по месту исполнения поручения. Суд, органы (должностные лица) обязаны точно соблюдать требования Кодекса. Нарушение правил КоАП судом, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, при исполнении запроса, поручения недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену. Порядок исполнения запросов об оказании правовой помощи может быть детализирован в ведомственных нормативных актах. Так, в соответствии с Инструкцией об оказании судами Республики Казахстан правовой помощи и обращении за правовой помощью к судам иностранных государств: «Исполнение поручений судов иностранных государств производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором. Вручаемые документы (копия искового заявления, судебные извещения, судебные акты судов иностранных государств и т.д.) излагаются на казахском и/или русском языках или с приложением заверенного перевода. В тех случаях, когда документы составлены на иностранном языке или не сопровождаются переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять. Вручение документов удостоверяется подтверждением, содержащим дату вручения, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью суда и подписью судьи по форме согласно приложению 1 к Инструкции. В случае отказа получателя принять документы, исполнитель поручения составляет акт об отказе с указанием мотивов отказа от получения, который подписывается последним и заверяется печатью суда. Если поручение не может быть исполнено судом, которому оно направлено ввиду неподсудности, то суд в течение 5 рабочих дней пересылает поручение по территориальности другому суду. В случае пересылки поручений по территориальности в другой суд необходимо информировать в течение 5 рабочих дней Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан) (далее - Департамент). Если лицо, в отношении которого следует произвести процессуальные действия, не проживает (не находится) по указанному в документах адресу, то исполняющий поручение суд принимает меры по установлению его места жительства (места расположения), путем направления соответствующего запроса в компетентные органы и организации. При выполнении поручений судом необходимые материалы (протокол допроса, подтверждение о вручении документов, справка о расходах и др.) скрепляются подписью судьи, официальной печатью суда и направляются в Департамент через администратора судов в срок до 15 рабочих дней. Департамент в течение 30 календарных дней проверяет правильность оформления документов по исполнению поручений согласно требованиям процессуального законодательства, международного договора и Инструкции и направляет документы в компетентное учреждение запрашивающего государства»[1906]. Самим международным договором также может быть определен порядок исполнения запросов, поручений. Так, согласно ст. 9 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий исполняются в течение одного месяца со дня их получения, с пометкой «срочно» - не более 2 недель. При необходимости сокращения этих сроков делается оговорка в тексте запроса, поручения с указанием причин сокращения сроков и желаемого срока исполнения. В случае необходимости обращения в иной государственный орган запрашиваемой Стороны указанные сроки увеличиваются в соответствии с внутриведомственным порядком таможенного органа данной Стороны. Запрашиваемый таможенный орган проводит все указанные в запросе, поручении действия и отвечает на все поставленные вопросы. Запрашиваемый таможенный орган вправе по своей инициативе провести не предусмотренные запросом, поручением действия, связанные с их исполнением. Запрашиваемый таможенный орган направляет ответ на запрос, поручение, а также соответствующие материалы и документы (заверенные копии) непосредственно запрашивающему таможенному органу на имя руководителя таможенного органа, подписавшего запрос, поручение с обязательной ссылкой на реквизиты полученного запроса. В случае невозможности исполнения в сроки, указанные в пункте 1 статьи 9, запроса, поручения частично либо полностью, запрашиваемый таможенный орган должен информировать о предполагаемых сроках исполнения запроса, поручения запрашивающий таможенный орган[1907]. Стоит отметить, что в порядке оказания правовой помощи помимо действий, предусмотренных КоАП, могут быть также проведены и иные действия, предусмотренные другими законами и международными договорами Республики Казахстан. Часть 2. Суд, орган (должностное лицо) Республики Казахстан может применить процессуальные нормы иностранного государства при исполнении поручения, в том случае если это предусмотрено международным договором Республики Казахстан с этим государством. Согласно нормативному постановлению Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года № 12 «О некоторых вопросах применения судами норм Общей части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», при рассмотрении дела суд не вправе применять нормы законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях, если иные правила установлены международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Республики Казахстан было принято посредством ратификации или присоединения. В этих случаях применяются правила международного договора. Вместе с тем, при исполнении запроса, поручения суды, органы не вправе применять процессуальные нормы иностранного государств, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Так, в Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 18 мая 2006 года № 2 указано, что в случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции Республики, обладающей согласно пункту 2 статьи 4 Основного Закона высшей юридической силой на территории Республики, такой договор полностью или в части, признанной не соответствующей Конституции, не подлежит исполнению[1908]. В Постановлении Конституционного Совета РК от 7 мая 2001 года № 6/2 подтверждается принцип верховенства Конституции на территории Республики, указывается на обязательность соответствия ей международных договоров[1909]. Принцип верховенства Конституции конкретизирован Конституционным Советом в ряде других постановлений, в которых определены правовые позиции по отдельным аспектам соотношения норм международного права и казахстанского законодательства, места международных договоров в системе действующего права, порядка их заключения и применения. Часть 3. При исполнении поручения, в случаях, предусмотренных международным договором, процессуальные действия могут производиться в присутствии или с участием представителей компетентного учреждения другого государства. Для этих целей органы запрашивающей стороны могут командировать на определенный срок своих сотрудников. По просьбе запрашивающего органа запрашиваемый орган заблаговременно сообщает о планируемом времени и месте исполнения поручения о проведении отдельных процессуальных действий для рассмотрения запрашивающим органом возможности присутствовать его представителям при исполнении поручения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |