|
|
|
Современные реалии: возможные негативные последствия возложения государством обязанности на работодателя по оплате труда в период простоя
Назханов Таир, LLM адвокат АК «Назханов и партнеры»
Касымжанов Абзал LLM адвокат АК «Назханов и партнеры»
Как известно, 16 марта 2020 года Президент РК ввел в нашей республике режим чрезвычайного положения (ЧП) в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. В результате, предпринимательская деятельность практически всех субъектов предпринимательства в нашей республике была либо парализована либо существенно ограничена из-за ЧП. 11 мая 2020 года режим ЧП официально снят и государство прекратило приём заявок от лиц на социальную выплату определенным категориям граждан в размере 42 500 тенге. В результате введенного режима ЧП в нашей стране возник простой в деятельности большинства организации, т.е. временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера (статья 112 Трудового кодекса РК). При этом, действующее законодательство РК четко не относит ЧП к категории простоя. Вместе с тем, учитывая разъяснения Верховного Суда РК «по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения» (утверждены постановлением пленарного заседания Верховного суда РК № 9 от 6 мая 2020 года) и официальную позицию некоторых государственных органов, авторы настоящей статьи считают, что государственные органы все-таки склоны считать, что ЧП однозначно является простоем, как это определено в статье 112 Трудового кодекса РК. В частности, недавно должностные лица уполномоченного органа в сфере труда г. Алматы напомнили работодателям об их обязанности выплачивать работникам не ниже минимальной заработной платы в период простоя, т.е. как минимум 42 500 тенге или в большем размере, как это определено в трудовом и/или коллективном договорах. Иначе, работодателям грозит привлечение к административной ответственности по статье 87 Кодекса РК об административных правонарушениях за невыплату заработной платы в виде административного штрафа в размере до 150 МРП (416 700 тенге); с 1 апреля 2020 года размер МРП был увеличен до 2778 тенге. При этом, должностные лица призвали работников обращаться с жалобами в уполномоченный орган в сфере труда с жалобами на работодателей в случае нарушения последними обязанности по оплате в период простоя. В настоящей статье авторы обращают внимание на основные, по мнению авторов, возможные негативные последствия применения положений Трудового кодекса РК и Кодекса РК об административных правонарушениях, возлагающих на работодателей обязанность выплачивать работникам оплату в период простоя. 1. Обязанность по оплате времени простоя может привести к массовому сокращению штата работников и всплеску безработицы в стране. В настоящее экономически нестабильное время бремя содержания работников в период простоя является непосильным грузом для большинства работодателей. Это объясняется отсутствием у работодателей финансовых средств. Поскольку ЧП парализовало и существенно ограничило предпринимательскую деятельность многих работодателей, авторы статьи считают, что в настоящий момент для работодателей крайне невыгодно иметь большой штат работников и оплачивать время простоя. В связи с чем, в сложившейся ситуации работодатели вынуждены и крайне заинтересованы максимально сокращать штат работников и расторгать трудовые договоры. В результате чего, это может повлечь за собой прекращение производства и инвестиционных проектов, большой всплеск безработицы и, как следствие, в стране может остро встать социальный вопрос. 2. Обязанность по оплате времени простоя может привести к уклонению работодателями от уплаты налогов и сокращению поступлений денежных средств в государственный бюджет. Обязанность по оплате работникам времени простоя может заставить работодателей придумывать и создавать схемы для уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет нашей республики. В частности, во избежание от уплаты налогов, связанных с трудовой деятельностью, работодатель будет вынужден платить работнику заработную плату в «конверте», т.е. используя «черную» кассу. Более того, обязанность по оплате работникам времени простоя может привести к банкротству многих работодателей. Как следствие, работодатели-юридические лица не смогут платить налоги и иные обязательные платежи в государственный бюджет, включая, но не ограничиваясь, КПН, который составляет 20%. Таким образом, обязанность по оплате работникам времени простоя может значительно сократить поступление денежных средств в государственный бюджет. 3. Призыв должностных лиц, чтобы работники писали жалобы на работодателей по факту неуплаты времени простоя могут испортить отношения с работодателем и, как следствие, повлечь за собой расторжение трудовых договоров с работниками. Должностные лица уполномоченного органа в сфере труда г. Алматы сообщают, что они будут рассматривать сообщения работников с жалобами на их работодателей в случае нарушениями последними в части оплаты в период простоя. Авторы статьи полагают, что такие жалобы могут ухудшить и без того непростые отношения с работодателем. После таких жалоб не исключено, что работодатель будет искать любой повод для увольнения таких работников. В результате чего, это может повлечь за собой социальный вопрос, как указано выше. 4. Обязанность по оплате времени простоя может привести к удорожанию товаров, работ и услуг работодателя. Обязанность по оплате работникам времени простоя может привести к удорожанию товаров, работ и услуг работодателей, так как работодателю необходимо как-то выживать в такой ситуации В результате, это может привести к повышению уровня инфляции в республике. Авторы статьи считают, что в сложившейся непростой ситуации государству следует надлежащим образом отреагировать, принять действенные меры для поддержания бизнеса вместо того, чтобы «убивать» деятельность работодателей и возлагать на них непосильное для многих бремя в настоящее непростое время.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |