Письмо Премьер-Министра Республики Казахстан от 25 февраля 2025 года № 12-13/565 дз
Депутатам
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
На № ДЗ-59 от 6 февраля 2025 года
Уважаемые депутаты!
Рассмотрев депутатский запрос, сообщаю следующее.
Реформа фискальной политики - это давно назревшая необходимость. Дисбаланс между денежно-кредитной и фискальной политиками повлиял не только на сферу государственных финансов, но и на конкурентоспособность отечественного бизнеса, социальную удовлетворенность граждан, способность государства решать амбициозные задачи.
В этой связи на расширенном заседании Правительства предложены подходы к налогово-бюджетной реформе, в том числе в части повышения ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и снижения порога по НДС.
Касательно сбалансирования расходной части бюджета с доходной
Предел роста расходов на ближайшие пять лет рассчитан в соответствии с бюджетными правилами.
Необходимо отметить, что государство во всех странах является одним из ключевых инвесторов в экономику. В Казахстане, например, доля инвестиций к валовому внутреннему продукту (далее - ВВП) составляет 17,2% и этот показатель должен постоянно увеличиваться.
Кроме того, активное участие государства в инвестициях служит важным сигналом для частных инвесторов. Если государство не инвестирует, то и остальные участники рынка не проявляют должной активности.
Тем не менее, на сегодняшний день у нас отмечаются определенные проблемы.
Существует значительная разница между собственными доходами и расходами бюджета, которая покрывается за счёт займов, а также гарантированных и целевых трансфертов.
В то же время необходимо отметить, что бюджетный дефицит остается в пределах допустимых значений и составляет 2,7% к ВВП. Государственный долг на сегодняшний день находится на уровне 22,8% к ВВП, что соответствует установленным нормативам. Для сравнения, в соседних странах этот показатель превышает 30%.
При этом этих мер недостаточно для обеспечения качественного экономического роста.
Одной из ключевых причин сложившейся ситуации является недостаточный уровень бюджета развития. Это связано с недостаточной собираемостью налогов. Объем поступающих налогов консолидированного бюджета к ВВП составляет 20%, а республиканского бюджета - 10,8%. Данный показатель в развитых странах составляет более 40%.
Касательно теневой экономики
Необходимо отметить, что был проведен ретроспективный анализ изменения ставки НДС, а также уровня теневой экономики, в том числе в сфере торговли.
Как показал анализ, изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем теневой экономики.
Так, к примеру, в 2006 году при ставке НДС в размере 15%, уровень теневой экономики к ВВП составил 19,8%, а размер теневой экономики в сфере торговли - 2,7% к ВВП.
В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12%. Однако объем теневой экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016 году дошел до 9,2% к ВВП.