|
|
|
Цифровизация в Международном финансовом центре Астаны: как технологии трансформируют финансовые услуги?
Рамадан Хайруллин Генеральный Директор Law Council Group
Введение Цифровизация играет ключевую роль в формировании экосистемы Международного финансового центра Астана (МФЦА), обеспечивая прозрачность, доступность и эффективность финансовых услуг. Центр активно использует передовые технологии для взаимодействия между своими органами и участниками. Эти инициативы соответствуют глобальным тенденциям цифровизации в финансовых центрах и создают уникальные возможности для локальных и международных участников. Основные платформы и их функционал 1. eJustice 2. Платформа eJustice предоставляет участникам МФЦА возможность дистанционного взаимодействия с Судом МФЦА и Международным арбитражным центром (IAC). o Функционал: подача исков, загрузка доказательств, отслеживание статуса дела и участие в слушаниях через видеоконференции. o Эффективность: эта платформа сокращает время разрешения споров, делая процесс доступным для международных участников. 3. Платформа AIX на базе NASDAQ 4. Astana International Exchange (AIX) использует торговую платформу NASDAQ, что позволяет обеспечивать высокую скорость, прозрачность и надежность торгов. o Инструменты: листинг акций, облигаций и инструментов ESG. o Преимущества: интеграция с глобальными расчетными системами Clearstream и Euroclear, что делает казахстанский рынок капитала доступным для международных инвесторов. Таким образом, цифровые технологии обеспечивают слаженную работу между органами МФЦА: · Юридическая поддержка: eJustice напрямую связана с Администрацией МФЦА для координации споров. · Торговая деятельность: решения AIX поддерживаются технологиями AFSA и Судом МФЦА для соблюдения нормативных требований и защиты прав участников.
Преимущества цифровизации для участников МФЦА Внедрение цифровых технологий в экосистему МФЦА предоставляет участникам множество преимуществ, повышая удобство, прозрачность и эффективность взаимодействия. Эти преимущества способствуют не только улучшению качества предоставляемых услуг, но и созданию привлекательных условий для международных инвесторов. 1. Снижение административных барьеров Цифровизация упрощает сложные бюрократические процессы и минимизирует участие человека в административных задачах: · Благодаря цифровому взаимодействию между органами МФЦА, такими как AFSA и AIX, участники получают доступ к услугам быстрее и без задержек. 2. Экономия времени и затрат Автоматизированные процессы уменьшают издержки компаний и сокращают сроки оказания услуг: · eJustice дает возможность подачи иска в Суд МФЦА или IAC онлайн, избегая затрат на логистику и длительные юридические процедуры. · Участие в судебных процессах через видеоконференции позволяет сократить расходы на поездки и аренду помещений. 3. Повышение прозрачности Цифровые платформы МФЦА обеспечивают полную прозрачность операций, что укрепляет доверие инвесторов: · На платформе AIX доступна информация о котировках, объемах торгов и эмитентах в реальном времени. · AFSA публикует все нормативные документы и требования на своих онлайн-ресурсах, предоставляя участникам доступ к актуальной информации. 4. Доступность услуг для международных участников Цифровизация делает МФЦА привлекательным для иностранных компаний и инвесторов, предоставляя удаленный доступ ко всем ключевым услугам: · Судебные процессы через eJustice и консультации AFSA доступны участникам из любой точки мира. · Платформа AIX интегрирована с глобальными системами расчетов Clearstream и Euroclear, что упрощает участие международных инвесторов в казахстанском рынке. Динамика развития FinTech Lab в МФЦА Чтобы узнать как эти преимущества сказвыаются на динамику развития МФЦА, нужно будет обратить внимание на развитие Fintech Lab-а, анализируя количество участников с момента его создания и делая сравнительный анализ собщим количеством участников МФЦА. Анализ, указанный ниже был произведен благодаря публичной базе данных, который был предоставлен на сайте AFSA и мы фокусировались именно на Fintech Lab-е, поскольку ее участники демонстрируют внедрение передовых цифровых решений, которые являются фундаментом для модернизации финансового сектора. На протяжении семи лет Fintech Lab демонстрировала стабильное развитие. Однако на фоне общего увеличения числа зарегистрированных компаний в МФЦА доля участников Fintech Lab проявляет менее устойчивый характер, что требует особого внимания. В 2018 году общее количество зарегистрированных компаний в МФЦА составило 94, из которых 7 представляли Финтех Лабораторию. На тот момент это составляло 7,4% от общего числа участников, что подчеркивало значимость Лаборатории в формирующейся экосистеме. Однако уже в 2019 году, несмотря на увеличение общего числа компаний до 264, доля финтех-компаний сократилась до 3,4%. Это свидетельствует о том, что другие сектора начали более активно интегрироваться в МФЦА. В последующие годы наблюдалось устойчивое увеличение общего числа компаний. В 2020 году их число достигло 294, а в 2021 году — уже 549. При этом количество финтех-компаний росло медленнее: в 2020 году их было 9, а в 2021 году увеличилось до 11. В процентном выражении это составило 3,1% и 2,0% соответственно, что отражает замедление темпов роста доли финтех-компаний на фоне общего подъема числа участников. 2022 и 2023 годы продемонстрировали схожие тенденции. Несмотря на стабильный рост общего числа зарегистрированных компаний — 570 и 681 соответственно, — доля участников Fintech Lab продолжила сокращаться, составив 1,6% и 1,3%. Этот тренд сохранился и в 2024 году, который стал рекордным по числу регистраций — 1044 компании. Однако количество финтех-участников увеличилось лишь незначительно, достигнув 10, что составило всего 0,96% от общего числа. Таблица 1. Анализ общего количества участников МФЦА по секторам и годам Таблица 2. Сравнительный анализ количества участников Fintech Lab с общим количеством участников МФЦА по годам
За этот период также сформировалось определённые сферы, в которых участники FinTech Lab больше склонны оперировать: · Торговля инвестициями в качестве агента (13 компаний), · Предоставление кастодиальных услуг (18 компаний), · Операционная биржа (6 компаний), · Управление инвестициями (5 компаний). Вышеуказанные аналитические данные показывают, что, несмотря на рост общего числа компаний в МФЦА, темпы увеличения участников Fintech Lab отстают от динамики других секторов. На старте своей деятельности Лаборатория занимала значительную долю, но по мере развития центра её влияние стало снижаться в относительных показателях. Вопросы касательно определяющих факторов такой тенденции остается открытой и факторы ниже могут быть одними из причин по нашим догадкам: · Финансирование: Доступ к инвестициям и грантам играет ключевую роль. Если финансирование сектора ограничено, это снижает привлекательность Лаборатории для новых участников. Наоборот, активное финансирование стимулирует приток инновационных компаний. · Пандемия COVID-19: Пандемия усилила спрос на цифровые услуги и ускорила переход на удалённые операции. Однако неопределённость и экономические ограничения могли сдерживать создание новых финтех-компаний. · Спрос на финтех-услуги: Рост или снижение интереса к технологиям в финансовом секторе напрямую влияет на количество участников. Если рынок насыщен, то темпы роста числа новых компаний могут замедлиться. · Смещение фокуса на другие направления: МФЦА активно развивает и другие секторы, такие как инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг и устойчивое финансирование. Эти направления могут конкурировать с финтехом за ресурсы и внимание со стороны инвесторов и новых участников. · Регуляторная поддержка и инициативы: Политика МФЦА, связанная с упрощением регулирования, программами акселерации и поддержкой стартапов, также влияет на привлекательность FinTech Lab. Недостаток таких инициатив может замедлить приток компаний. · Международная конкуренция: Финансовые центры, такие как Дубай или Сингапур, предлагают более развитую инфраструктуру и глобальные связи, что может отвлекать потенциальных участников от МФЦА. Тем не менее, вклад Финтех Лаборатории в развитие экосистемы МФЦА остаётся значимым. Она объединяет компании, специализирующиеся на ключевых направлениях, таких как управление активами, кастодиальные услуги, организация торговых платформ и инвестиционное консультирование. Эти направления соответствуют глобальным трендам и усиливают роль МФЦА как инновационного хаба.
Недостатки цифровизации в системе МФЦА Несмотря на все возможности цифровизации, существуют и несколько недостатков, с которыми приходится сталкиваться: · Киберриски: Увеличение числа операций через цифровые платформы сопровождается угрозами безопасности, такими как кибератаки или утечка данных. · Ограниченная осведомлённость о платформах: МФЦА продолжает работать над популяризацией своих цифровых решений среди международного сообщества, однако текущая узнаваемость Центра остается ниже уровня крупных конкурентов, таких как Дубай или Сингапур, что может быть заметно в индикаторах Fintech Rank and Rating в международном отчете Global Financial Centres Index 36 на 2024 год.
Рекомендации по улучшению · Увеличение инвестиций в кибербезопасность: Необходимо усилить защиту платформ, таких как eJustice и AIX, для предотвращения потенциальных угроз. · Продвижение среди локальных участников: Программы повышения цифровой грамотности и маркетинг цифровых решений могут повысить вовлеченность местных компаний. · Развитие передовых технологий: Внедрение искусственного интеллекта, блокчейна и других инноваций может усилить позиции МФЦА на международной арене.
Заключение МФЦА уже занял важное место в глобальной финансовой экосистеме, и дальнейшая цифровизация укрепит его позиции как ведущего финансового центра региона. Внедрение передовых технологий не только повысит качество предоставляемых услуг, но и обеспечит устойчивое развитие, соответствующее ожиданиям международного сообщества.
Исключение ответственности Информация в настоящей заметке не является юридическим или профессиональным советом. Ни на какую ее часть нельзя полагаться, и никакая часть настоящей заметки не может быть использована вместо получения юридического совета. Информация в настоящей заметке предназначена для общей информации. Также следует учесть, что право и практика его применения могло измениться с даты публикации настоящей заметки. В случае возникновения вопросов, пожалуйста, обращайтесь (WhatsApp: +7 (707) 384 83 52, электронная почта: info@lcg.kz).
Ресуры: Astana Financial Services Authority (AFSA). (n.d.). FinTech public register. Retrieved from https://publicreg.myafsa.com/fintech/?company=&license_number=&license_status=&activities=4&products= Astana Financial Services Authority (AFSA). (2024). RegLab: Supporting FinTech innovation. Retrieved from https://afsa.aifc.kz/ Astana International Exchange (AIX). (2024). Technological infrastructure and NASDAQ integration. Retrieved from https://aix.kz/ Wardle, M., & Mainelli, M. (2024). Global Financial Centres Index 36 (GFCI 36). Z/Yen Group Limited. Парламент Республики Казахстан. (2015). Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 апреля 2023 года).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |