|
|
|
Казахстан улучшает условия для предпринимательской деятельности
Рахим Шимаров, советник, Dentons Kazakhstan
Один из ключевых документов, который вывел на качественно новый уровень вопрос создания благоприятной правовой среды для развития бизнеса в Казахстане - Указ Президента «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в РК»[1].
В Указе, в частности, предусмотрена отмена плановых проверок субъектов предпринимательства с 1 января 2015 года, а также определены важнейшие задачи по разработке: · закона по вопросам регламентации исчерпывающего перечня разрешений и уведомлений, а также порядка их выдачи; · комплексных изменений и дополнений в законы, призванные кардинально улучшить условия для предпринимательской деятельности; · закона по вопросам деятельности саморегулируемых организаций.
Кроме того, правительству поручено консолидировать в проекте Предпринимательского кодекса РК нормы законодательных актов о госрегулировании предпринимательской деятельности.«Реализация указа обеспечит кардинальное улучшение условий для развития предпринимательской деятельности в республике, - отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев[2]. - Это реальная помощь каждому казахстанцу, который ведет бизнес. Забота о постоянном улучшении условий работы предпринимателей всегда будет в центре внимания государства».
Закон «О разрешениях и уведомлениях»
В том числе и для реализации вышеназванного указа 16 мая 2014 года был принят Закон «О разрешениях и уведомлениях». Он направлен на урегулирование целого ряда проблем разрешительной системы Казахстана: постоянное увеличение количества разрешений, необоснованность введения новых разрешений, неиспользование оценки рисков, неупорядоченность разрешений (нет единых подходов), а также отсутствие самого понятия разрешения. Документ предусматривает исчерпывающий перечень разрешений, анализ регуляторного воздействия при введении новых разрешений, категоризация разрешений по степени опасности, классификация разрешений с установлением типовых подходов и универсальное понятие разрешения, включая лицензии и иные разрешения. В частности, для внедрения систем управления рисками в разрешительную систему введена категоризация разрешений. Закон предусматривает инструментарий, позволяющий выбирать степень жесткости конкретного разрешения в зависимости от уровня опасности объекта регулирования. К первой категории относятся лицензии, ко второй - все иные разрешения, к третьей - уведомления. В зависимости от объектов регулирования разрешения разделены на шесть классов. Законом оговаривается регламент введения и отмены разрешительного или уведомительного порядков. Теперь новое разрешение для бизнеса вводится исключительно по результатам анализа регуляторного воздействия, проводимого госорганом, посредством включения его в перечень разрешений[3].
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности»[4]
Другим шагом по реализации указа президента стало принятие 29 декабря 2014 года закона об улучшении условий предпринимательства. Документом вносятся комплексные изменения и дополнения в 119 законов республики. Общие цели этих изменений - создание более благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, выстраивание партнерских взаимоотношений между государством и бизнесом, формирование благоприятного бизнес-климата с переходом от политики «выявления и наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства». Основные изменения в законах касаются нескольких ключевых моментов. Во-первых, в сфере государственного контроля и надзора осуществлен переход от плановых проверок к организации проверок на основе оценки рисков, а также введена возможность страхования ответственности субъектов предпринимательства в определенных случаях как альтернатива проверкам. С этой целью проверяемые субъекты (объекты) были распределены по четырем группам. 1. В отношении которых в качестве основного способа контроля и надзора применяется особый порядок проведения проверок ввиду высокой опасности объектов регулирования. Закон определил семь сфер, где сохраняются периодические проверки (например, проверки в области санитарно-эпидемиологического надзора при высокой степени риска не должны быть чаще, чем один раз в полгода). 2. В отношении которых в качестве основного способа контроля и надзора применяются выборочные проверки. Это относится к сферам, где имеется достаточная отраслевая статистика и отчетность для осуществления камерального контроля и отбора для проверки потенциальных нарушителей. 3. В отношении которых могут проводиться исключительно внеплановые проверки по конкретным фактам нарушений прав и законных интересов. 4. В отношении субъектов четвертой группы будут проводиться только иные формы контроля без проведения проверок. Во-вторых, закон содержит положения, направленные на максимальное упрощение процедур и процессов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе в рамках взаимоотношений с государством. В частности, для инвесторов вводится принцип «одного окна» для получения отраслевых экспертиз проектно-сметной документации строительства. Для упрощения процедур ликвидации субъектов предпринимательства введен упрощенный порядок добровольной ликвидации налогоплательщика на основании заключения аудиторской организации по налогам. Максимально упрощаются таможенные процедуры и регистрация юридических лиц, сокращаются сроки на получение лицензий и разрешений. Сокращаются виды деятельности, требующие получения разрешения, исключается необходимость предоставления нотариально засвидетельствованных документов. Отменяется фирменная печать для субъектов частного предпринимательства как обязательный атрибут. В-третьих, закон также пытается создать основу для препятствования в будущем усложнению регуляторной среды для предпринимательства. В этих целях усиливается роль Национальной палаты предпринимателей, в том числе путем внедрения института уполномоченного по защите прав бизнесменов. Нововведения в Закон «О частном предпринимательстве» предусматривают, что если регулирующие госорганы планируют ввести новый регуляторный инструмент или осуществить ужесточение регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства, то должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству. В-четвертых, в соответствии с изменениями в Законе «О частном предпринимательстве» меры господдержки, ранее доступные только субъектам малого предпринимательства, теперь распространены и на средний бизнес. В-пятых, закон также вносит ряд изменений в отраслевые законы, регулирующие различные аспекты тех или иных правоотношений. Например, по порядку принятия решений на общем собрании акционеров, в части раскрытия информации в акционерных обществах, в отношении правового режима залога движимого имущества, касательно порядка обеспечения безопасности и охраны труда у работодателей, процедур реабилитации и банкротства. Масштабность внесенных изменений и дополнений нам еще предстоит оценить, как, впрочем, и правоприменительную практику по ним, поскольку закон вступил в силу только 1 января 2015 года[5]. Однако уже сегодня можно говорить о повышении прозрачности процесса госрегулирования частного предпринимательства и качества нормотворчества. Наиболее значимые из них - внедрение механизмов анализа предполагаемых последствий, оценка целесообразности, а также возможные альтернативы вводимому или действующему регулированию.
Законопроект «О саморегулировании» и Предпринимательский кодекс
Еще одним шагом по реализации указа президента о кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности стало внесение в конце прошлого года на рассмотрение мажилиса проекта Закона «О саморегулировании». Вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев в рамках презентации законопроекта отметил, что «цель документа - повышение эффективности госрегулирования экономики путем поэтапного введения института саморегулирования в некоторых сферах деятельности». В соответствии с законопроектом, под саморегулированием понимается «комплекс мер, предусмотренных данным законом, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанных на добровольности или обязательности». Планируется, что в первую очередь будет внедряться саморегулирование, основанное на добровольном членстве (участии), действующее наряду с госрегулированием и устанавливающее более высокие требования к субъектам саморегулирования. Саморегулирование, основанное на обязательном членстве или участии в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, будет вводиться постепенно, на основании принятия соответствующих дополнительных законодательных актов РК, в сферах деятельности, сопряженных с реализацией государственных функций либо необходимостью делегирования определенных функций, выполняемых госорганами. Правительство также внесло на рассмотрение мажилиса проект Предпринимательского кодекса. Среди юридической общественности проходили бурные споры о его целесообразности. Тем не менее, возобладала позиция о необходимости принятия документа, который закрепляет базовые принципы деятельности казахстанских предпринимателей и их взаимодействия с государством. Учитывая важность кодекса и его комплексный характер, однозначно можно ожидать достаточно долгого его обсуждения и доработку в стенах мажилиса.
Заключение
Принятые законы по улучшению условий для предпринимательской деятельности, а также текущая законопроектная работа в этом направлении показывают стремление государства создать условия для развития предпринимательства, выстроить партнерские взаимоотношения с бизнесом, а также сформировать благоприятный бизнес-климат с переходом от политики «выявления и наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |