| ||||||||||||||||||||
|
|
|
29.09.2025 Перспективные направления деятельности Академии правосудия при Высшем Судебном Совете РК
Сембекова Бакиткул Рактаевна, к.ю.н, профессор, директор научно- образовательного центра уголовно-правовых дисциплин Академии правосудия при Высшем Судебном Совете РК
Академия правосудия при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан осуществляет научно-образовательную деятельность, направленную на подготовку высококвалифицированных судейских кадров. Научно-образовательная деятельность Академии правосудия обусловлена реализацией Концепции развития на 2025-2027гг., утвержденной Председателем Высшего Судебного Совета РК Д.М. Малаховым, где указаны целевые индикаторы, направленные на совершенствование процессов учебно-методического, учебно-образовательного, научно-образовательного и научно-исследовательского характера. В Концепции развития Академии правосудия в качестве приоритетного направления отражены ключевые аспекты, определяемые оптимизацией профильного уровня подготовки магистрантов и открытием научно-педагогического уровня, разработкой актуальных учебных дисциплин по вопросам отправления правосудия, усилением практика ориентированности с процессом дальнейшего привлечения к проведению занятий судей Верховного Суда РК, суда г. Астаны, районных судов. Реализация приоритетных направлений деятельности Академии правосудия обеспечивается усилением теоретической составляющей образовательной программы профильного направления «7М04202 - Суд и правосудие» с включением новых дисциплин, охватывающим изучение, исследование и присвоение профессиональных навыков, умений реализации, осуществления отправления правосудия по всем формам судопроизводства. То есть, разработанная образовательная программа профильного направления «7М04202 - Суд и правосудие» предусматривает сбалансированный системно-комплексный подход к освоению теоретической базы и к практическому применению полученных знаний, умений и навыков в течении годичного срока обучения. Экспериментально-исследовательская работа магистрантов годичного срока обучения профильной магистратуры также имеет системную основу, определяемой выбором темы исследования практической значимости на основе потребностей органов судебной системы путем анализа имеющихся проблем в данной сфере, что является эффективным средством повышения качества подготовки судейских кадров для осуществления правосудия. Формирование тематики магистерских проектов обусловлено потребностями практики осуществления правосудия Верховным Судом РК, судом г. Астаны, районными судами, которые рекомендуют направления изучения и исследования, кроме того принимаются рекомендации Высшего Судебного Совета РК, Конституционного Суда РК при определении тем магистерских проектов. Указанная практика определения тем магистерских проектов обеспечивает действенность механизмов обучения послевузовского образования, как по образовательной программе профильного направления 7М04202 - Суд и правосудие», так и по образовательной программе научно-педагогического направления «7М04201 - Суд и правосудие», которая реализуется с сентября 2025 года в Академии Правосудия при Высшем Судебном Совете РК. Отличительная особенность обучения в магистратуре научно-педагогического направления заключается в направленности проведения научно-исследовательской деятельности по проблемным аспектам прикладного характера, отражаемой в магистерских диссертациях, основанных на применении научно-обоснованных методов, способов теоретического обоснования полученных выводов, результатов, апробированных практикой применения. Таким образом, взаимообусловленность теории и практики в исследовательской направленности магистерских диссертаций обеспечивает качество обучения и подготовки судейских кадров для осуществления правосудия. Другая отличительная особенность подготовки судейских кадров в магистратуре научно-педагогического направления определяется направленностью на осуществление научно-педагогической деятельности, заключающейся в изучении методик преподавания, присвоения коммуникативных, управленских качеств на основе изучения психологии отношений, психологии управления. Уровень подготовки в магистратуре научно-педагогического направления качественно повышает степени подготовленности судейских кадров, применения норм законодательства в правоприменительной деятельности, присвоения профессиональных навыков, умений обучения судей для решения поисково-познавательных задач, которые способствуют реализации принципа «Судьи, учат судей», определяющего направленность научно-образовательной деятельности Академии правосудия при Высшем Судебном Совете РК. Реализации принципа «Судьи, учат судей» способствует и открытие докторантуры по образовательным программам профильного направления «8D04202 - Cуд и правосудие» и научно-педагогического направления «8D04201- Cуд и правосудие». Направленность подготовки судейских кадров на уровне докторантуры как профильного, так и научно-педагогического направления, обусловлена повышением качества научно-образовательной деятельности Академии правосудия при Высшем Судебном Совете РК, предусматривающей в течении трех лет акцентировать внимание на обучении и подготовке судейских кадров, направленных на углубленное познание теоретических исследований в области права, определяющих эффективность реализации законотворческой, правоприменительной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Целевая направленность докторантуры - обеспечение судебной системы высококвалифицированными кадрами, имеющими профессиональные навыки правоприменительной деятельности, обладающими теоретическими познаниями, направленными на проведение научно-исследовательской, научно-педагогической деятельности, на совершенствование законотворческих процессов по регулированию общественных отношений в сфере права, по осуществлению судебной защиты и охраны прав и свобод человека, гражданина и личности. Реализация образовательных программ послевузовского образования обеспечивается направленностью деятельности Академии правосудия к качественному повышению уровня подготовки судейских кадров, усилением научно-технической базы, определяющей эффективность научно-образовательного процесса. Эффективность научно-образовательного процесса Академии правосудия обеспечивается также применением инновационных технологий в учебном процессе, направленных на решение кейсовых задач, обусловленных ситуационным анализом реальных условий и конкретных обстоятельств события, определяющих правовые механизмы регулирования общественных отношений по всем сферам судопроизводства. В учебном процессе научно-образовательной деятельности Академии правосудия используются специально-оборудованные кабинеты, обеспечивающие проведение судебных процессов по уголовным, гражданским и административным делам с воссозданием обстановки судебного разбирательства на практике, что также усиливает качество обучения и подготовки судейских кадров. Для усиления повышения уровня подготовки судейских кадров в Академии правосудия создан криминалистический полигон, направленный на моделирование условий и обстоятельств собирания, исследования, закрепления и оценки доказательств при расследовании и разрешении уголовных дел с воссозданием обстановки преступной деятельности, в частности отражения механизма следообразования дорожно-транспортного происшествия. Отражение механизма следообразования дорожно-транспортного происшествия в обстановке реальными условиями и обстоятельствами воссоздания места происшествия, реконструированного в криминалистическом полигоне Академии правосудия, как платформа учебного процесса обеспечивает осуществление поисково-познавательной деятельности магистрантами и докторантами при оценке собранной, проверенной информации как в ходе досудебного процесса, так и в ходе судебного процесса. Криминалистический полигон, оборудованный научно-техническими средствами технико-криминалистического характера, обеспечивает магистрантам и докторантам своим непосредственным участием получать знания в области собирания, закрепления и предоставления доказательственной информации с определением критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности, что является необходимым условием для принятия решений при разрешении уголовного дела. Итак, все меры, направленные на совершенствование учебно-методического, учебно-образовательного, научно-исследовательского, научно- образовательного характера, положены в основу развития Академии правосудия при Высшем Судебном Совете РК. Научно-образовательная деятельность Академии правосудия направлена на подготовку профессиональных судейских кадров в соответствии с требованиями развития научно-технического прогресса, с применением инновационных технологий в учебном процессе, с формированием учебно-методического, научно-образовательного потенциала, с повышением качества научных исследований в области права для совершенствования судебной системы РК.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |