|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Глава 37. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 736. Законодательство, определяющее порядок производства по делам об административных правонарушениях 1. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется настоящим Кодексом. 2. Порядок наложения судом административных взысканий в процессе рассмотрения уголовного или гражданского дела определяется положениями настоящего Кодекса и соответственно УПК Республики Казахстан и Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ ________________________________________ Часть 1. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из нескольких последовательно расположенных во времени частей или стадий. Под стадией следует понимать такую часть производства, которая наряду с общими задачами всего производства имеет свойственные только ей задачи и особенности. На каждой стадии решаются специфические задачи, которые являются частными, производными по отношению к общей задаче производства. Решение задачи каждой стадии, как правило, оформляется специальным процессуальным документом, который подводит итог работы на данной стадии. После принятия документа начинается новая стадия производства. Стадии производства органически связаны между собой, последующие стадии, как правило, начинаются лишь после того, как закончено производство на предыдущих. В административно-правовой литературе многие авторы различают четыре стадии производства по делам об административных проступках: 1) возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола, проведение административного расследования, направление дела по подведомственности); 2) рассмотрение административного дела; 3) обжалование и пересмотр постановлений; 4) исполнение постановлений. Четыре названные стадии административного производства во времени располагаются одна после другой. Вначале выясняются обстоятельства правонарушения и составляется административный протокол (возбуждается административное дело), затем уполномоченный орган либо суд рассматривает дело и принимает постановление но нему. Постановление может быть обжаловано или опротестовано прокурором, либо пересмотрено по инициативе вышестоящего органа или суда. Эта третья стадия является факультативной, необязательной, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. Исполнение постановления начинается сразу же после его принятия, либо после рассмотрения жалобы. Нормативным правовым актом, определяющим порядок производства по делам об административных правонарушениях, является комментируемый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. КоАП был разработан в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Поручение Главы государства было сформулировано следующим образом: «подготовить и внести в Парламент проекты 4 новых кодексов: Уголовно-процессуального, Уголовного, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях. Принятие этих ключевых законодательных актов концептуально модернизирует систему уголовного судопроизводства и выведет наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы»[1762]. Также потребность в реформировании уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и административно-деликтного законодательства путем разработки и принятия новых редакций соответствующих кодексов была отражена в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года[1763]. Таким образом, подписание Главой государства 5 июля 2014 года Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях ознаменовало собой переход к новому этапу развития административно-деликтного законодательства суверенного Казахстана. Вместе с тем, один из разработчиков Кодекса справедливо отметил, что «в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях сохранены основные положения действующего Кодекса, проверенные временем. Что касается структуры, она также осталась неизменной с делением на Общую, Особенную и Процедурную части»[1764]. Кодекс основывается на Конституции Республики Казахстан, общепризнанных принципах и нормах международного права. Международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан являются, в соответствии с п.1 ст. 4 Конституции, составной частью ее действующего права. При рассмотрении дела суд не вправе применять нормы законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях, если иные правила установлены международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Республики Казахстан было принято посредством ратификации или присоединения. В этих случаях применяются правила международного договора[1765]. Не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения Конституции о суверенитете страны, недопустимости изменения установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики, а также ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина[1766]. Законодательство об административных правонарушениях, в лице Кодекса, имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, его здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения. Для осуществления этой задачи законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, определяет, какие деяния являются административными правонарушениями и виды взысканий, налагаемых за их совершение, а также какое административное взыскание, каким судом, государственным органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение. Именно в Процедурной части Кодекса, посвященной производству по делам об административных правонарушениях, свое процессуальное выражение находит реакция государства и общества на факт совершения административного правонарушения и приводятся основные и минимальные правила и стандарты с точки зрения защиты прав граждан, вовлеченных в орбиту административно-процессуальных правоотношений. В Процедурной части Кодекса регламентируются важнейшие процессуальные аспекты производства, такие как: права и обязанности участников производства; доказательства и доказывание; меры обеспечения производства; порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях и их разрешения в соответствии с задачами производства по делам об административных правонарушениях. Часть 2. Принцип законности, закрепленный в ст. 8 КоАП, устанавливает, что никто не может быть подвергнут административному взысканию, мерам административно-правового воздействия или мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных КоАП. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей (судом), органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. Наложению административного взыскания посвящена глава 7 Кодекса. В соответствии со ст. 55 КоАП, административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье Особенной части за данное правонарушение, в точном соответствии с положениями Кодекса. Вместе с тем, в процессе рассмотрения уголовного или гражданского дела порядок наложения судом административных взысканий определяется положениями настоящего Кодекса, и соответственно, УПК Республики Казахстан и Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Уголовно-процессуальный кодекс определяет порядок уголовного судопроизводства на территории Республики Казахстан. Гражданский процессуальный кодекс определяет порядок судопроизводства по гражданским делам на территории Республики Казахстан. Правовые отношения, регулируемые положениями Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, УПК и ГПК РК, несмотря на свою специфику, нередко имеют точки соприкосновения. Комментируемая норма призвана обеспечить защиту прав участников соответствующего судопроизводства, в интересах соблюдения принципа законности. К примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК, если в ходе производства по уголовному делу возникает необходимость рассмотрения вопроса, который должен быть решен в соответствии с гражданским или административным правом, он решается в порядке гражданского или административного производства. Согласно ст. 53 УПК, в случаях и порядке, предусмотренных данным Кодексом, суд накладывает административные взыскания. В соответствии со ст. 119 ГПК РК, за проявление неуважения к суду виновные в этом лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, с особенностями, установленными главой 9 ГПК РК.
Статья 737. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: 1) своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с настоящим Кодексом; 2) обеспечение реализации прав и обязанностей участников производства; 3) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений; 4) обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Перечисленные в комментируемой статье задачи производства по делам об административных правонарушениях вытекают непосредственно из общих задач законодательства об административных правонарушениях и конкретизируют их применительно к производству по делам об административных правонарушениях. Они определяют значение и содержание самого производства. Каждая из задач требует отдельной характеристики. 1) Своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с Кодексом. Своевременность предполагает обязанность уполномоченных органов выполнять необходимые действия в надлежащие, установленные законодательством процессуальные сроки, не допуская их нарушения и волокиты по делу. В целом, сроки — важная составляющая административного законодательства. Это связано с устоявшимся в судебной практике мнением, что оперативность процесса возможна лишь при строгом лимитировании времени и контроле за ним. Этому подходу противопоставляется институт разумных сроков. Его первая и не вполне удачная попытка интеграции в национальное законодательство была предпринята в 2015 году в УПК в статье 192. Однако признать удачной эту попытку затруднительно, так как сразу после указания на разумность срока в 1 части указанной статьи, уже во второй части и далее по тексту приводятся конкретные сроки досудебного расследования, которые, по сути, умаляют указания на их разумность. Вторая и удачная попытка предпринята в проекте нового Административного процедурно-процессуального кодекса, в котором определена разумность срока судебного разбирательства по публично-правовым спорам без конкретизации, подобно УПК. Всесторонность и полнота заключается в подробном и исчерпывающем установлении и процессуальном закреплении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. К таковым относятся сведения относительно того, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, а также обстоятельства, позволяющие не привлекать лицо к административной ответственности. О содержании указанных дефиниций подробно изложено в комментарии к статьям Общей части КоАП. Объективность состоит в непредвзятом, беспристрастном осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. Органы, уполномоченные рассматривать дело, обязаны не допускать тенденциозности, а также одностороннего уклона при производстве по делу. К сожалению, в КоАП отсутствует специальный отраслевой принцип, присутствующий в УПК - всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела (ст. 24 УПК). Однако это не означает его игнорирование в административном производстве. Включение в число задач требования объективности тому подтверждение. Кроме того, требование объективности, равно как и всесторонности и полноты, включены законодателем в нормы Раздела 4 КоАП, регламентирующего особенности оборота фактических данных, могущих быть доказательствами по делу. К примеру, ст. 783 КоАП о том, что «все собранные по делу об административном правонарушении доказательства подлежат тщательной, всесторонней и объективной проверке» или ч. 2 ст. 784 КоАП «судья, орган (должностное лицо), осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении доказательств в их совокупности, руководствуясь законом и совестью». Разрешение дела в соответствии с Кодексом рассматривается как требование строгого следования процессуальным нормам законодательства об административных правонарушениях. Согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса, нарушение закона судом, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену. 2) Обеспечение реализации прав и обязанностей участников производства. Участники производства по делу об административном правонарушении, их права и обязанности определены в главе 38 КоАП. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обязаны охранять права и свободы граждан, участвующих в производстве, создавать условия для осуществления их обязанностей, принимать своевременные меры к удовлетворению законных требований участников производства. Особое внимание в Кодексе уделено именно правам и свободам граждан, как в части установления ответственности за посягательства на них со стороны иных лиц или государственных органов, так и в плане закрепления юридических механизмов защиты прав граждан в административном производстве, в том числе на стадии пересмотра вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях. Важное место здесь занимают установленные Кодексом средства защиты их прав, а именно обжалование действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а также вынесенного постановления по делу о таком правонарушении. В частности, в самостоятельную главу Кодекса выделено обжалование действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении[1767]. 3) Выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При осуществлении производства по делам об административных правонарушениях уполномоченные органы не могут ограничиваться лишь реагированием на уже совершенные правонарушения. Одной из общих задач законодательства об административных правонарушениях является предупреждение правонарушений. В связи с чем, при рассмотрении дел органы (должностные лица) обязаны принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений и в соответствии с их полномочиями добиваться устранения этих причин и условий. Согласно ст. 826 КоАП, при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, орган (должностное лицо) вносит в соответствующую организацию и должностным лицам представление о принятии мер по их устранению. Согласно ст. 829-19 Кодекса, при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, суд выносит частное постановление и вносит в соответствующую организацию и должностным лицам представление о принятии мер по их устранению. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, в соответствии со ст. 23 Закона РК от 29 апреля 2010 года «О профилактике правонарушений», относится к мерам индивидуальной профилактики правонарушений. Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица либо ограниченного круга лиц в целях предупреждения совершения правонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению. В месячный срок со дня получения представления руководитель или должностное лицо соответствующей организации обязаны предоставить в письменном виде информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в государственный орган. Несообщение руководителем организации и другими лицами о принятых мерах, а равно непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, по представлениям органов (должностных лиц), рассматривавших дело, влечет наступление административной ответственности по ст. 479 КоАП. 4) Обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа. Исходя из норм нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 20 апреля 2010 года № 5 «О постановлении по делу об административном правонарушении», можно заключить, что постановление по делу об административном правонарушении - это процессуальный документ, в котором по результатам рассмотрения дела отражается итог производства по делу об административном правонарушении. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений о: 1) наложении административного взыскания; 2) прекращении производства по делу. Рассмотрев дело об административном правонарушении, жалобу, протест, суд выносит одно из следующих постановлений о (об): 1) наложении административного взыскания; 2) прекращении производства по делу; 3) оставлении постановления, предписания без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения; 4) изменении постановления; 5) отмене постановления, предписания и прекращении дела; 6) отмене постановления, предписания и вынесении нового постановления по делу. Предписание - документ упрощенной окончательной формы административного производства, который подразумевает фиксацию момента совершения нарушения ПДД, за которые предусмотрена административная ответственность. Предписание не выносится исполнителем, оно оформляется в автоматическом режиме, после чего ответственное лицо производит его распечатку и направляет по почте. Тем самым, вынесение предписания о необходимости уплаты штрафа, оформляемого в автоматическом режиме, как и показания сертифицированного прибора, не может быть отнесено к действиям (бездействиям) должностного лица, поскольку предписание о необходимости уплаты штрафа выносится автоматически техническим средством. По этим же причинам предписание не может являться постановлением о наложении административного взыскания, выносимым уполномоченным должностным лицом в порядке ст. 822 КоАП [1768]. Как любой правоприменительный процесс, производство по делам об административных правонарушениях не ограничивается только принятием решения по делу. Недостаточно лишь вынести постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, необходимо их реальное исполнение. Неисполнение или ненадлежащее исполнение постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа обесценивает всю работу, осуществленную уполномоченными органами в рамках производства по делу, свидетельствует об отсутствии правовой защищенности участников производства и охраняемых законодательством об административных правонарушениях общественных отношений. Эффективность такого законодательства и основанной на его нормах деятельности уполномоченных органов подвергается обоснованной общественной критике. В целях исполнения принятого по делу постановления уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в отношении физического лица следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление к месту составления протокола об административном правонарушении; 2) административное задержание физического лица; 3) привод; 4) личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице; 5) досмотр транспортных средств, маломерных судов; 6) изъятие документов и вещей; 7) отстранение от управления транспортным средством или маломерным судном и освидетельствование его на состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения; 8) задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства или маломерного судна; 9) осмотр; 10) медицинское освидетельствование физического лица на состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения; 11) приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов. В отношении юридического лица могут быть применены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов; 2) изъятие документов, принадлежащих юридическому лицу; 3) наложение ареста или изъятие товаров, транспортных средств и иного имущества, принадлежащих юридическому лицу; 4) приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут применяться на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении, до возбуждения дела об административном правонарушении, в период производства по делу.
1. Производство по делам об административных правонарушениях в Республике Казахстан ведется на государственном языке, а при необходимости в производстве наравне с государственным употребляются русский язык или другие языки. 2. Судья, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при необходимости изменения языка судопроизводства выносят мотивированное постановление об изменении языка производства по делу об административном правонарушении. 3. Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, разъясняется и обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать при его рассмотрении на родном языке или другом языке, которым они владеют, бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом. 4. Участвующим в производстве по делам об административных правонарушениях лицам бесплатно обеспечивается перевод на язык производства необходимых им в силу закона материалов дела, изложенных на другом языке. 5. Процессуальные документы, подлежащие вручению правонарушителю и потерпевшему, должны быть переведены на их родной язык или на язык, которым они владеют. 6. Расходы по переводу и услуги переводчика оплачиваются за счет государственного бюджета.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1. Нормы комментируемой статьи отвечают требованиям положений Основного Закона РК - Конституции. Так, согласно ст. 7 Конституции, «в Республике Казахстан государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется и русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана». Также Конституция закрепляет право каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (п. 2 ст. 19). Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам языка (п. 2 ст. 14). Государственный язык - язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства (ст. 4 Закона «О языках в Республике Казахстан»). Закон РК от 11 июля 1997 «О языках в Республике Казахстан» устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам. В ст. 7 отмеченного Закона указано, что ущемление прав граждан по языковому признаку в Республике Казахстан не допускается. Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Применение принципа языка судопроизводства является правовой гарантией обеспечения защиты прав и свобод лиц, участвующих в судебном процессе. Несоблюдение требований законодательства о языке судопроизводства является существенным нарушением процессуальных норм КоАП и в соответствии со ст. 843 КоАП влечет отмену вынесенных решений. Часть 2. Согласно нормативному постановлению Верховного Суда Республики Казахстан № 13 от 22 декабря 2016 года «О некоторых вопросах применения принципа языка судопроизводства», к необходимым случаям применения других языков относятся обстоятельства, в силу которых совершение процессуальных действий и принятие решений на том или ином языке обеспечат соблюдение прав и законных интересов участников судопроизводства. При установлении данных обстоятельств судья, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят мотивированное постановление об изменении языка производства по делу об административном правонарушении. Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Анарбекова К.Р. судом №2 Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области был изменен язык производства. Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении правонарушителя был составлен на русском языке. Однако при подготовке к рассмотрению дела судья выяснил, что Анарбеков К.Р. недостаточно свободно владеет русским языком и желает изменить язык судопроизводства. Судья, применив требования ч. 2 ст. 738 КоАП, вынес постановление об изменении языка производства с русского на государственный[1769]. Часть 3. Судья, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, должны разъяснять участвующим в деле лицам их права и обязанности относительно языка судопроизводства. Лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать при его рассмотрении на родном языке или другом языке, которым они владеют, бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном КоАП. К лицам, не владеющим или в недостаточной степени владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, относятся лица, которые не понимают либо в недостаточной степени понимают речь на языке судопроизводства, не могут свободно выразить на этом языке свои мысли и мнения, а также испытывают другие затруднения при беседе, чтении текстов, даче ответов на вопросы, в устной и (или) письменной речи. Стоит отметить, что круг лиц, которые имеют право на бесплатное пользование услугами переводчика, законодателем не ограничен. Им может воспользоваться любой из участников производства по делу об административном правонарушении. Часть 4. Судья, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, должны обеспечить лицам, участвующим в производстве, их право на бесплатный перевод необходимых им в силу закона материалов дела, изложенных на другом языке, на язык судопроизводства. Перевод должен быть верным и точным. Верность перевода удостоверяется переводчиком своей подписью в соответствующем документе. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо ложного перевода при рассмотрении дела об административном правонарушении органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, и об уголовной ответственности за совершение этого деяния в суде. Часть 5. Решения уполномоченных органов и судов, а также иные документы, подлежащие обязательному вручению правонарушителю и потерпевшему, должны изготавливаться не только на языке производства по делу, но и на том языке, которым владеет соответствующий участник производства. Перевод документа должен быть изготовлен, оформлен и вручен заинтересованному лицу в установленные КоАП сроки, с тем, чтобы у него была реальная возможность защитить свои права. Часть 6. Затраты, связанные с переводом и участием переводчика, не могут быть препятствием для реализации лицами, участвующими в деле, права на пользование тем или другим языком, которым они владеют. Расходы по переводу и услуги переводчика оплачиваются за счет государственного бюджета в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 25 февраля 1992 года № 152 «Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или в суд». 1. Сроки, используемые при производстве по делам об административных правонарушениях, исчисляются часами, сутками, месяцами и годами. 2. При исчислении сроков не принимается в расчет тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. Это правило не относится к исчислению сроков при задержании. 3. При исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками. 4. При исчислении срока сутками срок исчисляется после ноля часов первых суток и истекает в двадцать четыре часа последних суток срока. 5. При исчислении срока месяцами или годами срок истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок оканчивается в последний день этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий (выходной, праздничный) день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, кроме случаев исчисления срока при административном задержании.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1. Законодательство, определяющее порядок производства по делам об административных правонарушениях, устанавливает сроки, в течение которых должны быть осуществлены те или иные процессуальные действия по делу об административном правонарушении. Все движения по делу ограничены определенными промежутками времени, которые необходимо соблюдать. Соблюдение сроков позволяет избежать проволочек, необоснованных задержек, волокиты и, соответственно, связанного с ними недовольства участников производства по делу. Нарушение сроков недопустимо и может повлечь за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену. Исходя из принципа высшей юридической силы и прямого действия Конституции Республики Казахстан на всей территории государства, стоит принять во внимание положения нормативного постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 13 апреля 2012 года № 2 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков» о значении сроков. Согласно данному постановлению, значимость сроков заключается в упорядочении общественных отношений и создании механизма реализации положений и норм Конституции. Конкретными сроками, закрепленными в Основном законе, лимитируется возможность ограничения уполномоченными органами и должностными лицами прав человека и гражданина, создаются предпосылки для гарантирования свободы личности. Ими также определяются периоды деятельности отдельных государственных органов и должностных лиц, начало и окончание осуществления ими своих полномочий, а также взаимодействие ветвей государственной власти в условиях действия системы сдержек и противовесов. Соблюдение этих сроков является одним из условий обеспечения режима конституционной законности. При производстве по делам об административных правонарушениях используются сроки, которые исчисляются часами, сутками, месяцами и годами. Надо отметить, что данная норма включена в раздел 4 КоАП и распространяется на порядок административного производства. Для административно-деликтных правоотношений законодатель указанной номы в Кодекс не вводил. Связано это с тем, что объективная сторона диспозиций большинства статей Особенной части проистекают из своих материальных норм, заключенных в отраслевом законодательстве. А оно в свою очередь, преимущественно использует другие временные категории, к примеру рабочие дни, календарные дни, выходные дни и т.д. В этой части реализуется положения Закона РК 13 декабря 2001 года № 267 «О праздниках в Республике Казахстан». Введение в 2014 году в КоАП ст. 739 предположительно продиктовано желанием законодателя гармонизировать подход по исчислению сроков в процессуальном законодательстве (с уголовным процессуальным) для целей соблюдения конституционных прав граждан, к примеру, на ограничения сроков лишения его свободы в связи с его доставлением, задержанием и применениям ареста. Сроки, исчисляемые часами, применяются в целях обеспечения выполнения в максимально короткие промежутки времени процессуальных действий или принятия процессуальных решений, которыми ограничиваются права и свободы участников производства. Образцовым примером в этом аспекте может служить порядок административного задержания. Административное задержание - кратковременное ограничение личной свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства. Право на личную свободу является одним из основных прав человека (п.1 ст.16 Конституции). Оно принадлежит каждому от рождения, признается абсолютным и неотчуждаемым и в соответствии с п. 3 ст. 39 Основного закона относится к числу прав и свобод, не подлежащих ограничению ни в каких случаях, за исключением установленных нормами самой Конституции. Под «задержанием» в конституционно-правовом значении следует понимать меру принуждения, выражающуюся в кратковременном, не более семидесяти двух часов, ограничении личной свободы человека в целях пресечения правонарушения или обеспечения производства по уголовным, гражданским и административным делам, а также применения иных мер принудительного характера, и осуществляемую уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами на основании и в порядке, предусмотренных законом[1770].
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |