|
|
|
Источник: ИС «Параграф»
22.12.2021 Внедрение механизма прослеживаемости оборота товаров, ввезенных в ЕАЭС
В соответствии с Законом РК от 20 декабря 2021 года № 85-VII с 1 января 2022 года Налоговый кодекс дополняется статьей 176-1, в которой определены положения о прослеживаемости оборота товаров, ввезенных на территорию ЕАЭС. Прослеживаемость будет осуществляться по импортным товарам. Срок прослеживаемости составляет пять лет. Национальной системой прослеживаемости в Республике Казахстан будет являться ИС ЭСФ. Целью внедрения указанного механизма прослеживаемости является создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, а также подтверждения законности оборота товаров при их перемещении в трансграничной торговле. Администрирование будет осуществляться через контроль за операциями, связанными с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости. Данный контроль будет производиться путем обмена сведениями из национальных систем прослеживаемости государств-членов ЕАЭС.
В частности, статьей 176-1 Налогового кодекса установлен следующий порядок прослеживаемости оборота товаров: «Статья 176-1. Прослеживаемость оборота товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза 1. Прослеживаемость оборота товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, осуществляется путем организации системы учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан. 2. Национальной системой прослеживаемости является информационная система электронных счетов-фактур, которая обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров, в порядке и сроки, которые определены международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан. 3. Налогоплательщики, осуществляющие оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны: оформлять сопроводительные документы в виде электронных документов, за исключением случая, когда оформление в виде электронных документов невозможно в связи с неисправностью информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и информационно-телекоммуникационной сети Интернет), отключением электроэнергии, а также в иных случаях, определенных в порядке, который установлен международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан; представлять полные и достоверные сведения, подлежащие включению в национальную систему прослеживаемости. Сопроводительным документом национальной системы прослеживаемости является электронный счет-фактура. 4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по прослеживаемости оборота товаров, вытекающих из международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, налогоплательщики несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан. 5. Уполномоченный орган обеспечивает: 1) функционирование механизма прослеживаемости оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан; 2) направление содержащихся в национальной системе прослеживаемости сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с оборотом таких товаров операциях в соответствующее государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан. 6. Правила функционирования механизма прослеживаемости товаров утверждаются уполномоченным органом.».
Следует отметить, что в начале декабря 2021 года на портале egov.kz «Открытые НПА» для публичного обсуждения был размещен проект приказа Министерства финансов РК «Об утверждении Правил функционирования механизма прослеживаемости товаров». На текущий период сроки публичного обсуждения завершены, и документ проходит дальнейшую процедуру утверждения и регистрации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |