Приказ и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 6 августа 2010 года № 136 «Об утверждении Требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.05.2019 г.)
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Приказ и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 6 августа 2010 года № 136
Об утверждении Требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий

изменениями и дополнениями по состоянию на 27.05.2019 г.)

 

Заголовок приказа изложен в редакции приказа Министра экономического развития и торговли РК от 01.02.12 г. № 36 (см. стар. ред.)

 

Преамбула изложена в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.15 г. № 775 (см. стар. ред.)

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий.

2. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 2 марта 2009 года № 30 «Об утверждении требований к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта и концессионного проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджетов и признании утратившими силу некоторых решений Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5593).

3. Департаменту инвестиционной политики (Тортаеву Б.К.) и Юридическому департаменту (Ешимовой Д.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

 

 

И.о. Министра

Т. Сулейменов

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Требования изложены в редакции приказа Министра экономического развития и торговли РК от 01.02.12 г. № 36 (см. стар. ред.)

Утверждены

приказом и.о. Министра

экономического развития и торговли

Республики Казахстан

от 6 августа 2010 года № 136

 

 

Требования к разработке или корректировке,

а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического

обоснования инвестиционного проекта для предоставления

государственных гарантий

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1. Общие положения

 

1. Настоящие Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Настоящие Требования являются обязательными к соблюдению при разработке или корректировке, а также проведении необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее - ТЭО инвестиционного проекта).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. В Требованиях используются следующие основные понятия:

1) ТЭО инвестиционного проекта - предпроектная документация, содержащая результаты маркетинговых, технико-технологических, социально-экономических и экологических исследований, а также финансовые решения, обосновывающие эффективность реализации инвестиционного проекта, решения по оценке рисков инвестиционного проекта и мерам по их снижению, а также по влиянию проекта на социально-экономическое развитие экономики в целом и отрасли при его реализации;

2) экономическая экспертиза ТЭО инвестиционного проекта - оценка экономического и финансового анализа, приведенного в ТЭО инвестиционного проекта, позволяющего определить эффективность реализации проекта.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 4 изложен в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.15 г. № 775 (см. стар. ред.)

4. ТЭО инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан, представляются в уполномоченный орган по государственному планированию Республики Казахстан на бумажном и электронном носителе с приложением:

1) положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы, осуществляемой юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 39-1) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», (далее - Юридическое лицо), в случае если по проекту предполагается проведение строительных (строительно-монтажных) работ;

2) заключения экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;

3) финансовой отчетности заемщика (отдельная и консолидированная) с печатью и за подписью первого руководителя и главного бухгалтера за последние три года, предшествующие внесению ТЭО инвестиционного проекта в центральный уполномоченный орган по государственному планированию, а также пояснительные записки к финансовой отчетности. Для заемщиков, аудит финансовой отчетности которых в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности является обязательным, представляются аудированная финансовая отчетность и аудиторские отчеты, составленные за последние три года.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Требования дополнены пунктом 4-1 в соответствии с приказом Министра экономического развития и торговли РК от 24.09.13 г. № 293

4-1. Положения настоящих Требований не распространяются на ТЭО концессионных проектов, по которым предполагается предоставление государственной гарантии Республики Казахстан по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в качестве меры государственной поддержки деятельности концессионеров.

Разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО концессионных проектов, по которым предполагается предоставление государственной гарантии Республики Казахстан по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в качестве меры государственной поддержки деятельности концессионеров, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан о концессиях.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Требования дополнены пунктом 4-2 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 27.05.19 г. № 43

4-2. Привлечение нового негосударственного займа под государственную гарантию для реализации проекта, в том числе для погашения ранее привлечённого негосударственного займа, по которому предоставлялась государственная гарантия, не является основанием для корректировки ТЭО и разработки нового ТЭО инвестиционного проекта.

По инвестиционным проектам, по которым ранее предоставлялась государственная гарантия, выдается заключение центрального уполномоченного органа по государственному планированию на основании ТЭО инвестиционного проекта, в соответствии с которым привлекался негосударственный займ под государственную гарантию, а также выдавались соответствующие заключения.

При этом, заемщик в течение одного месяца после привлечения негосударственного займа под государственную гарантию осуществляет погашение ранее привлеченного займа под государственную гарантию в полном объеме.

Основанием для включения в перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственные гарантии соответствующего года, утверждаемых согласно статье 216 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, является заключение центрального уполномоченного органа по государственному планированию.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Требования к разработке или корректировке ТЭО

инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию

за счет средств негосударственных займов под государственную

гарантию Республики Казахстан

 

5. Исключен в соответствии с приказом Министра экономического развития и торговли РК от 24.09.13 г. № 293 (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

6. Целью разработки ТЭО инвестиционного проекта является выработка оптимальных проектных решений, в том числе наиболее оптимальной структуры и масштаба проекта, предложений по наиболее целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, экономическим и другим решениям, предполагаемых в рамках реализации проекта.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

7. ТЭО инвестиционного проекта направляется на доработку в случае его несоответствия настоящим Требованиям.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

8. ТЭО инвестиционного проекта должно соответствовать следующей структуре:

паспорт проекта;

введение;

институциональный раздел;

маркетинговый раздел;

технико-технологический раздел;

экологический раздел;

финансовый раздел;

социально-экономический раздел;

оценка и распределение рисков;

выводы по проекту;

приложения (в случае необходимости).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

9. В зависимости от специфики проекта включаются дополнительные разделы, позволяющие детально раскрыть и обосновать принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта решения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 10 изложен в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.15 г. № 775 (см. стар. ред.)

10. В паспорте проекта раскрывается краткая информация о проекте.

Паспорт проекта содержит следующую информацию:

наименование заемщика (заявителя инвестиционного проекта) - заказчика ТЭО инвестиционного проекта;

наименование разработчика ТЭО инвестиционного проекта;

наименование проекта;

место реализации проекта;

цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;

масштаб проекта;

мощность проекта;

период реализации проекта;

период строительства объекта;

период эксплуатации объекта;

планируемая общая стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках ТЭО инвестиционного проекта, в том числе:

инвестиционные издержки;

эксплуатационные издержки;

прочие издержки;

предполагаемые источники финансирования проекта;

основные выгодополучатели от реализации проекта.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

11. В разделе «Введение» описывается проблема в отрасли (регионе), которую планируется решить посредством реализации проекта, а также указываются альтернативные варианты решения данной проблемы, в том числе по технологическим, институциональным, финансовым решениям.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

12. В институциональном разделе описывается предлагаемая оптимальная схема управления проектом на протяжении его жизненного цикла, участники проекта и их функции, порядок их взаимодействия.

Также в данном разделе проводится сравнительный анализ альтернативных вариантов реализации проекта по институциональным решениям.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

13. Маркетинговый раздел содержит анализ существующей и прогнозируемой (на период реализации проекта) конъюнктуры спроса на образующуюся в результате реализации проекта продукцию (товары/услуги) и предложения потребляемых факторов производства.

Раздел включает:

анализ и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций или оценку необходимости в продукции (товаров/услуг), планируемой к производству в рамках проекта;

анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая производится с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе) по категориям потребителей;

анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая будет производиться в результате реализации проекта по категориям потребителей;

анализ рынков сырья, материалов, оборудования, необходимых для реализации проекта, в том числе сравнительный анализ по производителям и поставщикам, ценам, качеству и условиям поставки продукции;

анализ обеспеченности проекта специалистами соответствующей квалификации как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также, в случае необходимости, обоснование привлечения иностранных специалистов.

В каждом из подразделов указываются используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований с приложением отчета по проведенному маркетинговому исследованию.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

14. Технико-технологический раздел содержит принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта технико-технологические решения реализации проекта, определяющих параметры и компоненты проекта.

Раздел включает:

описание и сравнительный анализ технико-технологических решений с обоснованием выбранного оптимального варианта реализации проекта;

обоснование месторасположения реализации проекта относительно источников и месторасположения потенциальных поставщиков сырья, материалов, оборудования потребителей продукции (товара/услуги) и близости к транспортным магистралям с учетом географических особенностей региона;

расчетное обоснование мощности проекта с учетом принятых технико-технологических решений;

оценку влияния проекта на инфраструктуру региона, где предполагается реализация проекта;

обоснование выбранного проектного оборудования, в том числе технологическая совместимость с уже используемым оборудованием (если такое предполагается в рамках реализации проекта), оптимальное соотношение «цена-качество», альтернативные варианты по выбору оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;

нормы охраны труда и техники безопасности;

обеспеченность реализации проекта инженерными сооружениями, с учетом имеющихся в наличии транспортных подъездов и средств, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также обеспеченность складскими помещениями;

график реализации проекта, который отражает период создания/реконструкции объекта, и его эксплуатации по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график).

При выборе технико-технологических решений по проекту, в первую очередь, выбираются те решения, которые имеют наименьшее экологическое негативное воздействие или не имеют негативного экологического воздействия, а также оказывают больший социально-экономический эффект от реализации проекта.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

15. Экологический раздел включает:

оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;

мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и Республики Казахстан в целом, и их результат в количественном выражении.

Оценка воздействия на окружающую среду в ТЭО проекта выполняется в соответствии с инструктивно-методическими документами по проведению оценки воздействия на окружающую среду, утверждаемыми уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 16 изложен в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.15 г. № 775 (см. стар. ред.)

16. В финансовом разделе в соответствии с Перечнем коэффициентов, представляемых в расчетах к обоснованию предоставления государственной гарантии согласно Приложению к данному приказу, приводится анализ финансовых выгод и затрат, с учетом альтернативных схем и источников финансирования проекта, влияния инфляции на реализуемость проекта, оценка финансовой эффективности проекта, раскрываются принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта финансовые решения.

Данный раздел включает:

расчет общих инвестиционных издержек;

расчет эксплуатационных издержек (производственных издержек, текущих расходов на содержание);

расчет себестоимости продукции (товаров/услуг), отпускных цен на товары (тарифы на услуги);

расчет доходов от продаж;

расчет потока денежных средств;

расчет нераспределенной и чистой прибыли;

учет инфляции, курса валют, определение нормы дисконта и поправок на риск;

анализ наименьших затрат;

анализ наибольшей прибыли;

анализ проекта с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистой приведенной стоимости (Net Present Value - NPV), внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат, дисконтированного срока окупаемости;

определение приемлемых параметров привлечения заемных средств для финансирования проекта;

источники финансирования эксплуатационных расходов, с определением, кем и когда такие расходы будут финансироваться;

анализ финансового состояния заемщика, в том числе горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности заемщика, а также коэффициентный анализ заемщика согласно приложению к настоящим Требованиям;

анализ чувствительности проекта и расчет границ безубыточности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

17. Социально-экономический раздел отражает социально-экономические аспекты проекта и выгоды от реализации проекта.

Данный раздел включает:

1) анализ существующей социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и Республике Казахстан и перспективы ее развития без учета проекта, в том числе:

основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);

основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);

2) анализ перспектив развития социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и в Республике Казахстан в случае реализации проекта, в том числе:

основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);

основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);

анализ выгод и затрат по проекту, который включает в себя анализ результатов, следствий и влияния, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды от реализации проекта;

расчет прямого, косвенного и совокупного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;

планируемые налоговые поступления в государственный бюджет при эксплуатации объекта;

расчет показателей чистых общественных выгод, экономического чистого приведенного дохода (Economic net present value - ENPV), экономической внутренней нормы доходности (Economic Internal Rate of Return - EIRR);

анализ влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей (соседних регионов);

анализ влияния проекта на рост экспортного потенциала Республики Казахстан и импортозамещения, развитие инноваций.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

18. В разделе «Оценка и распределение рисков» описываются риски, возможные к наступлению при реализации проекта, в том числе на подготовительном этапе, этапе строительства/реконструкции объекта и его эксплуатации.

Данный раздел включает:

оценку коммерческих рисков;

оценку социальных рисков;

оценку экономических рисков;

оценку технических рисков;

оценку финансовых рисков;

оценку специфических рисков для участников проекта, определяющие основные факторы рисков, предположительный характер и диапазон их изменений, предполагаемые мероприятия по их снижению;

анализ распределения рисков между участниками проекта;

анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), в том числе определение предельно допустимых значений изменения параметра.

Оценка рисков проводится методом количественного и качественного анализа.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

19. В разделе «Выводы по проекту» описываются:

основные достоинства и недостатки по проекту;

оптимальный вариант реализации проекта;

критические риски по проекту и меры по их снижению.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

20. ТЭО инвестиционного проекта содержит приложения, которые включают финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (по источникам финансирования проекта), графики, диаграммы, рисунки, карты местности, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО инвестиционного проекта.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Требования к экспертизе ТЭО инвестиционного проекта

 

21. При проведении экономической экспертизы ТЭО инвестиционного проекта (далее - экспертиза инвестиционного проекта) специализированная организация по вопросам концессии руководствуется принципами:

результативности проекта - положительность эффекта его осуществления, то есть превышение оценки слагаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации проекта;

адекватности и объективности - правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому рассматривается проект с учетом степени недостоверности и неопределенности;

комплексности - учет разносторонних последствий реализации проекта, как в экономической, так и в социальной, экологической и в других внеэкономических сферах и определение соответствующих видов и величин результатов и затрат;

индивидуальности - оценка эффективности проекта с позиций каждого участника;

согласованности - данные и информация, отраженные в различных разделах ТЭО инвестиционного проекта и представленные в документах согласуются между собой;

достоверности - информация и данные, представленные в разделах ТЭО инвестиционного проекта подтверждены в заключениях других экспертиз ТЭО инвестиционного проекта, а также представленные в документах и в расчетах;

обоснованности - решения, принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта, являются обоснованными;

правильности расчета - порядок расчета и полученные показатели являются верными.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 22 изложен в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.15 г. № 775 (см. стар. ред.)

22. Экспертиза инвестиционного проекта проводится на основании представленного ТЭО инвестиционного проекта, финансовой отчетности заемщика за последние три года, предшествующие внесению ТЭО инвестиционного проекта, и соответствующих положительных экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО инвестиционного проекта в зависимости от специфики проекта, а именно:

1) комплексной вневедомственной экспертизы, осуществляемой Юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, в случае если по проекту предполагается проведение строительных (строительно-монтажных) работ;

2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

23. Заключение экспертизы инвестиционного проекта должно содержать:

анализ реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;

анализ социально-экономической эффективности реализации проекта;

анализ коммерческой эффективности реализации проекта;

анализ бюджетной эффективности реализации проекта с учетом возможных выплат по государственным гарантиям;

анализ рисков проекта и мер по их снижению;

выводы и рекомендации.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Требования дополнены приложением в соответствии с приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.15 г. № 775

Приложение

к Требованиям к разработке или

корректировке, а также проведению

необходимых экспертиз технико-экономического

обоснования концессионного проекта,

инвестиционного проекта для

предоставления государственных гарантий

 

 

Перечень коэффициентов, представляемых в расчетах к обоснованию
предоставления государственной гарантии

 

1. Коэффициентный анализ заключается в изучении финансовой отчетности заемщика при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов) на предмет соответствия (отклонения) от нормативных значений таких коэффициентов и их изменений в динамике.

Для проведения коэффициентного анализа принимаются данные из всех форм финансовой отчетности заемщика.

2. Коэффициенты ликвидности - финансовые показатели, рассчитываемые для определения способности заемщика погашать текущую задолженность за счет имеющихся текущих (оборотных) активов. При этом проводится сравнение величины текущих задолженностей заемщика и ее оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей.

3. Коэффициент текущей ликвидности (current ratio, CR) характеризует текущую способность заемщика выполнить краткосрочные обязательства за счет имеющихся оборотных средств. Рассчитывается по формуле:

где:

СА - текущие активы;

CL - текущие обязательства.

Рекомендуемое значение CR: 1 - 2 (кроме финансовых организаций). Значение <1 свидетельствует о возможной утрате платежеспособности, значение >4 - о недостаточной активности использования заемных средств и, как следствие, меньшее значение рентабельности собственного капитала.

4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Own Funds Ratio, OFR) характеризует наличие собственных оборотных средств у заемщика, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости.

Рассчитывается по формуле:

где:

ЕС - собственный капитал;

FA - внеоборотные активы;

СА - текущие активы.

Рекомендуемое значение OFR: >0,1 (кроме финансовых организаций). Структура баланса нефинансового заемщика признается неудовлетворительной, а заемщик неплатежеспособным, если коэффициент на конец отчетного периода имеет значение <0,1.

5. Коэффициенты рентабельности - предназначены для оценки общей эффективности вложения средств заемщика и характеризуют уровень отдачи от затрат и степень использования средств.

6. Коэффициент рентабельности активов (return on assets, ROA) свидетельствует о том, сколько чистой прибыли приходится на каждый тенге, вложенный в активы заемщика. Рассчитывается по формуле:

где:

NI - чистая прибыль;

ТА - среднегодовая сумма активов.

Рекомендуемое значение ROA: повышающееся значение показателя (в динамике) свидетельствует о способности активов заемщика порождать прибыль.

7. Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE) показывает, сколько заемщик имеет чистой прибыли с единицы собственного капитала. Рассчитывается по формуле:

где:

NI - чистая прибыль;

ЕС - среднегодовая сумма собственного капитала.

Рекомендуемое значение ROE: различны в зависимости от отрасли, вместе с тем, высокое значение коэффициента оценивается положительно, поскольку свидетельствует о чистой прибыли, приходящейся на каждый тенге, авансированный в капитал.

8. Коэффициент рентабельности заемного капитала, эффект финансового рычага (degree of financial leverage, DFL) характеризует эффективность использования заемного капитала. Рассчитывается по формуле:

DFL = (ROAEBIT - WACLP) · (1 - TRP/100 * LC/EC,)

где:

ROAEBIT - рентабельность активов по ЕВIT;

WACLP - средневзвешенная цена заемного капитала (средний размер ставки процентов за кредит);

TRP - ставка налога на прибыль;

LC - средняя сумма заемного капитала;

ЕС - средняя сумма собственного капитала.

Рекомендуемое значение DFL: полагается, что чем выше значение DFL, тем выше прибыль, которая приходится на заемный капитал.

9. Коэффициент рентабельности инвестиций (return on investment, ROI) показывает отдачу на сумму вложенных в проект денежных средств. Рассчитывается по формуле:

где:

NI - чистая прибыль;

IC - инвестированный капитал;

ЕС - среднегодовая сумма собственного капитала;

LTL - долгосрочные обязательства.

Рекомендуемое значение ROI: чем выше значение коэффициента, тем более эффективно используются инвестиции.

10. Коэффициенты платежеспособности (финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе) характеризуют состояние финансовых ресурсов заемщика и их способность обеспечить рост ее деловой активности при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска.

11. Коэффициент финансовой независимости (equity to total assets, EtTA) характеризует долю собственного капитала в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Рассчитывается по формуле:

где:

ЕС - собственный капитал;

ТА - сумма активов.

Рекомендуемые значения EtTA: нормативное значение для данного показателя равно 0,6 (кроме финансовых организаций).

12. Коэффициент финансового левереджа (debt ratio, DR) прямо пропорционален финансовому риску предприятия и отражает долю заемных средств в источниках финансирования активов предприятия. Рассчитывается по формуле:

где:

LC - заемный капитал;

ЕС - собственный капитал.

Рекомендуемое значение DR: в диапазоне: 0,5 - 0,8 (кроме финансовых организаций).

13. Коэффициент обеспеченности кредитов прибылью (percentage of loans profit, PLP) применяется для оценки возможности предприятия погасить долги по кредитам. Рассчитывается по формуле:

где:

ЕВIT - прибыль до уплаты налогов и процентов;

А - амортизация;

CL - краткосрочные обязательства;

LTL - долгосрочные обязательства.

Рекомендуемое значение PLP: повышающееся (в динамике) значение показателя свидетельствует об улучшении ситуации с кредитоспособностью.

14. Коэффициент покрытия процентов (times interest earned, TIE) показывает возможную степень снижения операционной прибыли предприятия, при которой оно может обслуживать выплаты процентов. Рассчитывается по формуле:

ЕВIT - прибыль до уплаты налогов и процентов;

РР - проценты к уплате.

Рекомендуемое значение: >1 (кроме финансовых организаций).

15. Коэффициенты оборачиваемости отражают интенсивность использования задействованных ресурсов.

16. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (receivables turnover, RT) показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение одного периода. Рассчитывается по формуле:

NS - выручка от реализации продукции;

AR - среднегодовая стоимость дебиторской задолженности.

Рекомендуемое значение: высокое значение показателя. Низкое значение коэффициента свидетельствует о трудностях с взысканием средств от дебиторов, соответственно о повышении потребности заемщика в оборотном капитале. Важно рассмотрение значений данного показателя в тренде.

17. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (payables turnover, РТ)

NS - выручка от реализации продукции;

АР - среднегодовая стоимость кредиторской задолженности.

Рекомендуемое значение: высокое значение показателя. Низкое значение показателя может свидетельствовать с одной стороны, о проблемах с оплатой с кредиторами, с другой стороны, об эффективно налаженных отношениях с кредиторами. В целях исключения варианта с первой причиной, значение коэффициента необходимо анализировать в динамике.

 

 

 

;