Газовая промышленность в РК: проблемы и перспективы (Г. Нуртаева, заместитель директора юридического департамента АО «КазТрансГаз Алматы», к.ю.н., ассоциированный профессор, арбитр КМА, член KPLA, занимается исследованием правовых проблем газоснабжения в Казахстане)
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

X Международная Атырауская правовая конференция
Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан

 

Конференция состоялась 20 апреля в г. Атырау. Участники конференции - ведущие юристы республики, представители министерств и ведомств, а также зарубежные гости осветили ряд вопросов, требующих разрешения. Предлагаем вашему вниманию ключевые доклады участников конференции. 

 

Газовая промышленность в РК: проблемы и перспективы

 

Г. Нуртаева, заместитель директора юридического департамента АО «КазТрансГаз Алматы», к.ю.н., ассоциированный профессор, арбитр КМА, член KPLA, занимается исследованием правовых проблем газоснабжения в Казахстане

 

Газовая промышленность Казахстана стала развиваться относительно недавно, в 70-е годы прошлого столетия. Конечно, среди других крупных отраслей топливно-энергетического комплекса - угольной, нефтяной, электроэнергетики, имеющих более чем столетнюю историю, она представляется довольно юным организмом. Но даже сейчас, в условиях кризиса, отрасль демонстрирует гибкость и умение находить зоны стабильности и ниши роста. На природный газ возлагаются большие надежды, как на наиболее дешевое высокоэкологичное топливо в период подготовки к переходу на более широкое использование альтернативных нетрадиционных видов электроэнергии (ветра, солнца, внутреннего тепла земли).

Благодаря высоким потребительским свойствам, низким издержкам добычи и транспортировки, широкой гамме применения во многих сферах человеческой деятельности, природный газ занимает особое место в топливно-энергетической и сырьевой базе. В этой связи наращивание его запасов и потребления идет высокими темпами. Природный газ, являясь одним из наиболее высокоэкономичных источников топливно-энергетических ресурсов, обладает высокой естественной производительностью труда, что способствует широкому использованию его во многих отраслях народного хозяйства. Благоприятные естественные предпосылки природного газа и высокий уровень научно-технического прогресса в его транспортировке во многом обеспечивает ускоренное развитие газодобывающей промышленности. Динамика добычи газа последних лет по республике указывает на устойчивую положительную тенденцию к росту. Газовая промышленность не является чисто монопродуктовой отраслью. Наряду с природным добывается попутный газ (вместе с нефтью на нефтяных месторождениях). Раньше при выходе на поверхность он сжигался, теперь научились газ отводить и использовать его для получения горючего и разных химических продуктов. При использовании газа на электростанциях уменьшаются эксплуатационные расходы, связанные с хранением, приготовлением и потерями топлива и эксплуатацией системы золоудаления, увеличивается межремонтный пробег котлов, не занимаются земли для золоотвалов, снижается расход электроэнергии на собственные нужды, уменьшается количество эксплуатационного персонала, снижаются капитальные затраты.

Использование природного газа в мире в качестве первичного источника энергии характеризуется быстрыми темпами роста. В 1999 году впервые, потребление газа превысило потребление угля (на энергетической основе), и газ стал являться вторым по значимости после нефти источником энергии. По данным журнала «Caspian Oil & Gas» Казахстан занимает пятнадцатое место в мире и четвертое место среди стран Содружества Независимых Государств по разведанным запасам природного газа. Свыше 95% балансовых запасов природного газа (в свободном и растворенном виде) сосредоточены в 142 месторождениях, расположенных на территории Атырауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Мангыстауской областей. Запасы свободного и попутного газа обнаружены также на территории Кызылординской (месторождения Кумколь, Акшабулак), Жамбылской (месторождение Амангельды) и Южно-Казахстанской (месторождение Придорожное) областей.

Основная добыча природного газа ведется в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангыстауской областях.

В ближайшие годы ожидается увеличение запасов газа не менее чем в 1,5-2 раза за счет ресурсов газа новых месторождений на акватории Каспийского моря. По прогнозным оценкам Комитета геологии и охраны недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан запасы газа месторождения Кашаган составляют более 3,0 трлн. куб. м, извлекаемые - более 1,0 трлн. куб. м. Самые крупные подтвержденные запасы газа находятся в нефтегазоконденсатном месторождении Карачаганак. Крупные запасы свободного газа сосредоточены в месторождениях Имашевское, Жанажол, Тенге, Урихтау, Узень, Жетыбай, Жетыбай Южный, Каламкас, расположенных в прибортовых зонах Прикаспийской впадины. Самые большие разведанные запасы растворенного в нефти газа сосредоточены в разрабатываемых крупных нефтяных месторождениях Тенгиз, Узень, Жетыбай, Жанажол в Западном Казахстане и месторождениях Кумколь, Акшабулак в Кызылординской области.

Рассматривая процесс развития газовой отрасли в Казахстане, очевидно, что система газоснабжения прошла несколько фаз развития, начиная от общесоюзных народнохозяйственных комплексов заканчивая деятельностью крупных национальных холдингов. В этой связи хотелось бы остановиться на основных этапах развития газовой отрасли.

1-й этап: затрагивает период обретения суверенитета республикой и формирование рыночной экономики, обуславливающей переориентацию всего производства на запросы потребителя. Так, согласно Указу Президента Республики Казахстан от 31 августа 1991 г. № 410 все предприятия и организации союзного подчинения всех отраслей народного хозяйства, находящиеся на территории Казахской ССР, перешли в ведение органов государственного управления Казахской ССР, и их имущество стало собственностью республики. Кабинету Министров Казахской ССР было поручено в срок до 1 января 1992 года, обеспечить прием вышеуказанных предприятий и организаций в ведение республики и решить вопросы их функционирования и развития, включая инвестирование, капитальное строительство, материально-техническое обеспечение и другие вопросы. Таким образом, в 1991 году была создана корпорация «Казахстаннефтегаз» (которая затем была переименована в «Казахстанмунайгаз», а в феврале 1992 года - в Министерство энергетики и топливных ресурсов). Управлением магистральной части газотранспортной системы занималась отечественная госструктура «Казахгаз». 28 декабря 1990 года Постановлением Совета Министров № 537 создается казахская республиканская ассоциация топливного хозяйства «Казахтопливо». В декабре 1992 года Указом Президента Республики Казахстан № 1006 упраздняется Министерство материальных ресурсов, а на его базе учреждается АО «Республиканская контрактная корпорация «Казконтракт» и т.д.

Интересным, с правовой точки зрения, в рассматриваемый период являлось то, что государственные холдинговые компании (включая вариации - государственные акционерные компании, республиканские корпорации, ассоциации и холдинговые компании с участием государства) обладали особым правовым статусом, это был своеобразный союз госструктуры с элементами хозяйствующего субъекта. То есть предпринимательская деятельность осуществлялась наряду с государственными дотациями и лоббированием государством интересов данных компаний. Четкой регламентации не имели вопросы собственности, ответственности, а самое главное, у управленческого состава на тот момент отсутствовали навыки в вопросах внешнеэкономической деятельности, вследствие чего данные образования быстро продемонстрировали неэффективность своей модели управления.

В 1993 году на базе государственных предприятий, организаций и акционерных обществ, входящих в состав Казахского государственного концерна по газификации, а также акционерных обществ, государственный пакет акций которых ранее передан концерну, была создана Государственная холдинговая компания «Алаугаз» /Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от № 770 «О создании Государственной холдинговой компании «АЛАУГАЗ» от 2 сентября 1993 г./. Она стала правопреемником реорганизованного концерна «Казахгазификация». Министерство экономики Республики Казахстан на период до перехода к отпуску газа по свободным ценам выделяло предусмотренные ежегодные государственные инвестиций на неотложные нужды газового хозяйства компании «Алаугаз». За компанией «Алаугаз» было сохранено право осуществления централизованных расчетов с поставщиками и оптовыми покупателями газа, а также применения надбавок и скидок к действующим оптовым ценам промышленности, исходя из объемов и структуры газопотребления.

Как мы видим, развитие газовой отрасли в республике, осуществляемое путем бесконечных учреждений, упразднений и реорганизации различных структур, шло методом проб и ошибок, что и привело к катастрофической ситуации, сложившейся к лету 1997 года: продажа газа коллективным потребителям, в основном жителям многоэтажных зданий, была практически прекращена, во многих областных городах, таких, как Караганда, Акмола и другие, вопреки здравому смыслу и нормам безопасности стихийно прошла так называемая баллонизация многоэтажного жилья, поставки сжиженного газа в регионы стали нестабильны. Во многом причиной этого стали финансовые проблемы главного оператора рынка сжиженного газа АО «Алаугаз», которые возникли по нескольким причинам: неготовность менеджмента АО «Алаугаз» к работе в рыночных условиях; слабая рыночная ориентация собственно самой компании, так как, являясь акционерным обществом по юридическому статусу, фактически она продолжала оставаться полугосударственной организацией, привыкшей к дотациям государства и к лоббированию государственными органами различных уровней ее интересов при одновременном подчинении интересов компании решению текущих политических задач местных региональных властных структур; резкий спад уровня доходов основных потребителей сжиженного газа и, соответственно, падение спроса до критического уровня /Нуртаева Г.Л. Правовые проблемы газоснабжения в Республике Казахстан. Монография, Изд-во «Жети жаргы», 2009 г. С. 6/.

Одновременно с этим ГХК «Казахгаз» не справлялось с управлением магистральной газотранспортной системой, так как эффективное хозяйствование подразумевало не только поддержание действующих сетей в исправном состоянии, но и их развитие, что требовало огромных денежных потоков, которыми на тот момент компания не располагала. Пытаясь решить финансовую проблему, 10 июля 1997 года Правительство Республики Казахстан постановило передать в концессию бельгийской компании «Трактебель С.А.» газотранспортные системы ГХК «Казахгаз» и АО «Алаугаз». Под концессию попала значительная часть системы - 10 магистральных газопроводов, 21 компрессорная станция с перекачивающими установками и три подземных хранилища газа.

Однако, как показывает история, такой подход не решил обозначенных Правительством РК проблем, так как «Трактебель С.А.» не стремился вкладывать в отрасль какие-либо средства, а ограничился лишь получением прибыли за транспортировку газа, игнорируя при этом деятельность по его поставке за счет своих внутренних резервов. Что в свою очередь, неблагоприятно сказывалось на потребителях.

Постоянные перебои в газоснабжении, особенно в отопительный период стали вызывать негодование населения страны, в связи с чем, 22 сентября 1997 года, в целях улучшения ситуации со снабжением населения страны природным газом и подготовки к зимнему отопительному периоду Правительством Республики Казахстан оперативно было создано государственное предприятие «Энергоцентр - ЕС Казахстан» при Министерстве энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан. В то же время департаменту управления государственным имуществом и активами Министерства финансов Республики Казахстан было поручено в недельный срок обеспечить передачу от акционерных обществ «Актюбеоблгаз», «Уральскоблгаз», «Мангистауоблгаз», «Атырауоблгаз», «Кустанайоблгаз» «Алматыгаз», «Алаугаз» (Южно-Казахстанская область) и «Жамбылгаз», находящихся у них на балансе газопроводов высокого, среднего и низкого давления на праве хозяйственного ведения - вновь созданному госпредприятию. Одновременно, Министерству от имени Правительства поручают провести переговоры с компанией «Трактебель» на предмет заключения контракта с государственным предприятием «Энергоцентр - ЕС - Казахстан» по поставкам газа для потребителей указанных регионов.

Осознавая необходимость улучшения ситуации с поставками газа для потребителей, Правительством РК была разработана программа действий по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, в соответствии с которой Кабинетом министров Республики Казахстан 6 сентября 1995 года было принято постановление № 1237 «О совершенствовании структуры управления и системы газообеспечения потребителей РК». В рамках данного постановления Государственному комитету Республики Казахстан по управлению государственным имуществом было поручено прекратить правомочия государственных холдинговых компаний «Алаугаз» и «Казакгаз» по владению, пользованию и управлению государственными пакетами акций большинства акционерных обществ и передать эти правомочия территориальным комитетам по управлению государственным имуществом.

Предпринимаемые правительством меры сводились к бесконечным учреждениям, упразднениям и реорганизации различных структур, и в конечно счете не улучшили состояние в газовой отрасли страны. Действия Правительства в большей степени носили бессистемный, стихийный характер, за весь период, который охватывает почти десятилетие, Правительство пыталось получить от вновь созданных им компаний (ГХК, АО) «все в одном флаконе», a именно обеспечение бесперебойных поставок газа населению, обеспечение эффективного управления магистральной газотранспортной системой, включая ее развитие и модернизацию. Однако ожидать такого эффекта от слабо ориентированных в рыночных отношениях госпредприятий было большой иллюзией. Попытка получить аналогичный результат посредством передачи газотранспортной системы иностранному инвестору (Трактебель С.А.) также оказалось безрезультатной.

2-й этап. Начало 2 этапа приходится на 2000 год. В рассматриваемый период проблемы с поставками газа и управлением газотранспортной системой достигли своего апогея, и их следовало решать в срочном порядке. В результате чего Правительство Республики Казахстан приходит к вполне обоснованному выводу о том, что объединение усилий в рамках деятельности одной крупной компании при поддержке оператора магистральных газопроводов позволит успешнее достигать единых целей при государственной поддержке и регулировании развития внутреннего рынка потребления газа. Вследствие чего, 29 сентября 2000 г. Правительство Республики Казахстан постановило: «Одобрить, как приоритетный, проект о приобретении закрытым акционерным обществом «КазТрансГаз» активов компании «Трактебель С.А.» в газотранспортной и электроэнергетической отраслях Республики Казахстан, финансируемый за счет средств негосударственного займа, привлекаемого под государственную гарантию Республики Казахстан». Выбранный курс оказался единственно верным и эффективным, способным не допустить краха в газовой отрасли страны, одновременно стал основополагающим принципом для разработки и утверждения «Концепции развития газовой отрасли РК до 2015 года».

Финальную черту периоду стагнации подвело постановление Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2003 года № 316 «Об особых условиях и порядке реализации конкурсной массы некоторых предприятий газотранспортной отрасли Республики Казахстан», согласно которому Правительство Республики Казахстан постановило: «В целях защиты интересов государства в нефтегазовом секторе экономики страны …, а также принимая во внимание несостоятельность открытых акционерных обществ «Казахгаз», «Алаугаз», «Батыстрансгаз», «Актаутрансгаз», «Газтелеком», «Актобетрансгаз», «Жаиктрансгаз», «Уральсктрансгаз», «Казахэнергоремонт», «Казинтергаз» и государственного предприятия «Костанайтрансгаз», Министерству финансов Республики Казахстан обеспечить обращения в суд с заявлением о признании вышеуказанных открытых акционерных обществ банкротами … и установить особые условия и порядок реализации конкурсных масс».

В настоящее время в организационной структуре нефтегазового сектора Казахстана доминирующее положение занимают вертикально интегрированные национальные компании.

Основной структурой по координации международного транзита газа, транспортировки и обеспечения потребностей в природном газе внутренних потребителей является АО НК «КазМунайГаз», которое, в свою очередь, эту работу проводит через группу компаний АО «КазТрансГаз». АО «КазТрансГаз» является крупнейшим предприятием в сфере магистральной и региональной транспортировки, а также реализации природного газа на внутреннем рынке Республики Казахстан. Основной задачей АО является представление стратегических интересов государства в газовой отрасли страны.

Основные направления производственной деятельности АО «КазТрансГаз» являются добыча и реализация газа за рубежом и местным распределителям энергии и других видов продукции; проведение нефтяных операций и операций по недропользованию; участие в программах разработки и внедрения государственной программы развития нефтегазовой промышленности; управление инвестиционной деятельностью для развития газовых месторождений и газотранспортных систем магистральных трубопроводов в Казахстане; проведение консультационных услуг по исследованию и разработке нефтегазовой промышленности; прочая деятельность, осуществление которой предусмотрено уставом компании. АО «КазТрансГаз» является вертикально-интегрированным газовым холдингом, осуществляющим деятельность, связанную с производством, транспортировкой и реализацией природного газа.

Данный этап продлился почти двенадцать лет, то есть до января 2012 года, когда был принят Закон РК «О газе и газоснабжении». Весь этот период характеризуется постепенным наращиванием мощности национального газового холдинга АО «КазТранГаз», который усиливая свои позиции на внутреннем газовом рынке постепенно начал поглощать рентабельные малые хозяйствующие субъекты. К примеру: до мая 2006 года газоснабжение г. Алматы обеспечивало предприятие АО «Алматыгаз» с доминирующим участием в ней частного капитала. Предупреждая вопрос о том, каким образом газоснабжение стратегически значимого города страны перешло в частные руки, поясняю, что это явилось одним из результатов 1 этапа деятельности Правительства, рассмотренного выше. Длинная череда преобразовании имела путь от ГКП «АлматыГорГаз» в АО «Алматыинтергаз» (частный капитал) и, наконец, в АО «Алматыгаз» (частный капитал). В 2006 году пополняя свою копилку активов новыми приобретениями стратегического значения АО «КазТрансГаз» выкупает «Алматыгаз» и переименовывает ее. В настоящий момент АО «КазТрансГаз Алматы» является дочерней компанией АО «КазТрансГаз» и обеспечивает газоснабжение г. Алматы и Алматинской области.

Вот примерно таким степенным и ровным курсом идет крупный национальный холдинг, освобождая газовый рынок страны от нежизнеспособных, не производственных структур, которые имея цель получения максимальной прибыли, не имеют либо не в состоянии вкладывать в развитие газовой отрасли страны.

Основным минусом второго этапа и в то же время причиной выделения из него последующего третьего этапа связано с нормативно-правовой базой, сложившейся в газовой отрасли. С сожалением следует констатировать, что до января 2012 года единственной нормативно-правовой основой прямого регулирования правоотношений в области газоснабжения являлись Правила поставки газа и ПСУВГ, утвержденные Постановлением Правительства РК от 11 июня 2003 г. № 568, несовершенство которых неоднократно рассматривалось мною ранее.

Практика неоднократно доказывала, что указанные Правила не отвечали правовым и экономическим реалиям рассматриваемого периода. Более того, по ряду существенных вопросов они содержат в себе явные противоречия с рядом законодательных актов. В результате чего, проблема несоответствия действующей правовой базы газовой отрасли складывающимся рыночным условиям до последнего оставалась острой. О необходимости переработки данных Правил говорилось много и постоянно. Впоследствии, вполне обоснованно был доказан вывод о необходимости регулирования газоснабжения в рамках закона, принятие которого практически все субъекты сферы газоснабжения ждали долго и мучительно.

На протяжении 9 лет всем было понятно, что в целях создания эффективной системы гражданско-правового регулирования отношений субъектов газового рынка, которые, так или иначе, затрагивают экономические интересы большей части предприятий и населения Казахстана, а также учитывая широкомасштабные экономические реформы, происходящие в газовой отрасли страны, Закон «О газе и газоснабжении» жизненно необходим. Регулирование правовых отношений в сфере газоснабжения в рамках подзаконных актов - правил было недопустимым. Практически во всех странах, где производится добыча и потребление природного газа, вопросы газоснабжения регулируются единым нормативно-правовым актом, а именно специальным Законом «О газоснабжении». Кроме того, отсутствие в Казахстане специальной нормативной базы, соответствующей направлениям развития газовой отрасли, было отмечено Правительством Республики Казахстан в Программе развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы. Однако, как показало время, правоотношения субъектов газоснабжения в этот период не затрагивали особого внимания законодателя.

Усиленная работа в этом направлении началась в 2009 году, с момента одобрения Президентом РК проекта «газопровод Казахстан - Китай», в рамках проекта «газопровод Центральная Азия», охватывающего Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Китай. В этот период о необходимости принятия Закона о газе заговорили все, и наши доводы о том, что моделирование желаемой экономической ситуации должно начинаться с создания правовых условий ее существования - были услышаны.

3-й этап. Чего мы ждали от Закона «О газоснабжении в РК»?

Принятие Закона «О газе» в любом случае это положительное явление в законодательной истории страны. Тем не менее, подвергнув анализу редакцию принятого закона, следует констатировать наличие ряда плюсов и минусов.

Закон направлен на создание в республике единой системы снабжения газом, посредством создания единого технического коридора из действующих систем магистральных газопроводов. С этой целью Правительством РК с 1 апреля 2012 года будет определен Национальный оператор на рынке газоснабжения, с особым правовым статусом и правом преимущественного приобретения сырого и товарного газа.

Законодательное введение такого субъекта, как Национальный оператор, - это несомненный плюс, своего рода гарантия соблюдения государственных интересов в соответствующем секторе. Аналогичные операторы определены практически во всех добывающих отраслях, в том числе нефтяной, атомной и т.д.

Согласно нормам закона деятельность Национального оператора в первую очередь направлена на обеспечение внутренних потребностей республики в товарном газе. Вместе с тем деятельность Национального оператора позволить обеспечить функционирование сбалансированной ценовой политики, объединить все сегменты потребителей на газовом рынке РК, скоординировать действия всех участников региональных и республиканских рынков, внедрить оптимальные системы организации газоснабжения во всех регионах республики, контролировать деятельность многочисленных разрозненных газовых предприятий, обеспечит внедрение прогрессивных технологий в механизм распределения, учета и потребления газа.

К безусловным плюсам следует отнести:

- упорядочение газового рынка Казахстана путем определение правового статуса субъектов газового рынка;

- законодательное установление условий и порядка реализации всех видов газа;

- государственное регулирование цен оптовой реализации газа;

- законодательно утвержденный исчерпывающий перечень субъектов имеющих право на реализацию товарного газа; (здесь следует отметить, что утверждение такого перечня позволит устранить субъектов-посредников с газового рынка, что положительно скажется не только инфраструктуре рынка, но и на потребителях и конечной стоимости газа);

- установление четкого и прозрачного порядка доступа к газотранспортным сетям, порядок заключения договоров на транспортировку газа;

- законодательно утвержденный (в ст. 15 закона) механизм образования цены на товарный и сырой газ, путем четкого определения составляющих (расходы на добычу; расходы на производство товарного газа из сырого (при наличии); расходы на транспортировку; уровень рентабельности в размере не более 10%). Цена сырого и товарного газа, приобретаемого Национальным оператором, подлежит экспертизе и утверждению уполномоченным органом, для чего субъекту подлежит документально доказать свои расчеты.

Однако закон содержит много отсылочных норм, из чего можно предположить, что целый ряд функций и обязательств субъектов, описанный в законе, будет детально регламентирован иными пока не принятыми нормативными актами, утвержденными Правительством РК или уполномоченным органом в лице МНиГ (Министерство нефти и газа).

Так, предельные цены оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа и порядок их определения будут утверждаться Правительством РК, согласно п. 6 ст. 5, 20 закона.

В отношении товарного газа - предельная цена оптовой реализации на внутреннем рынке будет устанавливаться 1 раз на полугодие отдельно для каждой области, города республиканского значения, столицы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения регионов республики. Цены на предстоящее полугодие будут определены не позднее, чем за 15 дней до начала планируемого периода (данный пункт вводится в действие с 1 июня 2012 г.).

В отношении сжиженного нефтяного газа - предельная цена оптовой реализации будет устанавливаться ежеквартально и действовать по все территории РК. Цена будет утверждена не позднее чем за 15 дней до начала планируемого периода (данный пункт вводится в действие с 1 июня 2012 г.).

Предельные цены не распространяются на отношения по реализации газа Национальному оператору, a также в случае реализации газа, полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа.

Также утверждению уполномоченным органом подлежат: 1) план поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок РК; 2) порядок определения цены на сырой и товарный газ, приобретаемый национальным оператором; 3) порядок реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом, включая утверждение типовых договоров на реализацию газа; 4) порядок расчета и утверждения норм потребления товарного и сжиженного нефтяного газа.

Уполномоченным органом в лице МНиГ РК будет организовано ведение баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа, в этих целях все субъекты газоснабжения будут предоставлять обязательную ведомственную отчетность по утвержденной форме. План поставок сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок будет ежемесячно утверждаться уполномоченным органом.

Согласно ст. 21 закона сведения по производству товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа будут предоставляться в МНиГ РК ежемесячно, включая прогнозный объем производства газа на период от 3 месяцев до предстоящих 5 лет.

Режим работы производственных объектов будет осуществляться с учетом централизованного оперативно-диспетчерского управления технологическим режимом работы, осуществляемого Национальным оператором.

 

Относительно реализации продукции

С 1 апреля 2012 года отчуждение любых видов газа будет производиться с учетом мнения Национального оператора. Договоры с любыми субъектами на рынке газоснабжения, включая газотранспортные организации, будут заключаться при условии наличия письменного отказа Национального оператора от данной сделки.

С 1 июля 2012 года реализация сжиженного нефтяного газа допускается исключительно: производителями сжиженного нефтяного газа и иными собственниками, указанными в п. 4 ст. 17 закона.

Реализация товарного, сжиженного нефтяного и (или) сжиженного природного газа осуществляется только путем перемещения его через контрольные приборы учета, с законодательно закрепленным преимущественным правом приобретения бытовыми и коммунально-бытовыми потребителями.

С 1 апреля 2012 года перевозку сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа вправе осуществлять его производители и собственники.

С 1 июля 2012 года объем сжиженного нефтяного газа обязательного для реализации на внутреннем рынке РК будет определен отдельно для каждого производителя, собственника газа, исходя из заявок газосетевых организаций. Указанные субъекты обязаны выполнять утвержденный план поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок республики.

С 1 июля 2012 года производители и недропользователи, являющиеся собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки - вправе осуществлять оптовую реализацию товарного газа, в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 9, 10, 14-17 закона - отчуждение, реализация газа (товарного, сырого) будет осуществляться с учетом внутренних потребностей РК посредством прямого взаимодействия с Национальным оператором.

Так, недропользователи, имеющие намерение произвести отчуждение сырого, товарного газа, обязаны не позднее чем за 5 месяцев до начала планируемого периода направить Национальному оператору коммерческое предложение с указанием объемов, цены и пункта поставки сырого, товарного газа. В случае если Национальный оператор письменно отказался либо в месячный срок не направил соответствующее уведомление о принятии предложения, недропользователь вправе реализовать газ иным лицам, в пределах установленного диапозона цены на его реализацию. Данный порядок, согласно п. 14 ст. 15 Закона не распространяется на случаи отчуждения:

1) сырого газа, добываемого на газовых и (или) газоконденсатных месторождениях;

2) товарного газа, произведенного из сырого газа, добываемого на газовых и (или) газоконденсатных месторождениях;

3) сжиженного природного газа и товарного газа, полученного в процессе его регазификации;

4) сырого газа, реализуемого в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;

5) товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;

6) товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан;

7) товарного газа, произведенного на основании договора, заключаемого в рамках государственно-частного партнерства в сфере газа и газоснабжения.

Без внимания законодателя остались следующие вопросы, касающиеся защиты интересов субъектов газоснабжения.

В целях эффективной правовой защиты интересов сторон в договоре газоснабжения, мной неоднократно предлагалось использовать институт страхования.

В качестве практической меры, защищающей права и интересы сторон договора газоснабжения, следует использовать страхование таких рисков, как риск несвоевременной оплаты потребителем газа, риск прекращения подачи газа поставщиком, риски связанные с аварийными ситуациями на газопроводах среднего и низкого давления и т.д. Практических примеров доказывающих эффективность применения страхования много, включая зарубежный опыт.

Во всех указанных случаях страховая компания при необходимости может принять на себя всю претензионную и иную работу, обеспечивая как оперативность принятия решений, так и учет интересов сторон договора газоснабжения. Таким образом, если абонент (физическое лицо, индивидуальный предприниматель, ТОО и т.д.) не оплачивает за использованный газ в срок или нарушает правила эксплуатации, то гарантом выплаты для газоснабжающей компании будет выступать страховая компания в рамках условий договора страхования.

При этом под страхование ответственности за несвоевременную оплату необходимо подвести, в первую очередь, крупные промышленные предприятия, теплоэнергоснабжающие комплексы. Практика показывает, что большая часть ТЭЦ (теплоэлектростанций), использующих газ для выработки тепла с целью последующего отопления населения, имеют огромную дебиторскую задолженность перед газоснабжающими компаниями, которая наращивается годами. Отключение таких предприятий, имеющих социальную направленность (обеспечение населения) невозможно, и практически никогда не производиться, зачастую из-за административного давления, так как все эти ТЭЦ имеют организационную форму ГКП, либо АО, но с участием государства. Следовательно, вмешательство в деятельность поставщиков газа со стороны акиматов и иных госорганов, преследующих цель избежать социальной напряженности неизбежно. Так что, несмотря на степень задолженности, отключение как мера воздействия на таких субъектов не применима (доказано на примерах из личной практики).

Работа с населением всегда риск, а уровень его платежеспособности непредсказуем, зачастую именно из-за этого страдают и вышеуказанные ТЭЦ, и иные поставщики коммунальных услуг, включая газоснабжающие компании.

Использование в таких случаях страхования, на наш взгляд, позволит избежать поставщикам газа незапланированную потерю оборотных средств или временное изъятие их из оборота, до разрешения ситуации в судебном порядке и последующего принудительного взыскания в соответствии с процедурой, установленной действующим Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

Что касается расходов на страхование, следует отметить следующее.

Проведенный экономический анализ целесообразности такого страхования показывает, что сумма страхового взноса не превышает, a зачастую и намного ниже, расходов газоснабжающих компаний, по содержанию штата сотрудников осуществляющих работу по взысканию дебиторской задолженности с населения через суд, a также работу по принудительному взысканию (исполнению решений суда). На сегодняшний день практический каждая газоснабжающая компания вынуждена именно для этих целей содержать целый штат юристов, инспекторов, контролеров и т.д. и с экономической точки зрения здесь речь идет не только о зарплате, но и полном социальном пакете, премиальных и т.д. Хотя коэффициент эффективности использования того или иного способа возврата средств за потребленный абонентом газ очевиден. Так, при наступлении страхового случая - выплата одной из сторон договора газоснабжения обеспечена. Тогда как, на сегодняшний день для борьбы с дебиторской задолженностью в газоснабжающих компаниях происходит наращивание штата сотрудников, a бытовые потребители остаются абсолютно незащищенными в случае необоснованного отключения либо иных ситуациях. Следовало бы законодательно закрепить обязанность страхования ответственности владельцев газовых сетей и газораспределительного оборудования среднего и низкого давления, от последствий возможной аварий, с возложением ответственности за ремонтные и профилактические работы на собственника сетей, без привязки к сервисным компаниям.

На мой взгляд, применение института страхования абсолютно оправдано и необходимо. И если в случае с промышленными потребителями, риск неоплаты можно отнести к самим потребителям, то в случае с населением, использующим газ для бытового потребления - оплату страхового взноса в любом случае будет производить заинтересованная сторона, то есть поставщик газа, которому это, безусловно, выгодно.

;