PRGloader
Загрузка...

О состоянии и перспективах развития правового обучения судебно-экспертных кадров

 

Шаяхметова Айжан Газизовна

Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского

института Центра судебной экспертизы,

кандидат юридических наук

 

В свете основных положений Послания Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г. перед органами судебной экспертизы поставлена задача проведения научных разработок по внедрению новых видов судебно-экспертных исследований, в том числе к научному исследованию объектов интеллектуальной собственности: селекционные достижения, коммерческая тайна, секреты производства, полезные модели, промышленные образцы и т.д.

Вопросы развития и совершенствования судебно-экспертной деятельности отражены в Указе Главы государства от 31 декабря 2013 года «О государственной программе дальнейшей модернизации правоохранительной системы РК на 2014 -2020 годы» (далее - Программа), в котором предусмотрено совершенствование судебно-экспертной деятельности как в кадровом и материально-техническом обеспечении, так и создание единой судебной экспертизы путем передачи экспертных функций из Министерства здравоохранения в Министерство юстиции.

В Программе закреплены положения, требующие расширения видов проводимых судебных экспертиз (лингвистическая, религиоведческая, генно-модифицированных объектов; техногенных катастроф, в сфере информационных технологий и др.), а также внедрения инновационных технологий в развитии судебно-экспертной деятельности.

Для реализации вышеуказанных задач необходима переработка фундаментальных положений и теоретических основ судебной экспертологии, так как с учетом современных реалий она требует своего переосмысления.

Проведение научных исследований для внедрения новых видов судебных экспертиз в последующем потребует разработки соответствующей методологической базы. Ее основное содержание раскрывается в методиках судебно-экспертных исследований.

В рамках Программы определены задачи по разработке новых методик судебно-экспертных исследований (о коррупционных преступлениях, терроризме, религиозном экстремизме, киберпреступности, катастрофах на авиа-, железнодорожном и другом транспорте, геномной идентификации личности и другие).

На сегодняшний день в соответствии с приказом директора Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан И. Борчашвили «О создании рабочих групп по разработке методик по видам экспертных исследований» от 13 января 2014 года создано 20 рабочих групп, которыми к концу 2014 годы должно быть разработано 45 методик по всем имеющимся видам экспертных исследований. В настоящий момент экспертами разработано 30 проектов методик, часть из которых согласно Правилам разработки, апробирования и внедрения методик судебно-экспертных исследований № 124 от 20 апреля 2010 года прошли процедуру апробирования и внедрения, а также процедуру рецензирования. Проекты методик, получившие отрицательный отзыв по результатам рецензирования направлены на доработку.

Таким образом, процесс подготовки методик включает в себя несколько основных этапов - разработку, апробацию и внедрение новых методик.

Деятельность, связанная с подготовкой методик, включает в себя также мониторинг существующих методик, и валидацию (оценки пригодности) зарубежных методик.

Методическое направление деятельности органов судебной экспертизы имеет немаловажное значение, так как определяет единые методические требования при производстве экспертиз.

Поскольку при разработке новых методик экспертного исследования и при производстве судебных экспертиз необходимо информационное обеспечение, то имеется потребность в закреплении процедуры предоставления организациями, независимо от форм собственности, образцов, каталогов продукции, технической технологической и иной информации для создания единой информационно-методической базы судебной экспертизы.

Соответственно, Научно-исследовательская деятельность неразрывно связана с учебно-методической работой, заключающейся в подготовке учебных и методических пособий, обучении экспертов новым методам и методикам исследований, разработке мероприятий по контролю качества проводимых экспертиз.

В этой связи, создание современной образовательной системы экспертных кадров является логическим шагом модернизации научно-исследовательской и учебно-методической работы.

Сложившийся в настоящем порядок и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации экспертов не в полной мере отвечают современным требованиям. Для подготовки высококвалифицированных экспертных кадров образовательная деятельность органов судебной экспертизы должна носить системный и плановый характер.

Процесс обучения включает в себя несколько направлений:

- специальная профессиональная подготовка - для лиц, впервые поступающих на работу в органы судебной экспертизы;

- переподготовка - для судебных экспертов, претендующих на право производства дополнительного вида судебной экспертизы;

- повышение квалификации - для судебных экспертов, имеющих право на производство определенного вида судебной экспертизы, с целью повышения их профессионального уровня по этому виду судебной экспертизы.

Так, с начала 2014 года Центром судебной экспертизы в Институте судебной экспертизы Казахского гуманитарного юридического университета с 23 января по 7 февраля т.г. проведены курсы повышения квалификации по судебно-экспертному исследованию почерка и подписи для 16 экспертов со всех территориальных подразделений. В апреле т.г. в г. Караганде на базе Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза проведены курсы повышения квалификации по обучающей программе «Проблемы обеспечения экономической безопасности в Казахстане» по судебно-экспертному экономическому исследованию.На базе Федерального бюджетного учреждения «Российский федеральный центр судебной экспертизы» при Министерстве юстиции Российской Федерации проведены курсы повышения квалификации по специальности судебно-экспертное экологическое исследование в период с 9 по 20 июня т.г. для 10 наших экспертов из всех территориальных подразделений. На базе Центрального института судебной экспертизы (г. Астана) проведены курсы повышения квалификации для экспертов Центра судебной экспертизы по судебной экспертизе ДТП и ТС в период с 19 по 22 мая т.г. для 20 экспертов, а также по судебной видеофонографической экспертизе с 26 по 29 мая т.г для 14 экспертов.

На основании вышеизложенного, следует отметить, что Научно-исследовательский институт судебной экспертизы вынужден проводить подготовку, переподготовку и повышение квалификации экспертов собственными силами.

Для квалифицированной подготовки экспертов необходимо их обучение в судебно-экспертных учреждениях стран ближнего и дальнего зарубежья, на базе высших учебных заведений страны с приглашением зарубежных специалистов. При этом, необходимо подчеркнуть, что данная процедура весьма затратная, так 2-х недельные курсы повышения квалификации 15 экспертов на базе Казахского гуманитарного юридического университета стоили Центру судебной экспертизы свыше 6 млн. тенге, тогда как на проведение повышения квалификации экспертов Центру в 2014 году из бюджета выделено всего 2 млн. 969 тыс. тенге.

Проблема обучения состоит также в отсутствии специального учебного заведения или факультета, осуществлявшего бы профессиональную подготовку судебных экспертов.

И что особенно хочется отметить, в «Классификаторе специальностей высшего и послевузовского образования» отсутствует специальность «Судебная экспертиза», т.е. подготовка специалистов - бакалавров, магистров и докторов PhD - в области судебной экспертизы невозможна.

Следует отметить, что Программой предусмотрено увеличение удельного веса магистров на 10%, докторов права PhD - до 2% от общей численности судебных экспертов.

Учитывая, что в соответствии с Программой предстоит объединение экспертных функций к 2016 году, вопрос обучения экспертных кадров приобретает стратегическое значение. В этом процессе необходимо учесть особенности всех видов экспертной деятельности: - судебной экспертизы; - судебно-медицинской экспертизы; - судебно-наркологической экспертизы; - судебно-психиатрической экспертизы.

В этой связи, обучение экспертов должно осуществляться по современным образовательным программам, имеющих практическую направленность, высококвалифицированными преподавателями, в учебных аудиториях, имеющих лабораторное оборудование и приборную базу для проведения учебных занятий, что позволит развивать новые виды экспертизы, будет способствовать разработке новых и усовершенствовать имеющиеся методики, а в целом поднимет национальную судебно-экспертую деятельность на новый, современный уровень, отвечающий мировым стандартам.