|
|
|
О цене доступа к профессии
Никита Галиев магистр международного права (Университет КИМЭП), магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ
Сергей Саяпин доктор права, ассоциированный профессор и ассоциированный декан Школы права Университета КИМЭП Член Палаты юридических консультантов «Iustus»
В профессиональном юридическом сообществе Казахстана продолжается дискуссия о внесении поправок в законодательство о регулировании юридической профессии - в частности, об учреждении Республиканской палаты юридических консультантов на основе обязательного членства. В пользу этой законодательной инициативы и против нее приводятся разнообразные аргументы - в целом, сводящиеся к различным интерпретациям саморегулирования юридической профессии, свободы рынка юридических услуг и обеспечения квалификации членов палат юридических консультантов. Однако в этой дискуссии до сих пор не рассматривались два аспекта, которые, как представляется, могут явиться решающими. Речь идет (1) о несоответствии предлагаемой законодательной инициативы праву Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членом которого является Республика Казахстан, - в частности, норм права ЕАЭС о едином рынке услуг, - а также (2) о ее очевидной экономической необоснованности.
Практический смысл ЕАЭС заключается в свободном функционировании «четырех свобод» - свободы передвижения трудовых ресурсов, капитала, товаров и услуг. На международном уровне эти свободы обеспечивает Всемирная торговая организация (ВТО), в которой Казахстан участвует с 2015 года, а в рамках региональных торговых организаций (одной из которых является ЕАЭС) эти свободы должны функционировать еще более эффективно, поскольку региональные торговые организации должны обеспечивать еще более тесную экономическую интеграцию. Единый рынок услуг ЕАЭС должен начать полноценно функционировать к 2025 году.
С 2010 года торговля услугами на мировом рынке выросла на 48%, а торговля товарами - на 29%. Сейчас более 20% всей международной торговли приходится на торговлю услугами, а по данным Международного торгового центра (http://www.trademap.org), услуги занимают около 15% всей взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС. Доля «прочих деловых услуг» во внутрисоюзной торговле, которые охватывают юридические услуги, составляет 11%. По данным Евразийской экономической комиссии, в денежном выражении это составляет 1071 млн. долларов США. Следовательно, речь идет об очень динамичной и перспективной сфере, облагать которую необоснованными барьерами не имеет экономического смысла.
Однако создание Республиканской палаты юридических консультантов (РПЮК) с обязательными членскими взносами и «Е-Заң көмегі» ставит казахстанских юридических консультантов в заведомо проигрышное положение на рынке экспорта юридических услуг в ЕАЭС в сравнении с коллегами из других стран Союза, так как у наших коллег в других странах Союза при прочих равных условиях подобная финансовая нагрузка отсутствует. Предполагаемые расходы на «доступ к профессии» в Казахстане, не включая стоимость страховки, у юридического консультанта могут составить около 10´000 тг ежемесячно. Эта сумма складывается из следующих составляющих: 1 МРП - в планируемую РПЮК, 1 МРП - посреднику ОЮЛ «АПЮК РК» (Администратор ИС «Е-Заң көмегі») и 3600 тг взнос за доступ в систему «Е-Заң көмегі» (1 МРП = 2917 тг). В годовом выражении суммарные затраты составят 113´232 тг.
Для сравнения, членство в крупнейшей в России профессиональной юридической ассоциации - Ассоциация Юристов России - будет стоить юристу в переводе на тенге 11´465 в год, половина из которых уплачивается как единоразовый взнос за вступление, а вторая половина - как ежегодный членский взнос. Далее, Ассоциация юристов города Нью-Йорк взимает с членов, состоящих в ассоциации на протяжении 2 лет, около 101´000 тг в год. В свою очередь, Ассоциация юристов штата Нью-Йорк не взимает никаких сборов за первый год членства, а для тех, кто состоит в ассоциации на протяжении 2 лет, членский взнос составит около 39´000 тг. При этом члену ассоциации предлагают различные скидки в использовании специализированного программного обеспечения, скидки на страховку ответственности, подписку на различные журналы и даже курьерские сервисы. Членство для студентов юридического направления - бесплатное.
Исходя из этого возникает вопрос о структуре и обоснованности затрат, которые придется нести юридическому консультанту в Республике Казахстан. В 2020 году ВВП на душу населения в Казахстане составляет около 11´250 долларов США. Для сравнения, в России этот же показатель - около 10´500 долларов США, а в США - около 53´240 долларов США. Получается, ВВП на душу населения в Казахстане в 2020 году превышает аналогичный показатель в России всего на 7 %, а предполагаемая финансовая нагрузка на казахстанского юридического консультанта будет превышать аналогичную нагрузку на российского юридического консультанта в 11 раз. Если же сравнить относительную платежеспособность казахстанского и американского юридических консультантов, то получится, что казахстанский юрист должен будет ежегодно платить за «доступ к профессии» 1/42 своей доли ВВП на душу населения (около 270 долларов США), а аналогичные расходы члена Ассоциации юристов города Нью-Йорк составляют всего 1/222 доли ВВП на душу населения (около 240 долларов США). Как говорится, дальнейшие комментарии излишни.
В заключение следует подвести итог, что предлагаемая реформа законодательства Республики Казахстан является экономически и юридически необоснованной. Она не соответствует духу и букве права ЕАЭС, поскольку смысл ЕАЭС в том, чтобы снимать барьеры на пути международной торговли, а предлагаемая реформа представляет собой новый барьер в сфере торговли услугами. Если в Казахстане будет учреждена Республиканская палата юридических консультантов, это поставит казахстанских юридических консультантов в заведомо дискриминацинное положение по сравнению с их коллегами в других странах ЕАЭС, и, следовательно, эта мера будет противоречить праву ЕАЭС, может быть оспорена в Евразийской экономической комиссии и, в конечном итоге, будет отменена. Компетенция Комиссии охватывает, в частности, конкурентную политику и вопросы взаимной торговли услугами, и решения Комиссии являются обязательными для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |