|
|
|
Проект Доклада Рабочей группы по присоединению Казахстана к ВТО,
22 июня текущего года пакет документов о присоединении Казахстана к ВТО был утвержден и передан в Генеральный совет ВТО для официального принятия. Ратификация Протокола о присоединении Казахстана к ВТО должна быть проведена в срок до 31 октября 2015 года. Официально Казахстан станет 162-м членом ВТО после 30 дней с даты ратификации. В отношении товаров Казахстан снизит средневзвешенный таможенный тариф до 6,5% с действующих 10,4% в рамках Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Стоит отметить, что до формирования Таможенного союза средневзвешенный таможенный тариф Казахстана составлял 6,2%. Для сельскохозяйственных товаров средний уровень таможенных пошлин составит 10,2% (против 17% в рамках ЕТТ), а для промышленных товаров - 5,6% (против 8,7% в рамках ЕТТ). По 3 512 товарным позициям (автомобили, пищевые продукты, лесоматериалы, ювелирные изделия, провода, кабели, напитки и др.) у Казахстана будут изъятия из Единого таможенного тарифа ЕАЭС, то есть по данным товарам ставки таможенной пошлины будут ниже ЕТТ. Достигнуты договоренности об увеличении размера тарифных квот на мясо (говядина, свинина, мясо птицы). Казахстан примет на себя обязательства обеспечения доступа по 10 секторам услуг, в том числе по 116 подсекторам (из 155 подсекторов, предусмотренных классификацией ВТО), в т.ч. в сфере телекоммуникаций, страхования, банковских услуг, транспорта, туризма, торговли и др. В течение четырех лет с даты присоединения Казахстан начнет переговоры о присоединении к Соглашению о правительственных закупках. Меры поддержки в виде требования местного содержания в контрактах на недропользование должны быть устранены к 1 января 2021 года. С вступлением в ВТО должны быть запрещены все субсидии, связанные с экспортом и замещением импорта. Должны быть отменены требования местного содержания в закупках квазигосударственного сектора для цели коммерческой перепродажи, или использования их для производства товаров и оказания услуг в целях коммерческой продажи. Объем агрегированных мер поддержки сельского хозяйства («янтарная» корзина) установлен на уровне 8,5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства Казахстана. Для сравнения, в рамках ЕАЭС объем государственной поддержки, оказывающей искажающее воздействие на торговлю, не должен превышать 10%. В целом, сохранится возможность предоставления субсидий по программе Агробизнес-2020 в полном объеме. Льготы по НДС для отечественных сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков должны быть устранены до 1 января 2018 года. В соответствии с принятыми обязательствами таможенные льготы для участников СЭЗ и владельцев свободных складов Казахстана, зарегистрированных до 1 января 2012 года, закончатся 1 января 2017 года. Тарифные льготы, применяющиеся в действующих соглашениях промышленной сборки в автомобильной промышленности, должны быть устранены до 1 июля 2018 года. Казахстан также принял обязательства, направленные на обеспечение соответствия системы технического регулирования, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного регулирования, правилам ВТО.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту постановления Правительства Республики Казахстан «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О подписании Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года»
Министр национальной экономики Республики Казахстан Е. Досаев « » 2015 год Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н.А.
Пояснительная записка к проекту Указа Президента Республики Казахстан «О подписании Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года»
Проект Указа Президента Республики Казахстан «О подписании Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» (далее - проект Указа) разработан в соответствии c пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан». Проектом Указа предлагается одобрить и уполномочить Министра Республики Казахстан по делам экономической интеграции Айтжанову Ж.С. подписать от имени Республики Казахстан Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. Проект Указа не потребует выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета и не повлечет негативных социально - экономических и правовых последствий. Однако присоединение к Всемирной торговой организации повлечет за собой изменения действующего законодательства Республики Казахстан в соответствии с обязательствами, принимаемыми на себя Республикой Казахстан в рамках вступления во Всемирную торговую организацию. В этих целях Министерством национальной экономики Республики Казахстан разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи со вступлением в ВТО» в настоящее время находящийся на согласовании c заинтересованными государственными органами Республики Казахстан.
Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов
ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить прилагаемый проект Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. 2. Уполномочить Министра Республики Казахстан по делам экономической интеграции Айтжанову Ж.С. подписать от имени Республики Казахстан Протокол o присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года, с правом внесения в него изменений и дополнений, не имеющих принципиального характера. 3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев Астана, Акорда 2015 года №
Проект Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года
Преамбула
Всемирная Торговая Организация (далее - ВТО), на основании одобрения [Министерской конференции] [Генерального Совета] ВТО, предоставленного в соответствии со статьей XII Марракешского соглашения об учреждении Всемирной Торговой Организации (далее - Соглашение ВТО) и Республика Казахстан, Принимая во внимание Доклад Рабочей Группы o присоединении Республики Казахстан к Соглашению ВТО, представленный в документе WT/ACC/KAZ/ […], от […] (далее - Доклад Рабочей Группы), Учитывая результаты переговоров о присоединении Республики Казахстан к Соглашению ВТО, Соглашаются со следующим:
РАЗДЕЛ I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. С вступлением в силу настоящего Протокола в соответствии с пунктом 8, Республика Казахстан присоединяется к Соглашению ВТО в соответствии со статьей XII указанного Соглашения и таким образом становится членом ВТО. 2. Соглашение ВТО, к которому присоединяется Республика Казахстан, является Соглашением ВТО, включая Пояснительные примечания к указанному Соглашению, c исправлениями, поправками и иными изменениями, внесенными такими правовыми документами, которые могли вступить в силу до даты вступления в силу настоящего Протокола. Настоящий Протокол, который включает обязательства, указанные в пункте 1177 Доклада Рабочей группы, является неотъемлемой частью Соглашения ВТО. 3. Если иное не предусмотрено пунктом 1177 Доклада Рабочей группы, обязательства по многосторонним торговым соглашениям, являющимся приложением к Соглашению ВТО, которые должны быть выполнены в течение периода времени, начиная с даты вступления в силу указанного Соглашения, выполняются Республикой Казахстан, как если бы он принял указанное Соглашение на дату вступления его в силу. 4. Республика Казахстан может сохранять меру, несоответствующую пункту 1 статьи II Генерального соглашения по торговле услугами (далее - ГАТС) при условии, что такая мера внесена в Перечень изъятий из Статьи II, прилагаемый к настоящему Протоколу, и отвечает условиям Приложения к ГАТС по изъятиям из Статьи II.
РАЗДЕЛ II - ПЕРЕЧНИ 5. Перечни, представленные в Приложении 1 к настоящему Протоколу, становятся Перечнем уступок и обязательств, прилагаемым к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994 года) и Перечнем специфических обязательств, прилагаемым к ГАТС, в отношении Республики Казахстан. Этапность уступок и обязательств, перечисленных в Перечнях, осуществляется, как указано в соответствующих частях соответствующих Перечней. 6. Для целей определения в пункте 6 (а) Статьи II ГАТТ 1994 года даты указанного Соглашения, соответствующей датой в отношении Перечня уступок и обязательств, прилагаемого к данному Протоколу, является дата вступления в силу Протокола. РАЗДЕЛ III - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7. Настоящий Протокол открыт для принятия, посредством подписания или иным способом, Республикой Казахстан до [...] или более поздней даты, которая может быть определена [Министерской конференцией] [Генеральным Советом]. 8. Настоящий Протокол вступает в силу на тридцатый день после дня его принятия Республикой Казахстан. 9. Настоящий Протокол сдается на хранение Генеральному директору ВТО. Генеральный директор ВТО незамедлительно представляет заверенную копию настоящего Протокола и уведомление о его принятии Республикой Казахстан в соответствии c пунктом 7 каждому члену ВТО и Республике Казахстан. 10. Настоящий Протокол регистрируется в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Совершено в [...] [...] [...] в единственном экземпляре на английском, французском и испанском языках, причем каждый текст является аутентичным, за исключением случая, когда прилагаемый Перечень может установить, что он является аутентичным только на одном из этих языков, и Доклад Рабочей группы является аутентичным только на английском языке. _______________
ПРОЕКТ ДОКЛАДА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ I. ВВЕДЕНИЕ Предоставленные документы Вступительные заявления I. эКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика - Система валютного обмена и платежей - Инвестиционный режим - Государственная собственность, государственные торговые организации и приватизация (а) Приватизация (б) Принадлежащие государству и контролируемые государством предприятия, предприятия со специальными и эксклюзивными привилегиями - Политика ценообразования - Политика в области конкуренции III. МЕХАНИЗМ ВЫРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ - Полномочия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти - Евразийский Экономический Соююз между Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Беларусь (а) Правовые основы создания таможенного союза (b)Структура Таможенного союза и компетенция в области торговли (c)Высший Евразийский Экономический Совет (d)Евразийский Межправительственный Совет (е)Евразийская Экономическая Комиссия (f)Совет Евразийской Экономической Комиссии (g) Коллегия Евразийской Экономической Комиссии (h)Принятие решений органами Таможенного Союза (i) Суд Евразийского Экономического Союза (j)Транспарентность (k)Исполнение обязательств ВТО в рамках правового режима ТС - Государственные органы, ответственные за формирование и реализацию политики во внешней торговле. Право на апелляцию IV.ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ -Регистрационные требования для осуществления операций по импорту и экспорту - (a) Этиловый спирт и алкогольная продукция - (б) Лекарственные средства - (в) Продукты, содержащие криптографические свойства, включая товары, содержащие шифровальные средства и специальные технические средства 122 - (г) Заключение А. ИМПОРТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ -Обычные таможенные пошлины - Другие пошлины и сборы - Тарифные льготы - Тарифные квоты - Платежи и сборы за оказанные услуги -Применение внутренних налогов к импорту - Количественные ограничения на импорт, включая запреты, квоты и системы лицензирования. - (а) Количественные ограничения на импорт, включая запреты и квоты - (б) Импортное лицензирование - Таможенная стоимость - Правила определения страны происхождения товаров - Прочие таможенные формальности - Предотгрузочная инспекция - Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры - (а) Переходный режим - (б) Режим, установленный в соответствии с Договором о ЕАЭС В. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА - Таможенные пошлины, платежи и сборы, взимаемые за предоставляемые услуги, применение внутренних налогов на экспорт - Количественные ограничения на экспорт, включая запреты и квоты - Экспортное лицензирование C.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ВЛИЯЮЩАЯ НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ -Индустриальная политика, включая промышленные субсидии - Технические барьеры в торговле, стандарты и сертификация (а) Законодательная база (b) Организации (с) Технические регламенты, международные и национальные стандарты, и процедуры оценки соответствия - (i) Технические регламенты - (ii) Технические требования, не предусмотренные Законом № 603 «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года - (iii) Добровольные национальные и международные стандарты - (iv) Отмена обязательных национальных стандартов Казахстана - (v) Процедуры оценки соответствия, включая аккредитацию органов по оценке соответствия (d) Транспарентность - Санитарные и фитосанитарные меры (а) Законодательная База (b) Уполномоченные органы, ответственные за регулирование торговли сельскохозяйственными продуктами - (i) Компетентные органы ЕАЭС и их полномочия - (ii) Национальные компетентные органы (c) Разработка технических регламентов/Обязательные требования к СФС (d)Торговля товарами, подлежащими ветеринарному контролю - (i) Ветеринарные сертификаты - (ii) Одобрение, регистрация и проверка предприятий - (iii) Разрешения на импорт - (iv) Разрешение на транзит (e) Торговля товарами, подлежащих фитосанитарному контролю (f)Защита здоровья человека (g)Соответствие СФС режима с отдельными положениями Соглашения ВТО по СФС - (i) Гармонизация с международными стандартами и нормами - (ii) Оценка риска - (iii) Регионализация - (iv) Эквивалентность - (v) Недискриминация (h)Прозрачность, уведомления и полномочия Информационного центра (i) Соразмерность, необходимость и разумность (j) Заключение - Инвестиционные меры, связанные с торговлей - Свободные зоны, Специальные экономические зоны - (а) Регулирование СЭЗ в ЕАЭС -(б) Национальное законодательство по СЭЗ - (в) Таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан - (г) Таможенный режим «Свободный склад» - Государственные закупки - Транзит - Встречная торговля и бартерные операции - Политика сельского хозяйства - (а) Импорт - (б) Экспорт - (в) Внутренняя политика - Торговля в области гражданской авиации V. РЕЖИМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЙ С ТОРГОВЛЕЙ -Общие положения -Охрана объектов промышленной собственности -Органы, ответственные за политику в области охраны прав интеллектуальной собственности -Участие в международных конвенциях по интеллектуальной собственности - Применение национального режима и режима наибольшего благоприятствования в отношении иностранных граждан - Налоги и сборы -СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ, ВКЛЮЧАЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ -Авторское право и смежные права - Товарные знаки, включая знаки обслуживания - Географические указания, включая название страны происхождения - Промышленные образцы - Патенты - Защита сортов растений - Топологии интегральных микросхем - Требования по закрытой информации, включая коммерческую тайну и данные испытаний - ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА - Судебные гражданско-правовые процедуры и решения -Временные меры - Административные процедуры и средства - Специальные пограничные меры - Уголовные процедуры VI. ПОЛИТИКА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ТОРГОВЛЮ УСЛУГАМИ VII.ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ - Публикация информации, касающейся торговли - Уведомления VIII.ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 (а) Приложение 3 (б) ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (В) ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Г) Приложение 3 (д) ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Е) Приложение 3 (ж) Приложение 4 Приложение 5 (А) Приложение 5 (Б) Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 (А) Приложение 14 (Б) Приложение 15 (А) Приложение 15 (Б) Приложение 15 (В) Приложение 15 (Г) Приложение 16 Приложение 17 (а) Приложение 17 (б) Приложение 18 (б) Приложение 19 (б) Приложение 20 (б) Приложение 21 (б) Приложение 22 (А) Приложение 22 (б) Приложение 22 (В) Приложение 23 Приложение 24 Приложение
1. Правительство Республики Казахстан (далее именуемое как Казахстан) подало заявку (WT/ACC/KAZ/1) о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) 29 января 1996 года. 6 февраля 1996 года Генеральный Совет на заседании учредил Рабочую группу для рассмотрения заявки Правительства Республики Казахстан о вступлении в ВТО в соответствии со Статьей XII Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (документ WT/GC/M/10). Сфера компетенции и состав Рабочей группы представлены в документе WT/ACC/KAZ/2/Rev.40. 2. Заседания Рабочей группы проведены 19-20 марта и 9 октября 1997 года под председательством Его Превосходительства Г-на Б.Экблома (Финляндия), 9 октября 1998 года, 12-13 июля 2001 года и 13 декабря 2002 года - под председательством Его Превосходительства Г-на П.Хухтаниеми (Финляндия), 4 марта 2004 года;3 ноября 2004 года, 7 июня 2005 года;1 ноября 2006 года и 17 июля 2008 года - под председательством Его Превосходительства Г-на В.Химанена (Финляндия); 18 апреля 2012 года под председательством Его Превосходительства Г-на Х.Химанена (Финляндия); и 24 июля 2012 года, 5 октября 2012 года, 10 декабря 2012 года, 20 марта 2013 года, 6 июня 2013 года, 23 июля 2013 года, 11 октября 2013 года, 23 июля 2014 года, 26 сентября 2014 года [...] под председательством Его Превосходительства Г-на В.Химанена (Финляндия).
3. В качестве основы для обсуждения Рабочая группа опиралась на Меморандум о внешнеторговом режиме Республики Казахстан (WT/ACC/KAZ/3, WT/ACC/KAZ/3/Доп.1), Обзор внешнеторгового режима Республики Казахстан (WT/ACC/KAZ/40), вопросы по внешнеторговому режиму Республики Казахстан, представленные членами Рабочей группы, вместе с ответами на них (WT/ACC/KAZ/6, WT/ACC/KAZ/6/Доп.1, WT/ACC/KAZ/6/Доп.2, WT/ACC/KAZ/10, WT/ACC/KAZ/11, WT/ACC/KAZ/14, WT/ACC/KAZ/22, WT/ACC/KAZ/37, WT/ACC/KAZ/37/Доп.1, WT/ACC/KAZ/37/Доп.2, WT/ACC/KAZ/37/Доп.3, WT/ACC/KAZ/37/Доп.3/Корр.1, WT/ACC/KAZ/50, WT/ACC/KAZ/50/Корр.1, WT/ACC/KAZ/57, WT/ACC/KAZ/63, WT/ACC/KAZ/66, WT/ACC/KAZ/67, WT/ACC/KAZ/70, WT/ACC/KAZ/71, WT/ACC/KAZ/72, WT/ACC/KAZ/75, WT/ACC/KAZ/77, WT/ACC/KAZ/78, WT/ACC/KAZ/83, WT/ACC/KAZ/87), и другую информацию, представленную уполномоченными органами Республики Казахстан (WT/ACC/KAZ/8, WT/ACC/KAZ/12, WT/ACC/KAZ/17, WT/ACC/KAZ/19, WT/ACC/KAZ/24, WT/ACC/KAZ/25, WT/ACC/KAZ/26, WT/ACC/KAZ/27/Ред.1, WT/ACC/KAZ/28, WT/ACC/KAZ/29, WT/ACC/KAZ/30, WT/ACC/KAZ/31, WT/ACC/KAZ/32/Ред..2, WT/ACC/KAZ/34/Ред.3, WT/ACC/KAZ/35, WT/ACC/KAZ/41, WT/ACC/KAZ/43/Ред.1, WT/ACC/KAZ/44, WT/ACC/KAZ/45, WT/ACC/KAZ/46, WT/ACC/KAZ/47, WT/ACC/KAZ/48, WT/ACC/KAZ/51, WT/ACC/KAZ/52, WT/ACC/KAZ/53, WT/ACC/KAZ/54, WT/ACC/KAZ/55, WT/ACC/KAZ/58/Rev.3, WT/ACC/KAZ/59, WT/ACC/KAZ/60/Ред.2, WT/ACC/KAZ/61/Ред.1, WT/ACC/KAZ/64, WT/ACC/KAZ/65, WT/ACC/KAZ/73/Ред.8, WT/ACC/KAZ/74 и WT/ACC/KAZ/88), включая тексты законодательных актов и прочие документы, перечисленные в Приложении 1.
Вступительные заявления 4. Представитель Казахстана напомнила, что Республика Казахстан объявила о своей независимости 16 декабря 1991 года. Казахстан с тех пор реализовал программу структурных реформ с целью обеспечить переход к рыночной экономике и устойчивый экономический рост. Значительный прогресс был достигнут в таких важных областях, как торговля и либерализация цен, приватизация, конкуренция и налогово-бюджетной и денежно-кредитной реформах. 5. Основа программы реформ Казахстана состояла из нормативно-правового режима, основанного на международно признанных стандартах и благоприятного для торговли и инвестиций. В частности, Казахстан либерализировал свой торговый режим путем снижая требования лицензирования импорта и экспорта к ограниченному числу товаров; и отмены монополии государственной торговли и нетарифных барьеров для торговли, таких как импортные и экспортные квоты. В сфере доступа на рынок услуг, Казахстан создал нормативно-правовую базу, которая устранила барьеры для входа на рынок и гарантировала честную конкуренцию. 6. Ключевое торгово-инвестиционное законодательство придерживается принципов ВТО, применяя недискриминационный режим к продуктам и услугам, независимо от их происхождения и национальный режим в отношении иностранных инвесторов. Таможенный кодекс был основан на нормах ВТО и Всемирной таможенной организации, тем самым обеспечивая прозрачность таможенных процедур и своевременную обработку товаров. Правительство Казахстана также предпринимает важные шаги по приведению своего законодательства в соответствие с нормами ВТО, в первую очередь, в сферах технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, защиты прав интеллектуальной собственности, лицензирования импорта и т.д. 7. Казахстан готов стать членом ВТО и полностью интегрироваться в многостороннюю торговую систему. Эта готовность была выражена, когда Правительство Республики Казахстан подала официальную заявку на вступление в ВТО 29 января 1996 года. 8. Члены Рабочей группы приветствовали заявление Республики Казахстан о присоединении к ВТО и заявили о своей полной поддержке процессу вступления в ВТО. Члены Комитета признали сферу реформ и шагов, предпринятых правительством Казахстана в целях создания рыночной экономики и ее твердую приверженность к интеграции в многостороннюю торговую систему. Они также отметили, что Казахстан играет важную роль в торговых потоках на Евразийском континенте и, следовательно, его членство укрепит Организацию и мировую экономику. 9. Рабочая группа рассмотрела экономическую политику и вненеторговый режим Казахстана и возможные условия проекта Протокола о присоединении. Мнения, выраженные членами Рабочей группы и различные аспекты внешнеторгового режима Казахстана, а также сроки и условия вступления Казахстана в ВТО, приведены в пунктах 10 и 1176 ниже. - Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика 11. В соответствии с Законом № 2155 «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 (с изменениями от 5 июля 2012 года), основной целью денежной политики НБРК является обеспечение стабильности цен. Для ее выполнения на НБРК возложены задачи по: (i) разработке и проведению денежно-кредитной политики государства; (ii) обеспечению эффективного функционирования платежных систем; (iii) осуществлению валютного регулирования и валютного контроля; (iv) содействие обеспечению стабильности финансовой системы; (v) регулированию, контролю и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями; (vi) защита прав и интересов потребителей финансовых услуг; (vii) ведение статистической деятельности в денежно-кредитной сфере и во внешнем секторе, а также другие задачи в соответствии с законами Казахстана и актами Президента. НБРК осуществляет также функции кредитора последней инстанции и вправе осуществлять другие операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по решению Правления НБРК. C 1998 года не осуществлялось финансирование НБРК дефицита государственного бюджета. 12. В целях реализации денежно-кредитной политики НБРК предоставляет займы банкам второго уровня; принимает депозиты в национальной и иностранной валюте; осуществляет интервенции на валютном рынке; выпускает краткосрочные ноты; проводит операции с ценными бумагами на открытом рынке; и осуществляет переучет коммерческих векселей. НБРК проводит денежно-кредитную политику путем установления официальной ставки рефинансирования, уровней ставок вознаграждения по основным операциям и минимальных резервных требований. 13. В 2011 году инфляция в Республике Казахстан составила 7,4 %. В 2012 году НБРК определил приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен и поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам. 14. В целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков НБРК используются нормативы минимальных резервных требований. В исключительных случаях, при невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования, НБРК вправе установить прямые количественные ограничения для отдельных видов операций. С момента введения в 1993 году национальной валюты НБРК не устанавливал максимальные ставки и с 1995 года не устанавливал ограничения на объемы кредитов. 15. Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков также остаются краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в НБРК. Краткосрочные ноты НБРК - государственные ценные бумаги, эмитируемые НБРК. Эмиссия краткосрочных нот направлена на формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года. В 2011 году ситуация с ликвидностью на денежном рынке кардинально не меняется. Сроки обращения краткосрочных нот сохраняются на существующем уровне - 3, 6 и 9 месяцев 16. В ответ на вопросы о валютном режиме представитель Казахстана отметила, что с 1 января 2007 года прежняя разрешительная процедура по валютным операциям была полностью отменена. Существующие режимы валютного регулирования (регистрация и уведомление) не ограничивают проведение валютных операций и имеют своей целью статистический мониторинг за валютными операциями. Приоритетным направлением в отношении дальнейшего совершенствования валютного режима и валютного контроля является упрощение требований к проведению резидентами валютных операций, в том числе при осуществлении резидентами операций с иностранными активами. Для контроля рисков, связанных с валютными операциями, Казахстан будет принимать меры в направлении повышения эффективности пруденциального регулирования и управления рисками в банках, накопительных пенсионных фондах и страховых компаниях. 17. Некоторые члены Рабочей группы попросили представителя Казахстана прояснить термин «резидент» для режима регистрации и уведомлений. В ответ представитель Казахстана пояснила, что в соответствии со Статьей 1 Закона № 57-III «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года, резидентами являются: (i) граждане Республики Казахстан, в том числе временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе Республики Казахстан за ее пределами, за исключением граждан Республики Казахстан, имеющих документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, выданный в соответствии с законодательством этого государства; (ii) иностранцы и лица без гражданства, имеющие документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан; (iii) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и за ее пределами; и (iv) дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Казахстан, находящиеся за пределами Республики Казахстан. Соответственно, нерезидентами являются все физические и юридические лица, их филиалы и представительства, не отнесенные к резидентам. Она добавила, что требования регистрации и уведомления распространяются только на резидента - участника сделки (и не распространяются на нерезидента).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |