Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.05.2020 г.)
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Закон
Республики Казахстан


О государственном аудите и финансовом контроле

изменениями и дополнениями по состоянию на 30.05.2020 г.)

 

См. о внесении изменений:

Закон РК от 03.07.19 г. № 262-VI (вводятся в действие с 1 января 2022 г.);

Закон РК от 29.06.20 г. № 351-VI (вводится в действие с 1 июля 2021 г.);

Закон РК от 03.07.20 г. № 358-VI (вводятся в действие с 7 июля 2021 г.; с 1 января 2022 г.)

 

См.: распоряжение Премьер-Министра РК от 18 декабря 2015 года № 139-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного аудита и финансового контроля»

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле

Статья 3. Государственный аудит

Статья 4. Показатели государственного аудита

Статья 5. Финансовый контроль

Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля

Статья 7. Классификатор нарушений

Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля

Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроля

Статья 11. Исключена

Статья 12. Компетенция Счетного комитета

Статья 13. Компетенция ревизионной комиссии

Статья 14. Компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту

Статья 15. Компетенция службы внутреннего аудита

Статья 16. Совет по государственному аудиту и рискам

Глава 3. ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

Статья 17. Процедура проведения государственного аудита

Статья 18. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий год

Статья 19. Признание результатов государственного аудита

Статья 20. Аудиторские доказательства

Статья 21. Требования органов государственного аудита и финансового контроля

Статья 22. Документы, принимаемые по результатам государственного аудита

Статья 23. Особенности аудиторского отчета по финансовой отчетности

Статья 24. Контроль качества

Статья 25. Мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита и финансового контроля

Глава 4. ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Статья 26. Экспертно-аналитическая деятельность уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроля

Статья 27. Предварительная оценка

Статья 28. Текущая оценка

Статья 29. Последующая оценка

Статья 30. Камеральный контроль

Статья 31.Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля

Статья 32. Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объектов государственного аудита

Статья 33. Анализ результатов государственного аудита и финансового контроля

Статья 34. Международное сотрудничество

Статья 35. Единая база данных по государственному аудиту и финансовому контролю

Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Статья 36. Права и обязанности должностных лиц органов государственного аудита и финансового контроля

Статья 36-1. Права и обязанности ассистента государственного аудитора

Статья 37. Права и обязанности руководителя объекта государственного аудита

Статья 38. Конфликт интересов

Статья 39. Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, переподготовка и повышение квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроля

Статья 39-1. Квалификационные требования к должностям государственных аудиторов

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА

Статья 40. Состав Счетного комитета

Статья 41. Поступление на государственную службу в Счетный комитет

Статья 42. Гарантии независимости Счетного комитета и его должностных лиц

Глава 7. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Статья 43. Взаимодействие Счетного комитета с Президентом Республики Казахстан

Статья 44. Взаимодействие Счетного комитета с Парламентом Республики Казахстан

Статья 45. Взаимодействие Счетного комитета с Правительством Республики Казахстан

Статья 46. Взаимодействие Счетного комитета с органами государственного аудита и финансового контроля

Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИЙ

Статья 47. Состав и порядок формирования ревизионной комиссии

Статья 48. Полномочия председателя ревизионной комиссии, членов ревизионной комиссии

Статья 49. Организация деятельности ревизионных комиссий

Статья 50. Гарантии независимости ревизионной комиссии и ее должностных лиц

Глава 9. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Статья 51. Взаимодействие ревизионной комиссии с маслихатами

Статья 52. Взаимодействие ревизионной комиссии со Счетным комитетом

Глава 10. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АУДИТУ

Статья 53. Взаимодействие уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту с органами прокуратуры и уголовного преследования

Статья 54. Гарантии независимости уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и его должностных лиц

Глава 11. СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Статья 55. Организация деятельности служб внутреннего аудита

Статья 56. Гарантии независимости службы внутреннего аудита

Статья 57. Система внутреннего контроля

Статья 58. Взаимодействие руководителя государственного органа со службой внутреннего аудита

Глава 11-1. Порядок рассмотрения возражений к аудиторскому отчету или аудиторскому отчету по финансовой отчетности, уведомлению об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту

Статья 58-1. Апелляционная комиссия

Статья 58-2. Порядок и сроки подачи возражения

Статья 58-3. Отказ в рассмотрении возражения

Статья 58-4 Порядок и сроки рассмотрения возражения

Статья 58-5. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения возражения

Статья 58-6. Апелляционное урегулирование споров

Глава 12. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 59. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле

Статья 60. Порядок обжалования правовых актов, действий (бездействия) органов государственного аудита и финансового контроля и (или) их должностных лиц

Статья 60-1. Исключена

Статья 60-2. Исключена

Статья 60-3. Исключена

Статья 60-4. Исключена

Статья 60-5. Исключена

Статья 60-6. Исключена

Статья 61. Переходные положения

Статья 62. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

См. изменения в статью 1 - Закон РК от 03.07.20 г. № 358-VI (вводятся в действие с 7 июля 2021 г.)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.)

1) нарушения - деяния (действия или бездействие), противоречащие нормам законодательства Республики Казахстан, а также актам объектов государственного аудита, принятым для их реализации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.)

2) классификатор нарушений - документ, содержащий перечень видов нарушений, выявляемых в ходе государственного аудита, с указанием нарушенных норм права и соответствующих им видов ответственности, установленных законами Республики Казахстан, а также способов устранения данных нарушений;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) недостатки - деяния (действия или бездействие), создающие условия для возможного допущения нарушений (риск возникновения нарушений);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) финансовый контроль - деятельность, направленная на устранение выявленных в ходе государственного аудита нарушений;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.)

6) государственный аудит - анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства, объектов государственного аудита, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, основанные на системе управления рисками;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее - объекты государственного аудита) - государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 03.07.19 г. № 262-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

См. редакцию, действующую с 1 января 2022 г.

8) государственный аудитор - государственный служащий, имеющий сертификат государственного аудитора, а также служащий уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, осуществляющие государственный аудит и (или) финансовый контроль;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена подпунктом 8-1 в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI; изложен в редакции Закона РК от 03.07.19 г. № 262-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

8-1) ассистент государственного аудитора - государственный служащий, служащий уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, обладающие профессиональными знаниями в области бухгалтерского учета и аудита, имеющие право участвовать в государственном аудите;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) правила профессиональной этики государственных аудиторов (далее - правила профессиональной этики) - единый свод этических правил поведения государственных аудиторов, разрабатываемый и утверждаемый совместно Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) электронный государственный аудит - государственный аудит, осуществляемый дистанционно посредством применения информационных технологий.

См.: Правила электронного внутреннего государственного аудита

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Действие законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле распространяется на объекты государственного аудита, расположенные на территории Республики Казахстан, а также действующие за ее пределами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядках, определяемых первыми руководителями данных органов по согласованию со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 3. Государственный аудит

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на следующие виды:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) внешний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.)

2) внутренний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности объектов государственного аудита, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Государственный аудит подразделяется на следующие типы:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) аудит финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита;

См.: процедурный стандарт «Аудит финансовой отчетности»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) аудит эффективности - оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;

См: процедурный стандарт «Аудит эффективности»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) аудит соответствия - оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Показатели государственного аудита

В зависимости от типа государственного аудита учитываются следующие показатели:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) эффективность - соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) экономичность - минимизация стоимости ресурсов, выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности с сохранением соответствующего качества этих результатов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) продуктивность - получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) результативность - степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) существенность - отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) перспективность - соответствие произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

См. изменения в статью 5 - Закон РК от 03.07.20 г. № 358-VI (вводятся в действие с 7 июля 2021 г.)

Статья 5. Финансовый контроль

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Финансовый контроль осуществляется органами государственного аудита и финансового контроля в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, посредством обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, исполнения предписаний и привлечения к ответственности виновных лиц.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Мерами реагирования финансового контроля являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;
См.: Правила передачи материалов государственного аудита по выявленным правонарушениям при проведении внешнего государственного аудита и финансового контроля

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.)

4) предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Службами внутреннего аудита осуществляются меры реагирования, предусмотренные подпунктом 3) пункта 2 настоящей статьи.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля

Основные принципы государственного аудита и финансового контроля:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) независимость - недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного аудита и финансового контроля при проведении государственного аудита и финансового контроля;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) объективность - проведение государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применение органами государственного аудита и финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) профессиональная компетентность - наличие у государственных аудиторов необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного аудита и финансового контроля, соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) конфиденциальность - обязательство органов государственного аудита и финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного аудита и финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) достоверность - подтверждение результатов государственного аудита аудиторскими доказательствами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) прозрачность - ясность изложения результатов государственного аудита и финансового контроля;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) гласность - публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита и финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) взаимное признание результатов государственного аудита - признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.

См. раскрытие принципов в Общих стандартах государственного аудита и финансового контроля 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. Классификатор нарушений

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. В целях обеспечения единого подхода при классификации выявленных нарушений, а также формировании отчетности о результатах их устранения органы государственного аудита и финансового контроля применяют классификатор нарушений.

Классификатор нарушений разрабатывается и утверждается Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) по согласованию с уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Классификатор нарушений включает в себя следующие виды нарушений:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) финансовые нарушения, повлекшие необоснованное использование бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) нарушения процедурного характера, не повлекшие необоснованного использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Выявленные по результатам государственного аудита и финансового контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании предписания органов государственного аудита и финансового контроля и (или) решения суда.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

См. изменения в статью 8 - Закон РК от 03.07.20 г. № 358-VI (вводятся в действие с 7 июля 2021 г.)

Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Требования к государственному аудиту и финансовому контролю определяются стандартами государственного аудита и финансового контроля.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Стандарты государственного аудита и финансового контроля разделяются на:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) общие стандарты государственного аудита и финансового контроля, которые разрабатываются на основе международных стандартов и содержат основополагающие требования к деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.

Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля разрабатываются Счетным комитетом и утверждаются Президентом Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, содержащие процедурные требования к проведению (процедуре, механизму и методам) государственного аудита и финансового контроля и деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, которые разделяются на:

процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые совместно Счетным комитетом и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту;

процедурные стандарты внешнего государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые Счетным комитетом. Порядок разработки и утверждения процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля определяется Счетным комитетом;

процедурные стандарты внутреннего государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту по согласованию со Счетным комитетом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Стандарты государственного аудита и финансового контроля обязательны к применению органами государственного аудита и финансового контроля, физическими и юридическими лицами, привлеченными к проведению государственного аудита.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Стандарты внутреннего аудита в Национальном Банке Республики Казахстан разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о Национальном Банке Республики Казахстан.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля

Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, Счетным комитетом и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

См. изменения в статью 10 - Закон РК от 03.07.20 г. № 358-VI (вводятся в действие с 7 июля 2021 г.)

Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроля

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Систему органов государственного аудита и финансового контроля составляют:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) Счетный комитет, являющийся высшим органом государственного аудита и финансового контроля;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы (далее - ревизионные комиссии);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) службы внутреннего аудита центральных государственных органов, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках предусмотренной штатной численности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Пункт дополнен подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI

6) службы внутреннего аудита подведомственных территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках штатной численности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI; изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

1-1. Службы внутреннего аудита не создаются в Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, аппарате Совета Безопасности Республики Казахстан, Счетном комитете, Службе государственной охраны Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Уполномоченными органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Счетный комитет и ревизионные комиссии.

Уполномоченными органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля являются уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту и службы внутреннего аудита.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Службы внутреннего аудита не являются юридическими лицами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Внутренний аудит в Национальном Банке Республики Казахстан, включая организацию деятельности службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о Национальном Банке Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 11. Исключена в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.)

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 12. Компетенция Счетного комитета

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Счетный комитет осуществляет аудит эффективности:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) планирования и исполнения республиканского бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан с подготовкой отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету Правительства Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) деятельности объектов государственного аудита;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в части исполнения республиканского бюджета и использования активов государства, а по поручениям Президента Республики Казахстан также по иным направлениям;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) реализации стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) влияния деятельности субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) формирования и управления государственным и гарантированным государством долгом, а также долгом по поручительствам государства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) использования связанных грантов, бюджетных инвестиций, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, и активов государства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора закупок товаров, работ, услуг;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) ценообразования, включая оценку разницы между размером выделенных (затраченных) национальных финансовых ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг и рыночной стоимостью приобретенных товаров, работ, услуг;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) управления активами субъектов квазигосударственного сектора;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

11) налогового и таможенного администрирования;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12) договоров;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

13) в сфере охраны окружающей среды;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

14) в сфере информационных технологий.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Счетный комитет осуществляет аудит соответствия:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) деятельности объектов государственного аудита по использованию средств республиканского бюджета и национальных ресурсов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) достоверности и правильности ведения объектами государственного аудита бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) выполнения государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора условий договоров;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет, взимания поступлений в бюджет, а также правильности возврата, зачета ошибочно (излишне) оплаченных сумм из республиканского бюджета;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) исполнения государственного чрезвычайного бюджета;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) использования средств республиканского бюджета, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, поручительств и активов государства, а также финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) использования активов Национального Банка Республики Казахстан только с согласия или по поручению Президента Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) использования субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств республиканского бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 3 статьи 12 введен в действие с 1 января 2020 года

3. Счетный комитет проводит аудит консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета, аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Счетный комитет:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного аудита;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) запрашивает и анализирует аудиторские отчеты органов государственного аудита и финансового контроля с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны и дает рекомендации по повышению качества государственного аудита;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) осуществляет контроль результатов аудита, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности и настоящим Законом, по вопросам использования бюджетных средств, кредитов, связанных грантов, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) проводит анализ и исследования, осуществляет методологическое руководство в сфере государственного аудита и финансового контроля, реализует программы обучения в области государственного аудита;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) организует переподготовку и повышение квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроля;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) организует деятельность по подтверждению знаний кандидатов в государственные аудиторы, которые будут осуществлять внешний государственный аудит, в соответствии с правилами сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) разрабатывает и утверждает правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, включающие, в том числе, формы документов, принимаемых по итогам государственного аудита, логотипы Счетного комитета и ревизионных комиссий, используемые в соответствующих документах;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) разрабатывает и утверждает правила проведения оценки документов Системы государственного планирования Республики Казахстан, стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

11) разрабатывает и утверждает типовую систему управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12) разрабатывает и утверждает типовое положение о ревизионных комиссиях;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

13) исключен в соответствии с Законом РК от 11.01.18 г. № 135-VI (см. стар. ред.)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

14) разрабатывает и вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан положение о Счетном комитете;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

15) координирует систему управления рисками уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту, служб внутреннего аудита, входящих в систему органов государственного аудита и финансового контроля;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

16) обеспечивает развитие, функционирование единой базы данных по государственному аудиту и финансовому контролю в целях обмена информацией с органами государственного контроля и надзора, иными государственными органами, объектами государственного аудита, а также проведения электронного государственного аудита и утверждает правила формирования и ведения единой базы данных государственного аудита и финансового контроля и пользования ее данными;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

17) вносит рекомендации по совершенствованию бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, в том числе в области обеспечения национальной безопасности, разрабатывает и согласовывает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам государственного аудита и финансового контроля;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

18) принимает правовые акты для координации работы уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, в том числе по взаимодействию с другими государственными органами или организациями;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

19) размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

20) оказывает методическую помощь ревизионным комиссиям;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

21) представляет от имени ревизионных комиссий их интересы во взаимодействии с центральными государственными органами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

22) по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан вносит маслихатам областей, городов республиканского значения, столицы представление на назначение председателя ревизионной комиссии;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

23) издает периодические сборники принятых им актов, бюллетени, журналы и другие издания;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

24) осуществляет оценку деятельности органов государственного аудита и финансового контроля;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

25) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 13. Компетенция ревизионной комиссии

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Ревизионная комиссия в пределах соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет аудит эффективности:

;