|
|
|
Некоторые вопросы разрешения споров между инвесторами и государственными органами
Рашид Гайсин, партнер, руководитель юридической практики KPMG в Казахстане и Центральной Азии Халел Туганбаев, менеджер юридической практики KPMG в Казахстане и Центральной Азии Динара Курмангалиева, консультант юридической практики KPMG в Казахстане и Центральной Азии
29 июня 2020 года был принят новый Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - «АППК»), вступающий в силу с 1 июля 2021 года. В целях приведения законодательных актов в соответствие с новым АППК был принят Закон Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 351-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан», которым, среди прочих изменений и дополнений в законодательство, исключены главы 27-29 из Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года (далее - «ГПК»). Так, дела по спорам о правах, вытекающих из публичных правоотношений, в том числе, между инвесторами и государственными органами, переходят из разряда гражданских дел в разряд административных дел, c определенными исключениями. В настоящей статье рассмотрены некоторые вопросы разрешения споров между инвесторами и государственными органами, возникающие в связи со вступлением в силу нового АППК. Данная статья подготовлена в формате «вопрос-ответ», носит информационно-аналитический характер и не является юридической консультацией.
1. Какие споры будут рассматриваться в порядке административного судопроизводства?
В порядке административного судопроизводства будут рассматриваться публично-правовые споры, за исключением споров о правовых актах, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Совета Республики Казахстан, и судебных дел, порядок производства которых предусмотрен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан (далее - «РК») и законодательством РК об административных правонарушениях.[1] При этом положения ГПК также будут применяться в административном судопроизводстве, если иной порядок не предусмотрен АППК.[2] Учитывая, что с 1 июля 2021 года главы 27-29 исключаются из ГПК, дела, рассматриваемые в порядке гражданского судопроизводства по правилам особого искового производства, за исключением дел об оспаривании законности нормативных правовых актов, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.[3]
2. В каком порядке сейчас рассматриваются споры между инвесторами и государственными органами?
В настоящее время споры между инвесторами и государственными органами, возникающие из публично-правовых отношений рассматриваются в порядке главы 29 ГПК как дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих. При этом, нужно отметить, что если речь идет об административных или уголовных правонарушениях, то такие дела рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством соответственно.
3. В каком порядке будут рассматриваться споры между инвесторами и государственными органами после вступления АППК в законную силу?
По правилам АППК будут рассматриваться и разрешаться споры между инвесторами и государственными органами, вытекающие из публично-правовых отношений, за исключением споров и судебных дел, вышеупомянутых в ответе на первый вопрос, а споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, будут рассматриваться в порядке, установленном ГПК. Однако данная классификация имеет определенные особенности, которые рассматриваются подробнее в вопросах 4-6.
4. Какие виды споров между инвесторами и государственными органами установлены гражданским процессуальным законодательством?
Можно выделить следующие споры между инвесторами и государственными органами по гражданскому процессуальному законодательству:
При этом понятия «инвестиционный спор» и «инвестиционная деятельность» определены Предпринимательским кодексом РК. Так, под инвестиционным спором понимается такой спор, который вытекает из договорных обязательств между инвесторами, в том числе крупными инвесторами, и государственными органами в связи с их инвестиционной деятельностью.[4] Инвестиционной деятельностью признаются следующие виды деятельности физических и юридических лиц: — по участию в уставном капитале коммерческих организаций; — по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности; — по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.[5]
Данные положения Предпринимательского кодекса далеки от совершенства и в целях уточнения понятия инвестиционного спора Верховный Суд РК (далее - «ВС») опубликовал на своем сайте документ, в котором пояснил, что инвестиционными признаются следующие виды споров: 1) споры, связанные с заключением, изменением и расторжением договоров на осуществление инвестиций; 2) споры, связанные с исполнением инвестором налоговых, таможенных, социальных, экологических и иных обязательств, вытекающих из договора на осуществление инвестиции, в том числе об оспаривании инвестором начисленных в рамках договора сумм; 3) споры об обжаловании инвестором действий (бездействия) государственного органа в ходе проведения проверки соблюдения условий договора на осуществление инвестиций; 4) споры, связанные с возвратом имущества, предоставленного инвестору в качестве государственного натурного гранта либо взысканием государственным органом его стоимости при досрочном прекращении действия договора на осуществление инвестиций; 5) иные споры, как по искам инвесторов, так и по искам государственных органов, связанные с исполнением взаимных обязательств по договору на осуществление инвестиций.[6]
5. Зачем нужно устанавливать природу взаимоотношений между инвесторами и государственными органами и возникшего спора?
Установление природы взаимоотношений между инвестором и государственным органом, а также природы возникшего между ними спора играет определяющую роль при установлении порядка судопроизводства и подсудности.
Учитывая довольно тесную взаимосвязь между административными и гражданскими инвестиционными спорами, а также высокие показатели возврата судами заявлений как инвесторов, так и государственных органов[7], говорящих о сложностях в определении подсудности инвестиционных споров в рамках ГПК, предполагается, что со вступлением в силу АППК появится еще больше неясных ситуаций в вопросах подсудности и порядка судопроизводства.
6. Как будет определяться специальная подсудность дел по спорам между инвесторами и государственными органами после вступления в силу АППК?
Предполагается, что после вступления в силу АППК следующие суды будут рассматривать споры с участием инвесторов и государственных органов по правилам суда первой инстанции:
1) Суд города Нур-Султана: · административное судопроизводство - административные дела по инвестиционным спорам; - иски инвесторов по обжалованию административных актов, административных действий (бездействия) административных органов, должностных лиц, связанные с их инвестиционной деятельностью, с участием: (i) иностранного юридического лица (его филиала, представительства), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории РК; (ii) юридического лица, созданного с иностранным участием в порядке, установленном законодательством РК, ≥50% голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат иностранному инвестору; (iii) инвесторов при наличии заключенного контракта с государством на осуществление инвестиций.[8] · гражданское судопроизводство - гражданские дела по инвестиционным спорам; - иски государственных органов к инвесторам, связанные с инвестиционной деятельностью инвестора, с участием: (i) иностранного юридического лица (его филиала, представительства), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории РК; (ii) юридического лица, созданного с иностранным участием в порядке, установленном законодательством РК, ≥50% голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат иностранному инвестору; (iii) инвесторов при наличии заключенного контракта с государством на осуществление инвестиций.[9]
2) Специализированные районные и приравненные к ним административные суды: - споры, вытекающие из публично-правовых отношений с участием инвестора и не связанные с его инвестиционной деятельностью.[10]
3) Районные (городские) и приравненные к ним суды (в том числе СМЭС): - иные споры, вытекающие из правоотношений с участием инвестора, не связанные с инвестиционной деятельностью, а также споры с участием инвестора, подлежащие рассмотрению в упрощенном производстве.[11]
7. Будет ли ВС рассматривать инвестиционные споры с участием крупного инвестора по правилам суда первой инстанции?
Статья 28 ГПК, предусматривающая подсудность Верховному суду гражданских дел, в том числе, по инвестиционным спорам по искам крупных инвесторов, подлежит исключению из ГПК с 1 июля 2021 года. Поскольку АППК не предусмотрено аналогичное положение, дела по инвестиционным спорам с участием крупного инвестора будут рассматриваться судом города Нур-Султана.
8. Изменятся ли сроки для подачи исков по публично-правовым спорам между инвесторами и государственными органами?
Да, изменятся. В рамках особого искового производства истец вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.[12] По правилам АППК в зависимости от вида иска различаются сроки для их подачи.
АППК различает четыре вида иска в административном судопроизводстве: 1) иск об оспаривании; 2) иск о принуждении; 3) иск о совершении действия; 4) иск о признании.[13]
Так, иски об оспаривании, о принуждении подаются в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы.[14] Срок для предъявления иска о совершении действия в суд составляет один месяц со дня, когда лицу стало известно о совершении действия, а также когда истек срок, установленный законодательством для совершения действия.[15]
Иск о признании предъявляется в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения, однако требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов.[16]
9. Изменятся ли сроки рассмотрения дел по публично-правовым спорам между инвесторами и государственными органами?
Да, изменятся. Гражданские дела особого искового производства рассматриваются и разрешаются судом в срок до одного месяца со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.[17] Дела по правилам АППК будут рассматриваться и разрешаться в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска. При этом, по административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца.[18]
10. Как будут рассматриваться дела по публично-правовым спорам, принятые к производству суда до 1 июля 2021 года?
Рассмотрение дел, находящихся в судах, принятых к производству до введения в действие настоящего Кодекса, осуществляется по правилам процессуального законодательства Республики Казахстан, действовавшего до введения в действие АППК.[19] [1] ч. 7 ст. 3 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [2] ч. 3 ст. 1 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [3] Законом Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 351-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан», среди прочих изменений и дополнений в законодательство, исключены главы 27-29 из Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. [4] п.1 ст. 296 Кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан». [5] п. 3 ст. 274 Кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан». [7] Доклад судьи суда г. Астаны Майкибаевой А.Б. «Споры с участием инвесторов, теория и практика их рассмотрения» (круглый стол на тему «Отдельные вопросы практики рассмотрения инвестиционных споров. Разграничение их подсудности», 3 февраля 2017 года). [8] ч. 3 ст. 102 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [9] ч. 4 ст. 27 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» в редакции, начинающей действовать с 1 июля 2021 года. [10] ч. 2 ст. 102 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [11] ч. 5 ст. 27 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» в редакции, начинающей действовать с 1 июля 2021 года. [12] ч. 1 ст. 294 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан». [13] ч. 1 ст. 131 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [14] ч. 1 ст. 136 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [15] ч. 2 ст. 136 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [16] ч. 3 ст. 136 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [17] ч. 2 ст. 183 Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан». [18] ч. 1 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан». [19] ч. 4 ст. 175 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |