|
|
|
Закон КазССР от 13 ноября 1990 года № 327-XII
Утратил силу в соответствии с Указом Президента РК, имеющего силу закона от 16.10.95 г.; Законом Республики Казахстан от 20.12.04 г. № 12-III
Народ в Казахской ССР осуществляет государственную власть через Советы в лице избранных им депутатов. Депутаты, являясь полномочными представителями народа, признаны выражать и защищать в Советах общественные интересы, руководить делами государства,социально-экономическим развитием, контролировать работу государственного аппарата. Непреложным принципом депутатской деятельности является всемерная забота о нуждах избирателей, народном благосостоянии, укреплении советской демократии, соблюдении прав и свобод граждан. Недопустимо использование депутатом своего статуса в ущерб интересам республики и общества. Цель настоящего Закона состоит в закреплении основ статуса депутатов всех звеньев Советов в Казахской ССР, их важнейших полномочий и гарантий депутатской деятельности, ответственности депутатов перед избирателями или перед избравшими их общественными организациями, создании необходимых условий для эффективной депутатской работы. Статья 1. Участие депутата в осуществлении государственной власти Осуществление Советами государственной власти основывается на участии каждого депутата в работе Советов. Участвуя в работе Советов и их органов, депутаты решают важнейшие вопросы государственного, хозяйственного, социального и национально-культурного строительства, принимают законы и другие решения, содействуют проведению их в жизнь, формируют государственные исполнительные органы и осуществляют контроль за соблюдением законов Казахской ССР и СССР, решений местных Советов. В своей деятельности депутаты руководствуются интересами республики, выражают и защищают интересы своих избирателей, избравших их общественных организаций, учитывая экономические, культурные, национальные и иные особенности республики и административно-территориального образования. Депутаты строят свою работу в соответствии с законами Казахской ССР и СССР, а также на основе решений соответствующих Советов народных депутатов, добиваются выполнения своих предвыборных программ, наказов избирателей и общественных организаций. Статья 2. Законодательство о полномочиях депутатов в Казахской ССР Полномочия народных депутатов в Казахской ССР определяются Конституцией Казахской ССР, а также настоящим Законом. Статья 3. Срок полномочий депутата Полномочия депутата начинаются со дня его избрания народным депутатом Казахской ССР или в соответствующий местный Совет народных депутатов. Полномочия депутата заканчиваются в день избрания народных депутатов Казахской ССР или местного Совета народных депутатов нового созыва,либо в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона. Статья 4. Взаимоотношения депутата с избирателями или избравшей его общественной организацией, его подотчетность и ответственность перед ними Народный депутат Казахской ССР, депутат местного Совета народных депутатов, избранный от территориального округа, поддерживает связь с избирателями, коллективами и общественными организациями, расположенными на территории избирательного округа. Народный депутат Казахской ССР, избранный от общественной организации, поддерживает связи с ней, ее первичными организациями, с населением, коллективами предприятий, учреждений, организаций, государственными органами и общественными организациями по месту своего жительства и работы. Избиратели и общественные организации дают наказы своим депутатам. Депутат ответствен перед избирателями либо перед избравшей его общественной организацией и им подотчетен. Статья 5. Взаимоотношения депутата с Советом и его органами Депутат обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его участие в деятельности Совета, образуемых им комитетов, постоянных комиссий, других органов, выполняет поручения Совета и его органов. Совет, комитет или постоянная комиссия, членом которой является депутат, вправе заслушать депутата о его работе в Совете и его органах, а также о выполнении поручений Совета и его органов. В случае невыполнения депутатом своих обязанностей в Совете или его органах, требований депутатской этики вопрос о поведении депутата может быть рассмотрен Советом либо соответствующей комиссией Совета. Президиумы, исполнительные и распорядительные органы соответствующих Советов народных депутатов оказывают депутатам необходимую помощь в их работе, информируют депутатов о деятельности Совета и его органов, экономическом и социальном развитии территории и исполнении бюджета, реализации наказов избирателей и общественных организаций, о мерах, принятых по изучению депутатами советского законодательства, опыта работы Советов, общественного мнения. Статья 6. Участие депутата в работе нижестоящих Советов Депутат вправе участвовать в работе нижестоящих Советов и их органов с правом совещательного голоса. Статья 7 с изменениями, согласно Закону РК от 23.01.93 № 1923-XII Статья 7. Досрочное прекращение полномочий депутата Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских обязанностей, либо в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также в случаях утраты депутатом гражданства Казахской ССР, гражданства СССР, выезда на жительство за пределы Республики Казахстан, не связанного с ее интересами. Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата об отставке ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий. Полномочия народного депутата Казахской ССР, депутата местного Совета народных депутатов прекращаются досрочно также вследствие отзыва его избирателями или избравшей его общественной организацией. II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В СОВЕТЕ Статья 8. Участие депутата в сессиях Совета и заседаниях его органов На сессиях Верховного Совета Казахской ССР и местных Советов депутаты рассматривают и решают вопросы, отнесенные соответственно к ведению этих представительных органов государственной власти. Депутат обязан участвовать в работе Совета и его органов, в состав которых он избран. В случае невозможности прибыть на заседание народный депутат Казахской ССР заблаговременно сообщает об этом в Президиум Верховного Совета Казахской ССР, а депутат местного Совета - в президиум соответствующего Совета либо председателю Совета. Президиум или председатель Совета в сроки, установленные регламентом соответствующего Совета, сообщают депутату о времени и месте проведения сессий, о вопросах, вносимых на их рассмотрение, и представляют ему необходимые материалы по этим вопросам. В отношении депутата, систематически пропускающего без уважительной причины заседания Совета, Совет вправе поставить вопрос перед избирателями или общественными организациями, избравшими депутата, о его отзыве. Статья 9. Полномочия депутата на сессии Совета Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии Совета, в состав которого он избран. Депутат вправе: избирать и быть избранным в органы Совета; высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом; предлагать вопросы для рассмотрения Советом; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету; обращаться с запросом к государственным органам и должностным лицам в установленном законом порядке; вносить в Совет предложения о необходимости проверки исполнения законов Казахской ССР и СССР, других актов Верховного Совета Казахской ССР, решений местных Советов Государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета, о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета; ставить вопрос о доверии составу органов, образованных или избранных соответствующим Советом, а также должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Советом; участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании; выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки; вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Советом актов; знакомить депутатов Совета с обращениями граждан, имеющими общественное значение; знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний соответствующего Совета. Депутат, не выступивший в прениях, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на сессии Совета вопросу. Текст выступления, а также предложения и замечания включаются в протокол сессии. Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии Совета, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии законопроектов, постановлений Верховного Совета, нормативных актов местных Советов. Статья 10. Право законодательной инициативы народного депутата Казахской ССР Народный депутат Казахской ССР обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете Казахской ССР, которое может быть реализовано в форме предложений о внесении изменений в действующие законы Казахской ССР, проектов законов об изменениях действующих законов Казахской ССР, предложений о необходимости разработки нового закона, внесения на рассмотрение Верховного Совета Казахской ССР проектов новых законов Казахской ССР. Предложения и проекты законов об изменениях действующего законодательства, проекты новых законов вносятся в Верховный Совет Казахской ССР с соответствующим обоснованием. Депутатский запрос -официально обращенное к государственному органу или должностному лицу требование депутата дать на сессии Совета обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица. Народный депутат или группа народных депутатов Казахской ССР на сессиях Верховного Совета Казахской ССР имеет право обратиться с запросом к Президенту Казахской ССР, к Председателю Верховного Совета Казахской ССР, к Кабинету Министров Казахской ССР, к руководителям других государственный органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Казахской ССР. Народный депутат или группа народных депутатов Казахской ССР имеет также право обратиться с запросом к руководителям расположенных на территории Казахской ССР предприятий, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению Казахской ССР. Депутат или группа депутатов местного Совета имеет право обратиться с запросом к председателю Совета, к президиуму Совета, к исполнительному Комитету и к руководителям его отделов, управлений, органов территориального общественного самоуправления, предприятий , учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета. Запрос может быть внесен в письменной или устной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на сессии Совета. Государственный орган, должностное лицо, к которым обращен вопрос, обязаны дать по нему устный или письменный ответ на сессии Совета. Письменный ответ на запрос представляется в срок, установленный советом, но не более месяца, и оглашается на сессии. По ответу на запрос могут быть открыты прения. Депутат вправе выразить свое отношение к ответу на запрос. Руководитель государственного органа, должностное лицо, не ответившие на запрос депутата в установленный срок несут дисциплинарную или административную ответственность в соответствии с законодательством Казахской ССР. По ответу на запрос и результатам его обсуждения Совет принимает постановление. Запрос, ответ на него и постановление, принятое по результатам рассмотрения запроса депутата, могут быть опубликованы. Статья 12. Порядок рассмотрения предложений и замечаний депутата, внесенных на сессии Совета Предложения и замечания, высказанные депутатом на сессии Совета или переданные в письменной форме, регистрируются секретариатом сессии и направляются на рассмотрение соответствующим государственным органам, общественным организациям и должностным лицам. Государственные органы и общественные организации, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть это предложения и замечания и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в президиум Совета. Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется комитетами Верховного Совета Казахской ССР, президиумами и постоянными комиссиями местных Советов. Статья 13. Участие депутата в работе органов Совета Депутат, входящий в состав президиума, комитета, постоянной комиссии и других органов Совета, вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение, участвовать в подготовке их к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь решений Совета и его органов, в контроле за их выполнением. Депутат, не согласный с решением органа Совета, в состав которого он входит, праве изложить свою точку зрения на сессии Совета или сообщить о ней в письменной форме председательствующему. Депутат, не входящий в состав комитета или постоянной комиссии Совета, может участвовать на заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением комитета или постоянной комиссии депутат может внести свое предложения в качестве поправок к законопроекту, проекту постановления. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются на сессии Совета и по ним проводится голосование. Статья 14. Участие депутата в выполнении поручений Совета и его органов По поручению Совета или его органов депутат участвует в проверках исполнения законов Казахской ССР и СССР, постановлений Верховного Совета Казахской ССР, постановлений местных Советов государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. О результатах проверок депутат информирует соответствующий Совет или его органы, в случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона или невыполнение постановлений Совета. Статья 15. Депутатское расследование По решению Верховного Совета Казахской ССР, местного Совета народных депутатов может назначаться депутатское расследование. Все государственные органы, должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования, беспрепятственно предоставлять необходимые сведения и документы. Никто не вправе уклоняться от дачи объяснений депутатам, ведущих депутатское расследование. Результаты расследования доводятся до сведения Верховного Совета Казахской ССР, местного Совета народных депутатов. III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ И В ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Статья 16. Права депутата в связи с работой в избирательном округе и в избравшей его общественной организации В целях осуществления своих задач в избирательном округе или в избравшей его общественной организации депутат имеет право: участвовать при рассмотрении в органах государственного управления и органах соответствующих общественных организаций любых вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан в избирательном округе и членов общественной организации; контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций по выполнению ими законов Казахской ССР и СССР, постановлений Верховного Совета Казахской ССР, местных Советов народных депутатов и их органов, требовать от соответствующих органов и должностных лиц устранения выявленных нарушений; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные органы, общественные организации, предприятия, учреждения и организации, лично участвовать в их рассмотрении; проводить собрания, конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами, органами территориального общественного самоуправления и общественными организациями; участвовать в собраниях избирателей, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, а также заседаниях органов территориального общественного самоуправления с правом совещательного голоса. Статья 17. Обязанности депутата в связи с работой в избирательном округе и в избравшей его общественной организации В своем избирательном округе либо в избравшей его общественной организации депутат обязан: защищать права и законные интересы избирателей, членов избравшей его общественной организации,изучать общественное мнение, нужды и запросы населения, общественных организаций, сообщать о них Совету и его органам, вносить предложения и принимать иные меры для их удовлетворения; регулярно информировать население, местные органы избравшей его общественной организации о работе соответствующего Совета народных депутатов, о выполнении программ экономического и социального развития территории, решений Совета, реализации наказов избирателей, а также своей предвыборной программы; способствовать развитию различных форм самоуправления, вовлечению граждан в управление государственными и общественными делами. Статья 18. Рассмотрение депутатом предложений, заявлений и жалоб граждан Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы избирателей, членов избравшей его общественной организации, принимает меры к их разрешению, регулярно ведет прием граждан в населенных пунктах своего избирательного округа, а депутат от общественной организации - членов избравшей его организации по месту своего жительства или работы, в ином месте, определяемом депутатом. По просьбе депутата в проводимом им приеме избирателей обязаны участвовать руководители и другие должностные лица государственных органов общественных организаций, предприятий, учреждений и организаций, от которых зависит решение поставленных перед депутатом вопросов. Депутат изучает причины, порождающие жалобы, и вносит предложения по их устранению в соответствующий Совет, в органы избравшей его общественной организации, в другие государственные органы и общественные организации, предприятия, учреждения и организации. Статья 19. Отчеты народного депутата Казахской ССР перед избирателями и общественными организациями Народный депутат Казахской ССР периодически, но не реже одного раза в год обязан отчитываться о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, наказов перед избирателями , выдвинувшими его кандидатом в депутаты, или перед избравшей его общественной организацией. Отчет депутата может быть проведен также по требованию коллектива или общественной организации, выдвинувших его кандидатом в депутаты, либо по требованию группы избирателей или членов избравшей его общественной организации численностью не менее 300 человек в порядке, установленном Законом Казахской ССР "О выборах народных депутатов Казахской ССР". Отчет депутата проводится на созываемых с этой целью собраниях или конференциях избирателей данного избирательного округа или членов избравшей его общественной организации. Собрание (конференция), на котором заслушивается отчет народного депутата Казахской ССР, принимает решение, содержащее предложения и замечания избирателей депутату, которое доводится до сведения избирателей округа или членов избравшей его общественной организации. Статья 20. Отчеты депутата местного Совета перед избирателями Депутат местного Совета периодически, не но не реже одного раза в год обязан отчитываться о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, наказов, о работе Совета и тех его органов, в которые он избран, перед избирателями, коллективами, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Отчет депутата может быть проведен также по требованию коллектива или общественной организации, выдвинувших его кандидатом в депутаты, либо по требованию группы избирателей численностью не менее 200 человек при отчете депутата областного Совета, 100 человек - депутата районного, городского, районного в городе Совета, 25 человек -депутата городского (города районного подчинения) поселкового сельского, аульного Совета в порядке, установленном Законом Казахской ССР "О выборах депутатов местных Советов народных депутатов Казахской ССР ". Отчеты депутата проводятся на созываемых с этой целью собраниях или конференциях избирателей данного избирательного округа. Собрание (конференция), на котором заслушивается отчет депутата, принимает решение, содержащее предложения и замечания избирателей депутату, которое доводится до сведения избирателей округа. Статья 21. Содействие депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями или членами избравшей его общественной организации Собрания, конференции избирателей и членов общественных организаций для проведения отчетов депутатов и встреч с ними созываются президиумами (председателями) Советов, советами трудовых коллективов, местными органами общественных организации и органами территориального общественного самоуправление. Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями, с членами избравшей его общественной организации. В этих целях президиум (председатель) соответствующего Совета, местные органы общественной организации, администрация и общественные организации, предприятия, учреждения, организации выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями либо членами общественной организации, направляют по приглашению депутата для участия в отчетах и во встречах своих представителей, оказывают другую помощь. Необходимые депутату для отчетов и выступлений справочные и информационные материалы представляются соответственно президиумом (председателем) соответствующего Совета, депутатом которого он является, президиумами (председателями) Советов, расположенных на территории избирательного округа, органами избравшей его общественной организации. Подобные материалы могут быть затребованы депутатом от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Статья 22. Депутатские группы и клубы Для совместной работы в избирательных округах, трудовых коллективах, общественных организациях, для осуществления своих полномочий депутаты могут объединяться в депутатские группы и клубы. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАКАЗАМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Статья 23. Наказы депутатам Наказами являются одобренные предвыборными собраниями или конференциями избирателей округа и принятые депутатом поручения избирателей, а при выборах от общественных организаций - поручения, принятые съездами, конференциями или пленумами их республиканских органов. В качестве наказов народным депутатам Казахской ССР рассматриваются поручения, реализация которых относится к ведению республиканских государственных и общественных органов, а депутатам местных Советов народных депутатов - к ведению соответствующих местных органов. Статья 24. Принятие решений по наказам Советы народных депутатов принимают решения о принятии наказов к исполнению и утверждают сводный план по их реализации. Совет вправе принять мотивированное решение о нецелесообразности выполнения отдельных наказов. Советы народных депутатов учитывают наказы при разработке программ экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам. Меры по их реализации выделяются в программах и бюджете в специальный раздел. Статья 25. Организация выполнения наказов Выполнение наказов, принятых к исполнению Верховным Советом Казахской ССР, обеспечивают Кабинет Министров Казахской ССР, другие республиканские государственные и общественные органы, наказов, принятых к исполнению местными Советами народных депутатов, - их исполнительные и распорядительные, другие местные органы. Контроль за выполнением наказов осуществляется соответствующим Советом народных депутатов, его президиумом, комитетами, постоянными комиссиями, депутатами. Исполнительные и распорядительные органы несут перед соответствующими Советами народных депутатов ответственность за выполнение решений по наказам и не реже одного раза в год докладывают Советам о ходе их реализации. Статья 26. Участие депутата в работе с наказами Депутаты участвуют в разработке и обсуждении мероприятий по реализации наказов, осуществляют контроль за их исполнением. Народный депутат Казахской ССР регулярно информирует избирателей и соответствующие общественные организации, а также Верховный Совет Казахской ССР или его органы о ходе выполнения наказов, а депутат местного Совета - избирателей , а также соответствующие Совета народных депутатов. Статья 27. Гласность в работе к наказами Решения Верховного Совета Казахской ССР, местных Советов народных депутатов, принятые по наказам, подлежат обязательному опубликованию. Средства массовой информации освещают ход выполнения наказов избирателей и общественных организаций. V. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 28. Материально-техническое обеспечение депутатской деятельности Для участия в работе Верховного Совета Казахской ССР, местного Совета народных депутатов, их комитетов и постоянных комиссий, депутатских групп президиум соответствующего Совета обеспечивает депутатам возможность пользоваться помещениями, библиотечными фондами и архивами Совета, средствами связи и транспорта, электронно-вычислительной, копировально-множительной и печатной техникой, имеющейся в Совете. Для осуществления депутатских полномочий в избирательных округах президиумы местных Советов народных депутатов предоставляют депутатам отдельное и оснащенное средствами связи помещение, транспорт, средства копировально-множительной и печатной техники. Депутаты в обязательном порядке обеспечиваются гостиницами. Государственные органы, общественные организации, предприятия, учреждения и организации содействуют Совету в использовании имеющейся у них электронно-вычислительной, копировально-множительной и печатной техники для обеспечения депутатской деятельности, а также оказывают содействие депутатам в организации их поездок по избирательному округу, в предоставлении им транспорта при осуществлении депутатских полномочий. Статья 29. Право депутата на получение информации. Обеспечение депутатов консультациями и юридической помощью Президиум (председатель) Совета обеспечивает депутата документами, принятыми Верховным Советом Казахской ССР или местным Советом народных депутатов, а также официально распространяемыми информационными и справочными материалами Совета и его органов, других государственных органов и общественных организаций. Президиум, исполнительный комитет Совета, руководители и должностные лица других государственных органов и общественных организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, обязаны по просьбе депутата обеспечить его консультациями специалистов по вопросам , связанным с депутатской деятельностью , и предоставить безотлагательно, а при отсутствии такой возможности - не позднее чем в месячный срок необходимую ему информацию. Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в органах печати, учреждаемых соответствующим Советом народных депутатов или избравшей его общественный организацией, по телевидению и радио. Редактирование представленных депутатом материалов не допускается без его согласия. Президиум, исполнительные и распорядительные органы Совета, администрация предприятий, организаций, научных юридических учреждений, учебных заведений , правоохранительные органы оказывают депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности. Статья 30. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения расположенных на территории Совета государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений и организаций, а также правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами. Порядок посещения депутатом организаций, деятельность которых связана с государственной и иной охраняемой законом тайной, устанавливается законом. Статья 31. Право депутата требовать устранения нарушения законности Встретившись с нарушением прав и охраняемых законом интересов граждан или иным нарушением законности депутат как представитель государственной власти вправе на месте потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь такие нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом или по его требованию - представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа. Должностные лица государственных органов и общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций, а также работники милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения и при необходимости для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. В случае непринятия соответствующих мер должностные лица несут дисциплинарную , административную или уголовную ответственность в установленном законом порядке. Статья 32. Защита прав, чести и достоинства депутата Казахская ССР гарантирует каждому депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство. Публичное оскорбление депутата, а равно клевета в отношении его, а также воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, влекут ответственность в соответствии с законодательством Казахской ССР вплоть до уголовной. Должностные лица государственных органов и общественных организаций, предприятий, учреждений и организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, предоставляющие ему заведомо ложную информацию , нарушающие гарантии депутатской деятельности, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Казахской ССР вплоть до уголовной. Статья 33. Депутатская неприкосновенность Народный депутат Казахской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Казахской ССР. Уголовное дело в отношении народного депутата Казахской ССР может быть возбуждено только Генеральным прокурором Казахской ССР. Депутат областного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского, аульного Совета народных депутатов не может быть на территории соответствующего Совета привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета. Получение согласия на привлечение депутата местного Совета народных депутатов к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, не требуется, если преступление или административное правонарушение совершено депутатом вне территории того Совета, в состав которого он избран. Уголовное дело в отношении депутата областного Совета может быть возбуждено Генеральным прокурором Казахской ССР или прокурором области, депутата районного, городского, районного в городе , поселкового, сельского аульного Совета - прокурором области, района, города, района в городе. Не допускается задержание и привод депутата, а также досмотр его личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения. Депутат после истечения срока своих полномочий в Совете может быть привлечен к ответственности за предъявленное ему обвинение в нарушении закона, допущенное в период исполнения депутатских полномочий, только в порядке, предусмотренном статьей 34 настоящего Закона. Статья 34. Порядок получения согласия Совета на привлечение депутата к ответственности Для получения согласия Совета на привлечение депутата к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, соответствующий прокурор вносит в Совет представление. Оно может быть внесено и вышестоящим прокурором. Представление вносится перед предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест или направлением дела об административном правонарушении в суд. Вышестоящий прокурор может отозвать представление о получении согласия на привлечение депутата к ответственности, внесенное в Совет нижестоящим прокурором. Совет рассматривает представление не позднее чем в месячный срок и может запросить от прокурора дополнительные материалы.Совет принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора. Совет при наличии оснований может пересмотреть свое решение. Депутат вправе участвовать в рассмотрении Советом вопроса о его неприкосновенности. При несогласии с решением местного Совета народных депутатов вышестоящий прокурор вправе войти соответственно в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения и передаче вопроса на повторное рассмотрение соответствующего Совета. С представлением об отмене решения городского (города районного подчинения), поселкового, сельского, аульного Совета и о передаче вопроса на повторное рассмотрение вправе войти соответственно в районный, городской, районный в городе Совет также районный или городской, районный в городе прокурор. Если Совет подтвердит первоначальное решение, вопрос может быть решен по существу областным Советом народных депутатов по представлению прокурора области. Если представление прокурора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотрено местным Советом народных депутатов в месячный срок, вышестоящий Совет по представлению соответствующего или вышестоящего прокурора принимает меры к обеспечению незамедлительного его рассмотрения. Прокурор, внесший представление в Совет, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Совету о результатах расследования или рассмотрения дела. Статья 35. Охрана трудовых прав депутата, прав депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан,служба которых регулируется уставами и положениями Депутат в период своих полномочий, а также в течение двух лет после их окончания не может быть по инициативе администрации или профсоюзного комитета уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без предварительного согласия Совета. За супругой (супругом) народного депутата, уволенной (уволенным) в связи с переездом депутата в другую местность для выполнения им своих депутатских полномочий в Совете или его органах на постоянной основе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняется стаж работы (службы) по специальности, стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, предусматривающих данную льготу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |