|
|
|
Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 10 июня 1991 АРХИВНЫЙ ОРИГИНАЛ Утратил силу в соответствии с Законом РК № 76-1 от 28 февраля 1997 г. Настоящий Закон определяет основные правовые условия и гарантии инвестиционной деятельности на территории Казахской ССР, порядок государственного регулирования, а также полномочия и обязанности государственных органов Казахской ССР и субъектов инвестиционной деятельности. Закон направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия 1. Инвестиции - все виды вложений финансовых и материально-технических средств, а также имущественные права и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли, социального, экономического, экологического и научно-технического эффекта. Инвестиции могут осуществляться в советской и иностранной валюте, а также в натурально - вещественной и смешанной форме. Основными видами инвестиций являются: - движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности); - денежные средства, целевые банковские вклады, акции, облигации и другие ценные бумаги и банковские депозиты; - имущественные права, вытекающие из авторского права; - "ноу-хау", опыт и другие интеллектуальные ценности; - права пользования землей и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права; - другие виды инвестиций. Инвестиции в воспроизводство основных фондов могут осуществляться в форме капитальных вложений. 2. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных инвестиций. 3. Инвестиционная деятельность - совокупность практических действий непосредственных участников общественного воспроизводства по реализации инвестиций различных видов и форм. Статья 2. Субъекты инвестиционной деятельности 1. Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности в Казахской ССР , независимо от форм собственности, могут быть: - граждане Казахской ССР, других союзных республик, иностранные граждане, а также лица без гражданства, кроме ограниченных в правоспособности в установленном законом порядке; - юридические лица Казахской ССР, Союза ССР, союзных республик и иностранных государств и международные организации; - государственные органы Казахской ССР, Союза ССР, союзных республик и иностранные государства. 2. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности. 3. Участники инвестиционной деятельности обеспечивают реализацию инвестиций в качестве исполнителей заказов или на основании поручения инвестора. Статья 3. Объекты инвестиционной деятельности 1. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые, модернизируемые и существующие основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства республики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на использование природных ресурсов Казахской ССР для осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Казахской ССР. 2. Запрещается инвестирование в объекты, создание и функционирование которых не отвечают требованиям технической безопасности, экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством Казахской ССР, а также наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Статья 4. Законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность 1. Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности в Казахской ССР, регулируются настоящим Законом, Основами законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, а также другими законодательными актами Казахской ССР. 2. Инвестиционная деятельность регулируется: - субъектов Казахской ССР в других союзных республиках и иностранных государствах - законодательством той республики или страны, на территории которых эта деятельность осуществляется, соответствующими международными договорами, а также специальным законодательством Союза ССР и союзных республик; - иностранных субъектов в Казахской ССР - настоящим Законом и Законом Казахской ССР "Об иностранных инвестициях в Казахской ССР"; - советских и иностранных субъектов в свободных экономических зонах республики - настоящим Законом и Законом Казахской ССР "О свободных экономических зонах в Казахской ССР". РАЗДЕЛ II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 5. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности 1. Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности является договор (соглашение, контракт). Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Казахской ССР, являются исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. Вмешательство государственных органов в осуществление договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности не допускается. 2. Условия договоров, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок действия договоров и в случаях, когда после их заключения законодательством установлены условия, ухудшающие положение субъектов, если они не пришли к соглашению об изменении условий договора. Статья 6. Права субъектов инвестиционной деятельности 1. Субъекты инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности и видов деятельности, имеют равные права по ее осуществлению, которые охраняются законом. 2. Прибыль субъектов инвестиционной деятельности, в том числе в иностранной валюте, после уплаты налогов и выплат по обязательствам, остается в их полном распоряжении. 3. Инвестор имеет право: - по собственной инициативе принимать все решения и осуществлять любые действия по использованию имеющихся в его распоряжении имущественных прав и интеллектуальных ценностей, если они не противоречат действующему законодательству Казахской ССР и обеспечиваются установленной имущественной или иной ответственностью; - самостоятельно определять объемы и направления осуществляемых инвестиций, по своему усмотрению привлекать на договорной основе юридических лиц и граждан, необходимых ему для реализации инвестиций; - владеть, пользоваться и управлять объектами и распоряжаться результатами инвестиций в соответствии с законодательными актами Казахской ССР. По решению инвестора права владения, пользования и управления инвестициями и распоряжения результатами их осуществления могут быть переданы другим юридическим лицам и гражданам на договорной основе в порядке, установленном законом; - приобретать необходимое ему имущество у юридических лиц и граждан непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, если это не противоречит законодательству; - привлекать для инвестирования финансовые средства в виде кредитов, выпуска в установленном законодательством Казахской ССР порядке ценных бумаг и займов. Имущество инвестора может использоваться им в качестве обеспечения его обязательств. В залог принимается только такое имущество, которое находится в собственности заемщика или принадлежит ему на правах полного хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательными актами Казахской ССР. Заложенное имущество при нарушении залоговых обязательств может быть реализовано в установленном законодательством порядке; - осуществлять инвестиционную деятельность в Казахской ССР,других союзных республиках и иностранных государствах. 4. Законодательством Казахской ССР могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой приобретение права собственности на них. 5. Инвестор вправе не представлять финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществления инвестиций.* *Пункт 5 исключен в соответствии с Указом Президента РК от 5 октября 1995 г. № 2488. Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности 1. Субъекты инвестиционной деятельности в случаях и порядке, установленных законодательством Казахской ССР, обязаны: - выполнять требования соответствующих государственных органов, предъявляемые в пределах их компетенции; - осуществлять производственную и иную деятельность с соблюдением норм, правил и стандартов; - строго соблюдать действующее законодательство ,в том числе природоохранное, гарантировать безопасное ведение работ и изысканий; - не допускать проявлений недобросовестной конкуренции и выполнять требования антимонопольного законодательства; - получить заключение экспертизы по проектам на строительство объектов в части соблюдения градостроительных, сейсмозащитных, санитарно-гигиенических, по технике безопасности, экологических и взрывопожаробезопасных норм и правил; - осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности,вести статистическую отчетность. 2. Каждый участник инвестиционной деятельности, выполняющий специальные виды работ, требующие соответствующей аттестации исполнителя, должен иметь лицензию на право осуществления данного вида работ. Перечень таких работ и порядок их лицензирования устанавливаются нормативными актами Казахской ССР. Статья 8. Источники финансирования инвестиционной деятельности Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет: - собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления, сбережения граждан, юридических лиц и другие); - привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы граждан и юридических лиц); - заемных финансовых средств инвесторов (денежных средств, целевых банковских вкладов,акций,облигаций и других ценных бумаг, банковских депозитов); - бюджетных инвестиционных ассигнований и внебюджетных инвестиционных фондов на исполнение государственного заказа по решению соответствующего Совета народных депутатов. РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 9. Цели и порядок государственного регулирования инвестиционной деятельности 1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях реализации экономической, научно-технической и социальной политики в соответствии с утверждаемыми Верховным Советом Казахской ССР программами развития народного хозяйства. При этом создаются льготные условия инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в направлениях, наиболее важных для удовлетворения общественных потребностей, прежде всего в социальную и природоохранную сферы, техническое совершенствование производства,внедрение открытий и изобретений, социальную инфраструктуру аула, села и программ развития агропромышленного комплекса республики. 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает регулирование условий инвестиционной деятельности и прямое управление государственными инвестициями (госзаказ). Статья 10. Формы государственного регулирования условий инвестиционной деятельности Государственное регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти и управления Казахской ССР в соответствии с законодательством Казахской ССР и в пределах их компетенции, используя следующие формы: - систему дифференцированного налогового регулирования инвестиционной деятельности, налоговых ставок и льгот;* *Абзац исключен в соответствии с Указом Президента РК от 5 октября 1995 г. № 2488. - проведение амортизационной политики, в том числе систему ускоренной амортизации основных фондов с установлением льгот по амортизации дифференцированно для отдельных отраслей народного хозяйства, элементов основных фондов и видов оборудования; - посредством регулирования уровня процентных ставок по кредитам; - посредством установления условий конкурсов, торгов и аукционов по инвестиционным проектам; - предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций; - посредством осуществления антимонопольных мер; - установления государственных норм и стандартов; - лицензии, концессии, лизинг; - разгосударствление и приватизация государственной собственности, включая незавершенное строительство; - заказы государства; - экпертирование инвестиционных проектов; - условия пользования землей и другими природными ресурсами; - посредством создания в других республиках и иностранных государствах бюро по привлечению инвестиций. Статья 11. Порядок формирования и размещения заказов государства на капитальное строительство 1. Одной из форм государственного регулирования инвестиционной деятельности являются заказы государства на капитальное строительство. 2. Размещение заказов государства осуществляется, как правило, на конкурсной основе путем проведения подрядных торгов (тендеров) с участием любых участников инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. Размещение заказов государства возлагается на Кабинет Министров Казахской ССР. 3. Проекты на строительство объектов за счет государственных инвестиций подлежат обязательной государственной экспертизе, в том числе и по технической безопасности. Статья 12. Ценообразование в инвестиционной деятельности Стоимость продукции (работ, услуг) в процессе инвестиционной деятельности определяется по договорам ( контрактам, соглашениям). РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 13. Гарантии прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности 1. Казахская ССР гарантирует стабильность и равную защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. В случаях принятия актов законодательства, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. 2. Государственные органы и их должностные лица не вправе ограничивать права субъектов инвестиционной деятельности. В случае принятия государственными органами актов, нарушающих права субъектов инвестиционной деятельности, убытки, причиненные им в результате принятия указанных актов, возмещаются этим органом по решению суда или арбитража. При недостаточности средств у этого государственного органа ущерб возмещается соответственно Союзом ССР, союзной, автономной республикой, местным Советом народных депутатов, чей орган принял акт, нарушающий права субъектов инвестиционной деятельности. Статья 14. Защита инвестиций 1. Казахская ССР гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Казахской ССР. При этом обеспечивается равноправный режим инвесторам, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации. 2. В Казахской ССР национализация, реквизиция инвестиций или применение иных мер, равных по последствиям, не допускается, за исключением случаев, определенных законодательными актами Казахской ССР. В таких случаях инвестору в полном объеме возмещаются убытки, включая не полученные доходы, причиненные в связи с прекращением инвестиционной деятельности в порядке, определенном в указанных актах. Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции и иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество или за арендные права возмещаются инвесторам, за исключением сумм,которые оказались использованными, утраченными в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием. 3. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных законодательством Казахской ССР, должны быть застрахованы. Статья 15. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности 1. За причиненный ущерб и несоблюдение договорных обязательств субъекты инвестиционной деятельности несут имущественную и иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством и заключенными договорами, вплоть до прекращения в судебном порядке инвестиционной деятельности. 2. Возмещение причиненных убытков, а также уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договоров, не освобождает виновную сторону от выполнения обязательств, если иное не предусмотрено Законом или договором. Статья 16. Ответственность при реализации заказа государства 1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых обязательств по выполнению заказа государства или возложенных на законных основаниях обязанностей государственные органы всех уровней несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед участниками инвестиционной деятельности. 2. При недостаточности средств у этих органов ущерб возмещается соответственно Союзом ССР, союзной, автономной республиками, местным Советом народных депутатов, чей орган не исполнил или ненадлежаще исполнил свои обязательства. Виновные в этом должностные лица несут персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством. 3. Государственные органы Союза ССР, Казахской ССР и других союзных республик несут взаимную имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств,связанных с реализацией заказов Казахской ССР и совместных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Казахской ССР, возмещая причиненный ущерб, включая неполученные доходы. Статья 17. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности 1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности производится по решению: - инвесторов, при этом инвесторы возмещают убытки участникам инвестиционной деятельности; - суда или арбитража по представлению заинтересованных органов. Решение о прекращении или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по причинам: - объявления в установленном законом порядке инвестора банкротом в силу неплатежеспособности; - нарушения государственных норм и стандартов; - если в процессе инвестиционной деятельности выяснится, что ее продолжение приведет к нарушению охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства. Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этом случае определяется законодательством Казахской ССР. 2. При введении чрезвычайного положения, стихийных бедствиях решение о приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности принимается Кабинетом Министров Казахской ССР. Статья 18. Разрешение споров 1. Субъекты инвестиционной деятельности могут в установленном порядке оспорить любые действия других участников инвестиционного процесса, в том числе и государственных органов республики, предъявленные им претензии и санкции. 2. Споры, возникающие в результате осуществления инвестиционной деятельности, рассматриваются соответственно судом, государственным арбитражем и третейским судом. 3. Если международным договором Казахской ССР установлены иные правила рассмотрения споров, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора. Президент Казахской Советской
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |