|
|
|
Закон Республики Казахстан от 23 декабря 1991 года № 1021-XII О Утратил силу в соответствии с Законом РК от 8 апреля 1993 г. № 2090-XII Настоящий Закон регулирует организационные, экономические и правовые условия предоставления концессий иностранным инвесторам на территории Республики Казахстан. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Концессия - это разрешение иностранному юридическому или физическому лицу на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности. Концессия предусматривает сдачу иностранному юридическому или физическому лицу - концессионеру - в аренду имущества, земли, природных ресурсов. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о концессиях 1. Общие условия концессионных соглашений регулируются настоящим Законом, а также законодательством Республики Казахстан об иностранных инвестициях, собственности, инвестиционной деятельности, разгосударствлении и приватизации, охране окружающей природной среды и другими применимыми законодательными актами Республики Казахстан. 2. Если международным договором, заключенным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 3. Основные принципы концессионной деятельности 1. Государство уступает концессионеру правомочия владения и пользования объектами концессии, оставляя за собой исключительное право распоряжения ими. 2. Иностранный инвестор - концессионер может выкупить арендованное имущество, за исключением земли и других природных ресурсов. После выкупа имущества концессионное предприятие преобразуется в предприятие, полностью принадлежащее иностранному инвестору. 3. Концессии на территории республики предоставляются на конкурсной основе. Условия и порядок проведения конкурсов (тендеров) определяются Гражданским кодексом Республики Казахстан. Статья 4. Области и сферы заключения концессий 1. Концессии допускаются во всех сферах и видах деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Казахстан и отвечают целям заключаемых концессионных договоров. 2. Концессионные и другие виды соглашений с иностранными инвесторами могут предусматривать использование: - территорий и находящихся в них возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов; - акваторий, в том числе внутреннего шельфа, и находящихся в них и под ними природных ресурсов; - отдельных месторождений; - промышленных объектов, в том числе не завершенных строительством. Статья 5. Генеральный подрядчик и субподрядчики 1. Концессионер при организации концессии может выступать в качестве генерального подрядчика. 2. Концессионер-генеральный подрядчик привлекает для выполнения работ по концессионному договору иностранных и советских субподрядчиков по отдельным контрактам, содержание которых не влияет на определение отношений между Республикой Казахстан и генеральным подрядчиком. РАЗДЕЛ II. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕССИЙ Статья 6. Порядок создания концессий 1. Государственный комитет по государственному имуществу и его органы на местах совместно с местными Советами народных депутатов определяют направления концессионной деятельности по отраслям, территориям и отдельным объектам. 2. Подготовка и принятие решений по вопросам создания концессий являются компетенцией соответствующих органов Государственного комитета по государственному имуществу и областных Советов народных депутатов в зависимости от объема капитальных вложений в концессию: до 1000 млн. руб. - областных Советов народных депутатов; свыше 1000 млн. руб. - Государственного комитета по государственному имуществу и Верховного Совета Республики Казахстан. 3. Заявка на предоставление концессий направляется в соответствующие подразделения Государственного комитета по государственному имуществу, которые осуществляют проверку финансовой надежности и профессиональной подготовленности претендентов и их гарантов. 4. Отношения концессионера с принимающей стороной оформляются концессионным договором. Принимающей стороной является соответствующее подразделение Государственного комитета по государственному имуществу. Срок рассмотрения и прохождения документов, связанных с оформлением концессионного договора, не должен превышать одного месяца. К проекту договора прилагается технико-экономическое обоснование, а также свидетельства финансовых органов, выступающих гарантами концессионера. 5. Экспертизу концессионных договоров и прилагаемых к ним документов проводит соответствующий Совет народных депутатов с привлечением для этой цели независимых отечественных и иностранных консультантов и экспертов. 6. Концессионный договор утверждается соответствующим Советом народных депутатов. 7. Концессионные договора после их утверждения регистрируются в Министерстве финансов Республики Казахстан. Статья 7. Содержание концессионных договоров 1. В концессионном договоре предусматриваются: - субъекты договора; - объекты и цели концессии; - границы, в пределах которых допускается предоставление концессии; - состав и стоимость передаваемого в концессию государственного имущества, включая передачу в пользование находящихся на территории концессий сооружений, зданий, оборудования и другого имущества; - права и обязанности сторон; - условия платежей, налоговых отчислений; - порядок реализации готовой продукции на внутреннем рынке, порядок экспорта; - порядок импорта сырья, материалов, комплектующих изделий; - таможенные условия; - обязанности концессионера по передаче арендодателю новой информации по концессии, выявленной в процессе концессионной деятельности, включая результаты геолого-разведочных работ; - порядок страхования; - требования по охране окружающей среды; - условия сохранения и охраны памятников истории, культуры, природных ландшафтов, животного и растительного мира; - сроки действия договора, порядок их корректировки, продления, прекращения; - условия найма рабочей силы и условия труда; - порядок разрешения споров, ответственность сторон; - особенности правил предоставления концессий в конкретных отраслях и на конкретных территориях; - минимальный размер капитала, вкладываемого в дело; - финансовые гарантии сторон, юридические адреса и банковские реквизиты. 2. Концессионный договор включает обязательства концессионера по выполнению производственной программы с поставками продукции на внутренний и внешний рынки, в том числе в рамках добровольно принимаемого государственного заказа. 3. Концессионный договор должен включать обязательства концессионера о применении в производственных процессах технологий, машин и оборудования, по основным параметрам не уступающих мировому уровню. 4. В договор могут включаться взаимные обязанности сторон по материально-техническому обеспечению, содействию развития производства и инфраструктуры, подготовки кадров, достижению передового технологического уровня. Статья 8. Порядок реализации готовой продукции 1. Государство имеет право на получение доли продукции (квоты), а также приоритетное право на приобретение остальной части этой продукции, если условие такой покупки удовлетворяет концессионера и достигнутая договоренность зафиксирована в соглашении. 2. Продукция и доходы, получаемые концессионером в результате хозяйственной деятельности, являются его полной собственностью. В собственности концессионера находятся также не входящие в состав переданного в концессию имущества материальные и другие ценности, приобретаемые концессионерами на его средства, а также произведенные им затраты по улучшению арендного имущества. Статья 9. Платежи концессионера Совокупность платежей концессионера подразделяется на четыре группы: - разовые платежи (бонусы); - арендная плата (рента); - платежи с добычи или продукции (роялти); - платежи с дохода (налоги). 1. Разовые платежи. Эти платежи являются невозмещаемыми, хронологически первыми и производятся до начала инвестиционной деятельности концессионера. Количество и размер разовых платежей оговаривается в концессионном договоре. 2. Арендная плата. Это вид платежей не зависит от получения концессионера дохода. Размер арендной платы устанавливается местными Совета в соответствии с действующим законодательством. Местные Советы могут устанавливать прогрессивные ставки арендной платы. В целях стимулирования быстрейшего начала функционирования концессии арендная плата может устанавливаться только на ограниченный период времени, например, до начала добычи или экспорта. 3. Платежи с добычи. Это базисный вид систематического платежа за использование недр. На роялти распространяется система налоговых льгот и скидок. Размеры и формы роялти устанавливаются в концессионном договоре. 4. Платежи с дохода (прибыли). Порядок и размеры налогообложения прибыли иностранных юридических лиц определены в Законе Республики Казахстан "О налогах с предприятий, объединений и организаций". Ставки налога и условия выплаты могут устанавливаться по взаимной договоренности сторон и отражаться в концессионном договоре. 1. Срок концессионного договора может быть не менее 5 лет и не более 40 лет. При этом в расчет принимается срок, в течение которого амортизируется предприятие. 2. Концессионный договор должен содержать положения о прогрессивном возврате неиспользуемых и бесперспективных участков территории концессии, а при отсутствии освоения (открытия месторождений) концессия может быть возвращена государству до истечения срока действия договора. 3. По истечении срока договора объекты концессии, если они не выкуплены концессионерами, в полном составе (за исключением оборотных средств) переходят безвозмездно в распоряжение соответствующих государственных органов, заключивших концессионный договор. 4. В отдельных случаях договор может быть краткосрочным до 5 лет - и возобновляться по истечении установленного срока при отсутствии возражений сторон. При продлении концессионного договора на новый срок его условия могут быть изменены по соглашению сторон. 1. Страхование рисков концессионного предприятия производится по взаимному соглашению между концессионерами и принимающей стороной. 2. Социальное страхование персонала концессионных предприятий регулируется нормами законодательства Республики Казахстан, а для иностранных работников в соответствии с индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) с перечислением платежей в соответствующие фонды стран их постоянного проживания. Статья 12. Учет. Отчетность. Проверка 1. Концессионные предприятия осуществляют оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности и ведут статистическую отчетность согласно законодательству Республики Казахстан, а также, по своему усмотрению, по правилам страны, к которой принадлежит концессионер. 2. Порядок пересчета иностранной валюты в рубли устанавливаются концессионным соглашением. 3. Налоговые и контрольные государственные органы осуществляют проверку соблюдения концессионным предприятием и его иностранным партнерами требований действующего законодательства в пределах своих полномочий. 4. Проверка в целях налогообложения финансовой и коммерческой деятельности концессионных предприятий осуществляется республиканскими и иностранными аудиторскими организациями. Статья 13. Продление и расторжение концессий 1. Изменение, расторжение, прекращение и продление концессионных соглашений осуществляется в соответствии с Законом "Об иностранных инвестициях в Казахской ССР" и другим законодательством республики. 2. Изменения условий соглашений допускается только по соглашению сторон. По требованию одной из сторон концессионное соглашение может быть расторгнуто по решению суда, либо по договоренности сторон в порядке третейского разбирательства. 3. Перемена концессионера может является основанием для изменения условий или расторжения договора. 4. Совет народных депутатов специальным решением может изменить условия утвержденного им концессионного договора или отменить концессионный договор в случае наличия доказательств, подтверждающих нарушение условий договора концессионером, или осуществить досрочный выкуп концессионного капитала. Ликвидация концессии регулируется в Министерстве финансов Республики Казахстан. РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ КОНЦЕССИЯМИ Статья 14. Полномочия и ответственность государственных органов в регулировании концессионных соглашений 1. Полномочия государственных органов в регулировании концессионных отношений определяются настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан. 2. Ответственность государственных органов при регулировании концессионных отношений предусматривается концессионным договором. 3. Должностные лица государственных органов за свои противоправные действия при определении перечня концессионных объектов, при подготовке и заключении концессионных договоров, а также при регулировании концессионных отношений несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Статья 15. Права принимающей стороны Государственные органы Республики Казахстан, предоставляющие концессию, имеют право: - на долю от прибыли концессий; - на покупку продукции концессий; - устанавливать квоты на производство товаров, задания на выполнение работ, оказание услуг в форме государственного заказа; - на предоставление различных льгот концессионерам, применяющим особо прогрессивные технологии, а также в случаях, если объект их деятельности имеет особую значимость для экономики республики; - на назначение независимых аудиторов для наблюдения за деятельностью концессионера. Статья 16. Права концессионера Концессионер имеет право: - открывать в соответствии с законодательством республики филиалы, представительства и отделения; - беспошлинного ввоза для обеспечения своих работников и производственного процесса инструмента, оборудования, спецодежды и продовольствия и предметов первой необходимости без права продажи или использования за пределами территории, определенной концессионным соглашением; - нанимать в необходимом количестве рабочих и служащих, включая граждан других государств на условиях и в порядке, оговоренных в концессионном договоре; - получение налоговых, таможенных и других льгот при реализации долгосрочных капиталовложений и реинвестиции прибылей в целях развития концессионных предприятий и инфраструктуры, подготовки кадров, оказания услуг и производства товаров для населения, благотворительной деятельности; - создание консорциума, позволяющих покрывать расходы одних концессионных предприятий за счет успешной деятельности других; - судебного обжалования всех неправомерных действий государственных органов и третейского разбора хозяйственных споров. Иностранные инвесторы-концессионеры в соответствии с договором самостоятельно определяют направления и объемы своей хозяйственной, в том числе экспортно-импортной, деятельности, распоряжаются с учетом необходимых платежей производимой ими продукцией и полученным доходом. Статья 17. Обязанности концессионера Концессионер обязан соблюдать условия концессионного договора и строить свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 18. Обязанности арендодателя Арендодатель обязан: - предоставлять концессионеру на срок концессионного договора предусмотренные этим договором права на предмет концессий; - предоставлять концессионеру концессионное пользование за плату исключительное право эксплуатации попутных природных ресурсов. Перечень полезных ископаемых, не подлежащих эксплуатации в качестве попутных природных ресурсов, устанавливается Кабинетом Министров Республики Казахстан; - передавать концессионеру в концессионное пользование и эксплуатацию все предприятия, сооружения и постройки, а также жилые строения в оговоренные в концессионном договоре сроки; - содействовать концессионеру в приобретении необходимых средств для охраны предприятий и имущества; - не публиковать и не сообщать третьими лицами сведения, полученные от концессионера без согласия последнего; - возмещать концессионеру убытки, причиняемые ему вследствие нарушений концессионного договора, в размерах, адекватных понесенным расходам, и устранять допущенные нарушения. После заявления о выкупе арендодатель не вправе отказаться от исполнения концессионного договора. РАЗДЕЛ IV. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Статья 19. Условия найма рабочей силы Условия найма рабочей силы в рамках концессионного договора регулируются в соответствии с действующим законодательством о труде , включая положение о порядке пребывания и деятельности иностранных рабочих и специалистов на территории Республики Казахстан. Причем основной состав рабочих может быть представлен гражданами Республики Казахстан. Доля высшего технического и административного персонала иностранных специалистов не должна превышать 30 процентов. Условия деятельности граждан Республики Казахстан и иностранных граждан в концессиях на территории Республики Казахстан, режим их труда и отдыха, порядок оплаты их труда, условия медицинского обслуживания, социального страхования и охраны труда, условия медицинского обслуживания, социального страхования и охраны труда регулируется нормами Международной организации труда (МОТ). Статья 20. Гарантии прав и интересов концессионеров Государственные органы, предоставляющие концессии, гарантируют: - защиту вложенного в предприятие имущества концессионера от необоснованной национализации, конфискации, имущества и реквизиции; - предоставление права найма рабочих и служащих на территории Республики Казахстан, в стране концессионера, а также в любой третьей стране при соблюдении норм законодательства Республики Казахстан; - полное возмещение затрат концессионеру в случае досрочного расторжения договора; - возмещение всех убытков, причиненных как нарушением договора со стороны правительства, так и незаконном действиями его центральных и местных органов; - невмешательство государства в административно-хозяйственную деятельность концессионных предприятий вне пределов, предусмотренных договорами; - возмещение концессионеру неамортизированной части на имущество после прекращения концессии с учетом установленного в договоре процента амортизации. РАЗДЕЛ V. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ Статья 21. Порядок рассмотрения споров Споры иностранных инвесторов-концессионеров с государственными органами, предприятиями, общественными организациями и другими юридическими лицами Республики Казахстан, также как и споры между концессионерами по спорами, связанным с их деятельностью, подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а также по соглашению сторон - в третейском суде. Статья 22. Ответственность сторон Стороны, заключившие концессионный договор, несут за его исполнение ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан и предусмотренную договором. Президент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |