|
|
|
Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 сентября 1994 г. № 1081 О Долгосрочной программе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 августа 1996 г. № 1031)
Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 09.02.2005 г. № 124
В целях проведения государственной политики в области защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет: В абзаце третьем заменены слова в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 августа 1996 г. № 1031 1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Возложить ответственность за реализацию заданий и мероприятий Долгосрочной программы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях на первых руководителей органов государственного управления и хозяйствующих субъектов. Координацию работ по реализации Долгосрочной программы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях и контроль за ходом ее выполнения возложить на Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. 2. Главам областных, Алматинской и Ленинской городских администраций, министерствам и ведомствам республики разработать и утвердить в 3-месячный срок в соответствии с основными разделами Долгосрочной программы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения и обоснованием материальных и финансовых затрат. В пункте 3 заменены слова в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 августа 1996 г. № 1031 3. Установить, что ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют местные исполнительные органы. В особых случаях при глобальных и региональных масштабах чрезвычайных ситуаций по представлению местных исполнительных органов, согласованному с Государственным комитетом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Кабинет Министров Республики Казахстан принимает решение об оказании соответствующей помощи. 4. Главам областных, Алматинской и Ленинской городских администраций предусматривать, начиная с 1994 года, создание местных чрезвычайных резервных фондов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов за счет местных бюджетов и внебюджетных источников для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного характера. 5. Министерству экономики и Министерству финансов Республики Казахстан принять необходимые меры по реализации Долгосрочной программы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, имея в виду производить ежегодную проработку мероприятий программы с главами областных, Алматинской и Ленинской городских администраций, министерствами, ведомствами, государственными компаниями и концернами и их увязку с проектами кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Республики Казахстан и республиканского бюджета. Премьер-министр Республики Казахстан Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 сентября 1994 г. № 1081 Долгосрочная программа по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях Настоящая Долгосрочная программа по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях разработана во исполнение постановления Президента Республики Казахстан от 8 июня 1993 г. № 1218 "О дополнительных мерах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и направлена на: - развитие научных основ и методов предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создание соответствующей нормативно-технической базы; - совершенствование системы защиты объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий, приведение их в соответствие с требованиями надежной эксплуатации; - создание финансовых, материально-технических и медицинских резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, укрепление материально-технической базы, повышение готовности и эффективности работы аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований; - обеспечение безопасности населения, обучение его навыкам и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, повышения надежности систем оповещения об опасности чрезвычайных ситуаций; - совершенствование системы управления, правового и экономического обеспечения республиканского комплекса по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях; - организацию международного сотрудничества. I. Общие положения 1. Основные понятия и термины 1. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией и эпифитотией и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям. По масштабу распространения чрезвычайные ситуации подразделяются на: - частные (распространение последствий ограничено установкой, цехом); - объектовые (распространение последствий ограничено объектом); - местные (распространение последствий ограничено городом, районом, областью); - региональные (распространение последствий ограничено несколькими областями); - глобальные (распространение последствий охватывает республику или часть республики и сопредельные страны). По причинам возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные и техногенные. 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий по прогнозированию вероятности возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций, профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций, ограничению или снижению возможного ущерба в случае их возникновения, заблаговременному информированию органов управления и населения о вероятности или неизбежности возникновения чрезвычайных ситуаций, а также по оповещению о ее начале или непосредственной угрозе. 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населения. II. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и ведомства, главы областных (городских) администраций, акционерные и холдинговые компании, концерны Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются важным звеном общего комплекса действий по защите населения, хозяйственных объектов и земель от вредного воздействия опасных природных и техногенных явлений. Эти мероприятия позволяют обезопасить жизнь людей, существенно снизить возможный ущерб, а в отдельных случаях полностью исключить его. К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций относятся научные исследования опасных явлений, их прогнозирование, контроль обстановки и другие. 2. Научные исследования Необходимость проведения научных исследований опасных природных и техногенных явлений обусловлена их частой повторяемостью и недостаточной изученностью. Главными направлениями исследований являются: - разработка научных основ и методов регионального и локального геоэкологического мониторинга, включающего наблюдения за динамикой активности опасных стихийных явлений; - разработка геоинформационных систем, создание банков данных и баз знаний по проблемам геоэкологии и опасных стихийных явлений, методов обработки и хранения информации; - создание кадастров опасных стихийных явлений и очагов их формирования; - исследование закономерностей формирования и распространения опасных стихийных явлений и техногенных катастроф, разработка методов их расчета и прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты; - развитие научных основ и методов расчета и проектирования эффективных конструкций сейсмостойких зданий и сооружений и надежного функционирования застройки. 3. Наблюдение, контроль обстановки, прогнозирование и оповещение об опасных явлениях Предупреждение чрезвычайных ситуаций невозможно без достаточных по количеству и качеству режимных наблюдений за состоянием природных и производственных объектов, а также без наличия эффективных методик по прогнозированию опасных явлений. Существующая сеть сейсмических наблюдений на сегодня в республики крайне неравномерна и не обеспечивает полноты получения необходимых материалов для оценки сейсмической опасности и прогноза землетрясений, а также для контроля за другими опасными явлениями. Техническая оснащенность их в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. Поэтому главное внимание должно быть уделено прежде всего созданию новых и обновлению существующих объектов сетей наблюдения, разработке и усовершенствованию методик прогноза и оповещения об опасных явлениях. 4. Создание и развитие сети наблюдений Организационно-технические работы и разработки направлены на: - создание национальной сейсмологической службы Республики Казахстан с целью оценки сейсмической опасности, прогнозирования землетрясений и организации мероприятий по уменьшению ущерба от землетрясений; - создание системы сбора данных сейсмологических наблюдений, а также оперативного прогноза катастрофических явлений с использованием искусственных спутников Земли; - создание системы сбора данных о застройке населенных пунктов на потенциально опасных территориях; - создание единой республиканской системы контроля за радиационной обстановкой для обеспечения оперативного принятия мер безопасности при выявлении радиоактивного заражения, соблюдения требований безопасности при работе с радиоактивными источниками; - создание автоматизированной системы селевого оповещения; - расширение и автоматизация сетей гидрометеорологических наблюдений; - усовершенствование системы связи для сбора прогнозной информации; - паспортизацию и создание локальных систем наблюдения и оповещения потенциально опасных промышленных и водохозяйственных объектов с обращением особого внимания на химически опасные объекты, предприятия газового и нефтяного комплекса, крупные гидротехнические сооружения; - создание системы сбора данных о возможных очагах возникновения особо опасных инфекций. 5. Разработка и внедрение методов и технологий прогноза опасных явлений Основными работами в этом направлении являются: - оценка возможных последствий техногенных катастроф, в том числе и вторичных эффектов; - планирование и оптимизация превентивных мероприятий по уменьшению ущерба от природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий; - разработка методов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования природных катастроф и их использования для оптимизации плана превентивных мероприятий по уменьшению ущерба; - разработка методов автоматизированного оперативного определения размеров происшедших катастроф, оценки ущерба и возможных последствий происшедших катастроф, в том числе при отсутствии информации непосредственно с места катастрофы; - разработка методов оперативной оптимизации плана мероприятий по ликвидации последствий катастроф; - разработка методов предотвращения природных и техногенных катастроф; - мониторинг состояния источника катастрофы с целью прогнозирования дальнейшего развития процесса, вызвавшего катастрофу, и получения необходимой научной информации для будущих исследований. III. Планирование и осуществление мероприятий по уменьшению ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий
Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство промышленности и торговли, другие министерства и ведомства, главы областных (городских) администраций, акционерные и холдинговые компании, концерны В общей совокупности природные и техногенные аварии и катастрофы в силу ограниченности возможностей человека являются событиями, которые практически не представляется возможным полностью исключить. Однако их вредное воздействие может быть существенно уменьшено за счет проведения специальных предварительных мероприятий. К их числу, в первую очередь, следует отнести организационные и инженерно-технические защитные мероприятия. Цель инженерно-технических мероприятий - значительное уменьшение возможного ущерба при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях инженерными методами. Сюда входят работы по сейсмостойкому строительству и сейсмоусилению зданий и сооружений, гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия, работы по усовершенствованию систем коммуникаций и мероприятия по повышению безопасности работы производственных объектов. Такой способ является хотя и весьма дорогостоящим, но наиболее оправданным. 6. Создание и совершенствование органов и служб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций В целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, профилактики причин возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, ликвидации их последствий совершенствуется Республиканская система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РС ЧС). Перечень мероприятий по развитию Республиканской системы включает: - создание и поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательной службы, привлекаемой к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ; - создание и обеспечение функционирования сети опорных многопрофильных центров быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации; - проведение работ по созданию и дальнейшему развитию службы экстренной медицинской помощи; - развитие и оснащение республиканского и областных оперативно-спасательных отрядов; - разработку планов действий комиссий по чрезвычайным ситуациям на республиканском, областном, районном, ведомственном и объектовом уровнях и их взаимоувязка; - разработку в министерствах, ведомствах, местных органах управления и на хозяйственных объектах комплексных программ профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 7. Создание системы обучения населения и специалистов по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях В целях предупреждения и снижения потерь среди населения республики от природных и техногенных катастроф, удовлетворение потребности хозяйственного комплекса республики в квалифицированных специалистах, повышения готовности органов управления создается республиканская система обучения населения и специалистов по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая предусматривает: - обеспечение всеобъемлющей подготовки населения, руководителей предприятий и организаций, рабочих и служащих, студентов, школьников, детей в дошкольных учреждениях к действиях в условиях чрезвычайных ситуаций и осуществление контроля за их подготовкой; - разработку и внедрение учебных программ и методик, учебных пособий, программного обеспечения компьютерных систем по подготовке населения, специалистов, руководителей всех уровней к предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях с учетом местных условий и современных требований; - совершенствование учебной материальной базы, внедрение видеотехники, компьютерных и автоматизированных обучающих систем; - разработку комплексной программы создания и освоения производства тренажеров для подготовки населения, специалистов, руководителей всех уровней к действиям в чрезвычайных ситуациях; - введение в вузах подготовки специалистов для хозяйственного комплекса республики по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны, а в гуманитарных вузах преподавателей по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"; - введения в вузах, общеобразовательных школах всех типов, профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, дошкольных учреждениях, независимо от ведомственной подчиненности, в Республиканском межотраслевом институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" с дифференцированным количеством часов в учебном плане; - определение необходимого количества, тематики и тиражей учебных кино- и видеофильмов, мультфильмов по проблемам чрезвычайных ситуаций, организацию их заказа, закупку необходимого количества зарубежной видеопродукции по тематике подготовки и действиям населения и руководителей в чрезвычайных ситуациях, перевод ее на казахский и русский языки; - создание единых методик по подготовке и проведению учений, направленных на отработку практических действий населения, руководителей всех уровней в условиях чрезвычайных ситуаций; - создание учебно-экспериментального комплекса Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне; - создание Института гражданской защиты и его филиалов в областях и городах республики; - систематическую организацию и проведение сейсмотренировок и других видов тренировок и учений по отработке (с учетом местных условий) действий в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей всех уровней, рабочих и служащих, учащейся молодежи, детей в детских дошкольных учреждениях. Ежегодное проведения месячника по обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях; - организацию регулярных телерадиопередач, выпуск статей в печатных органах, брошюр, памяток, плакатов, учебных пособий по проблемам чрезвычайных ситуаций; - разработку и выпуск сборников типовых проектных решений по сейсмостойкому строительству и повышению сейсмостойкости малоэтажных индивидуальных жилых домов, а также технические рекомендации по проведению восстановительных работ при чрезвычайных ситуациях; - организацию проведения научно-исследовательских работ по вопросам подготовки и обучения населения, специалистов и руководителей действиям в чрезвычайных ситуациях; - обучение в военных учебных заведениях стран СНГ кандидатов для подготовки офицерских кадров по специальностям гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. 8. Создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для чрезвычайных ситуаций Работы по созданию в составе государственного и мобилизационного резервов Республики Казахстан резерва для чрезвычайных ситуаций направлены на обеспечение гарантированной защиты населения, нормального функционирования хозяйственных объектов при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий и предусматривают: - определение главами областных, Алматинской и Ленинской городских администраций, министерствами, ведомствами, концернами, ассоциациями и другими субъектами экономических отношений, независимо от форм собственности, номенклатуры материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для обеспечения жизнедеятельности населения и проведения неотложных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в условиях чрезвычайных ситуаций, размеров и сроков накопление их в составе государственного и мобилизационного резервов; - создание в составе государственного резерва на республиканском уровне запасов продовольствия, спецтехники и оборудования, предназначенных для жизнеобеспечения пострадавшего населения и проведения первоочередных работ при ликвидации последствий региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций. 9. Создание и материально-техническое оснащение аварийно-спасательной службы республики Формирование и развитие системы сил по гражданской защите при угрозе и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий (аварийно-спасательной службы республики) предусматривают; - материально-техническое и кадровое укрепление пожарных частей и аварийно-спасательных подразделений Министерства внутренних дел; специализированных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных подразделений министерств, ведомств и предприятий; воинских частей и невоенизированных формирований гражданской обороны; формирование экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения; оперативно-спасательных отрядов; - оснащение аварийно-спасательной службы республики техникой, специальным оборудованием, инструментами и приборами, в том числе зарубежного производства, для спасательных и аварийно-восстановительных работ; - разработку и реализацию программы производства аварийно-спасательной техники, оборудования и снаряжения на промышленных предприятиях республики, в том числе на конверсируемых, для оснащения аварийно-спасательной службы; - стажировку и обучение спасателей и специалистов за рубежом. 10. Совершенствование системы связи и средств телекоммуникации, используемых в чрезвычайных ситуациях Осуществление мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, локализации и ликвидации их последствий может быть обеспечено только при наличии взаимодействия центральных республиканских органов государственного управления с областными, а при необходимости с городскими и районными администрациями и комиссиями по ЧС посредством обеспечения связи с республиканскими министерствами и ведомствами, промышленными транспортно-энергетическими предприятиями, дежурными службами различных уровней и силами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС. Развитие системы связи и средств телекоммуникации предусматривает: - организацию сопряжения и взаимодействия со всеми действующими системами связи и оповещения, в том числе межведомственными, ведомственными, военными и специального назначения; - приобретение и ввод в эксплуатацию необходимого оборудования, средств связи, телекоммуникации, в том числе для специальной связи; - обеспечения внедрения личных средств радиосвязи и радиопоискового оповещения для членов ГКЧС, КЧС и служб РСЧС, руководителей органов управления и штабов; - обеспечение внедрения и использования сотовых систем радиосвязи с подвижными оперативными группами (штабами), мобильными узлами связи и др.; - совершенствование и модернизацию радиосвязи для чрезвычайных ситуаций по схеме "Волна" ("Волна-П"), в том числе зоновой радиосвязи, командно-штабных машин и подвижных узлов связи; - совершенствование низовых и зональных средств радиосвязи, в том числе командно-штабных машин и подвижных узлов связи для обеспечения радиосвязи в районах ЧС и на маршрутах следования аварийно-спасательных и восстановительных подразделений; - внедрение громкоговорящей связи и систем документирования, использование видеоинформации, поступающей непосредственно из мест событий; Не для печати - внедрение средств связи специального назначения, определение специальных методов и правил по защите информации и информационной безопасности с целью обеспечения защиты государственных секретов при совершенствовании системы связи в ЧС; - обеспечение включения абонентов ГКЧС, КЧС, дежурных служб в цифровые сети связи, абонентские сети автоматически коммутируемых каналов связи для передачи данных, телеграфной и телефонной связи, в том числе перспективных типа "Атлас" и АСИО СНГ; Не для печати - осуществление мероприятий, предусмотренных в специальной государственной программе "Арал-93" по комплексному решению вопросов оповещения населения и органов государственного управления в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение разработки дополнительных положений по организации связи в РСЧС и требований к видам связи, принципам использования систем, сетей, каналов, комплексов и средств связи в ЧС, дополнительного порядка предоставления различных видов связи и управления системой связи, дополнительных обязанностей должностных лиц при различных режимах готовности систем связи и дополнительных линий привязки к опорным узлам и направлениям прямой связи; Не для печати - создание Ситуационного центра со средствами связи, телекоммуникаций и оповещения, ситуационными залами и службой оперативного дежурного, средствами отображения информации коллективного пользования, информационно-вычислительными сетями ("Алатау-ЧС") для обеспечения деятельности руководства Республики Казахстан по управлению в чрезвычайных ситуациях. 11. Создание автоматизированной информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям (АИУС ЧС) Республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям является важнейшей составной частью РСЧС и предназначена для автоматизации процессов управления и информационного обеспечения на всех ее уровнях, включая республиканское, областные, ведомственные и объектовые звенья. АИУС ЧС создается в целях: - обеспечения информационно-технического сопряжения органов государственного и отраслевого управления, государственных, территориальных и отраслевых систем и средств мониторинга, а также органов управления силами и средствами для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - обеспечения информационной и интеллектуальной поддержки принятия решений. Основными направлениями создания и развития АИУС ЧС являются: - разработка методик, планов, схем управления силами и средствами по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях; - проектирование вычислительных и приемо-передающих средств (совершенствование технической базы, создание и поддержание систем телекоммуникации); - создание и модернизация автоматизированных систем мониторинга; - создание программно-технологической базы; - создание системы баз данных и знаний; - создание проблемно-ориентированных информационных технологий. Совершенствование технической базы предусматривает: - создание, оснащение и техническое обслуживание вычислительных сетей ГКЧС (включая сеть загородного пункта управления органов государственного управления республики), ситуационного центра для обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на территории республики, Штаба гражданской обороны республики, информационно-технического центра (ИТЦ); - создание программно-технических комплексов подвижных пунктов информации и связи; - организацию телекоммуникационного доступа к базам данных по чрезвычайным ситуациям между вычислительными сетями ГКЧС, глав областных администраций, министерств и ведомств по коммутируемым и выделенным телефонным каналам связи; - организацию республиканской межкомпьютерной передачи данных о чрезвычайных ситуациях по радио и спутниковым каналам связи. Создание и модернизация автоматизированных систем мониторинга включают в себя: - разработку системы передачи данных мониторинга за состоянием окружающей среды по каналам межкомпьютерной связи; - совершенствование существующей в республике сети сейсмологических наблюдений (сейсмостанции, обсерватории, пункты наблюдений) на основе внедрения космической связи и компьютерной технологии обработки данных; - создание автоматизированной спутниковой системы селеоповещения. Для создания программно-технологической базы предусматривается: - приобретение передовых технологий обработки информации и прикладных лицензионных программных средств функционирования и эксплуатации вычислительных сетей, включая системное программное обеспечение, сетевое программное обеспечение, сервисные пакеты прикладных программ, средства телекоммуникации; - адаптация и сопровождение общесистемных средств функционирования вычислительных сетей. Формирование системы баз данных и знаний АИУС ЧС требует: - создания и поддержки функционирования распределенного республиканского банка данных по стихийным бедствиям, крупным авариям и катастрофам, включая проектирование тематических баз данных и знаний, разработку сводных и абонентских перечней информационных показателей; - создания баз данных для системы управления чрезвычайными ситуациями; - разработки экспертной системы создания базы знаний по модели управления и состояния РСЧС; - создания баз данных и знания сейсмического мониторинга, мониторинга состояния природной среды, мониторинга потенциально опасных объектов, мониторинга состояния возможных очагов особо опасных инфекций; - создания банков данных и баз знаний по проблемам геоэкологии. Составными частями формирования проблемно-ориентированных информационных технологий являются: - создание автоматизированных рабочих мест специалиста по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для республиканского, областного, ведомственного, объектового звеньев РСЧС; - разработка автоматизированных функциональных задач РСЧС; - разработка типовых проектов территориальных звеньев АИУС ЧС; - разработка функциональных ведомственных задач АИУС ЧС; - разработка автоматизированных систем оценки обстановки и поддержки принятия решений при авариях на объектах хозяйственного комплекса. В состав основных функциональных подсистем АИУС ЧС входят: - наблюдение и контроль обстановки за состоянием инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения; - прогнозирование опасных явлений и их последствий; - организационные мероприятия по предупреждению ЧС; - создание органов и служб по преодолению ЧС; - создание материально-технической и финансовой базы РСЧС; - инженерно-технические мероприятия по уменьшению ущерба от ЧС; - ликвидация последствий ЧС. 12. Сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений Сейсмические районы Республики Казахстан составляют около 20 процентов от общей площади территории республики. Благоприятные природно-климатические условия, наличие ценных сырьевых и энергетических ресурсов привели к концентрации в этих районах значительной доли промышленного и сельскохозяйственного потенциала республики. Здесь сосредоточено около 30 процентов производственных основных фондов промышленности и производится до 30 процентов годового объема продукции сельского хозяйства. Расположено более 35 процентов жилищного фонда, в котором проживают около 40 процентов населения страны. В связи с увеличением вероятности возникновения сильных землетрясений следует ускорить дальнейшую целенаправленную работу по снижению опасности для жизни людей и материальных ценностей от возможных землетрясений. С учетом складывающейся социально-экономической обстановки в республике необходима переориентация политики финансового обеспечения проводимых мероприятий как из республиканского, так и из местных бюджетов, средств министерств, ведомств, предприятий и организаций, а также личных средств граждан. Мероприятия по повышению безопасности населения, хозяйственных объектов при землетрясениях должны предусматривать следующие направления: - обеспечение сейсмостойкости зданий и сооружений нового строительства; - обеспечение сейсмостойкости и надежного функционирования зданий и сооружений существующей застройки; - сейсмическое микрорайонирование территории республики. Научно-технические разработки сейсмостойкого строительства включают: - создание нормативной базы расчетов, проектирования и производства строительных работ в сейсмических районах; - развитие опытно-экспериментальной базы сейсмостойкого строительства, оснащение ее современными средствами исследования, в том числе зарубежными; - разработку новых конструктивных решений промышленных зданий и сооружений, ориентированных на ресурсные возможности республики; - разработку новых конструкций зданий для жилья и объектов соцкультбыта с учетом новой жилищной политики в республики; - развитие экспериментального проектирования и строительства. Сейсмоусиление зданий и сооружений существующей застройки предусматривает разработку методов и способов обеспечения сейсмостойкости жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, производственных зданий и сооружений. Работы сейсмического микрорайонирования предусматривают: - уточнение сейсмичности территорий населенных пунктов; - определение сейсмичности территорий, наиболее перспективных для застройки; - изучение сейсмичности активных зон аномальных напряжений (геодинамических зон). 13. Гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия Работами предусматривается: - осуществления комплекса мероприятий по повышению надежности эксплуатации накопителей сточных вод; - проведение инженерно-технических мероприятий по закреплению гребней и низовых откосов плотин крупных водохранилищ и других водохозяйственных сооружений с целью предотвращения размыва их паводковыми водами или разрушений от иных стихийных бедствий; - мероприятия по защите хозяйственных объектов, населенных пунктов от затоплений и подтоплений, вызванных подъемом уровня Каспийского моря; - строительство противоселевых и других защитных сооружений в различных районах республики согласно утвержденным генеральным схемам защиты; - выполнение комплекса мероприятий по повышению эксплуатационной надежности существующих противоселевых комплексов и других защитных сооружений. 14. Усовершенствование систем коммуникаций Для обеспечения увеличения объемов перевозок грузов, безопасности движения транспорта и уменьшения чрезвычайных ситуаций на транспорте предусматривается: - строительство новых железнодорожных путей; - проектирование и строительство обходного железнодорожного пути на участке Узунагаш - Капчагай; - электрификация железнодорожных участков Чу - Алматы Сары-Озек, Экибастуз - Павлодар, Тобол - Железнорудное; - строительство и реконструкция автомобильных дорог республиканского и местного значений; - строительство и повышение пропускной способности и грузоподъемности мостов; - строительство путепроводов на грузонапряженных пересечениях железных и автомобильных дорог; - создание единого центра автоматизированной системы управления движением воздушного транспорта; - строительство резервных подъездных путей к аэродромам, находящимся в сейсмоопасных зонах; - определение и оборудование районов и конкретных мест временного отстоя (хранения) отдельных цистерн и железнодорожных составов с потенциально опасными грузами в период установления неисправностей (течи, парения сильнодействующих ядовитых веществ) и проведение других мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций на транспорте и ликвидации их последствий; - организация центрального пункта управления Министерства транспорта и коммуникаций в г. Алматы. Оснащение объектов связи, расположенных в сейсмоопасных зонах, недостающими автономными энергоисточниками. 15. Мероприятия по опасным производственным объектам Предусматривается: - повышение устойчивости функционирования систем газоснабжения; - реконструкция газонаполнительных станций; - демонтаж групповых резервуарных подземных хранилищ сжиженного газа, находящихся в зонах сейсмических разломов в г. Алматы; - проектирование и реконструкция складов для хранения жидкого хлора; - совершенствование систем защиты и ликвидации аварийных ситуаций на потенциально опасных объектах, повышение технологической безопасности;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |