|
|
|
Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. № 52-1 О бюджетной Утратил силу в соответствии с Законом РК от 1.04.99 г. № 358-1 Закон изложен в последней редакции (см. стар. ред.) Настоящий Закон регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия: бюджет - централизованный денежный фонд, предназначенный для осуществления государством своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством; бюджетная классификация - группировка поступлений в бюджет и расходования из бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам; бюджетное устройство - организация бюджетной системы принципов ее построения; бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением бюджетов всех уровней и утверждению отчетов об их исполнении; государственный бюджет - совокупность республиканского и местных бюджетов без учета взаимопологающих операций между ними; государственная гарантия - обязательства Правительства Республики Казахстан частично погасить задолженность перед кредитором в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установленный срок; государственные займы - отношения займа, в которых заемщиком выступает Республика Казахстан в лице Правительства или Национального Банка Республики Казахстан; государственное заимствование - процесс привлечения, освоения и погашения государственных займов, выраженных в форме договора или государственных ценных бумаг; государственный долг - сумма освоенных и непогашенных государственных займов на определенную дату; государственный гарантированный долг - сумма освоенных и непогашенных займов на определенную дату, по которым имеются государственные гарантии Правительства Республики Казахстан; государственный счет - порядок учета финансовых ресурсов государства на счетах бюджетов всех уровней; дефицит бюджета - превышение объема расходов и выделенных на возвратной основе кредитов из бюджета над общей суммой поступлений в бюджет, кроме сумм правительственных заимствований. Размер утверждаемого в составе республиканского бюджета дефицита выражается в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту; доходы бюджета - объем налоговых и неналоговых поступлений и сборов, а также доходы от операций с капиталом, поступающие в бюджет на невозвратной основе; местные бюджеты - бюджеты областей, областные бюджеты, бюджеты городов (кроме городов районного значения), бюджеты специальных экономических зон и районов, за исключением районов в городах; обслуживание государственного долга - совокупные платежи, связанные с выплатой вознаграждения (интереса), страховых, комиссионных сборов и штрафов по государственному долгу; официальные трансферты - безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет и расходы из бюджета; программа и подпрограмма - комплекс мероприятий по исполнению определенных государственных функций; (программы подразделяются на подпрограммы, представляющие собой составные части комплекса мероприятий или конкретные мероприятия) профицит бюджета - превышение общей суммы поступлений доходов и официальных трансфертов в бюджет над общим объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов. Размер профицита республиканского бюджета исчисляется в национальной валюте и в процентах к валовому внутреннему продукту; расходы бюджета - средства, выделяемые из бюджета на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета; резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных, органов - средства, для финансирования непредвиденных расходов единовременного характера, в том числе централизованные в республиканском или в местном бюджете соответственно средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; секвестр - специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных в бюджете программ; субвенции - официальные трансферты, получаемые нижестоящими бюджетами от вышестоящих в пределах утвержденных сумм, для осуществления целевых расходов или целевых программ; субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемые организациям в пределах утвержденных сумм, для финансирования целевых расходов (программ); счетный период - период, не входящий в новый финансовый год, в течение которого производятся заключительные операции по не обеспеченным финансированием утвержденным в истекшем финансовом году бюджетным расходам. Продолжительность счетного периода устанавливается Министерством финансов Республики Казахстан не позднее 1 апреля текущего года; финансовый год - регулярный бюджетно-учетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года. Финансовый год не включает счетный период; функциональная группа - группа платежей из бюджета, направляемых с целью выполнения общегосударственных задач; чистое кредитование - разница между общей суммой выданных и погашенных кредитов. городской (районный) бюджет - денежный фонд, предназначенный для осуществления исполнительными органами города (района), за исключением городов районного значения и районов в городах, своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством; бюджет области - свод областного, городских и районных бюджетов, без учета взаимопогашающих операций между ними; бюджетная заявка - финансовое обоснование программ, представляемая их администраторами по форме, установленной Министерством финансов Республики Казахстан; государственное учреждение - администратор программ - центральные исполнительные органы и аким областей и городов Астаны и Алматы, ответственные за финансовое обоснование республиканских и местных программ при составлении бюджетов; республиканские программы - программы, имеющие общегосударственное значение, разрабатываемые Правительством Республики Казахстан и финансируемые из республиканского или местных бюджетов; местные программы - программы, разрабатываемые акимами областей (городов Астаны и Алматы) и утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов; областной бюджет (бюджет городов Астаны и Алматы) - централизованный денежный фонд области (города), предназначенный для осуществления областными (городскими) исполнительными органами своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, устанавливаемых законодательством; программа государственных инвестиций - утверждаемая Правительством Республики Казахстан программа инвестирования государственных и (или) привлекаемых государством, в том числе под государственные гарантии, средств по приоритетным секторам экономики; утвержденный бюджет - бюджет на предстоящий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными представительными органами; уточненный бюджет - бюджет на текущий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными представительными органами с учетом изменений, внесенных в ходе его исполнения; Статья 2. Основа для формирования бюджета Бюджет формируется на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий год. Об индикативном плане на 1999 г. см. постановления Правительства РК от 15 октября 1998 г. N 1044 и от 16 октября 1998 г. N 1058. Статья 3. Основные положения в управлении финансовыми ресурсами государства 1. В государственном бюджете находят отражение: взаимодействие экономических и финансовых целей государства; взаимодействие бюджетов разных уровней и взаимодействие бюджетов с различными секторами экономики; совершенствование налогово-фискальных инструментов; структура и размер поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов; размер дефицита (профицита) республиканского бюджета; сбалансированность местных бюджетов; оценка состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на финансовые операции государства. Статья 4. Бюджетная система 1. Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и правовых нормах, а также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля. 2. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты (включая бюджеты специальных экономических зон). 3. Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями соответствующих местных представительных органов. Бюджеты фондов экономического и социального развития экономических зон на финансовый год утверждаются в соответствии с законодательством об и этих фондах. 4. Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте. Статья 5. Принципы бюджетного устройства Бюджетное устройство Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему республики. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через перераспределение доходов. Структура бюджета состоит из следующих разделов: "Доходы" - все поступления в бюджет, кроме поступлений от правительственного заимствования и полученных официальных трансфертов (грантов); "Полученные официальные трансферты (гранты)" - все поступления в бюджет, кроме поступлений, входящих в раздел "Доходы"; "Погашение" - поступления от погашения выданных из бюджета кредитов; "Расходы" - все расходы из бюджета, включая расходы по обслуживанию государственного долга, кроме платежей из бюджета по кредитованию и погашению основной суммы государственного долга; "Кредитование минус погашение" - включает платежи из бюджета по кредитованию и поступления от погашения ранее выданных из бюджета кредитов и отражает чистое кредитование; "Кредитование" - платежи из бюджета на возвратной основе; "Финансирование дефицита бюджета" - поступления в бюджет по заимствованию, за вычетом погашения основной суммы долга, или распределение профицита бюджета на погашение основной суммы долга, за вычетом поступлений по заимствованию. До внесения изменений и дополнений в статью 6 Законом РК от 16 декабря 1998 г. № 319-1 в структуру бюджета входил раздел "Дефицит (профицит) бюджета" - составляющий разницу между общим итогом разделов "Доходы" и "Полученные официальные трансферты (гранты)" и общим итогом разделов "Расходы" и "Кредитование минус погашение". Статья 7. Республиканский бюджет Республиканский бюджет представляет собой централизованный фонд денег, формируемый в основном за счет общегосударственных налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ, определяемых Правительством Республики Казахстан для осуществления функций, возложенных на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан. Статья 8. Поступления в республиканский бюджет Поступления в республиканский бюджет включают: 1) доходы республиканского бюджета, которые состоят из: налоговых и таможенных поступлений, установленных налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан, включая общегосударственные налоги и сборы, за вычетом сумм, подлежащих зачислению в доход местных бюджетов, при этом нормативы поступлений по общегосударственным налогам и их верхний предел по областям и городам Астаны и Алматы определяются законом о республиканском бюджете; неналоговых поступлений, определяемых Правительством Республики Казахстан в рамках законодательства и представленных ему полномочий; доходов от операций с капиталом государства; иных поступлений, не противоречащих законодательству Республики Казахстан, включая поступления в бюджет, получаемые от государственных учреждений за оказанные платные услуги; 2) полученные официальные трансферты (гранты), которые состоят из: внутренних официальных трансфертов, включая получаемые от исполнительных органов; внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств; 3) правительственные заимствования, которые состоят из поступлений в бюджет от внутренних и внешних источников, необходимых для покрытия дефицита республиканского бюджета; 4) поступления от погашения ранее выданных из республиканского бюджета кредитов (ссуд), а также части поступлений от продажи государственного пакета акций государственной собственности для возмещения обязательств. О доходах Республиканского бюджета на 1999 г. см. Закон РК от 16 декабря 1998 г. Статья 9. Расходование средств из республиканского бюджета Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают: 1) общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительских органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм: в области образования и здравоохранения; в области фундаментальных и прикладных научных исследований; в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы, в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и в сфере культуры; по услугам радио и телевидения и других государственных средств массовой информации; по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширению сельскохозяйственного производства, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений и болезнями животных и на другие приоритетные цели; по воспроизводству и охране лесного хозяйства, экологии, воспроизводству, охране животного мира, сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий; по реализации новой жилищной политики и развитию жилищного строительства, адаптации нормативной базы строительства, геологоразведочных, геодезических и сейсмологических работ, охране недр, землеустройству, мероприятий по строительству крупных объектов водоснабжения и канализации; по выполнению государственных обязательств, связанных с выплатой вознаграждений (интересов) по государственным долгам и их размещением; по программе государственных инвестиций, а также трансфертные расходы, передаваемые в качестве субвенций в местные бюджеты; по пенсионным выплатам из Государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту; по обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканского значения; по другим общегосударственным приоритетным мероприятиям в соответствии с программами Правительства Республики Казахстан, включая расходы по обслуживанию государственного долга; 2) бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возвратной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ, как правило, через государственные банки; 3) погашение основной суммы государственного долга. 1. Из местного бюджета обеспечивается финансирование местных программ. Через местные бюджеты допускается реализация части государственных программ и мероприятий. 1. Местные исполнительные органы разрабатывают и самостоятельно исполняют бюджет соответствующих административно-территориальных единиц с учетом функционирования на их территории специальных экономических зон. Местные представительные органы рассматривают и утверждают бюджет на предстоящий финансовый год и отчет об исполнении соответствующего местного бюджета за истекший финансовый год. 3. Бюджеты специальных экономических зон формируются административными советами специальных экономических зон, рассматриваются, утверждаются и исполняются в порядке и по правилам, установленным законодательством о специальных экономических зонах в Республике Казахстан и положениями о специальных экономических зонах, утверждаемыми Президентом Республики Казахстан. См. Указ Президента, имеющий силу закона, от 26 января 1996 г. № 2823 "О специальных экономических зонах в РК" и Указы Президента РК об утверждении положений о создании Лисаковской, Акмолинской, Кызылординской, Жайрем-Атасуйской СЭЗ. 4. Разграничение общегосударственных налогов, сборов и платежей между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения определяется местными исполнительными органами, рассматривается и утверждается соответствующими представительными органами. Статья 11. Поступления в местные бюджеты Поступления в местные бюджеты включают: 1) доходы местных бюджетов, которые состоят из: местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан; сумм отчислений от общегосударственных налогов в порядке регулирования нижестоящих бюджетов, с учетом уровня социально-экономического развития региона; неналоговых поступлений в местные бюджеты, установленных законодательными актами республики; 2) полученные официальные трансферты, которые состоят из: внутренних официальных трансфертов, получаемых от вышестоящих бюджетов местными исполнительными органами с целью обеспечения сбалансированности их бюджетов; отдельные вопросы назначения внутренних официальных трансфертов и механизм их предоставления см. в постановлении Правительства РК от 22 апреля 1997 г. № 619 внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств; 3) поступления средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года; 4) поступления от погашения ранее выданных кредитов. Статья 12. Расходование средств из местных бюджетов Расходование средств из местных бюджетов включает: 1) расходы на содержание местных органов государственного управления и для осуществления местными исполнительными органами следующих программ по: обеспечению общественного правопорядка и безопасности, проводимых местными исполнительными органами; образованию и здравоохранению; социальному обеспечению и реализации законодательно установленных льгот для отдельных категорий населения; жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, водоснабжению и инженерной инфраструктуре; культуре, туризму, спорту, содержанию местных средств массовой информации и организации досуга; аграрной реформе, осуществлению земельной реформы, поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, борьбе с особо опасными вредителями растений и болезнями животных и на другие цели; экологии и организации рационального природопользования; развитию малого и среднего бизнеса; обеспечению других программ, предусмотренных в утвержденном бюджете на очередной финансовый год, включая расходы по обслуживанию кредитов; предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; занятости; обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог местного значения; 2) бюджетные средства, выделяемые на возвратной основе, как правило, через государственные банки для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных и региональных программ; 3) погашение основной суммы полученных кредитов и вознаграждений (интересов) по ним. Статья 13. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов В целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов областных (городов республиканского значения) бюджетов в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год предусматриваются отчисления от общегосударственных налогов и сборов в бюджеты областей и городов Астана и Алматы, а также выделение из республиканского бюджета субвенций. Например см. Закон РК от 16 декабря 1998 г. № 318-1 "О Республиканском бюджете на 1999 год". Статья 14. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов 1. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов образуются в составе республиканского и местных бюджетов для финансирования непредвиденных расходов. В составе резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов предусматриваются средства для погашения обязательств государства по решениям судебных органов. Распределение средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов в пределах размеров, утвержденных в составе расходов бюджетов на соответствующий год, и открытие финансирования производятся в зависимости от уровня бюджета по решениям Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов соответственно, которые утрачивают силу в конце текущего финансового года. 2. Порядок использования средств резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов республиканского и местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами. О порядке использования средств резервного фонда см. постановление Правительства РК от 22 апреля 1997 г. № 620 3. Размер резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов не должен превышать двух процентов объема соответствующего бюджета. (на 1999 год резерв Правительства составляет 1500000 тыс. тенге) Статья 15 исключена Законом РК от 16.12.98 г. № 319-1
1. Консолидированный финансовый баланс государства включает внебюджетные фонды и государственный бюджет, консолидирующий республиканский и местные бюджеты, с учетом бюджетов специальных экономических зон. 2. Консолидированный финансовый баланс государства разрабатывается для целей управления финансовыми ресурсами государства, отражения основных направлений бюджетной политики, взаимосвязи показателей бюджетной системы с показателями остальных секторов экономики и ведения государственного счета. Статья 16. Государственный счет Ведение государственного счета обеспечивается Национальным Банком Республики Казахстан или другим уполномоченным им банком по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан. Глава III. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета Статья 17. Государственный бюджет 1. В установленные Правительством Республики Казахстан сроки Министерство финансов Республики Казахстан: на основе долгосрочного Прогноза экономического развития совместно с Национальным Банком Республики Казахстан разрабатывает стратегию государственного и гарантированного государством заимствования на предстоящий 10-летний период, в соответствии с которой уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом совместно с Министерством финансов Республики Казахстан разрабатывается Программа государственных инвестиций на 3-летний период; представляет в Правительство Республики Казахстан основные направления налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год, разработанные на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, оценки текущего исполнения бюджета, макроэкономических показателей стратегии заимствования, денежно-кредитной политики и программы государственных инвестиций. 2. В соответствии с основными направлениями налогово-бюджетной политики Правительство Республики Казахстан определяет лимиты расходования средств государственного бюджета по функциональным группам. 3. Правительство Республики Казахстан уточняет: перечень государственных программ по функциональным группам; распределение государственных программ между республиканским и местными бюджетами; центральные и местные исполнительные органы, ответственные за выполнение государственных программ. 4. Министерство финансов Республики Казахстан в пределах лимитов по функциональным группам доводит лимиты расходования средств государственного бюджета до государственных учреждений-администраторов государственных и местных программ. 5. Государственные учреждения-администраторы республиканских программ в пределах доведенных лимитов по функциональным группам: разрабатывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из республиканского бюджета, и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан; распределяют по областям лимиты по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов в установленном законодательством порядке; согласовывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, с местными исполнительными органами; представляют бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, в территориальном разрезе в Министерство финансов Республики Казахстан. 6. Акимы областей и городов Астаны и Алматы: определяют перечень местных программ по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан; разрабатывают бюджетные заявки по местным программам в пределах доведенных лимитов и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан. 7. Министерство финансов Республики Казахстан: согласно основным направлениям налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год совместно с акимами областей (городов Астаны и Алматы) определяет прогнозы доходной части Государственного бюджета по видам поступлений в территориальном разрезе; на основе бюджетных заявок и перечня государственных и местных программ разрабатывает прогноз расходной части государственного бюджета на предстоящий финансовый год с разделением на республиканский и местные бюджеты; разрабатывает нормативы отчислений от государственных налогов и объемы трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности бюджетов областей (городов Астаны и Алматы); разрабатывает и представляет прогноз государственного бюджета на предстоящий финансовый год в Правительство Республики Казахстан для одобрения. Статья 18. Республиканский бюджет Закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год должен содержать: объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения ранее выданных из бюджета кредитов, расходов, кредитования и дефицита бюджета; перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в республиканский и местные бюджеты; нормативы отчислений от общегосударственных налогов и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из республиканского бюджета в бюджеты областей (городов Астаны и Алматы); величины месячных минимальных заработных плат и месячных расчетных показателей по кварталам; размер резервов Правительства Республики Казахстан с выделением суммы на ликвидаций чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; суммы погашения и обслуживания внешних займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан; лимит государственного долга; лимит предоставления государственных гарантий Республики Казахстан на предстоящий финансовый год; перечень предельных расходов по функциональным группам, государственным учреждениям-администраторам программ и подпрограммам; перечень республиканских программ, финансируемых из республиканского бюджета, не подлежащих секвестированию в процессе исполнения республиканского бюджета на предстоящий финансовый год. Статья 19. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 1. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год разрабатывается по поручению Правительства Республики Казахстан Министерством финансов Республики Казахстан и представляется Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому. 2. Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. Обсуждение начинается с доклада Министра финансов, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, других уполномоченных Правительством лиц, а также лиц, уполномоченных палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу. 3. Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне программ на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не позднее 15 декабря отчетного года. В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан расчеты направления средств на уровне подпрограмм. В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент Республики Казахстан издает Указ "О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года", который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета. Исполнение финансового плана осуществляется в порядке, установленном для республиканского бюджета. Статья 20. Порядок уточнения республиканского бюджета Уточнение республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив, согласно действующему законодательству, в порядке и на условиях настоящего Закона. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента РК и Правительству РК и реализуется исключительно в Мажилисе. 1. Составление местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан. 2. Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов. 3. Местные исполнительные органы для разработки прогнозов бюджетов областей и городов Астаны и Алматы: формируют доходную часть в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов поступлений и доведенных Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, и объемов трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности их бюджетов с учетом законодательства о специальных экономических зонах; формируют расходную часть на основе согласованных с соответствующими центральными исполнительными органами государственных программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ; определяют нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты; согласовывают лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва с Министерством финансов Республики Казахстан; представляют прогноз бюджетов областей (городов Астаны и Алматы) в Министерство финансов Республики Казахстан для согласования на предмет соответствия параметрам прогноза государственного бюджета. 4. Решение маслихата о местном бюджете на предстоящий финансовый год должно содержать: объемы доходов, полученных официальных трансфертов, расходов, чистого кредитования; перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в местные бюджеты в соответствии с законом о республиканском бюджете; нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты; размер резервов местных исполнительных органов с выделением сумм на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местного значения; лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва областных бюджетов и бюджетов городов Астаны и Алматы; размеры средств по программам среднего образования и здравоохранения, которые должны быть не ниже соответствующих объемов, указанных в законе о республиканском бюджете на соответствующий год; перечень республиканских программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ, сгруппированных в соответствии с функциональной бюджетной классификацией, и их объемы; перечень республиканских и местных программ, финансируемых из местного бюджета, не подлежащих секвестированию в процессе исполнения местного бюджета на предстоящий финансовый год. 5. Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс утверждения и исполнения низовых бюджетов не допускается. 6. Местным исполнительным органам запрещается выдавать гарантии за счет средств местных бюджетов. 7. Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят на рассмотрение соответствующего маслихата проект областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению. 8. Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего маслихата, который не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета. Бюджеты специальных экономических зон утверждаются в сроки, установленные настоящим пунктом. 9. До утверждения местного бюджета соответствующими маслихатами на предстоящий финансовый год исполнение бюджета I квартала осуществляется в размере 1/4 части проекта годового бюджета на предстоящий финансовый год. Глава IV. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ Статья 22. Кредиты, предоставляемые Правительством Республики Казахстан 1. Министерство финансов Республики Казахстан от имени Правительства Республики Казахстан может предоставлять государственные кредиты в пределах сумм и на цели, предусмотренные в республиканском бюджете, как правило, через государственные банки. Порядок и условия предоставления кредитов определяются Правительством Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |