|
|
|
Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1997 года № 210-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2011 г.)
Утратил силу в соответствии с Законом РК от 13 января 2012 года № 541-IV
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области энергосбережения с целью создания экономических и организационных условий для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов Республики Казахстан и охраны окружающей среды. Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 04.07.09 г. № 166-IV (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) возобновляемые источники энергии - источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды для установок мощностью до тридцати пяти мегаватт; геотермальная энергия: тепло грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: биомасса, биогаз и иное топливо из органических отходов, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии; 2) вторичные энергетические ресурсы - энергетические ресурсы, получаемые в качестве побочного продукта или отхода основного производства; 3) показатель эффективности использования топливно-энергетических ресурсов - регламентируемая в нормативах и стандартах величина удельного расхода топлива и энергии для данной продукции, работ и услуг; 4) эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение высокорезультативного, технически возможного, экономически выгодного использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и одновременном снижении техногенного воздействия на окружающую среду; 5) непроизводительные расходы топливно-энергетических ресурсов - потери топлива и энергии, вызванные отступлением от требований стандартов (технических условий) для вновь вводимого оборудования, нарушением требований нормативных актов, технологических регламентов и паспортных данных для действующего оборудования; 6) топливно-энергетический ресурс - носитель энергии, который при данном уровне развития техники и технологий используется или может быть полезно использован; 7) условное топливо - принятая при технико-экономических расчетах и регламентируемая в нормативах и стандартах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива; 8) экологически чистые энергетические ресурсы - носители энергии солнца, ветра, термальных вод, тепла земли, энергии движущихся потоков воды, волн; 9) энергосбережение - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов; 10) объекты энергосбережения - процессы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой, производством, хранением и использованием всех видов топливно-энергетических ресурсов, тепловой и электрической энергии; 11) политика в области энергосбережения - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения; 12) энергосберегающие технологии, оборудование и материалы - технологии, оборудование и материалы, позволяющие повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов по сравнению с достигнутым уровнем.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области энергосбережения Законодательство Республики Казахстан в области энергосбережения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Статья 3. Основные принципы государственной политики в области энергосбережения Основными принципами государственной политики в области энергосбережения являются: приоритет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов над ростом объемов их добычи и производства тепловой и электрической энергии; приоритетность обеспечения безопасности и здоровья человека, социально-бытовых условий его жизни, охраны окружающей среды при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов и (или) энергии; осуществление государственного регулирования в области энергосбережения; необходимость экономической поддержки энергосбережения, стимулирования использования возобновляемых источников энергии; обязательность достоверного учета производимых и расходуемых топливно-энергетических ресурсов; сочетание интересов производителей, поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов; системный подход в энергосбережении; реализация информационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности в области энергосбережения. Статья 4. Основные направления энергосбережения Основными направлениями энергосбережения являются: стабилизация производства и потребления энергии, необходимой для интенсивного развития национальной экономики; оптимизация режимов производства и потребления энергии, организация ее учета и контроля; организация обследований энергетической эффективности предприятий, учреждений и организаций; проведение экспертизы энергосбережения продукции, действующих и реконструируемых объектов, технологий и оборудования; развитие возобновляемых источников энергии; утилизация вторичных энергетических ресурсов и отходов; реализация проектов по внедрению энергоэффективной техники и продукции, передовых технологий; внедрение научных исследований и новых способов управления в этой области; сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов при их добыче, преобразовании, транспортировке, хранении и потреблении; обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов; внедрение новых и совершенствование действующих строительных норм и правил, обеспечивающих сбережение энергоресурсов. Глава 2. Государственное регулирование в области энергосбережения Статья 5. Организация системы энергосбережения Система энергосбережения является средством реализации единой государственной политики и самоуправления в области энергосбережения и включает в себя совокупность: правовых норм, регулирующих общественные отношения в области энергосбережения; объектов энергосбережения; центральных и местных исполнительных органов, физических и юридических лиц, а также лиц, участвующих в реализации программ энергосбережения; средств и мер, обеспечивающих рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов и охрану окружающей среды. Структура региональных и локальных (для всех юридических лиц) систем энергосбережения формируется на основе государственной системы, структура которой определяется Правительством Республики Казахстан. Система энергосбережения реализуется посредством государственной, региональных и отраслевых программ, а также программ, разрабатываемых юридическими лицами. В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области энергосбережения Правительство Республики Казахстан в области энергосбережения: разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; определяет структуру государственной системы энергосбережения и уполномоченный орган; определяет политику в области стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений при производстве и потреблении топливно-энергетических ресурсов; осуществляет международное сотрудничество; выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области энергосбережения Уполномоченный орган в области энергосбережения: проводит единую государственную политику в области энергосбережения; осуществляет контроль и координацию соответствующих служб министерств, ведомств и организаций в части обеспечения выполнения программ энергосбережения; разрабатывает Положение об экспертизе энергосбережения; организует государственный контроль за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов; участвует в международном сотрудничестве; разрабатывает программы энергосбережения; разрабатывает нормативно-методический, правовой и экономический механизмы энергосбережения и стимулирования использования возобновляемых экономических ресурсов; организует научные исследования в области энергосбережения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2006 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области энергосбережения 1. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы): утверждают программы энергосбережения в пределах соответствующей административно-территориальной единицы; рассматривают отчеты руководителей местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) о выполнении программ энергосбережения; осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан. 2. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы): обеспечивают разработку и реализацию программы энергосбережения; рассматривают деятельность расположенных на их территории физических и юридических лиц по исполнению программ энергосбережения; осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.) Статья 9. Учет энергетических ресурсов Количество потребляемых и хранимых физическими и юридическими лицами топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке подлежит учету и контролю в соответствии с нормативными документами и установленными законодательством Республики Казахстан стандартами и нормами. Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 19.03.10 г. № 258-IV (см. стар. ред.) Статья 10. Учет производства топливно-энергетических ресурсов и показателей эффективности их использования Уполномоченный орган ведет учет по номенклатуре производства топливно-энергетических ресурсов и показателей эффективности их использования для организаций.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.) Статья 11. Нормирование, стандартизация и сертификация в области энергосбережения 1. Нормативы энергопотребления устанавливаются Правительством Республики Казахстан и подлежат пересмотру каждые пять лет с учетом достижений передовых технологий. Нормативы расходов топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке включаются в энергетические паспорта, технологические инструкции по эксплуатации и технические условия оборудования, зданий и сооружений, потребляющих топливно-энергетические ресурсы. Контроль за соблюдением нормативов расходов топливно-энергетических ресурсов осуществляется уполномоченным органом. 2. Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Республики Казахстан. Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности. Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 3. При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении топливно-энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль. Статья 12. Экспертиза энергосбережения 1. Экспертиза энергосбережения проводится в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами. 2. Экспертизе по энергосбережению подлежат: проекты схем развития и размещения производительных сил, проекты развития отраслей народного хозяйства, территориальные схемы энергосбережения, техническая документация, связанная с энергосбережением; технико-экономические обоснования и проекты строительства новых и расширения (реконструкции, технического переоборудования, модернизации) действующих объектов и предприятий с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в 500 и выше тонн условного топлива; проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов, строительные нормы и правила, документация на создание и приобретение новой энергоемкой техники, технологии и материалов деятельности в сфере энергосбережения. Обязательная экспертиза энергосбережения проводится на действующих предприятиях и в организациях с размером годового потребления топливно-энергетических ресурсов 500 тонн и выше условного топлива. 3. Положение по проведению экспертизы энергосбережения утверждается Правительством Республики Казахстан. Глава 3. Экономический механизм энергосбережения В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.) Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения Источниками финансирования программ в области энергосбережения являются бюджетные средства, собственные и заемные средства предприятий, организаций, иные источники, не противоречащие законодательству. Статья 14. Стимулирование энергосбережения На потребителей и производителей энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению, распространяются условия стимулирования этой деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Глава 4. Возобновляемые источники энергии Статья 15. Возобновляемые источники энергии 1. Использование возобновляемых энергетических ресурсов является приоритетным направлением при разработке программ развития энергетики и решении экологических проблем Казахстана. 2. В Республике Казахстан создаются необходимые правовые и организационно-экономические условия для вовлечения в энергобаланс возобновляемых энергетических ресурсов, развития на их базе энергетических объектов. 3. Координация и ответственность за разработку и реализацию программ по вовлечению в энергобаланс возобновляемых энергетических ресурсов возлагается на уполномоченный орган. Статья 15 дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 04.07.09 г. № 166-IV 4. Поддержка использования возобновляемых источников энергии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии.
Глава 5. Образование, информационное обеспечение и научные исследования в области энергосбережения Статья 16. Образование в области энергосбережения Распространение знаний в области энергосбережения осуществляется через средства массовой информации, в системе образования и в ином порядке, не противоречащем законодательству. Статья 17. Информационное обеспечение и научные исследования в области энергосбережения 1. Информационное обеспечение в области энергосбережения осуществляется путем: доведения до организаций и населения Республики Казахстан программ энергосбережения; издания учебной и методической литературы по энергосбережению; разработки, демонстрации проектов и объектов высокой энергетической эффективности; пропаганды и рекламы энергосберегающего оборудования, материалов, технологий и средств обеспечения энергосбережения, организации выставок; пропаганды оборудования и способов эффективного использования возобновляемых энергетических ресурсов; пропаганды использования вторичных энергетических ресурсов и бытовых отходов; доведение до населения, предприятий, учреждений, организаций директивных нормативно-методических и справочно-информационных документов и материалов. 2. Научные исследования и опытно-конструкторские работы в области энергосбережения в Республике Казахстан проводятся на конкурсной основе специалистами любых стран с обязательным привлечением специалистов Республики Казахстан. Статья 18. Исключена в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.) Глава 6. Заключительные положения Статья 19. Международное сотрудничество в области энергосбережения 1. Международное сотрудничество в области энергосбережения осуществляется с целью реализации совместных проектов в области энергосбережения, взаимного обмена энергоэффективными технологиями, согласования показателей энергоэффективности с требованиями международных стандартов, а также взаимного признания результатов сертификации. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан об энергосбережении, то применяются правила международного договора. Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Президент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |