Кунболат Шаймерденов, докторант кафедры уголовного права и криминологии
КазНГУ им.Аль-Фараби, доцент. Смертная казнь в уголовном
судопроизводстве. О некоторых статьях Уголовно-процессуального кодекса
Республики Казахстан
1. Взаимосвязь уголовного и уголовно-процессуального права находит свое выражение не только в единых целях, единых принципах законности, но и в единстве уголовной политики, определяемой в общем виде как политика государства в сфере борьбы с преступностью.
Связь между уголовным и уголовно-процессуальным правом проявляется также в согласованном использовании и единстве целого ряда категорий, понятий, терминов и институтов. Различные институты уголовного права, преломляясь через призму процессуальных норм, находят свое практическое применение, будучи востребованными конкретными обстоятельствами и признаками совершенного преступления. Не является исключением в этом смысле и институт смертной казни. В УПК Республики Казахстан имеются соответствующие нормы, непосредственно или опосредованно затрагивающие различные нюансы смертной казни, а также регламентирующие некоторые аспекты применения высшей меры в уголовном судопроизводстве.
2. Смертная казнь непосредственно упоминается в ч.2 ст.58, п.5 ч.1 ст.71, ч. 7 ст.75 Общей части УПК, а также в ч.4 ст.373, ч.4 ст.384, п.3 ч.2 ст.459 Особенной части УПК Республики Казахстан. В ряде уголовно-процессуальных норм смертная казнь хоть и не называется, но подразумевается, "скрываясь" в них (например, статьи УПК о подследственности и подсудности уголовных дел), и выявляется опосредованно.
3. На основании ч.2 ст.57, УПК всякое уголовное дело может быть рассмотрено только законным, независимым, компетентным и беспристрастным составом суда, что обеспечивается соблюдением установленных УПК правил:
- определения подсудности конкретных дел;
- формирования состава суда для рассмотрения конкретных уголовных дел;
- отвода судей;
- отделения функции разрешения дела от функций обвинения и защиты.
Состав суда