|
|
|
Автор комментария и составитель доктор юридических наук Р.А. Подопригора
О свободе вероисповедания и религиозных объединениях: Комментарий к закону Республики Казахстан. 4-е изд., переработанное и дополненное. — Астана: 2007
См. также: первое издание
В книге дается юридический анализ и постатейный комментарий положений Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» 1991 г., освещаются проблемные вопросы, возникающие в практике деятельности религиозных объединений и государственных органов в Республике Казахстан, и предлагаются способы их решения. Комментарий, а также включенные в книгу международно-правовые документы, законодательные акты Республики Казахстан или извлечения из них, справочная информация могут быть полезными для представителей религиозных организаций и государственных органов, юристов, религиоведов, студентов юридических и иных вузов, а также всех интересующихся вопросами свободы совести.
© Подопригора Р.А. (комментарий и составление), 2007. © ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2007 © ВШП «Әдiлет», 1999 © Издательство «Юрист», 2002.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ
За время, прошедшее с выхода третьего издания, произошли принципиальные изменения в законодательстве Республики Казахстан по вопросам деятельности религиозных объединений и государственно-конфессиональных отношений. В 2005 году Парламент Республики Казахстан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, одна из статей которого посвящена вопросам свободы религии и убеждений. В декабре 2005 года в Казахстане был образован Комитет по делам религий, как структурное подразделение Министерства юстиции Республики Казахстан. В 2004 и 2005 годах были приняты поправки в Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, которые серьезно изменили режим отношений между государством и религиозными объединениями. Кроме того, поправки по вопросам деятельности религиозных объединений были внесены в Кодекс об административных правонарушениях и некоторые другие нормативные правовые акты. Общий смысл поправок состоит в усилении контрольных и надзорных функций государственных органов, установлении различных ограничений для религиозных структур и верующих. Парадоксальным выглядит тот факт, что поправки принимаются в одно время с ратификацией одного из основных международных актов по правам человека. Причинами изменений в законодательстве называются необходимость обеспечения национальной безопасности, экстремистские и террористические угрозы. Хотя попытки внесения подобных изменений наблюдались и ранее, тогда, когда национальная безопасность, экстремизм и терроризм не служили универсальным объяснением усиления полицейских функции государства. Законодательные новеллы сразу же оказали влияние на правоприменительную практику. Особенно, это касается положения об обязательной государственной регистрации религиозных объединений. Вопрос, дебатировавшийся с начала 90-х годов прошлого столетия, наконец-то нашел свое разрешение, а в судебной практике незамедлительно возникли административные дела в отношении руководителей незарегистрированных организаций. Поправки, в силу их несогласованности с нормами других актов, вызвали многочисленные проблемы, как в понимании различных положений, так и в их применении. Кроме обязательной регистрации, сохраняют свою остроту вопросы регистрации религиозных объединений, проведения религиозных мероприятий вне места нахождения религиозных объединений, миссионерской и образовательной деятельности. Все перечисленные, а также иные вопросы, возникающие в процессе деятельности религиозных объединений, нашли отражение в четвертом издании комментария. В приложении приведены нормативные правовые акты по состоянию на 1 ноября 2006 года.
ВВЕДЕНИЕ
Право на свободу вероисповедания (религии, совести) является одним из основных прав человека, закрепленных в Конституции, законодательстве многих стран мира и международно-правовых документах. Не является исключением и Конституция Республики Казахстан, которая в статье 22 устанавливает, что каждый имеет право на свободу совести. Следует отметить, что зачастую национальные законы и международно-правовые акты, подразумевая одни и те же свободы, используют различную терминологию. Так, международно-правовые акты в одном ряду декларируют право на свободу мысли, совести и религии. В законодательстве некоторых стран говорится о свободе совести, в то время как в других - о свободе религии или вероисповедания. В развитие конституционных положений принимаются нормативные правовые акты. В Казахстане специальным законом, регулирующим отношения в религиозной сфере, явился Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый 15 января 1992 г.[1]. Примечательно, что данный закон был принят не только до появления Конституции Республики Казахстан 1995 г., но и до первой казахстанской Конституции 1993 г. Будучи в достаточной степени прогрессивным, закон закрепил совершенно иные принципы отношений между государством и религиозными объединениями по сравнению с советским периодом, новое положение религиозных объединений и верующих в обществе, способствовал реализации права на свободу вероисповедания после долгих лет борьбы с религией. Вместе с тем, почти пятнадцать лет действия рассматриваемого закона показали его недостатки. Комментируемый закон изначально содержал некоторые спорные положения и неточности, которые очень скоро проявились на практике. Возникли проблемы, как для государственных органов, так и для религиозных объединений и верующих. К сожалению, решение проблемных вопросов со стороны государственных органов не всегда соответствовало международно-правовым актам, конституционным и законодательным положениям, принципам права. В свою очередь, некоторые религиозные объединения, не совсем правильно понимая положения законодательства, порой умышленно или неумышленно нарушали его. С 1991 года высшим законодательным органом страны было принято 6 законов, вносящих изменения и дополнения в комментируемый Закон[2]. Некоторые из изменений носят технический характер, другие - означают принципиально иные подходы в правовом регулировании вопросов свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений. К сожалению, поправки оказались плохо согласованными с другими законодательными положениями, что вызвало множество проблем на практике. Настоящий комментарий имеет целью разъяснить и прокомментировать положения Закона 1991 г., с тем, чтобы облегчить решение некоторых проблемных вопросов, возникающих в ходе деятельности государственных органов и религиозных объединений, с которыми автору приходилось сталкиваться во время продолжительной практики и научной работы в сфере государственно-конфессиональных отношений. Комментарий связан, прежде всего, с правовыми аспектами деятельности религиозных объединений и государственных органов. Автор будет признателен читателям за предложения и замечания, которые, возможно, возникнут в процессе знакомства с комментарием.
КОММЕНТАРИЙ
Преамбула
Настоящий Закон признает, что Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан.
Преамбула впервые появилась в комментируемом Законе после внесения в него изменений Законом от 8 июля 2005 г. Преамбула, в некоторой степени, противоречит Конституции Республики Казахстан. Последняя содержит положение о том, что Республика Казахстан только утверждает себя (а не является, как написано в Преамбуле) демократическим, светским, правовым и социальным государством. Наибольший интерес в Преамбуле вызывает положение о светскости государства. Следует отметить, что в законодательствах различных стран, как правило, отсутствует объяснение, что понимать под светским государством. Традиционно к светским, или как их еще называют секулярным, государствам относятся те, в которых религиозные объединения не участвуют в политической деятельности, формировании государственных органов, не выполняют государственных функций, в значительной степени ограничены в публичной сфере. Очень часто понятие светского государства неразрывно связано с принципом отделения религиозных организаций от государства, хотя светскими государствами являются и такие, в которых этот принцип законодательно не закреплен. В каждом государстве понятие светскости имеет свои особенности. В частности, под светскостью в Республике Казахстан понимается невмешательство религиозных объединений в дела государства, запрет выполнения религиозными объединениями государственных функций, отделение школы от религиозных объединений, невозможность создания политических партий на религиозной основе. В Преамбуле говорится о признании государством ценности религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана. Такое положение свидетельствует о том, что казахстанское государство, юридически закрепляя равенство всех религий и религиозных объединений (см. статью 4 комментируемого Закона), тем не менее, признает ценность далеко не всех из них. Подобное отношение находит проявление и в законодательстве. В частности, в соответствии с пунктом 3-1 статьи 56 Закона о труде, первый день Курбан-айта, отмечаемого по мусульманскому календарю и 7 января - православное Рождество являются выходными днями[3]. Вместе с тем, подобные примеры не означают, что только ислам и православие сочетаются с духовным наследием народов Казахстана, поскольку в Казахстане сильны традиции и многих других религий.
Статья 1. Задачи закона Настоящий Закон гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики Казахстан, а также в международных актах и соглашениях о правах человека. Осуществление свободы исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законодательством только в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.
Первая статья закона показывает его основное предназначение - гарантировать реализацию права на свободу вероисповедания. Как уже выше было сказано, действующая Конституция Республики Казахстан говорит о праве на свободу совести, а не о праве на свободу вероисповедания, как указано в законе, хотя по смыслу последнего эти понятия равнозначны. Важно отметить, что закон гарантирует право на свободу вероисповедания (совести), закрепленную не только Конституцией Республики Казахстан, но и международно-правовыми актами и соглашениями, которые могут содержать несколько отличные от казахстанских положения, касающиеся рассматриваемых вопросов. К числу таких актов и соглашений относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1986), Документ Копенгагенской встречи — Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1990) и др. (см. прил. 1). Важным документом, который с одной стороны не имеет общеобязательного значения, но к которому, с другой стороны, сегодня обращаются многие страны, когда речь идет о религиозных свободах является Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981). В соответствии с комментируемой статьей, государство гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания вне зависимости от того, является Казахстан участником какого-либо договора, или подписывала ли Республика какую-либо Конвенцию или нет. Часть вторая статьи также содержит общие положения, принятые как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве разных стран. Очень часто религиозная деятельность носит публичный характер, затрагивает интересы других людей, а в некоторых случаях сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, государственным или общественным интересам. По общепринятому подходу, принятому сегодня во многих государствах мира, и в международно-правовой практике свобода совести (религии, вероисповедания) абсолютна, а вот свобода действий, основанных на религии (исповедание, религиозная практика) подлежит государственному регулированию и ограничениям. Существуют различные точки зрения по поводу возможных пределов и видов ограничений. Введение в законодательство различных стран мира запретительных и ограничительных норм по отношению к верующим и религиозным объединениям часто мотивируется защитой общественного порядка, нравственности. Вместе с тем в 1993 году Комитет по правам человека ООН издал общий комментарий № 22, который дает официальное толкование статьи 18 Пакта о гражданских и политических правах. В частности, в нем говорится, что ограничения свободы религии позволены только в отношении религиозного исповедания, поскольку статья 18 различает свободу религии и свободу исповедания религии. Никакие ограничения касающиеся свободы иметь, принимать или менять религию не дозволительны. Эта свобода абсолютна так же как, свобода иметь собственное мнение. Даже в условиях чрезвычайных ситуаций нельзя ограничивать свободу религии. Никого нельзя заставить открыть свое отношение к религии, принадлежность к религиозной организации. А вот что касается свободы исповедовать религию, то здесь допускаются ограничения. Но ограничения, будучи установленными в законах должны применяться таким образом, чтобы не наносить ущерба правам, гарантированным в статье 18 Пакта. Не признаются никакие основания для ограничений, кроме тех которые описаны в статье 18, если даже такие ограничения разрешаются в отношении других прав, защищаемых Пактом, в частности по соображениям государственной безопасности. Ограничения могут устанавливаться лишь для тех целей для которых они предназначены, и должны быть прямо связаны с конкретной целью, достижение которой ими преследуется, и быть ей соразмерны. Ограничения не могут устанавливаться в дискриминационных целях или применяться дискриминационным образом. Комитет отмечает, что понятие нравственности складывается на основе многих общественных, философских и религиозных традиций, и, следовательно, установление ограничений на свободу исповедовать религию в целях защиты нравственности не должно основываться на принципах, вытекающих исключительно из одной единственной традиции[4]. Следует подчеркнуть, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан права и свободы человека могут быть ограничены только законами. Комментируемый закон говорит, что ограничения устанавливаются законодательством, под которым согласно казахстанским правовым нормам понимаются не только законы, а совокупность различных нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке[5] (т.е. такими актами могут быть постановления Правительства, акты министерств и др.). Налицо противоречие между Конституцией и законом. Нормы Конституции, безусловно, обладают большей юридической силой по сравнению с любым законом, поэтому следует признать противоречащими Конституции и незаконными встречающиеся иногда в практике случаи ограничения свободы вероисповедания, устанавливаемые актами Правительства, министерств, акиматов и т.д. Вопрос ограничения свободного распространения религиозных убеждений был предметом внимания Конституционного Совета Республики Казахстан. В законопроекте, принятом Парламентом в 2002 году, но направленным Президентом страны на рассмотрение Конституционного Совета содержалось положение о возможности ограничения права на свободное распространение религиозных убеждений законодательными актами. Конституционный Совет признал такое положение неконституционным, поскольку оно допускает ограничения права человека и гражданина актами меньшей юридической силы, чем закон или указ Президента, имеющий силу закона, в противоречие с пунктом 1 статьи 39 Конституции (см. приложение 2.23).
Статья 1-1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) культовое здание (сооружение) - объект, предназначенный для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества); 2) миссионерская деятельность - проповедование и распространение посредством религиозно-просветительской деятельности вероисповедания, которое не содержится в уставных положениях религиозного объединения, осуществляющего свою деятельность на территории Республики Казахстан; 3) уполномоченный орган по связям с религиозными объединениями (далее - уполномоченный орган) - государственный орган по связям с религиозными объединениями, определяемый Правительством Республики Казахстан.
Статья 1-1, введена в закон . Несмотря на название статьи, в ней приведены далеко не все основные, а лишь некоторые понятия, используемые в Законе, что вполне оправданно. Давать юридические дефиниции в религиозной сфере очень сложно, а иногда, просто невозможно, учитывая многообразие религиозных убеждений, и основанных на них, практик. Приведенные в данной статье понятия очень показательны в этом смысле. Так, например, не для всех религиозных организаций характерны культовые здания (мечети, церкви, синагоги, молитвенные дома). Религиозные обряды могут проводиться не в приспособленных для этого специально помещениях, как-то, на квартирах или в домах граждан, на арендованных площадях или открытых территориях. Поэтому культовыми зданиями можно считать только те, которые специально либо изначально предназначены, либо переоборудованы для религиозных целей, что отражается в проектной, технической документации, дизайне, предназначении внутренних помещений. Культовый характер помещения должен юридически отражаться в правоустанавливающих документах, техническом паспорте. Понятие миссионерской деятельности еще более проблемно. Казахстанский законодатель подошел к этому вопросу очень узко, поскольку, во-первых, миссионерская деятельность осуществляется не только путем проповедования и распространения посредством религиозно-просветительской деятельности. К примеру, благотворительность это тоже одна из форм миссионерства. Во-вторых, миссионерская деятельность это обязательный вид деятельности в подавляющем большинстве религиозных объединений, поэтому связывать его только с проповедованием и распространением религиозного учения, которое не содержится в уставных положениях религиозного объединения, осуществляющего свою деятельность на территории Республики Казахстан не совсем правильно. Однако, по смыслу закона, миссионерами можно считать только тех, лиц, кто прибыл в Казахстан, и осуществляет свою миссионерскую деятельность вне зарегистрированных в стране организаций. Уполномоченным органом по связям с религиозными объединениями сегодня является Комитет по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан.
Статья 2. Законодательство о свободе вероисповедания и религиозных объединениях Законодательство о свободе вероисповедания и религиозных объединениях Республики Казахстан состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Не допускается издание местными органами власти и управления, ведомствами нормативных актов, противоречащих настоящему Закону. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» по смыслу статьи входит составной частью в законодательство, непосредственно посвященное вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений. В настоящее время трудно говорить о законодательстве как таковом, поскольку отсутствует достаточное количество нормативных правовых актов по указанным вопросам. Безусловно, и в других законодательных и подзаконных актах имеются положения, распространяющиеся на религиозные объединения или связанные со свободой вероисповедания. Скажем, вопросы регистрации религиозных формирований изложены в Законе «О государственной регистрации юридических лиц» (1995), проведения публичных мероприятий за пределами религиозного здания - в Законе «О порядке организации и проведения мирных собраний, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (1995), налогообложения - в налоговом законодательстве, и т.д. Ведомства, местные органы государственной власти также могут издавать соответствующие нормативные правовые акты (приказы, решения, постановления и т.д.), но они не должны противоречить комментируемому закону. Под ведомствами (в широком смысле), в соответствии с современной системой государственных органов, следует понимать государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, министерства, центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, а также собственно ведомства - то есть государственные органы в составе центральных исполнительных органов (Комитет регистрационной службы Министерства юстиции, Комитет таможенного контроля Министерства финансов и др.). Часть 2 статьи говорит о приоритете ратифицированных международных договоров над национальным законом. К числу таких договоров в нашем случае относятся Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция о правах ребенка (1989). Напомним, что и Конституция Республики Казахстан в пункте 3 статьи 4 устанавливает, что международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Статья 3. Право на свободу вероисповедания Граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства вправе свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается. Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается только в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Данная статья представляет собой одну из наиболее трудных для комментария в связи с тем, что казахстанский закон лишь провозглашает право на свободу вероисповедания, но не говорит, что в себя включает это право. В Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), к которой часто обращаются при решении различных вопросов, связанных с религией, право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности, следующие свободы: a) отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей; b) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения; c) производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями; d) писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях; e) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели; f) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования; g) готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений; h) соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями; i) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях. Казахстанский закон также распространяет право на свободу вероисповедания на граждан, не являющихся верующими, поскольку он говорит о праве не исповедовать никакой религии, хотя в целом закон посвящен именно верующим и их объединениям. Следует сказать, что иногда свободу вероисповедания рассматривают в качестве одной из составляющих свободы совести, которая, помимо свободы вероисповедания, включает право человека не исповедовать никакой религии, иметь антирелигиозные убеждения. По смыслу казахстанского законодательства, как мы уже указывали выше, понятия «свободы совести» и «свободы вероисповедания» синонимичны. Часть 2 статьи содержит стандартные положения о равенстве всех граждан в различных областях жизнедеятельности, вне зависимости от отношения к религии, а также положения об ответственности за ограничение прав по религиозному признаку, совершение других противоправных действий. В казахстанском законодательстве предусмотрена различная ответственность за правонарушения, связанные с настоящей частью: статьи 141, 149, 160, 164, 187 и др. Уголовного кодекса Республики Казахстан, статьи 341, 375 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Часть 3 статьи связана с одной из серьезнейших проблем согласования гражданских обязанностей, устанавливаемых государством и религиозных убеждений индивида. Нормы некоторых религиозных учений, предписывая своим последователям отказ от исполнения отдельных обязанностей, могут вступать в противоречие с требованиями светского законодательства. Казахстанское законодательство не содержит объяснения, что считать гражданскими обязанностями. На наш взгляд, к таким обязанностям относятся те, которые предусмотрены Конституцией Республики Казахстан и возлагаются не просто на индивида, как на физическое лицо, а как на гражданина Казахстана, т.е. подобные обязанности непосредственно связаны с гражданством. К таким обязанностям, на наш взгляд, относятся: - обязанность уважать государственные символы Республики Казахстан; - обязанность защищать Республику Казахстан; - обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; - обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Самой проблемной в свете настоящего Комментария является обязанность защищать Республику Казахстан, что связано с прохождением военной службы, в том числе лицами, чьи религиозные убеждения не позволяют брать в руки оружие. В Казахстане к таким лицам большей частью относятся представители религиозной организации Свидетелей Иеговы, в отношении которых имеется практика привлечения к ответственности за уклонение от военной службы по соответствующей статье Уголовного кодекса. В Казахстане не применяется довольно распространенный в других странах институт альтернативной службы, когда для верующих исполнение воинской обязанности заменяется другим видом социально полезной деятельности (работа в больницах, домах престарелых и т.д.). Отметим, что формально возможность замены одной гражданской обязанности на другую предусмотрена законодательством (см. часть 4 комментируемой статьи), но конкретные правовые акты, регулирующие такую замену, отсутствуют. Справедливости ради надо сказать, что Законом Республики Казахстан от 8 июля 2005 года «О воинской обязанности и воинской службе» предусмотрена льгота для верующих. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 указанного Закона, отсрочка от призыва на воинскую службу предоставляется призывникам, имеющим духовный сан или штатную должность в зарегистрированных религиозных объединениях, на период религиозной деятельности (см. приложение 2.19). Однако льготы предоставляются очень ограниченному кругу субъектов и свидетельствуют, в некотором смысле, о неравноправии рядовых верующих и религиозных служителей. Более того, не во всяком религиозном объединении есть штатные должности или лица, имеющие духовный сан.
Статья 4. Государство и религиозные объединения Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Не допускается образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами только от своего имени. Религиозные объединения обязаны соблюдать требования законодательства и правопорядок. Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями. Не допускается деятельность не зарегистрированных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке религиозных объединений. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях. Государство вправе проводить религиоведческую экспертизу по основаниям устанавливаемым законодательными актами Республики Казахстан. Религиоведческая экспертиза проводится с участием представителей религиозных организаций, общественных объединений, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области права на свободу совести. Порядок проведения религиоведческой экспертизы определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 4 закрепляет принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства. Одним из главных принципов является принцип отделения религиозных объединений от государства. Названный принцип не указан в действующей Конституции Республики Казахстан, хотя в статье 1 Конституции говорится о светском характере государства, а в таких государствах очень часто законодательно зафиксирован принцип отделения. Принцип отделения не следует абсолютизировать, рассматривая его как полное и безусловное разделение двух социальных структур. Он, скорее, определяет сферы деятельности государства и религиозных объединений. Принципиальным моментом является то, что религиозные объединения не могут выполнять властных государственных функций, а государство не может вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству, оказывать постоянную финансовую поддержку какому-либо религиозному объединению. В повседневной реальности и государство, и религиозные объединения «нарушают» этот принцип. Религиозные объединения помогают государству в выполнении некоторых функций (оказания социальной помощи гражданам, культурно-просветительной, образовательной и т.д.), в свою очередь, государство оказывает помощь некоторым религиозным объединениям (в строительстве мечетей, других культовых зданий, приобретении предметов религиозного назначения, организации паломничества). Очень важным является принцип равноправия религий и религиозных объединений перед законом. В Казахстане действуют самые различные по влиянию, вероисповедной принадлежности, количеству членов, традициям религиозные объединения. Но, несмотря на различия, все религиозные объединения находятся в одном правовом поле. Государство не может отдавать предпочтения какому-либо религиозному объединению, даже с учетом его заслуг и количества приверженцев. Однако, как мы уже отмечали, очень важный принцип равноправия не всегда соблюдается и в законодательстве, и в правоприменительной практике (см. пример с выходными днями - первым днем Курбан-айта и православным Рождеством в комментарии к Преамбуле Закона или факт, что членами Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан являются только представители Духовного управления мусульман Казахстана и Русской Православной Церкви). Суть части второй статьи сводится к тому, что религиозные объединения никаким образом не могут участвовать в политической деятельности. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 г. «О политических партиях» (2002) запрещает создание политических партий по признакам религиозной принадлежности (ст.5, ч. 8)[6]. Традиционно религиозные объединения в Казахстане действительно не обнаруживают политических претензий, в отличие, к примеру, от других государств, где существуют религиозные партии, а религиозные служители могут занимать посты в различных государственных органах. В соответствии с частью третьей любое религиозное объединение обязано соблюдать требования законодательства и правопорядок, вне зависимости от того, какое место законодательство занимает в иерархии норм, которыми руководствуются религиозные объединения. Часть четвертая, предусматривающая запрет деятельности незарегистрированных объединений (внесенная в закон 8 июля 2005 года) является одной из самых проблемных в законе и с точки зрения ее целесообразности, и с точки зрения соответствия международно-правовым стандартам. Заметим, что дискуссия о необходимости положения об обязательной регистрации началась почти сразу же после принятия комментируемого Закона в 1992 году и завершилась победой сторонников обязательной регистрации. Вместе с тем, в связи с ратификацией Международного пакта о гражданских и политических правах, вопрос об обязательной регистрации становится очень острым. Международный пакт не связывает совместное исповедание религии с государственным разрешением. Положение казахстанского законодательства об обязательной регистрации, в противовес международному праву, фактически означает, что без государственной регистрации верующие собираться и удовлетворять свои религиозные потребности не могут. По смыслу закона, деятельность малочисленных религиозных групп, не имеющих права юридического лица, без учетной регистрации в государственных органах также не допускается. Части пятая и шестая содержат вполне традиционные для законодательств многих государств запреты. Под религиозным экстремизмом, в соответствии со статьей 1 Закона «О противодействии экстремизму» понимается разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан[7]. Такое понятие не очень удачно, поскольку, к примеру, с точки зрения атеиста любая религиозная практика представляет угрозу здоровью, нравственности или правам граждан. В Казахстане уже имеется практика запрещения деятельности социально опасных организаций (см. приложение № 4.1).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |