|
|
|
Перечень вопросов для сдачи квалификационного
Автор ответов - Лоскутов И.Ю., ответы приведены по состоянию на 1 сентября 2005 года
См.: Письмо Комитета по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению Министерства юстиции Республики Казахстан от 29 сентября 2006 года № 13-2/И-2924, Письмо Комитета по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению Министерства юстиции Республики Казахстан от 4 сентября 2006 года № 13-2/Л-2588
См. также: Экзаменационные вопросы ККЮ (1999 год)
Одним из основных требований, предъявляемых конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" к кандидатам в судьи, является сдача квалификационного экзамена. Глава государства указал на необходимость проведения качественного отбора и ужесточения требований к кандидатам на должность судьи. В целях реализации его требований Квалификационной коллегией юстиции с участием судей Верховного суда РК и специалистов органов юстиции был обновлен перечень экзаменационных вопросов. Учитывая особый статус судьи, в этот перечень включены вопросы практически по всем отраслям права. В связи с образованием специализированных межрайонных экономических и административных судов полностью переработаны экзаменационные вопросы по гражданскому, гражданско-процессуальному, административному, налоговому, таможенному, земельному праву. Сдача кандидатами квалификационного экзамена на должность судьи освобождает их в дальнейшем от прохождения аттестации для занятия адвокатской либо нотариальной деятельностью. Исходя из этого, в перечень вошли вопросы законодательства об адвокатуре и нотариате. Поскольку одним из главных компонентов формирования судейского корпуса страны является знание и безукоризненное соблюдение этических норм, в перечень дополнительно включены вопросы, вытекающие из содержания Кодекса судейской этики. В перечень вошли также нормы антикоррупционного законодательства. В дальнейшем экзаменационные вопросы будут периодически изменяться и дополняться с учетом изменений в действующем законодательстве. В контексте усиления требований к судьям, квалификационный экзамен разделен на два этапа: 1) сдача компьютерного теста на знание законодательства; 2) проверка знаний кандидата в судьи по экзаменационным билетам. На первом этапе для сдачи компьютерного теста на знание законодательства кандидатам в судьи отводится 90 минут. В течение установленного времени им необходимо ответить на 100 вопросов. Лица, набравшие при тестировании 70 и более баллов, допускаются ко второму этапу, где устно отвечают на три вопроса экзаменационного билета перед членами коллегии. Знания кандидатов оцениваются коллегией по пятибалльной системе. Лица, получившие в итоге три и более баллов на каждом из этапов, считаются успешно сдавшими квалификационный экзамен и зачисляются в резерв судей. Иоганн Меркель, председатель Квалификационной коллегии юстиции РК
вопросов для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи Гражданско-процессуальное право Брачное право Жилищное право Банковское законодательство таможенное законодательство Земельное законодательство налоговое законодательство Законодательство об адвокатуре Уголовно-исполнительное право Антикоррупционное законодательство Нотариальное право Кодекс судейской этики
1. Форма государственного устройства Республики Казахстан. Республика Казахстан является унитарным государством (ст. 2 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г., далее — Конституции). 2. Административно-территориальное устройство Республики Казахстан. Административно-территориальное устройство Республики, местонахождение и статус ее столицы определяются законом (ст. 2 Конституции). В систему административно-территориального устройства Республики Казахстан входят административно-территориальные единицы: аул (село), поселок, аульный (сельский) округ, район в городе, город, район, область ( ст. 1 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 1993 г. № 2572-XII “Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан”). 3. Осуществление власти народом Казахстана. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам (ст. 3 Конституции). 4. Высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции, его структура. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе (ст. 49—50 Конституции). 5. Срок полномочий депутатов Сената Парламента Республики Казахстан. Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет (ст. 50 Конституции). 6. Кем и в каком порядке образуется Правительство Республики Казахстан? Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией (ст. 65 Конституции). 7. Каким должностным лицам принадлежит право роспуска Парламента Республики Казахстан? Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях: выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-министра, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти (ст. 63 Конституции). 8. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан? Президент (ст. 44 Конституции). 9. Порядок избрания Президента Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет 10. Форма государственного правления в Республике Казахстан. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления (ст. 2 Конституции). 11. В каком случае возможна отставка правительства Республики Казахстан? 1. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Казахстан. 2. Правительство и любой его член вправе заявить Президенту Республики о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. 3. Правительство заявляет Президенту Республики об отставке в случае выражения Парламентом вотума недоверия Правительству. 4. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства (ст. 70 Конституции). 12. Допускается ли учреждение специальных судов в Республике Казахстан? Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается (ст. 75 Конституции). 13. Срок полномочий Генерального прокурора Республики Казахстан. Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет (ст. 83 Конституции). 14. Количество членов Конституционного совета Республики Казахстан. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет (ст. 71 Конституции). 15. Количество депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов (ст. 50 Конституции). 16. Кто может быть избран депутатом маслихата? Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики может быть депутатом только одного маслихата (ст. 86 Конституции). 17. Распространяется ли суверенитет Республики Казахстан на всю ее территорию? Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию (ст. 2 Конституции). 18. Что относится к исключительному ведению Сената Парламента Республики Казахстан? К исключительному ведению Сената относятся: 1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда Республики, принятие их присяги; 2) дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности Республики; 3) лишение неприкосновенности Генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики; 4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; 5) делегирование двух депутатов в состав Высшего судебного совета Республики Казахстан; 6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания палат ( ст. 55 Конституции). 19. Виды собственности в Республике Казахстан. В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (ст. 6 Конституции). 20. Гарантирует ли Республика Казахстан защиту и покровительство своим гражданам за пределами республики? Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 11 Конституции). 21. Кто может быть депутатом Сената Парламента Республики Казахстан? Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет (ст. 51 Конституции). 22. Кто может быть депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан? Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет (ст. 51 Конституции). 23. Какая часть избираемых депутатов Сената Парламента Республики Казахстан переизбирается каждые три года? Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года (ст. 51 Конституции). 24. Кто может быть избран Президентом Республики Казахстан? Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет (ст. 41 Конституции). Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. На период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии (ст. 43 Конституции). Также, в соответствии с Конституционным законом “О выборах в РК”, кандидат в Президенты не должен являться служителем какого-либо культа и должен обладать активным избирательным правом. 25. Порядок избрания депутатов Сената Парламента Республики Казахстан. Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий (ст. 51 Конституции). 26. Порядок избрания депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента (ст. 51 Конституции). 27. На какой срок Парламент Республики Казахстан вправе делегировать Президенту Республики Казахстан законодательные полномочия? Парламент на совместном заседании палат: двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (ст. 53 Конституции). 28. В компетенцию какого органа входит утверждение республиканского бюджета? Парламента на совместном заседании палат (ст. 53 Конституции). 29. К исключительному ведению какого органа относится лишение неприкосновенности Генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики Казахстан? К исключительному ведению Сената (ст. 55 Конституции). 30. К исключительному ведению какого органа относится выдвижение обвинения против Президента Республики Казахстан в совершении государственной измены? Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов (ст. 47 Конституции). 31. Какие законодательные акты принимает Парламент Республики Казахстан? Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики (ст. 62 Конституции). 32. Кто является единственным источником государственной власти? Единственным источником государственной власти является народ (ст. 3 Конституции). 33. Какую из ветвей единой государственной власти представляет Правительство Республики Казахстан? Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью (ст. 64 Конституции). 34. Какие нормативные правовые акты издает правительство Республики Казахстан? Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики (ст. 69 Конституции). 35. Кем назначается председатель Конституционного совета Республики Казахстан? Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики (ст. 71 Конституции). 36. Порядок обновления состава Конституционного совета Республики Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года (ст. 71 Конституции). 37. От имени кого в Республике Казахстан осуществляется судебная власть? Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (ст. 76 Конституции). 38. Кем назначается аким области (города республиканского значения, столицы)? Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра (ст. 87 Конституции). 39. Срок полномочий депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. 5 лет (ст. 50 Конституции). 40. Порядок избрания председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда Республики Казахстан. Председатель Верховного суда, председатели коллегий и судьи Верховного суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего судебного совета Республики (ст. 82 Конституции). 41. Вправе ли областной маслихат выразить недоверие акиму области? Маслихат вправе двумя третями голосов от общего числа его депутатов выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом (ст. 87 Конституции). 42. Чем отличается конституционный закон от обычного закона? Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно (ст. 62 Конституции). 43. Кто вправе принять решение о помиловании лиц, осужденных судами Республики Казахстан? Президент (ст. 44 Конституции). 44. Кто решает вопрос о приеме в гражданство Республики Казахстан? Президент (ст. 44 Конституции). 45. Субъекты права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики и реализуется исключительно в Мажилисе (ст. 61 Конституции). 46. Конституционный принцип презумпции невиновности. Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (ст. 77 Конституции). 47. Основания возникновения конституционно-правовых отношений. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения. Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем: 1. Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права. 2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. В частности такими субъектами являются граждане РК, иностранцы, лица без гражданства, общественные объединения, народ Казахстана, юридические и должностные лица. В число субъектов, обладающих властью права, включается и государство, с его органами, административно-территориальными единицами, депутатами, государственными служащими. 3. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений. Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. В соответствии с особенностями конституционно-правовых отношений, их можно классифицировать на три вида: а) учредительные; б) правоустановительные; в) охранительные. Учредительные опосредуют основы конституционного строя и выражают правовое состояние субъектов конституционного права, наиболее существенные, универсальные связи между ними. Они возникают на основе конституционных принципов и норм общерегулятивного характера. В правоустановительных проявляется динамизм субъектов конституционно-правовых отношений, включается в действие юридический механизм реализации полномочий субъектов, синтезируются нормы конституционного права и общественная практика. Охранительные конституционно-правовые отношения возникают в результате неправомерного поведения субъектов как реакция на это со стороны государства. Это — властеотношения. Через их посредство реализуются меры юридической ответственности. Основанием возникновения, изменения и прекращения КПО является юридический факт. Юридические факты делятся на событие и действие. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождает событие — рождение ребенка, а по реализации права избирать — действие (составление списка избирателей, получение и заполнение бюллетеней). 48. Процедура избрания депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа (ст. 50 Конституции). 49. Деликты в конституционном праве. Конституционное правонарушение (деликт) — виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее предписания (нормы) конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Является основанием для наступления конституционной ответственности. 50. Действующее право в Республике Казахстан. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики (ст. 4 Конституции). 51. Понятие социального государства. Пункт 1 статьи 1 Конституции провозглашает, что “Республика Казахстан утверждает себя ...социальным государством ...”. Это общее положение раздела I Конституции означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны таких, как: право граждан на социальную помощь от безработицы, на отдых, на установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 24); гарантированность минимального размера заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (статья 28); право граждан на охрану здоровья, на бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (статья 29); гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (статья 31); государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27); создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 25) (постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 21 декабря 2001 г. № 18/2 Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан). 52. Понятие светского государства. Светский характер государства, предусмотренный пунктом 1 статьи 1 Конституции, предполагает отделение религии от государства. Указанная норма-принцип конкретизируется в других конституционных нормах. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конституции не допускается слияние общественных и государственных институтов. Согласно статье 14 Конституции все равны перед законом, что, применительно к предмету исследования, подразумевает равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, недопущение предоставления некоторым религиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим, запрет на дискриминацию по мотивам отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам (постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 4 апреля 2002 г. № 2 О проверке конституционности Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений”). Светский характер государства Казахстан имеет ряд проявлений. Они зафиксированы как в Конституции, так и в Законе Республики Казахстан “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” от 15 января 1992 года. Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти. Не допускаются образование политических партий и иных формирований на религиозной основе, а также участие в деятельности политических партий или оказание им финансовой помощи. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни как граждане Республики Казахстан наравне с другими гражданами только от своего имени. Государственная система образования и воспитания в Республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях. Светский характер государства Казахстан не означает, что оно не контактирует с религиозными объединениями. Они играют важную роль в формировании мировоззрения верующих. Поэтому создаются государственные органы по связям с религиозными объединениями. Они информируют высшие органы государственной власти Республики Казахстан о состоянии религиозной обстановки, соблюдении законодательства о свободе вероисповедания, обеспечивают проведение религиоведческих экспертиз с участием представителей религиозных организаций, общественных объединений, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свободы совести и прав человека (Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива — член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г.С. Сапаргалиев). 53. Гражданские права и свободы. Другое название — личные права и свободы человека. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства — ограждение автономии личности. Право на жизнь; Право на личную свободу; Достоинство личности; Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; Право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки; Право на неприкосновенность жилища; Право на определение национальной принадлежности; Право на пользование родным языком; Свобода совести и свобода вероисповедания; Свобода передвижения, выбора места жительства. 54. Могут ли быть ограничены права и свободы человека и гражданина? Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13—15 , пунктом 1 статьи 16 , статьей 17 , статьей 19 , статьей 22 , пунктом 2 статьи 26 Конституции (ст. 39). 55. Признаки конституционного права как ведущей отрасли права. Конституционное право (в материальном нормативном значении) — система правовых положений высшей юридической силы и прямого действия, содержащих нормативные модели основных общественных отношений (прав, свобод, обязанностей, ответственности лиц), обеспеченные правовыми гарантиями норм конституционного права, а также через институты отраслевого законодательства. Конкретизируя данное определение, добавим, что в системе национального права Казахстана из всех отраслей только конституционному праву традиционно принадлежит ведущее место. Это объясняется в основном несколькими причинами. Во-первых, сложившимися основаниями масштабности закрепляемых через позитивное право власти и регулируемых им общественных отношений, в том числе наиболее важных из них. Во-вторых, преемственностью идей, принципов и норм международного права, их имплементацией в систему национального права Республики Казахстан. В-третьих, доминирующей ролью и признанной авторитетностью конституционного права как системы действующего права. В-четвертых, существующими объективно иными причинами, главными из которых, безусловно, следует назвать интегрирующее назначение конституционного права. Прежде всего, через правовые принципы и нормы высшей юридической силы по отношению ко всем иным актам права, эта отрасль позитивного права реально и предметно интегрирует всю национальную правовую систему, придавая ей стабильность, поступательный динамизм и эффективность. Уже по этому основанию можно говорить, что (присутствие) конституционного права, как воплощение в нем идеи права, можно обнаружить в любом нормативном правовом акте, во всех отраслях права, в каждом правовом отношении. В-пятых, самым существенным является тот факт, что все субъекты, и каждый из них в отдельности являются носителями власти конституционного права. В частности такими субъектами являются граждане РК, иностранцы, лица без гражданства, общественные объединения, народ Казахстана, юридические и должностные лица. В число субъектов, обладающих властью права, включается и государство, с его органами, административно-территориальными единицами, депутатами, государственными служащими. Конституционное право как ведущая отрасль права (позитивный аспект) — доминирующая структура национальной системы права Республики Казахстан, которая нормативно закрепляет, регулирует, защищает основные общественные отношения в сферах социальной, экономической, культурно-духовной, политической организации общества и положения в нём человека и гражданина. В этом смысле конституционное право, являясь правом позитивным, включает систему норм одноименной отрасли права (Черняков А. А. Право, закон, правозаконность: вопросы обновления действующего права и проблемы нормативной терминологии. Алматы, 2001). Каковы особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права? 1. Они складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. 2. Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер. 3. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества. С учетом перечисленных особенностей общественных отношений конституционное право приобретает ведущий характер в системе права. 56. Какой орган наделен правом официального толкования Конституции Республики Казахстан? Конституционный совет дает официальное толкование норм Конституции (ст. 72 Конституции). 57. Какой орган (должностное лицо) вправе отменить постановление правительства Республики Казахстан? Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики (ст. 10 Конституционного закона РК от 18 декабря 1995 г. № 2688 “О Правительстве Республики Казахстан”). 58. Какой орган (должностное лицо) наделен полномочиями издавать акты об амнистии? Парламент издает акты об амнистии граждан (ст. 54 Конституции). 59. Порядок лишения гражданина имущества. Пункт 3 статьи 26 Конституции состоит из двух частей: первая — “никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда”, вторая — “принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения”. Отчуждение имущества возможно в соответствии с законом как на основании предварительного судебного решения, так и при обязательном последующем судебном контроле за законностью и обоснованностью отчуждения имущества в случае обжалования собственником соответствующего решения государственного органа в порядке, установленном законом (постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 20 декабря 2000 г. № 21/2 “Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан”). 60. Как следует понимать смысл п. 2 ст. 4 Конституции Республики Казахстан: “Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики”? В Конституции Республики Казахстан не выделен непосредственно принцип ее верховенства, как это сделано в Конституции Российской Федерации. Однако идея такого принципа в Конституции Республики Казахстан присутствует. Принцип верховенства Конституции на всей территории Казахстана имеет различные аспекты. Прежде всего он выражается в утверждении в Республике конституционного строя, в ориентации на строительство социального и правового государства. Признание верховенства Конституции означает идею подчинения государства Конституции. Верховенство Конституции означает, что с ее принципами, нормами должна сообразовываться деятельность всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан во всех сферах государственной и общественной жизни. На принципе верховенства Конституции основаны территориальная целостность, унитарная форма устройства, президентская форма правления в Казахстане. Поэтому выступления против указанных государственных институтов нарушают принцип верховенства Конституции. Высшая юридическая сила Конституции Республики Казахстан означает, что как конституционные, так и обычные законы, иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции, что органы государственной власти всех уровней, должностные лица, органы местного самоуправления, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Высшая юридическая сила Конституции означает, что нормативные правовые акты или их отдельные правовые нормы, положения, противоречащие Конституции, считаются не имеющими юридической силы и подлежат отмене. Прямое действие норм Конституции означает, что государственные органы должны их применять непосредственно к тем общественным отношениям, которые они регулируют. Прямое действие Конституции проявляется и в ее правосозидающей роли. В Конституции прямо указывается, какие законы следует принимать. Эти законы либо конкретно называются, либо указываются без названия. Так, в Конституции сказано, что компетенция и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом. В общих чертах указывается на законодательную деятельность Парламента: издает законы о режиме собственности, налогообложении, судоустройстве, судопроизводстве и т. п. (Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива — член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г. С. Сапаргалиев). 61. Что является объектом правового регулирования в конституционном праве? Сообразно общей теории права, право как система юридических норм воздействует на общественные отношения и порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Таким образом объектом является конституционно-правовое отношение — общественное отношение, которое урегулировано нормами конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме — взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Объект конституционных правоотношений — это то, на что направлены права и обязанности. Объекты делятся на:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |