<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Справка документа
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Сравнение редакций
Казахский
Русский и казахский
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387-II «О чрезвычайном положении» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.05.2024 г.)

 
Оглавление
Перемещение в другую часть документа >>
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения
  • Показать изменения

Закон
Республики Казахстан
 
О чрезвычайном положении

изменениями и дополнениями по состоянию на 28.05.2024 г.)

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Правовая основа чрезвычайного положения

Статья 2-1. Полномочия Президента Республики Казахстан по обеспечению режимов чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации социального характера

Статья 3. Цель введения чрезвычайного положения

Глава 1-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера

Статья 3-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера

Статья 3-2. Компетенция государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера

Статья 3-3. Оперативные штабы

Статья 3-4. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера

Статья 3-5. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайной ситуации социального характера

Глава 2. Условия, основания, порядок введения и отмены чрезвычайного положения

Статья 4. Условия, основания введения чрезвычайного положения

Статья 5. Порядок введения чрезвычайного положения

Статья 6. Содержание указа Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения

Статья 7. Срок действия чрезвычайного положения

Статья 8. Финансирование мероприятий по обеспечению чрезвычайного положения

Статья 9. Отмена чрезвычайного положения

Статья 10. Особенности правового режима чрезвычайного положения

Глава 3. Специальные органы государственного управления, вводимые на период чрезвычайного положения. Обеспечение режима чрезвычайного положения

Статья 11. Специальные органы государственного управления на период чрезвычайного положения

Статья 12. Основные задачи и функции Государственной комиссии

Статья 12-1. Организация деятельности Государственной комиссии

Статья 13. Полномочия коменданта местности, где введено чрезвычайное положение

Статья 14. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения

Статья 14-1. Управление сетями связи в условиях чрезвычайного положения

Статья 14-2. Особенности обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов

Глава 4. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения и возникшей в этой связи кризисной ситуации в социально-экономической сфере

Статья 15. Основные меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения

Статья 16. Дополнительные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения

Глава 5. Гарантии прав и ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Статья 17. Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения

Статья 18. Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения

Статья 18-1. Действие документов, удостоверяющих личность, лицензий, разрешений и иных документов, выдаваемых государственными и местными исполнительными органами, в период действия чрезвычайного положения

Статья 19. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия, использования боевой техники

Статья 20. Порядок задержания физических лиц, нарушивших правила комендантского часа

Статья 21. Правовые последствия прекращения действия чрезвычайного положения

Статья 22. Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения

Статья 23. Осуществление правосудия в местности, где введено чрезвычайное положение

Глава 6. Заключительные положения

Статья 24. Международная гуманитарная помощь

Статья 25. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

 

Преамбула изложена в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

Настоящий Закон устанавливает основания, сроки, порядок введения и действия чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях, правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Глава 1. Общие положения

Статья дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 14.01.06 г. № 117-III; изложена в редакции Закона РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • Показать изменения

1) чрезвычайная ситуация социального характера - чрезвычайная ситуация, обусловленная возникновением на определенной территории противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью, значительный имущественный ущерб или нарушения условий жизнедеятельности населения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 11.07.22 г. № 136-VII

  • Показать изменения

1-1) кризисная ситуация в социально-экономической сфере - ситуация, при которой возникла угроза экономической безопасности страны и в соответствии с актами Президента Республики Казахстан могут быть установлены особенности действий налогового, бюджетного, таможенного, банковского, трудового, валютного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, в области здравоохранения, о государственных закупках, закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора, в сферах социальной защиты граждан, о государственном имуществе, по вопросам государственного контроля и надзора, реализации международных обязательств страны;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 11.07.22 г. № 136-VII (введены в действие с 11 сентября 2022 г.)

  • Показать изменения

1-2) кризисная ситуация - ситуация, при которой для восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Республики Казахстан, безопасности и правопорядка требуется применение временных ограничений, а в исключительных случаях введение режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения и применение основных и дополнительных мер, предусмотренных настоящим Законом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) комендант местности - должностное лицо, назначаемое Президентом Республики Казахстан, руководящее деятельностью комендатуры местности, где введено чрезвычайное положение, и осуществляющее единое управление силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) комендатура местности - временный специальный орган, создаваемый Президентом Республики Казахстан в местности, где введено чрезвычайное положение, для обеспечения режима чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) комендантский час - время суток, в течение которого устанавливается запрет находиться на улицах и иных общественных местах либо вне жилища без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5) чрезвычайное положение - временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6) границы местности, где вводится чрезвычайное положение, - территория одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7) Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения - специальный орган государственного управления, создаваемый актом Президента Республики Казахстан на период введения чрезвычайного положения.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 2. Правовая основа чрезвычайного положения

Правовой основой введения чрезвычайного положения являются Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Закон дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 11.07.22 г. № 136-VII

  • Показать изменения

Статья 2-1. Полномочия Президента Республики Казахстан по обеспечению режимов чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации социального характера

Президент Республики Казахстан в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан:

1) утверждает правила, определяющие порядок совместных действий центральных государственных и местных исполнительных органов, правоохранительных и специальных государственных органов, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований при локализации и ликвидации кризисной ситуации;

2) утверждает положение о республиканском и региональном оперативных штабах;

3) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 3. Цель введения чрезвычайного положения

Целью введения чрезвычайного положения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Республики Казахстан.

 

 

Закон дополнен главой 1-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V

  • Показать изменения

Глава 1-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 11.07.22 г. № 136-VII (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера представляет собой особый режим экстренного реагирования и функционирования государственных органов, осуществляющих предупреждение и ликвидацию чрезвычайных обстоятельств социального характера, и допускает установление отдельных временных ограничений прав и свобод физических и юридических лиц с возложением на них дополнительных обязанностей.

Обстоятельства чрезвычайной ситуации социального характера могут являться основанием для введения чрезвычайного положения.

  • Показать изменения

Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера вводится в случае, когда возникла угроза демократическим институтам, независимости и территориальной целостности, политической стабильности Республики Казахстан, безопасности ее граждан и ее локализацию и ликвидацию возможно осуществить силами и средствами государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера без введения основных, дополнительных мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 11.07.22 г. № 136-VII (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

2. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера вводится в отдельных местностях решением руководителя государственного органа по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера или областного (города республиканского значения, столицы) оперативного штаба.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Рабочим органом системы экстренного реагирования и управления при правовом режиме чрезвычайной ситуации социального характера является оперативный штаб.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

4. Государственные и местные исполнительные органы при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации социального характера обязаны оказывать содействие и предоставлять необходимую помощь государственному органу по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера государственный орган по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера вправе:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) использовать транспорт (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для прибытия в зону чрезвычайной ситуации социального характера, а также доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в лечебные учреждения, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, с возмещением материального ущерба собственникам в случае его причинения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) исключен в соответствии с Законом РК от 18.03.19 г. № 237-VI (введены в действие с 10 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) принимать иные меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена пунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 18.03.19 г. № 237-VI (введены в действие с 10 апреля 2019 г.)

  • Показать изменения

5-1. Для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера и ее последствий государственный орган по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера вправе использовать материальные ценности государственного материального резерва. Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва в порядке разбронирования для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера и ее последствий осуществляется по решению государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера по согласованию с уполномоченным органом в области государственного материального резерва в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Возмещение затрат за материальные ценности государственного материального резерва, использованные для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера и ее последствий, осуществляется за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена пунктом 5-2 в соответствии с Законом РК от 18.03.19 г. № 237-VI (введены в действие с 10 апреля 2019 г.)

5-2. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера или введения чрезвычайного положения перевозка материальных ценностей государственного материального резерва осуществляется транспортными организациями в первоочередном порядке.

Материальные ценности, выпущенные из государственного материального резерва для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера и ее последствий, принимаются транспортными организациями к перевозке по предъявлению материальных ценностей без предварительной оплаты.

Возмещение затрат за транспортировку материальных ценностей государственного материального резерва осуществляется за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 6 изложен в редакции Закона РК от 11.07.22 г. № 136-VII (см. стар. ред.)

6. Срок действия правового режима чрезвычайной ситуации социального характера не должен превышать сроки устранения обстоятельств, послуживших основанием его введения.

  • Показать изменения

Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера считается отмененным в случае введения в этой местности или на всей территории Республики Казахстан режима чрезвычайного положения.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 3-2 изложена в редакции Закона РК от 11.07.22 г. № 136-VII (введены в действие с 11 сентября 2022 г.) (см. стар. ред.)

Статья 3-2. Компетенция государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Органы национальной безопасности Республики Казахстан выявляют, предупреждают и пресекают чрезвычайные ситуации, вызванные массовым переходом Государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств; попытками насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актами терроризма; действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; диверсиями; вооруженным мятежом.

При этом государственным органом по ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера, предусмотренных частью первой настоящего пункта, является местный исполнительный орган.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Органы внутренних дел Республики Казахстан предупреждают и осуществляют ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных массовыми беспорядками; межнациональными и межконфессиональными конфликтами; блокадой или захватом отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов; организацией и деятельностью незаконных вооруженных формирований.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Министерство обороны Республики Казахстан участвует в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера, вызванных провокационными действиями со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта, нарушениями территориальной целостности Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Руководители государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера и их территориальных органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на данные государственные органы задач.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 3-3 изложена в редакции Закона РК от 11.07.22 г. № 136-VII (см. стар. ред.)

Статья 3-3. Оперативные штабы

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера создаются постоянно действующие республиканский и региональные (областные, городов республиканского значения, столицы) оперативные штабы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения
  • Показать изменения

2. Оперативные штабы состоят из руководителя, заместителей руководителя, в том числе одного первого, и членов штаба.

В состав оперативных штабов входят руководители или представители государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера в качестве заместителей руководителя оперативного штаба, а также представители иных государственных органов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Решения республиканского и регионального оперативных штабов являются обязательными для исполнения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Оперативные штабы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Оперативные штабы по борьбе с терроризмом создаются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму».

  • Показать изменения

В случае проведения охранных мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов в местности, где введена чрезвычайная ситуация социального характера, оперативные штабы по проведению охранных мероприятий действуют в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Службе государственной охраны Республики Казахстан».

  • Показать изменения

По решению оперативного штаба по проведению охранных мероприятий могут привлекаться дополнительно необходимые силы и средства других государственных органов в интересах обеспечения безопасности охраняемых лиц, охраны и обороны охраняемых объектов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Службе государственной охраны Республики Казахстан».

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 3-4. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера

1. Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами государственных органов с привлечением комплексных сил и средств государственных органов, а первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера, предусмотренных пунктом 1 статьи 3-2 настоящего Закона, - в соответствии с ранее согласованными с государственными органами по предупреждению (выявлению, пресечению) чрезвычайных ситуаций социального характера и планами, утвержденными местными исполнительными органами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. При первоочередных действиях по ликвидации чрезвычайной ситуации социального характера по решению руководителя оперативного штаба могут применяться следующие временные ограничения:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) приостановление деятельности опасных производственных объектов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.); Законом РК от 11.07.22 г. № 136-VII (введены в действие с 11 сентября 2022 г.) (см. стар. ред.);

  • Показать изменения

2) приостановление оказания услуг связи физическим и (или) юридическим лицам и (или) ограничение использования сети и средств связи в соответствии с пунктом 1-2 статьи 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи», за исключением государственных органов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) временное отселение физических лиц, проживающих в зоне чрезвычайной ситуации социального характера;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

5) ограничение или запрещение на торговлю оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, установление особого режима оборота лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, этилового спирта и алкогольной продукции.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

3. Границы зон чрезвычайной ситуации социального характера определяются руководителем оперативного штаба.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 1-1 дополнена статьей 3-5 в соответствии с Законом РК от 11.07.22 г. № 136-VII

  • Показать изменения

Статья 3-5. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайной ситуации социального характера

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Для обеспечения режима чрезвычайной ситуации социального характера используются силы и средства органов внутренних дел, национальной безопасности, уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и других государственных органов, за исключением Службы государственной охраны Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. В необходимых случаях в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», на основании указа Президента Республики Казахстан могут применяться Вооруженные Силы Республики Казахстан для выполнения следующих задач:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) поддержания особого режима въезда в местность и выезда из нее;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) охраны особорежимных, режимных и особо охраняемых объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) разъединения противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением специальных средств, оружия, а также с использованием боевой и другой техники;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) участия в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) совместного с органами внутренних дел патрулирования и локализации массовых беспорядков.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Задачи, указанные в подпунктах 1) - 4) пункта 2 настоящей статьи, Вооруженные Силы Республики Казахстан выполняют совместно с органами внутренних дел и национальной безопасности. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан распространяются положения Закона Республики Казахстан «О Национальной гвардии Республики Казахстан» в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия, использования военной техники.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Глава 2. Условия, основания, порядок введения и отмены чрезвычайного положения

 

Статья 4. Условия, основания введения чрезвычайного положения

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 11.07.22 г. № 136-VII (введены в действие с 11 сентября 2022 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

1. Чрезвычайное положение вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой, нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства и для их локализации и ликвидации необходимо вводить основные, дополнительные меры и временные ограничения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.14 г. № 189-V (см. стар. ред.)

2. К обстоятельствам, служащим основаниями введения чрезвычайного положения при соблюдении требований пункта 1 настоящей статьи, относятся:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

1) чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные массовым переходом Государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств; попытками насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актами терроризма; действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; массовыми беспорядками, межнациональными и межконфессиональными конфликтами; блокадой или захватом отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов; подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований; вооруженным мятежом; диверсией; провокационными действиями со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта; нарушением территориальной целостности Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.)

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вызванные стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения и другие), кризисными экологическими ситуациями, природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражением сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и требующие скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ.

  • Показать изменения

Основанием для введения чрезвычайного положения может быть также реальная угроза стихийного бедствия или крупномасштабной аварии (катастрофы) на основании представления уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 5. Порядок введения чрезвычайного положения

1. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Чрезвычайное положение вводится в случае невозможности урегулирования сложившейся ситуации применением иных мер.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Указ Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному опубликованию в официальных печатных изданиях в соответствии с законодательством Республики Казахстан и доводится до сведения населения всеми средствами массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

4. Указ Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения вводится в действие в сроки, устанавливаемые Президентом Республики Казахстан.

См.например: Указ Президента Республики Казахстан от 17 декабря 2011 года № 197 «О введении чрезвычайного положения в городе Жанаозен Мангистауской области», Указ Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285 «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан», Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года № 727 «О введении чрезвычайного положения в Алматинской области», Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года № 726 «О введении чрезвычайного положения в Мангистауской области», Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года № 725 «О введении чрезвычайного положения в городе Алматы», Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года № 732 «О введении чрезвычайного положения в городе Нур-Султане»

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 6. Содержание указа Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения

Указ Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения содержит:

1) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, соответствующие требованиям настоящего Закона;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) границы местности, где вводится чрезвычайное положение;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) перечень вводимых мер и временных ограничений прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц, а также дополнительно возлагаемых на них обязанностей в соответствии с настоящим Законом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) создаваемые специальные органы государственного управления на период введения чрезвычайного положения и их полномочия;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях режима чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) время введения и срок действия чрезвычайного положения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 7. Срок действия чрезвычайного положения

1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Казахстан, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

2. По истечении срока, на который вводилось чрезвычайное положение, чрезвычайное положение считается прекращенным.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

3. При неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент Республики Казахстан вправе продлить его действие в пределах сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи, посредством издания соответствующего акта.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 8. Финансирование мероприятий по обеспечению чрезвычайного положения

1. При введении чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях финансирование проводимых мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения осуществляется за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан и резервов местных исполнительных органов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Решением Президента Республики Казахстан может вводиться чрезвычайный бюджет Республики Казахстан. Финансирование проводимых мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения в этом случае осуществляется за счет средств чрезвычайного бюджета.

О принятии чрезвычайного бюджета незамедлительно информируется Парламент Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Статья 9. Отмена чрезвычайного положения

1. Президент Республики Казахстан вправе отменить чрезвычайное положение полностью или частично до истечения срока, на который оно введено, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

2. Указ Президента Республики Казахстан о полной или частичной отмене чрезвычайного положения вводится в действие в сроки, устанавливаемые Президентом Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 29.04.09 г. № 154-IV (см. стар. ред.)

Статья 10. Особенности правового режима чрезвычайного положения

  • Показать изменения

Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного положения.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 3. Специальные органы государственного управления, вводимые на

период чрезвычайного положения. Обеспечение режима чрезвычайного

положения

Статья 11. Специальные органы государственного управления на период чрезвычайного положения

1. В целях незамедлительного решения вопросов и проведения мероприятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президентом Республики Казахстан могут создаваться специальные органы государственного управления по обеспечению режима чрезвычайного положения, к которым относятся:

1) Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) комендатура местности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 14.01.06 г. № 117-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.05.08 г. № 34-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 11.07.22 г. № 136-VII (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

2. Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения (далее - Государственная комиссия) создается актом Президента Республики Казахстан при введении на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V

3. Деятельность комендатуры осуществляется на основе типового положения, утвержденного Президентом Республики Казахстан.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 12 изложена в редакции Закона РК от 14.01.06 г. № 117-III (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

Статья 12. Основные задачи и функции Государственной комиссии

  • Показать изменения

1. Основными задачами Государственной комиссии являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) выработка мер по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) организация проведения оперативных мероприятий по управлению и обеспечению деятельности территории, где введено чрезвычайное положение;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) организация размещения физических лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в жилые помещения для временного проживания, оказания необходимой помощи;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) координация деятельности центральных и местных исполнительных органов, организаций, комендатур местности, где введено чрезвычайное положение, по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5) контроль за выполнением мероприятий, проводимых в период чрезвычайного положения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Для выполнения основных задач Государственная комиссия осуществляет следующие функции:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) разрабатывает предложения по координации деятельности центральных и местных исполнительных органов, организаций, комендатур местности, где введено чрезвычайное положение, по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) заслушивает должностных лиц центральных, местных исполнительных органов и комендантов местностей, где введено чрезвычайное положение, по вопросам выполнения задач, возложенных на Государственную комиссию;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) запрашивает и получает от центральных и местных исполнительных органов, организаций документы и сведения, необходимые для осуществления деятельности Государственной комиссии;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) контролирует выполнение центральными и местными исполнительными органами, организациями, комендатурами местности, где введено чрезвычайное положение, мероприятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) привлекает специалистов центральных и местных исполнительных органов, организаций для выполнения аналитических, экспертных и других работ, необходимых для решения вопросов ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

6) рассматривает эффективность введения дополнительных мер и временных ограничений, указанных в статьях 15, 16 настоящего Закона. При полной или частичной ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Казахстан о полной или частичной отмене дополнительных мер, временных ограничений или чрезвычайного положения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт дополнен подпунктом 7 в соответствии с Законом РК от 11.07.22 г. № 136-VII (введены в действие с 11 сентября 2022 г.)

  • Показать изменения

7) обращается к Президенту Республики Казахстан с предложениями о необходимости применения в местности, где введено чрезвычайное положение, Вооруженных Сил Республики Казахстан, дополнительных мер и временных ограничений, предусмотренных настоящим Законом, обеспечивает их исполнение;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт дополнен подпунктом 8 в соответствии с Законом РК от 11.07.22 г. № 136-VII (введены в действие с 11 сентября 2022 г.)

8) координирует деятельность местных исполнительных органов, организаций, территориальных органов внутренних дел, территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) в местности, где введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых государственных органов для обеспечения режима чрезвычайного положения.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Закон дополнен статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 14.01.06 г. № 117-III

Статья 12-1. Организация деятельности Государственной комиссии

1. Государственная комиссия образуется из представителей центральных, местных исполнительных органов и комендантов местностей, где введено чрезвычайное положение. Персональный состав Государственной комиссии утверждается Президентом Республики Казахстан и зависит от обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения. Государственная комиссия состоит из председателя, членов и секретаря. Председатель Государственной комиссии подотчетен Президенту Республики Казахстан.


Содержание
Глава 1. Общие положенияГлава 1-1. Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характераГлава 2. Условия, основания, порядок введения и отмены чрезвычайного положенияГлава 3. Специальные органы государственного управления, вводимые на период чрезвычайного положения. Обеспечение режима чрезвычайного положенияГлава 5. Гарантии прав и ответственность физических и юридическихлиц, а также должностных лиц в условиях чрезвычайного положения
Статья 17. Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положенияСтатья 18. Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положенияСтатья 18-1. Действие документов, удостоверяющих личность, лицензий, разрешений и иных документов, выдаваемых государственными и местными исполнительными органами, в период действия чрезвычайного положенияСтатья 19. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия, использования боевой техникиСтатья 20. Порядок задержания физических лиц, нарушивших правила комендантского часаСтатья 21. Правовые последствия прекращения действия чрезвычайного положенияСтатья 22. Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положенияСтатья 23. Осуществление правосудия в местности, где введено чрезвычайное положение
Глава 6. Заключительные положения