|
|
|
Источник: Хасенова Б.
08.10.2004 Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы В условиях рыночных отношений важную роль в маркетинге играет реклама, распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информации, которая формирует и (или) поддерживает интерес к тем или иным хозяйствующим субъектам, а также способствует реализации товаров, работ и услуг. Объективной необходимостью общественной жизни является государственное регулирование в области рекламы, цели которого предусматривают: 1) защиту национальных интересов; 2) предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, а также рекламы, посягающей на общественные ценности и общепринятые нормы морали и нравственности; 3) защиту от недобросовестной конкуренции. В этой связи Закон РК от 19.12.2003 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения, размещения и использования рекламы на территории Казахстана. При этом размещение наружной (визуальной) рекламы физическими и юридическими лицами допускается в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и населенных пунктах в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов, афиш и иных объектов стационарного размещения рекламы (далее - объекты рекламы). Поскольку историко-культурное наследие является важнейшим свидетельством исторической судьбы народа, законодательством Республики Казахстан запрещается размещение наружной (визуальной) рекламы на территории памятников истории и культуры, культовых объектов. Установление объектов рекламы запрещено также на особо охраняемых природных территориях, представляющих особую экологическую, научную и культурную ценность и являющихся национальным достоянием Республики Казахстан. Под размещением наружной (визуальной) рекламы понимается доведение рекламной информации до сведения потребителей с помощью объектов стационарного размещения рекламы, которые характеризуются отсутствием пространственного перемещения. Законодательством установлен ряд ограничений. Размещение объекта наружной (визуальной) рекламы допускается при наличии: 1) документа, выдаваемого уполномоченным органом по вопросам автомобильных дорог на определенный срок в порядке, установленном законодательством РК, - при размещении объекта рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, 2) разрешения, выдаваемого в соответствии с правилами о порядке и условиях размещения наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах, разрабатываемыми местными исполнительными органами на основе типовых правил, утвержденных Правительством РК. Уполномоченным органом по вопросам автомобильных дорог общего пользования республиканского значения является Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК и его территориальные подразделения согласно постановлению Правительства РК от 03.02.2000 г. № 151 "Вопросы Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан", и общего пользования местного значения, а также в населенных пунктах - местные исполнительные органы. Местными исполнительными органами в соответствии со ст.87 Конституции РК являются акимы всех административно-территориальных единиц. Согласно Закону о рекламе уполномоченный орган обязан выдать документ на размещение объекта рекламы в течение десяти дней после получения заявления от физического либо юридического лица, в случае отказа выдачи представить письменный обоснованный ответ заявителю. Размещение объектов рекламы осуществляется на основе договора с собственниками объектов рекламы или с лицами, обладающими иными вещными правами на объекты размещения рекламы. Таким образом, в соответствии с законодательством РК, размещение хозяйствующими субъектами объектов рекламы допускается в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и в населенных пунктах. Порядок размещения объектов рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования установлен постановлением Правительства РК от 05.09.1998 г. № 845 "О совершенствовании правового обеспечения дорожного хозяйства" (далее - постановление № 845). Следует отметить, что автомобильные дороги общего пользования подразделяются на дороги республиканского и местного значений и согласно п.7 ст.3 Закона РК от 17.07.2001 г. "Об автомобильных дорогах" перечни автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, в том числе перечень автомобильных дорог оборонного значения, утверждаются Правительством РК, а перечни автомобильных дорог местного значения утверждаются местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. Перечень автомобильных дорог общего пользования республиканского значения утвержден постановлением Правительства РК от 05.12.2000 г. № 1809 (далее - постановление № 1809). Утверждение перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения должны обеспечить акимы областей, городов Астана и Алматы во исполнение п.3 постановления № 1809. Согласно пп.7) ст.1 Закона РК от 17.07.2001 г. "Об автомобильных дорогах" (далее - Закон) полосой отвода автомобильных дорог являются земли транспорта, занятые автомобильными дорогами, для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимых для их эксплуатации. Статьей 9 Закона установлен порядок эксплуатации полосы отвода автомобильных дорог, согласно которому земли полосы отвода автомобильных дорог общего пользования находятся во владении и пользовании дорожных органов и предназначены только для развития, благоустройства автомобильных дорог и размещения объектов дорожного сервиса. В полосе отвода автомобильных дорог общего пользования запрещается производить работы или размещать какие-либо сооружения без разрешения соответствующих дорожных органов. Участки земель полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, не используемые дорожными органами, могут предоставляться во временное краткосрочное землепользование в установленном законодательством порядке на договорных началах физическим и юридическим лицам для размещения объектов сервиса и рекламы при условии недопущения снижения транспортно-эксплуатационных качеств дороги, соблюдения требований безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды. В отношении размещения объектов рекламы в населенных пунктах следует обратить внимание на то, что к категории земель населенных пунктов в соответствии со ст.107 Земельного кодекса РК относятся земельные участки, предоставленные для развития городов, поселков, аулов, сел и др. поселений. Земли населенных пунктов отграничиваются от земель иных административно-территориальных образований городской чертой, поселковой чертой, чертой сельского населенного пункта. Правила о порядке и условиях размещения наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах утверждаются нормативным правовым актом местного исполнительного органа, который в соответствии с Законом РК "О нормативных правовых актах" должен пройти государственную регистрацию в органах юстиции РК. Таким образом, законодательство РК предусматривает государственное регулирование в области рекламы, и, соответственно, запрещает размещение объектов рекламы без соответствующих разрешительных документов. За размещение наружной (визуальной) рекламы взимается плата в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством РК. Плательщиками платы за размещение наружной (визуальной) рекламы являются физические (в т ч. индивидуальные предприниматели) и юридические лица, размещающие объекты рекламы. Не являются плательщиками платы государственные органы РК по объектам наружной (визуальной) рекламы, размещаемой в связи с реализацией ими своих функций. Объектом обложения платы за размещение наружной (визуальной) рекламы является право на размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и в населенных пунктах на территории РК, порядок и условия размещения которой определяют уполномоченные органы, установленные ст.489 Налогового кодекса РК. Исчисление платы возможно осуществить и в случае отсутствия соответствующего разрешительного документа, и основанием для ее взыскания и внесения в бюджет является фактическое использование земельных участков в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования под объекты рекламы и (или) их размещение в населенных пунктах. Следовательно, площадь объекта рекламы по отдельным налогоплательщикам можно определить на основе документов, удостоверяющих право на земельные участки, на которых размещены объекты рекламы. Для определения момента возникновения объекта, связанного с налогообложением, с наличием которого у налогоплательщика возникает налоговое обязательство по указанной плате, можно использовать бухгалтерские документы, подтверждающие уплату сумм за выполненные услуги по установлению (изготовление и т.п.) объектов рекламы: договоры, счета-фактуры, платежные поручения, квитанции и т.п. Размер взимаемой платы определяется исходя из ставок платы и фактического срока размещения объекта рекламы, установленного в разрешительном документе, но не менее размера платы за один календарный месяц. При этом ставки платы по объектам рекламы, размещаемым в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, утверждены постановлением № 845. По объектам рекламы, размещаемым в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения и размещаемым в населенных пунктах, применяются ставки платы, утверждаемые нормативным актом местных представительных органов, зарегистрированных в органах юстиции. Суммы платы, подлежащие внесению в бюджет за один календарный месяц, уплачиваются не позднее 20 числа следующего месяца. Следует отметить, что согласно ст.492 Налогового кодекса внесение плательщиками суммы платы в бюджет за первый месяц размещения рекламы осуществляется до получения разрешительного документа, поскольку документ об уплате данной платы предъявляется ими дорожному органу и местным исполнительным органам. Суммы платы подлежат внесению в бюджет по месту размещения объекта наружной (визуальной) рекламы. К примеру, в случае, если юридическое лицо размещает объекты рекламы не только по месту нахождения, но и в других административно-территориальных единицах, то в его обязанности входит осуществление регистрационного учета по месту нахождения объектов, связанных с налогообложением, согласно п.2 ст.524 Налогового кодекса, и уплата платы в бюджет по месту размещения объектов наружной (визуальной) рекламы. При зачислении платы в бюджет необходимо учесть, что согласно ст.7 и 11 Закона РК "О бюджетной системе" поступления платы за размещение объектов рекламы в населенных пунктах и в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения зачисляются в доход местного бюджета, а плата за размещение в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения - в республиканский бюджет. При этом уплаченные суммы платы возврату не подлежат. В целях контроля и обеспечения полноты поступлений в бюджет платы в налоговом законодательстве и Законе о рекламе установлена норма о том, что дорожные органы и местные исполнительные органы обязаны ежемесячно представлять налоговым органам сведения по лицам, получившим разрешительный документ по формам, утвержденным приказом Министра государственных доходов РК от 28.12.2001 г. № 1793 "Об утверждении форм сведений по обязательным платежам в бюджет". Б. Хасенова, главный специалист отдела администрирования непроизводственных платежей Управления непроизводственных платежей НК МФ РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |