|
|
|
Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 г. № 1488-XII Об охране и Данная редакция действовала до внесения изменений от 20.12.04 г. О порядке введения в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета РК 2 июля 1992 г. № 1489-XII Историко-культурное наследие, как важнейшее свидетельство исторической судьбы народа, как основа и непременное условие его настоящего и будущего развития, как составная часть всей человеческой цивилизации, требует постоянной защиты от всех опасностей. Обеспечение этого в Республике Казахстан является нравственным долгом и определяемой настоящим законом обязанностью для всех юридических и физических лиц. Статья 1. Законодательство Республики Казахстан об охране и использовании историко-культурного наследия Законодательство Республики Казахстан об охране и использовании историко-культурного наследия включает настоящий Закон и другие законодательные акты, регулирующие вопросы в данной области общественных отношений. Статья 2. Цель и задачи законодательства Республики Казахстан об охране и использовании историко-культурного наследия Целью настоящего Закона является регулирование общественных отношений, обеспечивающих сохранность и преемственное развитие историко-культурного наследия, а именно: - определение понятий историко-культурного наследия, его охраны и использования; - закрепление правового статуса объектов историко-культурного наследия; - регламентация прав и обязанностей органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также сохранения историко-культурного наследия; - разграничение компетенции государственных органов в области охраны историко-культурного наследия; - установление мер ответственности за действие или бездействие, приносящее прямой или косвенный ущерб историко-культурному наследию. Статья 3. Историко-культурное наследие К историко-культурному наследию относятся все виды археологических объектов, сооружений и предметы, связанные с историческим прошлым народа, развитием общества и государства, историко-культурные ландшафты, уникальные объекты природы, представляющие собой редкостные геологические, физиографические образования, произведения материальной и духовной культуры, имеющие историческую, научную и художественную ценность. См.: Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 "О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения". Статья 4. Охрана и использование объектов историко-культурного наследия Защита, сохранение и использование объектов историко-культурного наследия включает систему мер, направленных на: - выявление, исследование и пропаганду историко-культурного наследия; - установление историко-культурным ценностям статуса памятников истории и культуры; - обеспечение защиты памятников от уничтожения, актов вандализма, фальсификации, мистификации, искажения, внесения необоснованных изменений, изъятия из исторического контекста; - сохранение и возрождение памятников путем консервации, реставрации, регенерации и факсимильного издания; - содержание памятников в соответствии с нормами, обеспечивающими их сохранность; - использование памятников в процессе возрождения этнокультурной среды, а также в научно и воспитательных целях. Предусмотренная система мер распространяется на все историко - культурные ценности Казахстана, признанные памятниками, вне зависимости от их вида, степени сохранности и от того, в чьей собственности они находятся. Статья 5. Правовой статус объектов историко-культурного наследия Объекты историко-культурного наследия приобретают статус памятников с момента признания их таковыми в порядке, установленном Законом. Признание историко-культурных ценностей памятниками закрепляется включением их в государственные списки памятников истории и культуры, подлежащие обязательному опубликованию. Все виды археологических памятников изначально имеют историко-культурную и научную ценность и статус истории и культуры. Памятники истории и культуры в Республике Казахстан подлежат обязательной защите и сохранению в порядке, предусмотренном настоящим Законом, обладают особым правовым режимом их использования, изменения права собственности на них и лишения их правового статуса. Лишение памятников истории и культуры его правового статуса и исключение из государственного списка памятников истории и культуры допускается лишь в исключительных случаях (при разрушении в результате стихийных бедствий или утрате историко-культурной ценности) решением Правительства Республики Казахстан по представлению соответствующего органа власти, согласованному по специальной комиссией государственного органа Республики Казахстан по охране памятников, на основании заключения научной экспертизы. Статья 6. Виды объектов историко-культурного наследия Объектами историко-культурного наследия могут быть признаны (целиком или в оговоренной части): материальные исторические свидетельства: 1) недвижимые, в том числе: - единичные объекты и произведения архитектуры, монументального искусства, элементы или структуры археологического характера, эпиграфические материалы, произведения науки и техники, здания, сооружения или иные объекты, имеющие историческое или мемориальное значение; - комплексные объекты - произведения градостроительного искусства (архитектурные ансамбли и комплексы, исторические города и населенные места, части городов, кварталы, улицы, элементы градостроительных структур), произведения садово-паркового искусства, исторические некрополи, исторические территории и места; 2) движимые, в том числе: - единичные объекты - археологические находки, предметы древности, элементы памятников, подвергшихся расчленению, антропологические и этнологические материалы, исторические реликвии, художественные произведения (живописи, графики, прикладного искусства, искусства кино и фотографии), рукописные и редкие печатные документы, кино-, фото- и видеодокументы, звукозаписи; - комплексные объекты - исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции указанных единичных объектов, взятые как единое целое, а также комплексы, фонды и коллекции естественно-научных ценностей, имеющие как целое историческую значимость. Нематериальные исторические свидетельства: - традиции человеческих сообществ - исторические, культурные, религиозные, бытовые, хозяйственные; - местные говоры (диалекты) и языки малочисленных народов, исторические топонимы. Статья 7. Компетенция Республики Казахстан по защите, сохранению и использованию объектов историко-культурного наследия Республика Казахстан в лице соответствующих органов обладает всей полнотой власти по защите, сохранению и использованию памятников истории и культуры, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством республики и расположенных на ее территории. Защите, сохранению и использованию подлежат также памятники, являющиеся собственностью Республики Казахстан, но расположенные на территории других государств. Защита, сохранение и использование памятников, расположенных на территории Республики Казахстан, но являющихся собственностью других государств, юридических лиц и граждан, устанавливается в соответствии с межгосударственными договорами. Республики Казахстан принимает по выявлению, организации учета, сохранению и возвращению на историческую родину культурных ценностей, находящихся за пределами республики, признанных историко-культурным достоянием казахского народа и народов, проживающих в Республике Казахстан. РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 8. Регулирование отношений собственности Отношения собственности на памятники истории и культуры регулируются Законом "О собственности в Казахской ССР" и другими законодательными актами республики. См. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Особенности осуществления права собственности на памятники истории и культуры устанавливаются настоящим Законом. Статья 9. Объекты права собственности Объектами права собственности на памятники являются материальные и духовные историко-культурные ценности, признанные памятниками в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 10. Субъекты права собственности Субъектами права собственности на объекты историко-культурного наследия Республики Казахстан могут быть: Республика Казахстан, юридические лица различных форм собственности и граждане Республики Казахстан. Статья 11. Государственная собственность на памятники истории и культуры Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся собственностью других субъектов, а также историко-культурные ландшафты, признанные памятниками в порядке, установленном законодательством, являются исключительной собственностью Республики Казахстан. Республики Казахстан может приобретать права собственности на памятники истории и культуры, составляющие историко-культурное наследие казахского народа, имеющие историко-культурную ценность для него, по договорам с их собственниками. От имени Республики Казахстан полномочия собственника на памятники международного и республиканского значения осуществляет государственный орган Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия, а на памятники местного значения - соответствующие местные органы власти. Статья 12. Права субъектов собственности Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения памятниками истории и культуры как объектами собственности, за исключением права самостоятельного уничтожения. Собственник сохраняет право собственности на объект при признании последнего памятником истории и культуры. Гражданин, имеющий в собственности памятник истории и культуры, вправе требовать неразглашения его содержания или недоступность для исследований и публичного осмотра на срок до 30 лет, если объект собственности принадлежит ему на правах наследства и по своему происхождению или содержанию связан с личностью завещателя или предками собственника. Собственник имеет право извлечения прибыли (получения дохода) в результате использования и эксплуатации памятников, ограниченное обязательствами по их охране. При изменении прав собственности на недвижимые памятники их территории переходят во владение новых собственников безвозмездно. Статья 13. Обязанности собственников Собственники памятников истории и культуры осуществляют деятельность по их сохранению и обязаны: 1) принимать меры по обеспечению сохранности памятников; 2) регистрировать памятники в установленных государственных органах охраны памятников по месту нахождения памятников (недвижимых) или по месту жительства собственника (движимых); 3) уведомлять государственные органы охраны памятников о предполагаемых или свершившихся изменениях прав собственности; 4) уведомлять государственные органы охраны памятников о предполагаемых или свершившихся изменениях местонахождения, условий содержания и использования памятников; 5) уведомлять государственные органы охраны памятников о работах по ремонту, консервации, реставрации памятников; 6) обеспечить доступность к памятнику в научных, культурных и иных целях в порядке и пределах, устанавливаемых собственником м уполномоченным государственным органом охраны памятников, и содержащих помимо вышеперечисленных общих обязательств специальные обязательства применительно к конкретным памятникам. Обязательства, упомянутые в пунктах 1,2 настоящей статьи, в равной степени относятся к владельцам и пользователям памятников. Действия, перечисленные в пунктах 1,3,5, настоящей статьи, не подлежат осуществлению владельцами и пользователями без удостоверенного согласия собственников памятников. Статья 14. Принудительное лишение прав собственности на объекты историко-культурного наследия Принудительное лечение прав собственности на памятники, по вине собственника подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, осуществляется только на основании решения суда. В случае отказа индивидуального, коллективного собственника принять на себя обязательства по охране памятников, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, решение принимается судом по иску государственного органа по охране памятников. Принудительное лишение индивидуального собственника памятника, являющегося его жилым домом или жилым помещением, не может быть осуществлено без предоставления ему иного жилого помещения в установленном Законом порядке и соответствующей компенсации по договору. При этом обязательства по охране памятников подлежат передаче на договорной основе другому юридическому лицу или гражданину Республики Казахстан; либо памятник в принудительном порядке подлежит публичной продаже. При выявлении невозможности продажи памятники по решению государственного органа по охране памятников передаются в собственность государства с выплатой прежнему собственнику компенсации в размере, установленном договором, а в случае спора - судом. В случае отказа государственных органов от принятия обязательств по обеспечению сохранности памятников, находящихся или поступающих в государственную собственность, указанные памятники подлежат на договорной основе передаче в собственность иным субъектам, обязующимся обеспечить сохранность памятников в соответствии с настоящим Законом. Статья 15. Преимущества при приобретении права собственности на памятник Собственники частей памятника, находящегося в общей долевой собственности, имеют преимущественное право приобретения в собственность других частей этого памятника. Преимущественное право приобретения других частей памятника, предусмотренное в части первой настоящей статьи, распространяется и на случаи, когда собственность покупателя имеет статуса памятника. При публичной продаже памятников государство имеет право преимущественного их приобретения по рыночной (аукционной) цене за исключением случаев, оговоренных в частях первой и второй настоящей статьи. В этих случаях государство имеет преимущественное право за собственниками, указанными в части первой настоящей статьи. Такими же правами, как государство, обладают юридические лица и граждане, приобретающие памятники для передачи их государству при представлении ими оформленного обязательства. РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 16. Система органов государственного управления в области защиты, сохранения и использования историко-культурного наследия Государственное управление в области защиты, сохранения и использования памятников истории и культуры в Республике Казахстан осуществляют: - Правительство Республики Казахстан; - местные органы власти; - государственный орган Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия; - государственный орган управления архивами Республики Казахстан. Статья 17. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области охраны и использования историко-культурного наследия Правительство Республики Казахстан: - формирует и осуществляет государственную политику в области охраны и использования историко-культурного наследия; - утверждает Положение о государственных органах и структурах по охране и использованию историко-культурного наследия; - устанавливает порядок государственного учета объектов историко-культурного наследия, а также их выявления, исследования, содержания, консервации, регенерации, музеификации, пропаганды и использования, ввоза и вывоза, ставки арендной платы за пользование объектов историко-культурного наследия, находящихся в республиканской собственности. Статья 18. Компетенция местных органов власти в сфере охраны историко-культурного наследия Местные органы власти на своей территории: - обеспечивают выявление, учет, охрану, реставрацию и использование объектов историко-культурного наследия; - обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия; - предусматривают мероприятия по организации учета, охраны и реставрации памятников местного значения в планах экономического и социального развития соответствующих территорий, а также финансирует их осуществление за счет средств собственных бюджетов; - содействует организации шефства предприятий, организаций и учреждений над памятниками; - привлекают общественность к проведению мероприятий по охране и пропаганде памятников; - по согласованию с государственными органом Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия решают вопрос о предоставлении в пользование находящихся в государственной собственности зданий и сооружений, являющихся памятниками; - устанавливают ставки арендной платы за использование памятников местного значения, находящихся в государственной собственности; - по согласованию с государственным органом Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия при разработке и утверждении проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов обеспечивают выполнение мероприятий по выявлению, изучению, сохранению памятников всех категорий, составление историко-строительных опорных планов и карт-схем; - осуществляют отвод земельных участков под освоение в хозяйственно-строительных и оборонных целях только при наличии заключения государственного органа охраны и использования историко-культурного наследия; - по представлению государственного органа охраны и использования историко-культурного наследия решают вопрос о приостановлении, а также запрещении строительных и иных работ, создающих опасность для памятников; - осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. См.: Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 9 июля 2001 г. N ЮД-2-1-11/5499. Статья 19. Компетенция государственного органа Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия Государственный орган Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия: - разрабатывает государственные программы и участвует в формировании и реализации государственной политики в области защиты, сохранения и использования памятников истории и культуры; - осуществляет государственный контроль за состоянием использования и порядком содержания памятников, исполнением работ по консервации и регенерации памятников; - обеспечивает выявление, учет, сохранение и соблюдение правил использования памятников истории и культуры, находящихся на территории Республики Казахстан; - осуществляет охрану и использование памятников природы и других объектов окружающей природной среды, связанных с памятниками истории и культуры по согласованию в необходимых случаях с другими заинтересованными организациями; - выдает разрешение, открытые листы на проведение любых видов исследований, проектных и реставрационных-консервационных работ сохранности памятников всех категорий; - осуществляет контроль за соблюдением законодательства о порядке ввоза и вывоза культурных ценностей; - ходатайствует о привлечении к ответственности должностных лиц, предприятий, учреждений, общественных объединений, организаций и граждан, нарушающих нормы законодательства о защите, сохранении и пользовании памятников истории и культуры; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о нем. Статья 20. Компетенция государственного органа управления архивами Республики Казахстан в области охраны и использования историко-культурного наследия Государственный орган управления архивами Республики Казахстан: - участвует в формировании и реализации государственной политики в области охраны и использовании историко-культурного наследия, фондов редких рукописей, разрабатывает соответствующие государственные программы; - руководит работой государственных архивов Республики Казахстан по выявлению и собиранию документальных памятников, их учету, охране, реставрации, использованию и пропаганде; - существует контроль за обеспечением сохранности документальных памятников, не находящихся в государственных архивах; - обеспечение доступ у изучению документальных памятников, находящихся в государственных архивах, специалистов, представителей средств массовой информации, ученых и других исследователей. РАЗДЕЛ IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В статью 21 внесены изменения Указом Президента РК от 5.10.95 Статья 21. Фонды охраны и использования историко-культурного наследия При государственном органе Республики Казахстан по охране и использовании историко-культурного наследия создается государственный фонд историко-культурного наследия Республики Казахстан за счет финансовых средств республиканского бюджета, процентных отчислений, в рублях и валюте, государственными, кооперативными, общественными и другими организациями, осуществляющими: строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие работы в зонах охраны памятников истории и культуры; туристско-экскурсионные мероприятия,связанные с посещением памятников; выпуск суверенной продукции, рекламных изданий с изображениями зарегистрированных памятников; съемку кино-, теле- и видеофильмов в размерах, устанавливаемых Положением о фонде, утверждаемом Правительством Республики Казахстан, а также добровольных пожертвований общественных объединений, граждан, других предприятий, учреждений и организаций. За счет фонда осуществляется финансирование: - государственных программ в области охраны, реставрации и использования историко-культурного наследия; - программ по профессиональной подготовке кадров-реставраторов, укреплению и развитию производственных баз реставрационных организаций, оснащению их современной техникой, оборудованием и инструментами, созданию социально-бытовых условий для работников этих организаций; - иных мероприятий, предусмотренных Положением о фонде. Для финансирования местных программ и мероприятий в области охраны памятников местные органы власти создают за счет средств местного бюджета, а также добровольных отчислений предприятий, общественных объединений и взносов граждан фонда направляется в государственный фонд для нужд охраны и реставрации памятников международного и республиканского значения, находящихся на территории соответствующих областей. В указанные фонды зачисляются суммы средств, поступающих в местные бюджеты от собственников и пользователей памятников, а также от экскурсионных, туристических организаций и их предприятий в соответствии с Положением о фонде, утверждаемым местным органом власти. РАЗДЕЛ V. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 22. Участие общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию историко-культурного наследия Предприятия, учреждение, организации, учебные заведения, общественные объединения и граждане участвуют в пропаганде и популяризации памятников, содействуют государственным органам охраны памятников в осуществлении мероприятий по защите, сохранению и использованию памятников. Предприятия, учреждения, организации и граждане могут устанавливать шефство над памятниками истории и культуры в целях обеспечения их сохранности, оказывать государственным органам охраны памятников финансовую и материально-техническую помощь в выполнении работ по ремонту, консервации и реставрации памятников. Общественные объединения осуществляют деятельность по защите, сохранению и использованию памятников истории и культуры в соответствии с их уставами (положениями), а также законодательством Республики Казахстан. Статья 23. Участие Казахского общества охраны памятников истории и культуры в осуществлении мероприятий по охране и использованию историко-культурного наследия Казахское общество охраны памятников истории и культуры способствуют привлечению населения к участию в проведении мероприятий, связанных с защитой, сохранением и использование объектов историко-культурного наследия, осуществляют пропаганду памятников, взаимодействуют в своей деятельности с государственными органами по охране и использованию историко-культурного наследия. Статья 24. Участие Национальной Академии наук Республики Казахстан в охране и использовании историко-культурного наследия Национальная Академия наук Республики Казахстан: - участвует в выявлении, изучении объектов историко-культурного наследия и в составлении свода памятников истории и культуры; - совместно с государственным органом охраны и использования историко-культурного наследия и местными органами власти дает заключение по различным вопросам памятнико-защитного дела при отводе земельных участков под освоение гражданскими и военными ведомствами, за счет их средств проводит необходимые изыскательские работы. РАЗДЕЛ VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 25. Организация государственного учета памятников истории и культуры Памятники истории и культуры, находящиеся на территории Республики Казахстан, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету. Статья 26. Отнесение памятников истории и культуры к категориям памятников международного, республиканского и местного значения В целях эффективной организации учета и охраны памятников истории и культуры памятники подразделяются на памятники международного, республиканского и местного значения. Статья 27. Порядок учреждения списков памятников истории и культуры Перечень памятников, предлагаемых для включения в список Всемирного наследия, представляется Правительством Республики Казахстан в установленном порядке. Списки памятников истории и культуры республиканского значения учреждаются Правительством Республики Казахстан по представлению государственного органа Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия. Списки памятников истории и культуры местного значения учреждаются местными органами власти по представлению территориальных государственных и общественных органов охраны памятников, согласованному с государственным органом Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия. Исключение объектов из списка памятников истории и культуры республиканского и местного значения допускается только по решению Правительства Республики Казахстан. См.: Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 "О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения", Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 9 июля 2001 г. N ЮД-2-1-11/5499. Статья 28. Порядок образования и состав специальной комиссии государственных органов по охране и использованию историко-культурного наследия Для подготовки заключения о признании историко-культурных ценностей памятниками истории и культуры, а также о лишении их этого статуса, государственным органом Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия создаются уполномоченные комиссии, в состав которых входят ученые, специалисты, деятели культуры и искусства, представители творческих союзов и иных общественных объединений. РАЗДЕЛ VII. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Статья 29. Использование объектов историко-культурного наследия Объекты историко-культурного наследия используются в целях возрождения и развития духовных и культурных традиций народов Казахстана, а также в научных и воспитательных целях. Использование объектов историко-культурного наследия в иных целях допускается только с разрешения государственных органов охраны и использования историко-культурного наследия. Режим использования памятников градостроительного искусства и исторических центров городов и других населенных пунктов определяется в проектах их зон охраны, утверждаемых Правительством Республики Казахстан или государственным органом по охране и использованию историко-культурного наследия в пределах их компетенции. Статья 30. Порядок и условия предоставления памятников истории и культуры в пользование Предоставление памятников истории и культуры в пользование организациям, общественным объединениям, предприятиям и гражданам для научных, культурно-просветительных, туристических и иных целей осуществляется в порядке, определяемом настоящим Законом. Здания, сооружения, являющиеся памятниками истории и культуры, предоставляются в пользование по решению местных органов власти по предварительному согласованию с соответствующими государственными органами по охране и использованию историко-культурного наследия. Статья 31. Деятельность музеев, библиотек, архивов, учебных заведений, других учреждений и организаций по обеспечению защиты и сохранения памятников истории и культуры, находящихся в их пользовании Государственные музеи, библиотеки, архивы, учебные заведения, общественные объединения, другие учреждения и организации, в фондах которых находятся памятники истории и культуры, являющиеся собственностью Республики Казахстан, осуществляют деятельность по их защите, сохранению и использованию на правах пользователей в порядке, установленном настоящим Законом, а также законодательством о музейном и архивном фондах. Учебные заведения предусматривают в своих программах обязанность обучения основ и использования историко-культурного наследия. Статья 32. Лишение права пользования памятником истории и культуры Предприятия, учреждения, организации, граждане и общественные объединения, в пользовании которых находятся памятники истории и культуры, лишаются права пользования в случае нарушения ими обязанности пользования памятников в соответствии с их характером и назначением, в результате чего памятник подвергается угрозе уничтожения или порчи. Лишение права пользования памятником может быть осуществлено только по решению суда на основании заявления собственника памятника или государственного органа по охране и использованию историко-культурного наследия, если иное не предусмотрено договором о пользовании памятником. Статья 33. Обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия, находящихся на землях, предоставленных в пользование Предприятия, организации, учреждения, граждане и общественные объединения обязаны обеспечить сохранность недвижимых памятников истории и культуры, находящиеся на землях, предоставленных им в пользование. Статья 34. Реставрация, консервация и регенерация памятников истории и культуры Реставрация, консервация и регенерация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем. Реставрация, консервация и регенерация памятников истории и культуры осуществляется за счет средств фондов памятников, а также за счет средств собственников и пользователей памятников. Работы по реставрации, консервации и регенерации памятников истории и культуры производятся специализированными научно-реставрационными организациями и гражданами, на основании лицензии на право деятельности такого рода и специального разрешения, выдаваемых государственным органом Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия. Научно-реставрационные и другие организации и граждане привлекаются собственниками или пользователями памятников для проведения соответствующих работ на основе договоров. Статья 35. Согласование с органами охраны памятников проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, а также карты землепользования, имеющихся памятники истории и культуры, подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников, местными органами власти и национальной Академии наук Республики Казахстан. Статья 36. Зоны охраны памятников истории и культуры В целях обеспечения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. Границы охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта определяются соответствующими местными органами власти по согласованию с государственным органом Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия. В пределах указанных зон запрещается производство земельных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников. Зоны охраны памятников включаются в генеральные планы, проекты детальной планировки и застройки населенных пунктов. Если движение транспорта по дорогам, прилегающим к памятникам или пролегающим через охранные зоны, создает угрозу для существования памятников, по решению местного органа власти движение транспорта по таким дорогам ограничивается или запрещается. Статья 37. Охрана историко-культурных заповедников Ансамбли и комплексы памятников, территории, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании специальных Положений о них. Статья 38. Запрещение сноса, перемещение, изменения памятников истории и культуры Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается. Исключение из этого правила допускается лишь в особом случае с разрешения Правительства Республики Казахстан при разрушении объекта в результате стихийного бедствия и утрате исторической, научной, художественной ценности. Предприятия, организации, учреждения, общественные объединения или граждане, получившие такое разрешение, при осуществлении сноса, перемещения или изменения памятника обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а соответствующий государственный орган по охране и использованию историко-культурного наследия обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятников. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет предприятий, организаций или граждан, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятников. Статья 39. Обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия при освоении территорий Во всех видах освоения территорий на период отвода земельных участков должны производиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия за счет средств землепользователей. Запрещается проведение всех видов работ, которые могут создать угрозу существования памятников. Предприятия, организации, учреждения, общественные объединения и граждане в случае обнаружения в процессе ведения подобных работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу по охране и использованию историко-культурного наследия и приостановить дальнейшее ведение работ. Статья 40. Ведение раскопок и разведок памятников археологии Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается при наличии разрешения (открытых листов). См.: Квалификационные требования к лицензируемым видам деятельности по осуществлению археологических и реставрационных работ памятников истории и культуры.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |