16.07.2005
Укреплять демократические основы государства без активного участия рядовых граждан невозможно в принципе. Именно из такого постулата исходили члены Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте РК, принимая решение о необходимости всенародного обсуждения разработанного рабочей группой проекта Концепции развития гражданского общества на 2006—2011 годы. В конце прошлой недели документ, а также реквизиты, по которым казахстанцы могут направить свои предложения, были опубликованы в нашей газете. Какие изменения может претерпеть проект? На что следует обратить внимание в первую очередь? Высказать свое мнение на сей счет мы попросили одного из разработчиков — президента Конфедерации неправительственных организаций Казахстана Валентину СИВРЮКОВУ.
— Разработанный документ, безусловно, для нашей страны очень важен, как важно и то, что его подготовкой занималась большая группа людей, представляющих и Национальную комиссию, и неправительственный сектор, — отмечает Валентина Андреевна. — Ведь демократию нельзя внедрить «сверху»: какие бы хорошие законы и указы ни принимались, они не смогут нормально работать, если не будут востребованы людьми. Тем более что в данном случае речь идет о концепции, в которой содержится анализ сегодняшнего положения в сфере взаимоотношений власти и общества, определяются задачи на будущее и механизмы их решения.
В ходе поездок по регионам представители Национальной комиссии обсуждали документ с различными слоями населения. Я, как член группы разработчиков, принимала участие в заседании «круглого стола» в Алматы, на которое были приглашены представители НПО, политических партий, ученые, преподаватели вузов. Состоялось очень заинтересованное обсуждение, которое подтвердило, что этот город по праву является интеллектуальным центром. Было много предложений, дополнений, замечаний. И не наблюдалось равнодушия...
Конечно, говорить о том, что положения проекта однозначно позитивно воспринимаются всеми, нельзя. Но ничего страшного в этом нет. Всегда есть скептики и энтузиасты. Причем первые нужны для того, чтобы вторые, как говорится, не испортили дело, не оторвались от реалий жизни.
Нельзя забывать и о том, что любая инновация проходит три стадии: «этого не может быть», «в этом что-то есть» и «так и должно быть». Важно, что в целом никто идею развития гражданского общества не оспаривает. Что же касается возможных изменений, то почему бы и нет? Чем больше их будет, тем более адаптированной к современным условиям, уровню общественного развития окажется концепция.
Ее обсуждение должно завершиться к осени нынешнего года, и мы надеемся, что в окончательном виде документ смогут рассмотреть участники второго Гражданского форума, который, как ожидается, состоится в сентябре с участием Президента Нурсултана Назарбаева. Сейчас параллельно с правительственным оргкомитетом по подготовке мероприятия действует созданный нашей Конфедерацией общественный оргкомитет «Форум-2» из числа ведущих лидеров НПО из всех регионов страны. Они в настоящее время проводят активную работу, связанную с обсуждением документа.
— Валентина Андреевна, а не кажется ли вам, что с принятием концепции можно было повременить хотя бы до той поры, когда в государстве появится закон о местном самоуправлении? Ведь его нормы обязательно должны найти отражение в документе.
— Ни о какой преждевременности не может быть и речи — откладывать принятие концепции нельзя. Тем более что, как и любой другой подобный документ, она строится не на каких-то жестких нормах, а на определении общих направлений развития. Да, закон о местном самоуправлении крайне необходим. Но для его внедрения в жизнь Правительству нужно как можно быстрее завершить работу по разграничению полномочий в системе органов госвласти. Когда в этом вопросе появится четкая определенность, можно будет понять предмет деятельности органов местного самоуправления. Кстати, по данному поводу есть много точек зрения. Поэтому необходимы дискуссии, выработка общих дефиниций. Надо также понимать, что местное самоуправление немыслимо без развитого гражданского общества. Так что эти процессы должны идти параллельно.
Помнится, на заседании «круглого стола» в Алматы один из участников произнес интересную фразу: «Удовольствие растягивать нельзя, ибо оно может лопнуть». Полностью согласна: тянуть с принятием концепции не следует. К тому же не с нуля ведь начинаем. В самом проекте, кстати, очень четко расписаны все этапы построения гражданского общества в Казахстане. Уже очень многое создано. И теперь важно совершенствовать имеющуюся систему, наполнять ее новым конкретным содержанием. В приказном порядке этого не сделаешь — нужно, чтобы и органы власти и общество осознали, что необходимо предпринять, дабы, образно выражаясь, ручейки нашей жизни всегда были полны живительной влагой.
— А вы уверены, что общество готово, во-первых, «ясно осознать», а во-вторых, активно включиться в процесс управления государством? Тут ведь вначале менталитет измениться должен.
— А он и меняется. Хотите пример? Один из моих друзей-журналистов живет в Москве. Сюда ездит поездом и время зря не теряет: делает «дорожные зарисовки», общаясь с попутчиками — из России, Кыргызстана, других стран. Получаются своеобразные «фокус-группы». По его мнению, многие из казахстанцев выгодно отличаются от других. Они с огоньком в глазах делятся делами настоящими, планами на будущее: один кредит взял под новое дело, другой решил дом построить, третий интересный проект задумал... А вот, допустим, те же россияне большей частью жалуются на власть. То есть наши люди стали надеяться на себя, у них появились возможности для развития своего бизнеса, они отвыкают писать челобитные «наверх». И это говорит о тенденциях развития нашего общества.
Я, между прочим, вообще не понимаю разговоров о том, что, мол, во всем виновата власть, что она все делает не так, как надо. Мы сами должны влиять на нее, а если критиковать, то предметно и адресно.
Сегодня с неправительственными органами так или иначе связаны порядка двух миллионов казахстанцев. И нужно стремиться к тому, чтобы число НПО росло в зависимости от возникающих проблем и нужд населения. Ведь это укрепляет стабильность общества. Но искусственно, насильно приобщать людей к деятельности третьего сектора, конечно, нельзя. Все должно развиваться естественным путем. При этом важно строить такое общество, в котором бы каждый чувствовал себя уютно, мог реализовать свой потенциал.
После первого Гражданского форума 2003 года произошло очень много позитивных изменений в плане укрепления взаимоотношений между третьим сектором и властью. Надеюсь, что второй форум даст импульс повышению уровня развития НПО, эффективности сотрудничества с органами власти. Причем власть должна видеть в них партнеров, а не конкурентов. У нас общая задача — сделать жизнь сограждан лучше. А это подразумевает совместную повседневную деятельность, постоянные контакты, а не от случая к случаю — на конференциях, семинарах.
— Вы подчеркнули, что госорганы и неправительственные организации должны выступать в роли равноправных партнеров. Я так понимаю: власть, расценивая НПО как важнейших помощников, призвана привлекать их посредством тендеров к реализации тех или иных социально значимых проектов в самых различных сферах. Это — нормально. Но в проекте концепции меня поразила такая постановка вопроса: государство, дескать, должно (!) предоставлять третьему сектору помещения, оборудование и так далее...
— Да, в соответствии с Конституцией мы должны говорить о партнерстве власти и общественных структур, при этом важно отметить, что источником власти является народ. Что же касается слова «должно», то оно действительно неуместно. Плодить иждивенчество, в том числе среди НПО, ни в коем случае нельзя. Нужна грамотная поддержка социальных инициатив.
Приведу пример из жизни. Одна актюбинка рассказала мне, как обивала пороги акимата с просьбой предоставить ей помещение для созданного НПО, которое будет заниматься проблемами одиноких женщин, имеющих детей. Долго ходила... Потом задумалась: а почему мне кто-то должен, когда я еще ничего не сделала, а только собираюсь. Позвонила сестре и предложила ее пустующую однокомнатную квартиру оборудовать под офис. Так начали работать, да с такой энергией, чтобы быстро «встать на ноги». Сейчас и акимат уважает.
Я вообще категорически против иждивенчества. Взять налоговые послабления. В США в штате Аризона существует такая определенная законом практика: любая неправительственная организация может обратиться в налоговые структуры с просьбой признать ее деятельность социально полезной. Проводится проверка, и если факт этой самой социальной полезности подтверждается, можешь рассчитывать на льготы. То есть все строится на ответственности и подотчетности.
— Одной из форм укрепления связи между органами власти и гражданским обществом должно стать «электронное правительство». Но, к удивлению, в тексте концепции нет даже упоминания об этой важной новации...
— Полагаю, что это упущение. «Электронное правительство» действительно должно стать важным инструментом повышения качества контактов власти и общества. Кроме того, оно позволит повысить эффективность борьбы с коррупцией, произволом чиновников, бюрократией... В общем, пробел нужно восполнить.
В принципе же, проект концепции отражает различные аспекты жизнедеятельности. К примеру, большая роль отводится профсоюзам, что вполне понятно. Ведь сегодня семь миллионов казахстанцев — это работающие люди. Но они не должны быть на производстве рабами, а за пределами рабочего места — гражданами. В документе также заложены, на мой взгляд, эффективные меры гармонизации трудовых отношений. То же самое можно сказать о развитии системы местного самоуправления, использования потенциала институтов гражданского общества для защиты прав человека, развития системы несудебных форм разрешения конфликтов, модернизации социальной политики, внедрения принципа субсидиарности, который предполагает формирование всех программ «от человека», от частного к общему, а не наоборот.
Что касается НПО, то, по моему мнению, сейчас крайне важно развивать и поддерживать их инновационные идеи, проекты. И тут стоит внимательно отнестись к зарубежному опыту. Вот мы часто говорим о необходимости развития гражданских инициатив на селе. А почему бы не воспользоваться наработками Швеции, где еще в 1985 году был реализован проект внедрения так называемых телекоттеджей? Суть проста. В небольшом населенном пункте организуется общественный центр, в котором гражданам предоставляется масса услуг. Их могут научить азам бизнеса, проконсультировать по правовым вопросам, дать возможность обменяться опытом с хозяйственниками посредством Интернета... Кстати, сейчас уже создан международный союз телекоттеджей.
Или вот еще одна интересная идея. В 1939 году в Англии была внедрена система бесплатных бюро консультаций для граждан. Финансируется она за счет бюджета, бизнеса и частных пожертвований и состоит на данный момент из почти трех тысяч пунктов, в которых любой гражданин может получить самую разнообразную информацию, начиная с того, в какое время приходит поезд, и заканчивая, допустим, консультацией по налогообложению.
В общем, механизмов, форм, методов развития гражданского общества много. И я думаю, что в ходе обсуждения проект концепции пополнится большим числом конкретных предложений. К ней должны стать причастны все, кто готов к творческой работе. Тогда можно не сомневаться, что документ будет жизнеспособным.
Как-то разговаривала с сотрудницей ЮНИСЕФ, недавно приехавшей в нашу страну из Беларуси. «Знаете, — сказала она, — я уверена, что у Казахстана большое будущее». «Почему вы так считаете?» — спросила я. Ответ был прост: «У вас столько улыбающихся людей! А это значит — у них на душе спокойно и настроены они на будущее».
Сергей НЕСТЕРЕНКО