25.07.2005
Вадим Береговой
Это сразу приковывает внимание - огромная стена, сплошь заставленная телевизионными мониторами. Приглядевшись, узнаешь на экранах знакомые перекрестки и улицы. Перед стеной в огромном зале - люди в полицейской форме за компьютерами. В помещении полумрак: работающие здесь бумагой и ручкой не пользуются. Компьютер, рация, телефон - вот их рабочие инструменты. Это Центр оперативного управления ДВД (бывшее ГУВД) Алматы. Именно сюда попадают те, кому пришлось набрать на телефоне “02”
Это вам
не дежурная часть
Каких-то три года назад здесь все было совсем по-другому. Звонок гражданина фиксировался в специальном журнале, затем офицер дежурной части связывался по телефону с дежурным райотдела, на территории которого произошло преступление, а тот передавал по рации сообщение свободному патрульному экипажу. Телефон в “районе” мог запросто оказаться занятым, патрульный экипаж - и такое случалось! - мог по своим делам ездить на другом конце Алматы...
Ныне в сердце алматинской полиции используются действительно передовые технологии. По крайней мере, для нашей страны.
Техники Центра оперативного управления - те самые женщины, чьи голоса мы слышим, звоня “02”, принимая сообщение, одновременно заполняют электронную карточку. Руки у них свободны - в работе используется гарнитура, как у телефонисток или диспетчеров. Расспрашивают звонящего подробно, но вопросы четкие и следуют один за другим: “Это выше Абая?”, “Рядом с остановкой?”, “Как он одет?”, “Куда побежал?”
Карточка заполняется примерно минуту, затем нажатием клавиши отправляется в компьютер офицера ЦОУ. Тот решает, какие силы необходимо задействовать в данном случае, и пересылает карточку в компьютер дежурного того районного управления, где что-либо происходит. Дежурному “по району” или непосредственно офицеру ЦОУ остается передать приказ проследовать по такому-то адресу свободному патрульному экипажу.
Вычислять или лихорадочно вспоминать, какой же экипаж свободен, теперь нужды нет. Каждый патрульный автомобиль оснащен передатчиком системы спутникового контроля GPS. Отключить его невозможно.
Благодаря этому прибору каждая патрульная машина как на ладони - на специальной электронной карте города прекрасно видно, по какой улице следует патрульный экипаж, в каком направлении, где именно находится и даже с какой скоростью передвигается. Теперь так просто на обед домой не заскочишь...
Ну а если свободных экипажей вдруг не оказалось? Так случается нечасто: ведь в распоряжении офицера ЦОУ еще и экипажи дорожной полиции, и участковые. В общем, кто оказался поблизости, тот и будет разбираться. Параллельно докладывая контролирующему свой район офицеру ЦОУ о всех нюансах.
Кстати, о контроле. Благодаря GPS, если экипаж замешкался, офицер ЦОУ, выйдя с ним на связь, может задать невинный вопрос вроде: “Буран” такой-то, а вы почему даже с места не сдвинулись?!”
Сколько бензина в баке велосипеда? В работе сотрудников ЦОУ случаются и “приколы”. Довольно часто всяческие несуразицы возникают при координации работы патрульных экипажей. Кот на дверях Патрульный экипаж прибыл по вызову. Выходит на связь с дежурным райотдела: - Не могу войти в подъезд, здесь код! Дежурному, основательно замотанному под конец смены, естественно, слышится не “код”, а “кот”. - Ну так выгони этого кота! В чем проблема-то?! - Я не могу выгнать кота! Какого еще кота? - Почему ты не можешь выгнать кота?! - Потому что код - на дверях! |
Не так уж и редко в полицейском радиоэфире звучит просьба: “Сориентируйте”. Это означает, что экипаж не в силах быстро найти конкретный дом в лабиринте дворов или какой-нибудь переулок, названия которого нет ни на одном доме, в этом самом переулке расположенном. Но с электронной картой в городе не заблудишься. Карта позволяет разглядеть не только отдельно взятое здание, но и как именно к нему можно подъехать. Поэтому экипаж может следовать буквально вслепую, просто подчиняясь командам офицера: “В конце этого дома, возле которого вы сейчас находитесь, будет въезд во двор. При въезде справа от вас пятиэтажка. Это и есть дом двадцать семь”.
После всего увиденного утверждения высоких полицейских чинов о том, что патрульный экипаж прибывает к месту тяжкого преступления в течение трех минут, не кажутся выдумкой...
|
На центральных перекрестках Алматы и главных городских площадях установлены восемьдесят четыре видеокамеры. Изображение с них передается как раз-таки в Центр оперативного управления. Каждая камера может поворачиваться вокруг своей оси и укрупнять изображение объекта, на который наведена. Камеры не выключаются ни на минуту, да и огромная стена от пола до потолка, заставленная мониторами, выглядит весьма впечатляюще. Однако... Видеонаблюдение сейчас - просто красивый антураж. Мониторы контролирует тот сотрудник ЦОУ, у которого вдруг выдалась свободная минутка. Причем это не входит в его прямые обязанности. Да и маловато, мягко говоря, видеокамер для самого крупного города в стране, чтобы можно было говорить о тотальном видеонаблюдении, позволяющем оперативно реагировать на преступления на улицах. Зачем же тогда они вообще нужны? Если сотрудники ЦОУ смогли припомнить лишь один случай, когда с помощью видеокамеры было предотвращено преступление: офицер обратил внимание на подозрительных людей, крутящихся около припаркованной на улице машины. При проверке выяснилось, что они хотели ее угнать... Все дело в перспективе. - Аким Алматы намерен увеличить количество видеокамер до более чем тысячи штук, - сообщила заместитель начальника отдела ЦОУ ДВД Алматы Светлана Белоусова. - Чтобы их разместить, планируется построить отдельное здание. За мониторами будет непрерывно наблюдать специально обученный персонал. |
Техники “02”:
пострадавшим поможем,
хулиганов отыщем!
Каждому передавшему информацию предлагают оставить координаты. От этого можно без проблем отказаться. Впрочем, как только вы набрали “02”, телефон, с которого вы звоните, адрес, где находитесь, тут же высветятся на экране компьютера. Если телефон домашний, будет определена еще и фамилия хозяина квартиры. Если служебный, название организации. То же самое касается сотовых телефонов. Антиопределитель номера тут запросто может не сработать. Звонок с картофона анонимности прибавит, но адрес его местонахождения с привязкой к ориентиру - “рядом с остановкой” - определится обязательно.
Может ли случиться так, что в ЦОУ вашу просьбу о помощи проигнорируют? По словам полицейских, это абсолютно исключено. Заполненная карточка, отправленная офицеру, тут же автоматически сохраняется, и ее в случае надобности без проблем можно найти. А там ведь указано все: кто из техников звонок принимал, в какое время, с какого телефона звонили... Нагрубить же звонившему или сказать что-то вроде “не морочьте мне голову своими проблемами” технику себе дороже - каждый диалог по “02” автоматически записывается. Магнитная запись хранится не меньше месяца.
А вот если говорить о грубости звонящих...
- В сутки нам может поступить до пяти тысяч звонков, - рассказывает техник “02” Любовь Морозова. - Как правило, больше половины из них - звонки телефонных хулиганов. Ругаются матом, обзывают нас. В основном этим грешат подростки.
Единственная проблема, которая может возникнуть у добропорядочного гражданина, - не удастся дозвониться сразу. В каждую смену заступают восемь техников, с пяти вечера и до трех ночи на каждую из этих женщин сваливается колоссальная нагрузка. Именно в это время на ваш звонок могут ответить не сразу. Ну а может быть, работницы ЦОУ дружно решили отдохнуть и какое-то время просто не отвечать на звонки? Этот вариант предусмотрен. В конце месяца руководство ЦОУ получает распечатку с количеством звонков, принятых каждым техником. Если у кого-то коэффициент полезного действия значительно ниже, чем у остальных, может последовать служебная проверка со всеми вытекающими...