21.10.2005
Вояж на электрической тяге
На днях мне довелось побывать в славном городе Караганде. Путь туда и обратно я проделал на поезде. Полученных впечатлений, думаю, хватит надолго.
Шуйский коньяк
Не успел отправиться от алматинского вокзала поезд сообщением Алматы - Петропавловск, как проводник нашего вагона сделал попытку занять у меня 5 тысяч тенге. Я отказал. Позже видел, как он просил о подобной услуге других пассажиров, но, судя по всему, так и не получил требуемой суммы. С мрачным видом выдав постельное белье, он заперся в своем купе, выходя оттуда лишь для того, чтобы закрыть туалет при подъезде к очередной станции. При этом он с видимым удовольствием выгонял из уборной тех, кто имел неосторожность задержаться там именно в это время.
Весь день с завидной энергией по поезду курсировали транспортные полицейские из ЮВДВДТ. Попытка поговорить с ними об их нелегком труде успехом также не увенчалась. Свой отказ они мотивировали тем, что рассказать им нечего. Напрашивался вывод, что их блуждание по вагонам совершенно бессмысленно, так как никаких результатов у них все равно нет…
Скучая в купе, мы с попутчиками решили распить бутылочку коньяка. Спиртного с собой, однако, никто не взял. Поезд как раз подходил к станции Шу. Требуемое мы приобрели в одном из местных магазинчиков. Совершая покупку, я, опасаясь подделки, очень внимательно изучил бутылку, обращая особое внимание на этикетку, акцизную марку, герметичность пробки и цвет напитка. Все вроде было в порядке.
В момент торжественного открытия бутылки в купе заглянули транспортные полицейские, которые предупредили, что теперь наше купе будет у них под особым контролем…
Но стражи порядка волновались зря. Первая же рюмка показала, что жидкость в бутылке не имеет ничего общего с благородным напитком. Решив не рисковать, мы оставили пойло в покое. Впрочем, даже 20 граммов, выпитых сгоряча, хватило, чтобы до самого вечера страдать тошнотой и головной болью. Другие чувствовали себя не лучше. А потому разговор, естественно, крутился вокруг случаев отравлений продуктами, спиртным и даже различными кремами и зубной пастой, купленными на станциях. Выслушав более двух десятков подобных историй, я твердо решил не покупать в пути ничего, кроме блокнота и авторучки.
Пройдясь вечером по поезду, я заметил, что пассажиров и багажа заметно прибавилось. Через некоторые вагоны (особенно плацкартные) пройти было практически невозможно. Утро следующего дня показало, что и наш проводник не избежал соблазна. Выбираясь из купе, я споткнулся в коридоре обо что-то мягкое. Приглядевшись, смог разобрать в предрассветной темноте, что буквально весь проход заполнен мешками, сумками и спящими людьми. Кое-как добравшись до выхода, я поинтересовался у проводника, что это за люди. Пробормотав в ответ что-то вроде «всем ехать надо», он поспешно ретировался.
Будни машиниста
На обратном пути половина мест в поезде пустовала, а потому о «левых» пассажирах не могло быть и речи. Зато, узнав о моей профессии, ко мне обратилась целая делегация проводников с просьбой написать о поборах, совершаемых их начальством. Они подробно рассказали, как их заставляют выплачивать определенные суммы или приобретать за свой счет товары по списку, вынуждая брать «левых» пассажиров. Перечислили они и цепочку заинтересованных в этом людей и учреждений. Однако никто из них не хотел, чтобы его имя и фамилия были озвучены в газете. Да и документов, подтверждающих рассказ, предоставить они не могли. Поэтому мне оставалось только посочувствовать им и посоветовать обзавестись соответствующими доказательствами.
На станции Чиганак удалось договориться о поездке в кабине электровоза. Машинист депо станции Шу Сергей Базарник и помощник машиниста Марат Башкаев подробно ознакомили меня со своим рабочим местом. По количеству переключателей, кнопок и дисплеев оно напоминало кабину самолета. Поэтому меня очень удивило, что помощник через каждый пройденный километр докладывает машинисту скорость движения, опасный участок или нет, цвет сигнала светофора. А тот подтверждает, что все понял. Потом Сергей Иосифович пояснил: это делается для того, чтобы машинист ни на секунду не отвлекся или не задремал. Ведь он отвечает за жизнь 800-1200 пассажиров (в зависимости от числа вагонов). Кроме того, каждые 10 минут помощник выходит в машинное отделение и проверяет состояние всех систем.
- В дороге всякое бывает, - рассказывает Сергей Базарник. - Раньше вагоны, бывало, горели, и машинист кроме всего прочего исполнял и обязанности пожарного. Сейчас такого практически нет, очень много дала электрификация железных дорог. Да и за техсостоянием осуществляется строгий контроль. Кроме того, несмотря на возраст нашего локомотива, который был выпущен еще в конце 80-х годов, его постоянно оснащают современным оборудованием. Например, установили электронный скоростемер. Он указывает скорость движения, допустимую на этом участке (причем если скорость превысить, то автоматически включатся тормоза), и предупреждает об опасных участках пути, указывает давление в тормозах, номер пути, по которому движется поезд. А еще он играет роль «черного ящика», фиксируя все свои показания и действия машиниста.
Работают машинисты по плавающему графику, но в целях безопасности отдыхать они должны не менее 16 часов, а самая долгая смена не должна превышать 8 часов. Зарплата у них довольно высокая - в среднем 60-70 тысяч тенге, а потому и отбор очень жесткий. При приеме на должность машиниста пассажирского поезда рабочий стаж должен быть не менее 5 лет.
Владимир ДЕМИДОВ, Алматы - Караганда - Алматы
Фото Игоря Логвина
Анекдот «АиФ Казахстан»
У железнодорожнего переезда - пробка. Машины сигналят, водители волнуются. Из будки выходит дедуля:
- Наберитесь терпения, мужики! Поезд опаздывает на пять часов.