| ||||||||||||||||||||
|
|
|
10.12.2005
Мировой опыт:
Гаухар Умирбекова, начальник отдела администрирования недропользователей горнорудного сектора Управления администрирования МРНК № 1
Налоговое законодательство в области налогообложения нефтегазового сектора, действующее в США, имеющих достаточно развитую нефтяную промышленность, всегда представляло большой интерес для Казахстана. Совершенствование налоговой системы в США определяется объективными факторами, в том числе необходимостью государственного регулирования экономики и обеспечения темпов экономического роста с учетом социально-экономических границ налогообложения. При формировании налоговых систем всех уровней главным выступает противоречие между государственными потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения; идет постоянный поиск путей, с одной стороны, как оптимизировать государственные расходы и тем самым сохранить потребности в налоговых доходах, а с другой - как увеличить эффективность налоговых систем. США, как и другие промышленно развитые страны, сталкиваются с общими налоговыми проблемами: > налоговые системы этих стран сложны для понимания рядового налогоплательщика и для эффективного управления со стороны налоговых органов, что порождает различные способы уклонения от налогов; > личное подоходное обложение характеризуется неравенством распределения налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения; > особо высокие ставки на прибыль корпораций отрицательно сказываются на эффективности функционирования капитала. Налогоплательщики, относящиеся к этой группе, склонны переходить к "подпольной" экономике, теряют стимул к работе; > налогообложение корпораций стимулирует их инвестиции и перестройку не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов; > большие различия в ставках личного подоходного обложения и обложения корпораций стимулируют компании принимать решения о слияниях и объединении по налоговым причинам. Повышение налогообложения дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств. В целом в этих странах налоговые системы построены на прямых налогах, что усугубляет перечисленные выше недостатки.
Бюджетно-налоговое программирование и регулирование экономики
В послевоенный период одним из важных инструментов государственного регулирования экономики США служат государственные бюджеты всех уровней власти. Бюджетно-налоговое реагирование применяется Правительством для предупреждения кризисных явлений в экономике и для создания стимулов по обеспечению темпов экономического роста. Механизм государственных финансов США построен на трехступенчатой основе, адекватной государственной власти, и предусматривает три этажа финансово-хозяйственной структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов власти. На рубеже XXI века федеральные расходы составляют 22-23% от ВВП. Около 60-61% общегосударственных расходов покрывается федеральным бюджетом, а 39-40% - бюджетами штатов и местных органов власти. США - федеральное государство, его Конституция делит функции государственной власти между Федеральным правительством и правительствами штатов. Как Федеральное правительство, так и правительства штатов пользуются конституционным правом принятия налогов. В связи с этим исторически сложились традиционно самостоятельные федеральная налоговая система и налоговые системы штатов и органов местного управления, структура которых определяется Конституцией штатов. Для налоговой системы США конца XX века характерно применение основных видов налогов Федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Речь идет о подоходных налогах и акцизах на отдельные товары, налогах на наследство и дарения, взносах в фонды социального страхования. Население США уплачивает три вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), два вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный). В цене ряда товаров широкого потребления (табачные и винно-водочные изделия, горючее) содержится пять видов акциза (федеральный акциз, штатные и смежные универсальные и специфические акцизы). Специфические акцизы взимаются на отдельные товары в отличие от общего или универсального акциза (общего налога с продаж, которым облагаются все виды товаров и целый ряд услуг). Некоторые налоги взимаются только Федеральным правительством (таможенные пошлины) или только правительствами штатов и местными органами власти (поимущественные налоги и универсальные акцизы). Основное место в налоговом механизме Федерального правительства принадлежит подоходным налогам, в налоговых механизмах штатов - универсальным и специфическим акцизам, в местных органах власти - поимущественному налогу. Более 70% всех налоговых поступлений дают прямые налоги. В прямых налогах большой удельный вес в конце 90-х гг. занимают федеральные подоходные налоги - более 40%.
Структура прямых и косвенных налогов в США
Прямые налоги: 1. Подоходные налоги с населения: федеральный налог, налоги штатов и местные. 2. Налоги на прибыль корпораций: федеральный налог, налоги штатов и местные. 3. Поимущественные налоги штатов и местные. 4. Взносы трудящихся на социальное страхование: федеральные налоги, налоги штатов. 5. Налоги на наследство и дарения: федеральные налоги, налоги штатов, местные. 6. Сборы с транспортных средств и другие налоги, взимаемые с граждан. Косвенные налоги: 1. Акцизы и таможенные пошлины: федеральные налоги, налоги штатов и местные. 2. Федеральные взносы частных предпринимателей на социальное страхование. 3. Сборы с транспортных средств и другие налоги: налоги штатов, местные, взимаемые с предпринимателей. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные налоги, налоги на наследство и дарения, а также взносы на социальное страхование, уплачиваемые трудящимися непосредственно из заработной платы (жалованья). К косвенным налогам относятся федеральные таможенные пошлины, разнообразные акцизы, сборы с транспортных средств, взносы предпринимателей на социальное страхование, поскольку они включаются в основном в себестоимость продукции и их фактическим плательщиком являются покупатели. По степени пропорциональности к облагаемой сумме налоги делятся на прогрессивные - растущие в большей степени, чем облагаемая сумма, и регрессивные - увеличивающиеся относительно медленнее. Последние в большей мере связаны с косвенным налогообложением. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибылей корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования; налоги на наследство и дарения, акцизы. Различия между налогами на разных уровнях заключаются в порядке определения облагаемой суммы, величине ставок и удельном весе в совокупных бюджетных поступлениях. Только в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины. Штаты и местные органы власти взимают налоги с тех субъектов и объектов, которые облагаются Федеральным правительством: подоходный налог населения и большая доля акцизов. Преобладание поимущественного и косвенного обложения в налоговых механизмах штатов и местных органов власти предопределяет их регрессивный характер. Поимущественный налог не связан с доходом налогоплательщика и резко регрессивен. Регрессивный характер этого налога объясняется тем, что значительная часть его перекладывается на последующего налогоплательщика. Таковы местные налоги на имущество корпораций, дающие основную часть всех поступлений в местную пользу от этого вида обложения. Крупные домовладельцы также перекладывают большую часть своего налога на квартиросъемщиков. В хозяйственной политике штатов и местных органов власти преобладают прямые налоги над косвенными; первые дают здесь более 60% всех налоговых поступлений. Прямые налоги - подоходный налог, взносы трудящихся на социальное страхование и налоги на наследство и дарения, их структура в механизме налогов штатов и местных органов власти неодинакова. Общий налог с продаж - самый массовый налог в штатах. Формальным плательщиком налога выступает продавец. Однако в процессе продажи товара сумма налога перекладывается на покупателя и фактическим плательщиком налога оказывается потребитель. Помимо общего налога с продаж, в штатах взимаются выборочные налоги с продаж, или специфические акцизы (на бензин, сигареты и винно-водочные изделия). Акцизы взимаются и при розничной продаже. Ставки акцизов устанавливаются в абсолютных денежных единицах с определенного количества товара.
Подоходный доход с населения с населения
По своей структуре налог имеет сходство с федеральным подоходным налогом, но отличается от него уровнем ставок и системой льгот и вычетов, разрешенных при исчислении налоговой базы. Этот налог предусмотрен в 44 штатах (кроме Флориды, Невады, Южной Дакоты, Техаса, Вашингтона и Вайоминга). В большинстве штатов ставки налогов установлены, однако прогрессия незначительна и полностью исчезает при доходах в 10 - 15 тыс. долл. Поэтому если обложение низких и частично средних доходов прогрессивно, то в обложении высоких доходов прогрессия отсутствует. Порядок взимания подоходного налога с населения на местах весьма сложен, особенно в связи с тем, что местные власти крайне неодинаково устанавливают предметы налогообложения. Одни облагают налогом все доходы граждан своего штата независимо от территориального источника их получения. Другие - только доходы, полученные в пределах данного штата. Третьи учитывают и то и другое. Ставки подоходных налогов с населения в штатах, как правило, ниже низшей ставки федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок на соответствующий уровень дохода. В большинстве штатов максимальная ставка колеблется от 3 до 11%.
Налог на прибыль корпорации
Налог взимается в 40 штатах и обеспечивает примерно 3 - 5% их внутренних налоговых поступлений. База налога определяется, в основном, как и для федерального налога, на прибыль корпораций. Ставки налога в большинстве штатов пропорциональные.
Налоги на наследство и дарения
По своей структуре эти налоги подобны федеральным, но ставки их гораздо ниже и менее прогрессивны. Их доля в налоговых поступлениях не превышает 1%.
Поимущественный налог
Многие штаты взимают поимущественные налоги, однако их значение как доходных источников невелико, около 2%. Структура данных налогов подобна структуре местных поимущественных налогов, на долю которых приходится подавляющая часть поимущественного обложения в США. Штаты взимают взносы и на социальное страхование (по болезни, от несчастных случаев на производстве), различные лицензионные сборы.
Налог с продаж
Его доля (включая продажу медикаментов) во внутренних налоговых поступлениях составляет около 37%. Размер налога варьируется в зависимости от штата, его минимальная ставка - 3% (к розничной цене), максимальная ставка - 6,5%. Средняя ставка в большинстве штатов - 3 - 4%. По законам США, объектом обложения общим налогом с продаж является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, но и оборот по оказанию услуг населению, что значительно расширяет налоговую базу штатов и муниципалитетов в условиях роста сферы услуг. Выборочным налогом с продаж, исчисляемым от суммы реализации отдельных товаров, облагаются отдельные товары массового потребления, предметы роскоши и производственного назначения. Важнейшие объекты обложения - бензин, табачные изделия и спиртные напитки.
Местный подоходный налог
Относительно широкое распространение среди прямых налогов получил местный подоходный налог с населения, взимаемый в штатах и местных органах власти. С 80-х гг. этот налог в США взимается в 44 штатах, причем в ряде из них соответствующими правами наделены и местные органы власти. Ставки подоходного налога в штатах в сравнении со ставками федерального подоходного налога с населения невысоки, их прогрессия весьма незначительна (для сравнения укажем, что ставки федерального подоходного налога с населения для одинокого налогоплательщика в конце 90-х гг. составляли: 15% - для годовых доходов менее 25 750 долл.; 28% - для доходов 25 750 - 62 450 долл.; 31% - для доходов 62 450 -130 250 долл.; 36% - для доходов 130 250 - 283 150 долл.; 39,6% - для доходов свыше 283 150 долл.). Налогообложение доходов населения в штатах производится по единой схеме, но ставки и величина льгот различны в разных штатах. Так, минимальные ставки составляют в среднем 2 - 4%, максимальные -12%, средняя ставка существенно ниже - 6 - 7%. В каждом штате предоставляется необлагаемый минимум на каждого налогоплательщика. В случае налогообложения главы семейства сумма увеличивается вдвое, необлагаемый минимум предоставляется на каждого иждивенца. Величина необлагаемого минимума для одинокого налогоплательщика составляет, в зависимости от штата, от 900 до 6 000 долл. Важное условие местного налогообложения состоит в том, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов и местных органов, подлежат вычитанию при расчете его обязательств по федеральному подоходному налогу. В ряде штатов эта сумма вычитается полностью или частично. Существенным моментом является и ежегодная налоговая индексация величины необлагаемого минимума, а также пересмотр границ подоходного обложения по мере изменения инфляции. Подобные законодательные меры отвечают интересам широкого круга налогоплательщиков. Объекты обложения подоходным налогом чрезвычайно различны и утверждаются законодательными собраниями каждого штата в отдельности. Так, в одних штатах объектом обложения служат доходы граждан, проживающих в нем, и полученные в его границах, в других - только те, которые возникли за пределами штата, в третьих - все доходы лиц, проживающих или работающих в штате и полученные ими как в самом, так и вне пределов штата. Большинство штатов при исчислении налоговой базы исключают из облагаемых доходов не только отмеченные выше выплаты по федеральному подоходному налогу, но и проценты по государственным займам. В некоторых штатах подоходным налогом облагают только проценты на инвестированный капитал, доходы от акций, ренту.
Налог на прибыль корпораций
Роль налога на прибыль корпораций для местных бюджетов незначительна - он обеспечивает около 5% налоговых поступлений. Этот налог используется как инструмент экономического регулирования и воздействия на перестройку предприятий и производств, а именно экологически вредных, на территории данного штата и местного органа. По местным законам налог на прибыль корпораций взимается в 45 штатах. Ставки налогообложения колеблются в пределах от 2,35 до 11,5%, при средней по стране в 6%. При подсчете налоговых обязательств по уплате федерального налога на прибыль корпораций из них вычитается сумма налога на прибыль, уплаченная в бюджет штата или местного органа.
Налог на наследство
Этот налог взимается в 36 штатах, его ставки дифференцированы в зависимости от степени родства наследодателя и наследополучателя. Они варьируются от 1 до 16% с наследства, полученного супругом, детьми или родителями, и от 3 до 30% по наследству, полученному лицами, не являющимися родственниками наследодателя. Если наследники сестры и братья, то ставки - на уровне между приведенными выше. Ставки налога на наследство варьируются и по штатам. Так, в штате Северная Каролина налог на наследство, полученное супругом, ребенком пли родителем умершего, взимается по ставкам от 1 до 12%, а с лиц, не являющихся родственниками умершего, - по ставкам 8 - 17% (максимальная ставка применяется к наследству свыше 3 млн. долл.). В штате Мэн соответствующие ставки составляют 5 - 10% и 14 -18%. При взимании этого налога определен необлагаемый минимум, который в штате Коннектикут, например, составляет для супруга умершего наследодателя 300 тыс. долл. В ряде штатов супруг полностью освобождается от уплаты налога на наследство. В некоторых штатах действует другая разновидность налога на наследство - им облагается стоимость имущества, оставшегося после смерти его владельца. Размер налога зависит только от величины наследства. На него не оказывает влияние степень родства наследополучателя (за исключением случаев, когда наследство переходит супругу).
Поимущественный налог
Поимущественные налоги - основной источник налоговых поступлений местных органов власти (свыше 2/3 поступлений). Имущество, подлежащее обложению налогом, подразделяется на следующие категории: 1. Недвижимое имущество (земля, здания, недвижимые приспособления). 2. Реальное (материальное) личное имущество: а) активы, используемые для извлечения доходов (оборудование, машины, товарно-материальные ценности, сельскохозяйственное оборудование, урожай, стадо и др.); б) собственность домохозяйства (товары длительного пользования: автомобили, холодильники, телевизоры и др.). 3. Нематериальные активы (акции, долговые обязательства и деньги). 4. Объекты и установки коммунальных и других предприятий, железнодорожные объекты. Объекты обложения поимущественным налогом оговариваются в законодательстве штата. Полному освобождению от налогов подлежат: 1. Недвижимое имущество Федерального правительства, штатов и местных органов. 2. Собственность бесприбыльных организаций в сфере образования, благотворительных и религиозных учреждений, если они не используются для коммерческих целей, трудовые союзы, фермерские объединения, объединения ветеранов. 3. В четырех штатах личное имущество освобождено от поимущественного налога. 4. В 36 штатах освобождены от налога нематериальные активы (акции, долговые обязательства, деньги). В казну поступает около 4/5 всех доходов от обложения данным налогом. В конце 90-х гг. в США наблюдается тенденция к ограничению базы обложения данным налогом, в основном этот налог теперь включает недвижимое имущество, промышленное оборудование и запасы товарно-материальных ценностей, а также различные технические объекты и установки.
Акцизы
Специальные акцизы составляют 3 - 5% всех налоговых поступлений в местные органы власти. Ими облагаются табачные изделия, бензин, в некоторых штатах - автомобили и другие товары. Налоги на бензин составляют от 7 центов с галлона топлива до 18 центов, при этом превалирует ставка в 14 центов с галлона. Ставки этого налога имеют тенденцию к повышению и постоянно пересматриваются. Налог на алкоголь в ряде штатов взимается от суммы оптовой продажи (20%) или розничной продажи (48%), 15% - в штате Айова, 9,85% - в штате Мичиган. Ставки дифференцированы в зависимости от крепости напитка. Акцизы на алкоголь, бензин и др. дают в бюджет штатов около 3 млрд. долл. Разновидность акцизных налогов, взимаемых в штатах, - налоги с добычи минеральных ресурсов, нефти, природного газа, угля, лесопродуктов. В среднем по стране на них приходится около 3% налоговых поступлений штатов, однако в ряде штатов эта цифра достигает 18 - 25%.
Экологические налоги
Необходимо выделить отдельную группу новых налогов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. В целях мобилизации средств для очистки почвенных вод от вредных загрязнений, поступающих вследствие хранения нефти в подземных хранилищах и угрожающих чистоте питьевой воды, введен налог в 0,1 цента с галлона бензина, дизельного топлива и специального моторного топлива. По мнению американских экономистов, со временем все больше налоговых поступлений будет получено от широкого спектра экологических налогов по защите среды обитания человека - за загрязнение воздуха, воды, за различные выбросы, в т. ч. проникающие в почвенные слои. Также доходы от экологических налогов могут быть использованы отчасти вместо поступлений от других налогов. Финансовый эффект экологических налогов не столь важен для американской экономики, но значителен для общества в целом - достижением более высоких параметров чистоты окружающей среды. Налоги на вредные выбросы - мощный побудительный мотив для компаний использовать более эффективные безотходные технологии для решения задач по защите среды обитания человека.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |